Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и генезис социальных связей





К середине I тыс. до н.э. на территории Индии образуется несколько десятков государств, большинство из которых монархические или олигархические республики. Во главе стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, в первую очередь земли. Он же командовал войском и считался главным защитником дхармы (правил добродетельной жизни). Власть царя передавалась по наследству и носила сакральный характер, однако не была деспотичной.

Особенностью всех древневосточных обществ было сословное деление, но в Древней Индии оно отличалось особой жесткостью и прочностью. Это находило свое выражение в делении общества на варны – сословия, имеющие кастовый характер.

Каста – резко обособленная общественная группа, замкнутое сословие. Младшие члены касты продолжают образ жизни своих отцов и предков и передают ненарушимыми их заветы, обычаи и религию своим потомкам.

Всего было четыре варны:

брахманы – члены жреческих родов, одежда белого цвета;

кшатрии – воины, одежда красного цвета;

вайшьи – рядовые свободные общинники, одежда желтого цвета;

шудры – относящиеся к нижнему слою общества, слуги и рабы, одежда черного цвета.

Принадлежность к варнам определялась рождением и наследовалась. Браки между членами различных варн не считались законными, в особенности если мужчина принадлежал к низшей варне, а женщина – к высшей. Особенностью кастового деления общества в Древней Индии было противопоставление первых трех высших варн четвертой, состоявшей из чужаков, пленников, а также лишившихся земли и помощи сородичей общинников. Шудры подвергались ряду ограничений в религиозном культе (им запрещалось читать Веды и даже слушать их), а также в общественной жизни.

Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения, обеспечивавшую сохранение привилегий высших варн, сословную солидарность и организационную структуру при всех возможных колебаниях в соотнесении сил при политических изменениях в условиях этнического разнообразия.

Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободных тружеников. В наиболее освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование. Особенностью общины как производственного коллектива было то, что кроме земледельцев в нее входили кузнецы, плотники, сторожа и др. Это делало общину самостоятельным экономическим организмом, мало связанным с политической жизнью своего государства. Однако при всей своей прочности община не оставалась неизменной. Под влиянием частнособственнических устремлений, при наличии дешевой рабочей силы в лице тружеников, потерявших экономическую самостоятельность (кармакаров), община постепенно превращалась в коллектив мелких рабовладельцев и приспосабливалась к новым условиям, в которых, несмотря на сохранение сословно-кастового деления, все большее значение для оценки социальной значимости человека имело его фактическое положение и богатство.

Мировосприятие и религиозные верования. Как и другие народы древности, индийцы полагали, что жизнь природы и человека зависит от богов (дэвов) – существ, подобных людям, но превосходящих их могуществом.

Главных божеств было три: Индра – бог-громовержец, раджа среди богов; Агни – бог огня, хранитель дома, посредник между людьми и богами; Сурья – бог Солнца, враг мрака и холода. Наряду с дэвами признавались и другие божества – асуры (великие демоны, обитатели подземных миров), игравшие меньшую роль.

В ведической религии одним из основополагающих было учение о карме. По представлениям древних индийцев, тело смертно, душа вечна, после смерти она переселяется в другое тело, в зависимости от поведения человека в прошлой жизни. Понятие карма («действие») означает не только поведение, но и воздаяние, с которым оно составляет единство. Душа добродетельного человека возрождается среди более высоких людей, а греховного – среди низших. Главный путь к хорошей карме – строгое соблюдение ритуала и своего места в системе варн, так как эта система божественного происхождения подробно представлена в Ведах – сборнике религиозных гимнов, ритуалов.

Веды – древнейшие памятники индийской словесности, представляющие собой словесно-идеологическую базу индуизма. Три основных Веды: Риг-Веда (религиозные гимны), Яджур-Веда (сборник жертвенных формул), Самаведа (религиозные песнопения) и Атхарваведа (сборник магических заговоров и заклинаний).

Наряду с Ведами существовали и другие священные тексты, содержащие сведения, необходимые для понимания отношений между богами и людьми. Это – эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Они были своеобразной формой религиозно-мифологического осмысления мира и содержали многие мифы и сказания о происхождении вселенной, человека, возникновении варн, государства.

В более поздней литературе, особенно в Упанишадах, комментариях к Ведам, содержатся попытки переосмыслить религиозные верования, свести их в единую религиозную систему – брахманизм. Упанишады ищут ответ на вопрос о том, каково же начало, от которого родятся все вещи, чем они поддерживаются и куда возвращаются. Этим начальным принципом является Брахман – интуитивно постигаемая действительность, а всякая бесконечно изменчивая картина мира – майя (иллюзия), самовыражение Брахмана. Человек как отдельная личность должен стремиться к освобождению из рабства чувственного и индивидуального, чтобы слиться с всеобщим и изначальным.

Таким образом, начав с осмысления отношений между богами и людьми, древние индийцы пришли к рассуждениям о соотношении между природным и сверхприродным, духовным и материальным, т.е. вышли на определенный уровень абстрактного мышления, что должно было неизбежно привести к появлению религиозно-философских школ, затрагивающих различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру, различные способы миропонимания. К этим школам относятся: Санкхья, Веданта, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса.

Однако эти ортодоксальные философские учения, строившиеся на почве брахманизма, признававшие авторитет Вед, не соответствовали новым условиям развивающегося общества. Назревал пересмотр традиционных представлений, и середина I тыс. до н.э. ознаменовалась в Индии духовным брожением, появлением странствующих мудрецов, аскетов, проповедующих новое учение, новый путь к спасению. В спорах и столкновениях между различными учениями выделился буддизм. Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста, которое нашло выражение в буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкое распространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока. Его создателем считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (623-544 до н.э.), принц из касты кшатриев рода шакьев, живших на границе современного Непала и Индии. Сиддхартха Гаутама славился своей эрудицией, однако, он всегда находился внутри дворца. Молодой человек практически не был знаком с реальной жизнью. Когда ему исполнилось 29, он в первый раз вышел за территорию дворца в сопровождении слуги. Когда он увидел простых людей, у него на глазах случились 4 зрелища, которые навсегда поменяли его судьбу. Среди этих зрелищ: разложившийся труп, бедный старик, отшельник, а также страждущий от болезни человек. В тот момент Гаутама и понял суровую реальность жизни. Он осознал, насколько искусственно богатство. Ей не по силам спасти человека от болезни, физических страданий, от старения и последующего ухода из жизни. Главный путь к спасению – познать самого себя. Принц решил оставить отчий дом, отправившись в странствие для познания истины. В возрасте 35 лет Гаутама достиг просветления под деревом бодхи и стал бодхисатвой.

Бодхисатва – «существо, стремящееся к пробуждению» или «существо с пробуждённым сознанием», термин состоит из двух слов – «бодхи» и «саттва» – в буддизме существо (или человек), которое приняло решение стать буддой (просветленным) для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и вырваться из бесконечной цепи перерождений и смертей – сансары. Вырваться из сети сансары и достичь состояния нирваны – цель любого человека.

Сансара – перевоплощение души (в брахманизме и индуизме) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного и др. Осуществляется по закону кармы.

Карма – «закон возмездия», причинно-следственный закон, по которому в соответствии с добрыми и злыми деяниями живому существу предопределяется судьба в последующих перевоплощениях.

Гаутама имел много учеников и последователей, которые звали его Буддой (буддха), что означает «просветленный». За его учением утвердилось название «буддизм», а за верующими – «буддисты».

Первая проповедь Гаутамы называлась «Поворот колеса закона» и была обращена к небольшой группе аскетов. В ней говорилось о существовании двух путей – пути самоудовлетворения и пути самоистязания (аскезы). Гаутама выбрал средний путь, который дает прозрение, познание и ведет к высшему знанию, просветлению, нирване. Нирвана понималась как высшее состояние духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей.

Всем буддистам вменялось выполнять пять заповедей: не убивать живого, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не пить опьяняющих напитков. Члены монашеской общины (сангхи) должны следовать таким заповедям: есть не более одного раза в день в положенное время, не участвовать в увеселениях, не пользоваться украшениями и благовониями, не спать на удобной кровати, не принимать золота и серебра.

Три драгоценности (сокровища) буддизма – Будда, дхарма (морально-нравственный закон), сангха (монашеская община).

Четыре благородные истины буддизма:

Date: 2016-05-15; view: 1132; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию