Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инкассовая форма международных расчётов





Инкассовая форма расчётов — это операция, посредством которой банк по поручению клиента получает платёж от импортера за отгру­женные в его адрес товары (оказанные ему услуги) и зачисляет эти средства на счет экспортёра. В соответствии с Унифицированными правилами по инкассо банк осуществляет данную операцию на основе инструкций экспортёра.

Хотя расчёты в форме инкассо с предварительным акцептом полу­чили большое распространение в международной торговле, россий­ские предприятия и банки используют их в своей работе, связанной с внешнеэкономической деятельностью, крайне неактивно..

Согласно Унифицированным правилам инкассо означает опера­ции с документами, осуществляемые банками на основании получен­ных инструкций, в следующих целях:

получения акцепта и/или платежа;

выдачи документов против акцепта и/или платежа;

выдачи документов на других условиях (в зависимости от слу­чая).

Документы, с которыми производятся операции по инкассо, делят­ся на две группы: финансовые документы (переводные векселя, простые векселя, платёжные расписки и иные подобные документы, используе­мые для получения платежа деньгами) и коммерческие документы (сче­та, отгрузочные документы, спецификация, сертификаты и др.). В связи с этим определяются два вида инкассо: чистое инкассо, т.е. инкассо только финансовых документов, и документарное инкассо — инкассо коммерческих документов, иногда сопровождаемых финансовыми до­кументами, или инкассо только коммерческих документов.

Схему расчётов по инкассо можно изобразить следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Схема расчётов по инкассо:

1 — отгрузка товара; 2а—2б — инкассовое поручение (с необходимыми документами и инструкцией об условиях получения денег от импортёра). Различаются следующие виды инкассовых поручений: Д/П — документы против платежа; Д/А—документы против акцепта (или против письменного обязательства об оплате); Д/БО — документы без оплаты; 3 — извещение импортера о наличии инкассо; 4 — поручение об оплате; 5 — передача оплаченных документов (на их основании импортёр получит товар); 6а—6б — перевод полученной суммы и зачисление её на счёт экспортёра.

 

К инкассовой операции иногда привлекается «представляющий» банк (представляет документы плательщику). Чем лучше банки знают друг друга, чем надежнее сотрудничают и быстрее дают взаимную инфор­мацию, тем экономически выгоднее применение инкассовой формы расчётов. Поэтому хорошо налаженные корреспондентские отношения ме­жду банками имеют для этой формы расчётов большое значение.

Инкассо является основной формой расчётов по контрактам на условиях коммерческого кредита. При этом экспортёр обычно выставля­ет тратту на инкассо для акцепта плательщиком против вручения ему коммерческих документов (документарное инкассо). При наступле­нии срока платежа акцептованные векселя отсылаются для оплаты на инкассо (чистое инкассо).

Банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают в роли по­средников и не несут никакой ответственности за неоплату или неак­цепт документов (тратт). Их обязанности ограничиваются тем, что они должны предоставить импортеру документы или тратты к оплате (ак­цепту). В случае неплатежа или неакцепта банк импортера извещает об этом доверителя или его банк.

При экспортных операциях инкассовая форма расчётов начинает­ся в уполномоченном банке экспортёра, куда он представляет все не­обходимые документы, подтверждающие отгрузку товара в адрес поку­пателя или оказание услуг, выполнение работ.

В банк представляется инкассовое поручение и комплект коммерческих документов, оформленных в соответствии с условиями контракта.

Обычно банки не отвечают за правильность оформления товарных документов и соответствие их требованиям контракта и ограничиваются проверкой соответствия представленных документов по внешним признакам тем, которые перечислены в инкассовом поручении.

Расчёты за экспортные товары в форме инкассо производятся на основании документов, оговорённых сторонами в контракте. К ним относятся:

¾ счёт-фактура или коммерческий счёт, выписанный экспортёром для получения с покупателя причитающихся ему средств;

¾ отгрузочные документы, удостоверяющие отправку товара (ко­носаменты, железнодорожные, авто- или авианакладные, почтовые квитанции);

¾ страховые полисы;

¾ различные сертификаты, спецификации, свидетельства;

¾ таймшит (документ, подтверждающий продолжительность погрузки или разгрузки судна в порту);

¾ другие документы, предусмотренные в контракте.

При самостоятельной работе по международным расчётам (необходимо наличие генеральной или расширенной лицензии) проверенный комплект представленных документов направляется инкассирующему (представляющему) банку при первом экземпляре инкассового поручения. Если банк-ремитент имеет внутреннюю валютную лицензию, он направляет первый экземпляр в уполномоченный банк, имеющий генеральную лицензию, для дальнейшей пересылки документов инкассирующему банку (российский банк может потребовать ещё один экземпляр инкассового поручения для себя).

Банк-ремитент даёт в инкассовом поручении инструкцию о спосо­бе получения платежа и о порядке зачисления экспортной выручки, указывая наименование банка-корреспондента, через который должен быть осуществлён платёж.

Второй экземпляр инкассо служит письмом-запросом инкассирующему банку о причине неоплаты в случае, если к расчётному сроку получения платежа извещение от банка-импортёра ещё не поступало.

Третий экземпляр инкассового поручения — письмо, с которым иностранному банку высылается второй экземпляр коносамента.

Четвёртый экземпляр инкассо — инкассовое поручение предприятия-экспортёра — вместе с копиями счетов-фактур находится на контроле у банка-ремитента до получения платежа либо других инструкций экспортёра, возникающих в результате пересмотра условий контракта.

Пятый экземпляр инкассо выдаётся клиенту в день представления документов в банк в качестве расписки банка о принятии документов на инкассо.

В инкассовом поручении клиента должны содержаться полные и точные инструкции, а именно:

¾ дата и номер инкассового поручения;

¾ наименование инкассирующего банка;

¾ перечень (по количеству и виду) приложенных документов, под­лежащих выдаче плательщику;

¾ наименование товара (вид оказанных услуг);

¾ наименование и полный адрес плательщика;

¾ сумма иностранной валюты, подлежащей инкассированию, с обязательным указанием валюты платежа;

¾ условия и срок оплаты инкассо в соответствии с условиями кон­тракта и оговоренными контрактом сроками;

¾ указания, на чей счёт должны быть отнесены расходы, связан­ные с инкассированием;

¾ при наличии гарантии иностранного банка, обеспечивающей поступление платежей за отгруженный товар, в инкассовом поручении должна содержаться полная ссылка на такую гарантию банка и требование платежа в счет данной гарантии (в случае, если инкассо не будет оплачено импортером в указанные сроки).

После проверки и оформления инкассового поручения его первый экземпляр, счета-фактуры, отгрузочные документы направляются

банком-ремитентом в иностранный банк страны импортера, который и будет инкассировать средства в соответствии с инкассовым поручением экспортёра.

Необходимо остановиться более подробно на исчислении кон­трольного срока для получения платежа. При определении срока надо учитывать:

¾ двойной пробег документов по почте от банка-ремитента до ин­кассирующего банка;

¾ плюс 4 дня на обработку документов инобанком плюс 6 льготных дней.

К полученному сроку прибавляется количество дней, предусмотренных контрактом для получения' платежа и оговоренных в инструкциях инкассо.

При исчислении контрольного срока получения платежа, поступающего через третий банк, принимается во внимание тройной срок прохождения документов между банками плюс 10 дней на обработку в представляющем банке плюс 4 дня на обработку документов в третьем банке. Срок оплаты инкассо указывается в четвертом экземпляре ин­кассо, который вместе с копиями счетов-факгур хранится после опри­ходования в специальном досье и учитывается на соответствующем внебалансовом счете.

Банк-ремитент обязан проконтролировать получение отосланных документов иностранным банком, о чем последний извещает банк экспортёра подтверждением с указанием своего номера инкассо. В случае, если к расчетному сроку платёж не поступил, банк-ремитент направляет в течение трех дней соответствующий запрос в банк импор­тера. Любое сообщение инкассирующего банка, касающееся выполне­ния инструкций инкассового поручения, должно быть без задержки передано экспортёру. При неполучении ответа на повторный запрос, инобанку банк-ремитент извещает о неоплате своего клиента.

Инкассовое поручение может быть снято с учета только при полу­чении платежа, предусмотренного условиями инкассо, либо при воз­врате документов инкассирующим банком с указанием причины, либо при получении соответствующих инструкций от экспортёра (при изве­щении банка-импортера). При получении платёжного поручения или кредит-авизо в оплату инкассо банк-ремитент проверяет соответствие платёжного поручения инструкциям инкассо (сумма, валюта платежа, способ авизования), производит запись по балансу, дебетуя счет ино- банка и кредитуя счет экспортёра, указанный в четвертом экземпляре инкассового поручения.

Операции по инкассо в расчетах за импортированные товары и по­лученные услуги начинаются с того, что инкассовые документы посту­пают в представляющий и инкассирующий банки, где находится ва­лютный счет российского предприятия-импортера.

В документах находится инструкция инкассирующему банку об исполнении платежа. Поступившие в банк документы тщательно про­веряются и сверяются с бланком инкассо. Если при обработке доку­ментов инкассирующий банк заметил расхождения в комплекте доку­ментов с его перечнем на инкассо, то он должен в течение трех дней со­общить об этом банку, от которого поступили документы. Если уполномоченный банк своевременно не заметил расхождений (иска­жение наименования плательщика, расхождение в сумме платежа и т.п.), это повлечёт задержки платежей и, следовательно, уплату про­центов за их задержку. После проверки банк импортера ставит на ин­кассовом поручении штамп «Взято на учёт в банке...*, в котором ука­зывается срок оплаты, и отсылает третий экземпляр инкассо или его копию иностранному банку как уведомление о получении документов и предъявлении их к оплате плательщику.

Инкассовые документы находятся в инкассирующем банке до мо­мента оплаты или исполнения иных инструкций, оговоренных в ин­кассовом поручении.

Второй экземпляр инкассо (или его копия) при извещении направ­ляется организации-плательщику. В извещении указывается наимено­вание плательщика, сумма, номер и дата инкассо, срок оплаты инкас­совых документов. Срок оплаты исчисляется со дня получения доку­ментов уполномоченным банком.

Инкассовые поручения платёжом без рассрочки могут иметь фикси­рованный срок оплаты, например через 15 дней, в течение 30 дней и т.д. от даты представления (срочное инкассо). Кроме того, инкассовые по­ручения могут содержать указание об оплате «по предъявлении» (at sight). В практике работы банков такой вариант оплаты рассматрива­ется как оплата в течение 14 дней. По мере наступления срока оплаты инкассо уполномоченный банк посылает запросы клиенту с напомина­нием: срочно оплатить инкассо или указать мотивы отказа (временного отказа) от платежей. В первом уведомлении клиенту устанавливается пятидневный срок, в течение которого он должен ответить банку, по ка­кой причине произошла задержка в оплате. Если через пять дней клиент не отвечает банку, посылается вторичный запрос.

При наличии у клиента обоснованных причин задержки платежей он обязан сообщить об этом в банк и изложить причину отказа в опла­те. Обоснованными причинами временного воздержания от оплаты инкассо могут быть:

¾ несвоевременное прибытие товара;

¾ плохое качество оборудования или товара;

¾ несвоевременный пуск оборудования в эксплуатацию и т.д. Иностранный банк извещается о временном отказе от оплаты инкас­совых документов. Если у клиента более веские причины для отказа, такие как:

¾ контракт не заключался;

¾ товар не заказан;

¾ двойная оплата одной партии товара и т.д., то оформляется пол­ный отказ от оплаты инкассо письмом с указанием мотива отказа.

К письму с отказом обязательно прилагаются документы (телексы, письма, факсы) клиента к экспортёру с извещением об отказе и пол­ный комплект документов.

При оплате счета клиент приносит в банк заявление на перечисле­ние денежных средств экспортёру за три дня до наступления срока платежа. Оплата должна производиться в сумме инкассового поручения. Если плательшик-импортер имеет законные причины оплатить инкас­совое поручение в меньшей сумме, он должен непосредственно свя­заться с фирмой-экспортером, которая сообщит банку об изменении суммы инкассо. Банк экспортёра, в свою очередь, известит об этом банк импортера. Только при наличии такого извещения банк импорте­ра может принять заявление на перевод в меньшей сумме.

На практике иностранные клиенты-экспортеры заключают кон­тракты с инкассовой формой расчётов таким образом, что обычно ин­кассирующим банком является большой иностранный банк, в котором российский банк (представляющий банк) имеет корреспондентский счет. В этом случае оригиналы документов хранятся до осуществления платежа в иностранном банке и только после получения денег переда­ются в российский исполняющий банк, а оттуда соответственно клиенту-импортеру. Это связано с тем, что большинство иностранных фирм еще не доверяет банковской системе в России и своим россий­ским партнерам.

Инкассовая форма расчётов более выгодна импортерам, поскольку она подразумевает оплату действительно поставленного товара, а рас­ходы по проведению инкассовой операции относительно невелики. Расчёты в форме инкассо позволяют банкам осуществлять контроль за своевременностью получения платежа, однако банки, как правило, не имеют реальных рычагов воздействия на импортера с целью ускорения оплаты документов.

Инкассовая форма расчётов в определенной степени выгодна и экспортёру тем, что банки защищают его право на товар до момента оплаты документов (если, конечно, экспортер не дал инструкций овы- даче документов без оплаты). Право на товар импортеру дают товаро­распорядительные документы, во владение которыми он вступает по- еле их оплаты, если экспортер не дал банкам инструкций о выдаче до­кументов без оплаты.

Основным недостатком инкассовой формы расчётов является зна­чительный разрыв во времени между отгрузкой товара, сдачей доку­ментов на инкассо и получением денег за товары и услуги. Кроме того, инкассо не гарантирует экспортёру своевременного получения средств, так как импортер вправе отказаться от оплаты представлен­ных документов или может не иметь средств для оплати. В этой связи в расчетах по инкассо могут использоваться предварительно выданные банковские гарантии своевременной оплаты инкассовых поручений. За выдачу таких гарантий банк получает определённый доход

Date: 2016-05-13; view: 1205; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию