Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 42. Организация работы над





Экспозицией

Формирование экспозиций и выставок проходит два этапа: научное и художественное проектирование; строительство и оформление экспозиции. В этой работе участвует весь коллектив музея (экспозиционеры, художники-дизайнеры, сотрудники фондов, организационно-просветительных отделов). Задача научного проектирования – разработка идей, содержания, художественного решения экспозиции, проектирование места расположения каждого экспоната, текста, технических средств.

Научное проектирование экспозиции. Проектирование экспозиции – вид проектной межпредметной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержательной, пластической среды музейной экспозиции, включающий научное, художественное, технологическое проектирование, а также информационное обеспечение. Осуществляется коллективом научных сотрудников музея, художников-дизайнеров при участии специалистов по профильным наукам, технологов, инженеров, социологов, психологов и др. Проектирование экспозиций могут осуществлять и специализированные организации. Проектирование осуществляется поэтапно и включает разработку и принятие основных документов: научной концепции, художественной концепции, расширенной тематической структуры, эскизного проекта, тематико-экспозиционного плана, монтажных листов, светотехнического проекта, деталировочных и сборочных чертежей, сценария экспозиции.

Сценарий экспозиции – видпроектного документа, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом экспозиции. Авторы сценария интерпретируют научную идею, создавая произведение экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность. Не все музееведы считают, что сценарий экспозиции является обязательным элементом проектирования. При разработке сценария первоначально определяется тема экспозиции в соответствии с задачами экспозиции, учетом профиля, типа, концептуальных планов музея. Сценарий предполагает разработку состыковок различных комплексов, тем, предметов, представляет целостный образ, отражающий идею экспозиции или выставки. Первоначальный сценарий может предварять научную концепцию, но окончательная разработка сценария должна являться составной частью научной концепции. Уже на уровне сценария к работе над экспозицией привлекается художник-дизайнер. В дальнейшем работа экспозиционера и художника идет параллельно.

Научная концепция (от лат. – понимаю, система) документ, представляющий теоретическое обоснование экспозиции, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. Создается на основе исследований в области музееведения и профильных научных дисциплин. Научная концепция содержит аналитическую и проектную часть. В аналитической части дается научная проработка проблемы, анализ коллекционного, научно-исторического потенциала музея, определяется обеспеченность будущей экспозиции предметным материалом и ее место среди экспозиций той же профильной группы и в музейной сети региона. Развернутая концепция включает и анализ социокультурной ситуации в населенном пункте? и социологический прогноз. На основе аналитической части создается проектная часть: тема, цели, задачи, принципы и методы построения, структура, музейная аудитория и др. Научная концепция служит основой для художественного проектирования экспозиции и содержит основные требования к художественной концепции экспозиции. Конкретизация положений научной концепции осуществляется в развернутой тематической структуре, тематико-экспозиционном плане. Научная концепция – основа будущей экспозиции. Тема экспозиции может быть раскрыта только при выяснении следующих параметров, отражаемых в концепции: изученность темы, круг источником (архивных и музейных), литература по заявленной теме. Это кропотливая работа по выявлению музейных предметов (будущих экспонатов), определение круга вспомогательных материалов. На основании приведенных в научной концепции данных определяется научная основа и идея экспозиции, отражающий цели, задачи, подходы и дизайнерский замысел экспозиции. Структура научной концепции совпадает с раскрытием следующих параметров: изученность темы в профильной дисциплине, место экспозиции, выставки в ряду других экспозиций, специфика данной экспозиции-выставки, ее ведущие идеи, проблемы, просветительный потенциал и типологическая направленность, обоснование тематической структуры, ее разделов, обеспеченность музейными предметами, возможность и необходимость проведения дополнительного комплектования коллекции. В научной концепции указываются методы демонстрации экспонатов, определяется роль отдельных (уникальных, типовых, крупномасштабных или миниатюрных) экспонатов во всей экспозиции или в отдельных разделах. Фактически предоставляется предварительный маршрут экспозиции. Научная концепция предлагает и план работы над экспозицией-выставкой.

На основании научной концепции создается тематическая структура, которая после доработки предстает в форме развернутой тематической структуры. Тематическая структура строится с одновременным подбором основных музейных экспонатов, определением основных возможностей дополнительного комплектования. Тематическая структура соответствует экскурсионному маршруту или является основой для его разработки. Расширенная тематическая структура предлагает выверенную тематическую структуру, где указываются не только основные разделы, но и подразделы, темы и подтемы, без конкретизации всего предметного ряда, вспомогательных материалов, текстов и технических средств. Параллельно с разработкой тематической структуры составляется картотека или списки музейных предметов с указанием атрибутивных данных и места нахождения. В тематической структуре указываются основные экспозиционные комплексы предметов (коллекция, тематическо-хронологический, комплексный показ, диорама, интерьерный показ и т. п.). Списки (картотека) предметов становятся основой для составления этикетажа, подготовки экскурсий, сопроводительных текстов.

Тематико-экспозиционный план (ТЭП) – это результат разработки тематической структурой с указанием текстов заглавных, объяснительных, научно-вспомогательных материалов, подлинных музейных предметов (с указанием размеров); реплик, новоделов, макетов, воспроизведением предметов музейного значения. В ТЭПе указывается место расположения музейных экспонатов (витрины горизонтальные, вертикальные, подиумы и другое оборудование, использованное для оформления экспозиции). ТЭП имеет четкую структуру: титульный лист (название музея, название выставки, раздела экспозиции, комплексной экспозиции, номер зала, автор или авторский коллектив, дата составления); оглавление, введение, содержание экспозиции (тематическая структура, ведущие тексты, темы и подкомплекссы, характер экспозиционных вспомогательных материалов, оборудования). Тематико-экспозиционный план – один из основных документов научного проектирования, определяющий состав и основные характеристики (атрибуция, размеры, инвентарные номера, шифры хранения и т. д.) экспозиционных материалов, распределение по темам, подтемам, группировку по экспозиционным комплексам, основные тексты экспозиции. Приложениями к ТЭПу могут являться объемные тексты, фотографии или иные воспроизведения музейных предметов, документация по использованию технических средств и т. п. ТЭП создается, как правило, на завершающем этапе работы над экспозицией, может быть скорректирован после пробной экспозиционной раскладки.

Экспозиционный комплекс – структурный элемент экспозиции, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематически, стилистически, визуально. В комплекс могут включаться как подлинники, так и научно-вспомогательные материалы, макеты, модели, произведения экспозиционного искусства, объяснительные тексты, сгруппированные в композицию. Экспозиционные комплекс определяет соответствующую группировку материалов в тексте или подтексте экспозиции, в выделении смысловых центров, ведущих объектов показа с использованием приемов акцентировки, соподчинения предметов и др. Экспозиционный комплекс формируется с использованием средств экспозиционного дизайна (положение в пространстве, выделение цветом и светом, взаимодействие структур, фактор, размеров материала, предметов, музейного оборудования).

Основные этапы работы включают уже перечисленные выше этапы (сценарий, научная концепция, ТС, ТЭП, подбор экспонатов и составления этикетажа, текстов, решение вопроса о технических средствах и оборудовании). Все подготовительные этапы работы над экспозицией должны рецензироваться и приниматься Ученым советом музея или методическим советом музея с привлечением специалистов из всех отделов музея для быстрого решения оперативных задач и определения возможности их решения, сроков и ответственных.

Кроме того, уже на этапе ТЭП (иногда ранее) начинается подготовка к популяризации новой экспозиции или выставки: подготовка текста экскурсии, экскурсоводов, составление путеводителей, рекламных листовок и пресс-релизов, проспектов, буклетов. Разрабатываются тексты для СМИ, радио- и телепрограмм, готовятся афиши.

Перед открытием экспозиции (после монтажа) специальная комиссия (методический совет) принимает текст экскурсии и прослушивает показательную экскурсию, подготовленную или экспозиционерами или ведущими экскурсоводами.

После открытия экспозиции составляется охранно-топографическая опись, на основании которой материальную ответственность за сохранность музейных предметов несут экспозиционеры и музейные смотрители. Все подготовительные и рабочие материалы экспозиции сдаются в архив музея.

Особенности экспозиций музеев разных профилей былизаложены еще в период возрождения музейной деятельности в эпоху Возрождения: коллекционный и комплексный. Бурное развитие науки привело к формированию профильных музеев с использованием систематических экспозиций. Ансамблевый метод предложили этнографические музеи в конце XIX – начале XX в. Параллельно с ними стали развиваться ландшафтные экспозиции, в основу которых вошли биогруппы и ландшафтные диорамы. К концу XIX в. появляется и новый метод экспонирования – панорамный, т. е. лентообразная картина, натянутая на цилиндрический подрамник. Тематические экспозиции стали применяться в историко-революционных музеях. Разнообразие материалов профильных музеев закладывает особенности построения экспозиций.

Экспозиция музейная (от лат. – выставление на показ, изложение) – основная форма презентации историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Экспозиция включает архитектуру, музейные предметы, коллекции, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии. Современная экспозиция является синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым музейным замыслом, определяющим принципы отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования. Являясь центральным звеном музейной коммуникации, экспозиция в соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим – как основной музейный продукт.

Выставка – это временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий, расширения коммуникативных возможностей музея. Выставки повышают эффективность использования музейных коллекций, коллекций других музеев, частных собраний, позволяют выносить на обсуждение актуальные социокультурные проблемы, научные исследования в профильных науках. Выставки различаются по месту проведения (внутримузейные, внемузейные, межмузейные, передвижные), по содержательным признакам (тематические, проблемные, фоновые, отчетные, персональные, юбилейные и др.). Разновидностью музейной выставки являются постоянно действующие выставки, дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея. Выставки являются своеобразной социокультурной и творческой лабораторией музея.

Музейный предмет – основное ядро экспозиции. Суть музейной экспозиции заключается в демонстрации памятников истории и культуры, находящихся на хранении в конкретном музейном собрании. Музейный предмет, размещенный в музейной экспозиции получает дополнительный статус музейного экспоната, продолжая быть значимым для социума объектом культурного и природного наследия.

Воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов. Наряду с музейными предметами в экспозиции используют и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, т. е. предметов, специально созданных для экспонирования вместо музейного предмета или внемузейного объекта, имеющих с ним внешнее сходство и передающих все его существенные черты и свойства: копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы. Одна из причин экспонирования связана с тем, что особенности режима хранения музейных предметов не всегда позволяют их долгое нахождение в экспозиции. Воспроизведения предметов экспонируются и в том случае, когда оригинал недоступен, утрачен, не может быть помещен в экспозиции из-за своих габаритов.

Научно-вспомогательные материалы в экспозиции. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательных материалы. Однако неправильное использование научно-вспомогательный материалов может отвлекать внимание посетителя от подлинников / музейных предметов, что нарушает специфику музейной экспозиции.

Тексты и фонокомментарии. Указатели. Этикетаж. Особое место в экспозиции принадлежиттекстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные, ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.

Заглавные тексты помогают посетителю ориентироваться в экспозиции и содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов. Ведущий текст – один из вариантов заглавного текста, который выражая основную идею экспозиции/раздела/комплекса может быть сравним с эпиграфом. Пояснительный/объяснительный текст представляет собой аннотацию к залу, теме, комплексу, отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия материала. Этикетаж – совокупность этикеток, т. е. текста, содержащего название предмета, его атрибутивные данные, авторская принадлежность, историческое и мемориальное значение. Указатели раскрывают план экспозиционных залов, маршрут, нумерацию экспозиционных залов (стрелки, схемы). В экспозициях современных музеев применяются фонокомментарии – голоса птиц, животных, природные, городские шумы, документальные и музыкальные записи.

Date: 2016-05-15; view: 604; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию