Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методов проектирования экспозиций





Метод/виды/способы/типы построения экспозиции – научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционным материалов. Музееведение предлагает классификацию тех или иных методов, характерных для конкретных исторических этапов. Этой проблеме были посвящены работы Н. И. Романова, Н. М. Дружинина, А. И. Михайловской, А. Б. Закс и др. В обобщенном виде классификация экспозиционных методов представлена в «Кратком словаре музееведческих терминов» (М.: НИИ культуры, 1983), а также в научной разработке «Музейные термины», подготовленной лабораторией музееведения Музея революции (М., 1986). Классификация методов строится по традиционной схеме: прежде всего, это систематический и тематический, а также ансамблевый методы. Ф. Г. Кротов предлагает иную терминологию: коллекционный, иллюстративный и музейно-образный методы, которые фактически соответствовали по смыслу трем предыдущим. М. Б. Гнедовский ввел еще одно понятие – проектный метод (или проектный подход). Т. П. Поляков предложил новый метод – образно-сюжетный.

Формирование коллекционного (систематического) метода проектирования. Специфика применения коллекционного метода в России. Метод демонстрации музейной коллекции, систематизированной в соответствии с профильными научными принципами или подобранной тематически, называется коллекционным, т. е. построение систематической экспозиции. Систематическая экспозиция – экспозиция, в которой однородные музейные предметы представлены в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины. С конца 1980-х гг. в российской музеологии / музееведении используют термин коллекционный музей, деятельность которого базируется на коллекциях движимых объектов. К коллекционной системе экспонирования музеи пришли постепенно, в результате развития и перестройки экспозиций XVIII–XIX вв. Исторически коллекционный музей наиболее древний и распространенный тип музея (коллекционирование и демонстрация коллекций в эпоху Античности, Возрождения), сложившийся ранее ансамблевых и средовых музеев, и связан с доминантной коллекцией хранимого музеем наследия. Возрождая античные ценности и традиции, эпоха Ренессанса вернула в обиход слово музей. Первоначально это понятие было синонимом слова коллекция (коллекция рукописей банкира и мецената Лоренцо Медичи). В 1770-е гг. под влиянием просветительских идей императрица Мария Терезия и ее сын-соправитель Иосиф II создают новую экспозицию по принципу исторической систематизации материала по национальным школам «источник обучения и визуальная история искусства». В XIX в. стали доминировать экспозиции по историко-систематическому и историко-монографическому принципам. Великолепным примером служит история Лондонской национальной галереи, комплектование фондов которой осуществлялось целенаправленно для полноты освещения различных школ. Систематические экспозиции получили широкое распространение в тех музеях, которые имели возможность использования четких классификационных схем, предложенных учеными. Археологические коллекции за основу систематизации взяли материал изготовления орудий труда. Этнографические экспозиции – географический принцип и «группы культурных явлений». Систематический метод экспонирования в художественных музеях – по отраслям материальной культуры. В музеях изобразительных искусств применяли термин академический ряд (академическая история искусства). Картинная галерея в венском Бельведере (1781) – одной из первых стала использовать принцип исторической систематизации материала вместо шпалерной. Стремление без лакун показать всю историю искусства привело к появлению музеев слепков в Бонне, Риме, Праге, Мадриде, Мюнхене, Москве (Музей изящных искусств, 1898–1912). Лучшие научные музеи дореволюционной России строили экспозиции систематическим методом, он соответствовал мировоззренческим позициям науки и уровню знаний. В этнографических музеях в России в дополнение к систематической экспозиции стали создаваться «образовательные экспозиции» – бытовые комплексы-интерьеры, метод, получивший название «функциональный». В политехническом музее в Москве демонстрация коллекций техники сопровождалась проведением опытов, работой приборов и т. п.

Систематический метод заключается в подборе серий экспонатов соответственно принятым наукой классификационным схемам или в группировке экспонатов по формальным внешним признакам: минералогические, ботанические и зоологические собрания демонстрируются по классам, родам и видам предметов; памятники материальной культуры – по типам, которые разделяются на историческо-типологические ряды (ткани, оружие, мебель, фарфор и т. п.). Экспозиции, построенные таким методом, демонстрируют предметы вне их реальной среды и жизненных связей. Основу систематического метода составляют музейные коллекции. Структурной единицей является типологический ряд, позволяющий показывать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов и объектов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественно-научных, научно-технических, археологических и этнографических музеях, музеях декоративно-прикладного искусства, коллекционных показах музейных собраний. Современные музеи зачастую включают типологические ряды в ансамблевые и тематические экспозиции, чтобы усилить предметную достоверность.

Ансамблевый метод в этнографических и мемориальных музеях Европы. Метод сохранения на документальной основе бытовой обстановки (среды), связанной с историческим событием, жизнью и деятельностью выдающихся лиц, реконструкции реально существовавшей или типичной для определения эпохи социокультурной обстановки, т. е. воссоздание предметного ансамбля/интерьера, назван ансамблевым. В естественно-научных музеях ему соответствует ландшафтный метод.

Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры (дворцов, усадеб, крестьянских изб). Примерами ансамблевых экспозиций могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях гуманитарного и естественно-научного профиля. Структурной единицей ансамблевого метода показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов (орудия труда, оружие, одежда, мебель, изделия декоративно-прикладного искусства, изобразительные и письменные материалы). При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции обычно используют стилистические особенности экспонатов. Особенность ансамблевых экспозиций – воссоздание интерьеров определенной эпохи. Такие экспозиции позволяют проследить изменения условий жизни, художественных вкусов, представлений о красоте, эстетике, имеют условный характер, так как исторические интерьеры в естественной среде есть накопление предметов различных эпох и стилей, что, как правило, не возможно в музейной экспозиции, поскольку нарушает стилевой образ эпохи.

С середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», так как в них отражались реальные связи предметов в первоначальной среде обитания: жилище, мастерская, сенокос, свадьба и т. п. Такие комплексы иллюстрировали домашнюю обстановку, элементы трудового процесса, культовых ритуалов и т. п. Собственно это был комплексный метод, соединяющий систематический показ и естественные комплексы. В этнографических музеях создавались группы из манекенов, «обстановочные сцены». Комплексный метод лег в основу формирования музеев-заповедников, домов-музеев, музеев под открытым небом. Создателем последнего считают шведского филолога и этнографа Артура Хаселиуса. В 1870-е гг. ученый организовывал в разных районах Швеции выставки интерьеров народных жилищ и костюмов. В 1873 г. в Стокгольме открылся Северный музей (диорамы интерьеров жилых построек, воспроизведение обстановки жилищ, улиц с использованием манекенов, чучел, театральных декораций). В 1891 г. принципы сохранение национальных традиций были использованы в Скансене – музее под открытым небом недалеко от Стокгольма. Принцип комплексного показа активно использовался на международных выставках с 1878 г., иногда в качестве «живых экспонатов», показывающих элементы трудовой деятельности, выступали актеров.

Трансформация коллекционного и ансамблевого методов в начале XX в. В экспозиционной практике конца XIX в. складываются принципы концепции музея под открытым небом – перенесение построек и воссоздание в них подлинных интерьеров. Эта концепция А. Хаселиуса была принята в Норвегии, Финляндии, Дании, северной Германии, Нидерландах. До 1914 г. в странах Северной Европы было создано 104 музея под открытым небом. Идея переноса образцов народной архитектуры в музеи под открытым небом стимулировала охрану памятников на месте их возникновения. Формируется новое явление – «in situ» – музеи, размещаемые на месте сооружения, музеи смешанного типа (объекты, расположенные на месте своего создания, дополнялись перенесенными постройками). В мировой музейной практике именно ансамблевый метод получил наибольшее распространение, поскольку такие экспозиции наиболее легко воспринимаются посетителями, вызывают непосредственный интерес и оказывают сильное эмоциональное воздействие.

Ансамблевые экспозиции в России. Комплексный метод (коллекции включенные в ансамбли) в 1867 г. был применен на этнографической выставке в Москве: народности представлены с помощью манекенов в окружении характерных предметов национального быта. В 1918–1920-е гг. за основу создаваемых музеев Российской Федерации был взят ансамблевый метод: дворцы, особняки, усадьбы, монастыри, имеющие историко-архитектурную и мемориальную значимость превращаются в музеи (Зимний дворец, Царское село, Шереметьевский дворец, Архангельское. Троице-Сергиева лавра, дом Л. Н. Толстого в Москве и др.). В 1930–1970-е гг. ансамблевый метод стал применяться при создании «обстановочных сцен» в исторических музеях для демонстрации тематики классовой борьбы, классовых отношений, что в современной музееведческой литературе именуется «вульгарным социологизмом». В российском музееведении в конце 1980-х гг. было введено понятие ансамблевый музей, деятельность которого базируется в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия: дома-музеи, музеи-монастыри, музеи-храмы, музеи-усадьбы, дворцы-музеи и т. п. С конца XX в. прослеживается тенденция трансформации ансамблевых музеев в средовые музеи. Важной составляющей таких музеев являются люди, населяющие территорию и/или осуществляющие на ней традиционные виды деятельности: экомузеи, живые музея, музеи-заповедники, музеи-усадьбы. Средовые музеи – оптимальная форма сохранения и актуализации особ ценных историко-культурных ландшафтов. Термин средовой музей утвердился в российском музееведении/музеологии в 1990-е гг.

Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Основными структурными единицами ландшафтных экспозиций становятся биогруппы, диорамы, панорамы.

Формирование иллюстративного и музейно-образного метода. Основные характеристики музейно-образного метода. Этапы формирования иллюстративного метода. Иллюстрация музейными предметами явлений и процессов в природе или общественной жизни, создание своего рода объемно-пространственной монографии на ту или иную тему определяется как иллюстративный метод. Причем художнику позволено реализовать свое творческое «я» в специально созданных экспонатах-иллюстрациях: произведениях живописи, графики, дизайна и т. п., являющихся полухудожественными вставками в наукообразную экспозицию. Художник делает красивую «обложку» для экспозиционной монографии. [29]

В первые годы советской власти Наркомпрос рекомендовал для местных музеев использование систематических экспозиций, так как считалось что построение тематических комплексов – это сложная по построению экспозиционная работа. В 1930-е гг. в советской исторической науке утверждается процесс социологизации исторического процесса. В экспозиционной деятельности это нашло отражение в использовании готовых исторических схем, к которым в виде иллюстрации подбирали экспонаты. Экспозиции заполнялись текстами, рисунками и небольшим количеством подлинных предметов, недостающие предметы заменялись копиями. Копии наиболее знаковых исторических предметов изготавливались централизованно (в художественных и реставрационных мастерских центральных музеев СССР). В основе иллюстративного метода лежал тематический принцип формирования экспозиции в исторической последовательности по темам, основу комплексов составляли не типологические серии из однородны предметов, а разнообразные по типу подлинные памятники и копии. Этот процесс активизировался после первого съезда музейных работников (1930), когда в краеведческих музеях создавались отделы дореволюционного прошлого и социалистического строительства. Материал выстраивался по хронологии. Историко-бытовые комплексы и систематические ряды только иногда дополняли тематическую экспозицию. Иллюстративный метод преимущественно прибегал к использованию текстов, изображений, вспомогательных материалов. Подлинные исторические памятники экспонировались лишь как иллюстрации к готовым историческим схемам и многочисленным цитатам. Иллюстративный метод требовал «книжного» прочтения экспозиции на стенах, в витринах, в турникетах. Это приводило к снижению эффективности восприятия, быстрой утомляемости. Подлинные музейный предметы «терялись» в экспозиции. А. Федоров-Давыдов в 1931 г. писал: Предметом экспозиции должны быть не вещи, а природа, история, современное состояние, современные задачи и будущие возможности…». Только в послевоенное время стали возобновляться требования к построению экспозиций с использованием подлинных экспонатов.

Музейно-образный метод заключается в создании экспозиционно-художественного образа, своеобразного произведения музейного искусства, где происходит трансформация предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы, а обстановка превращается в художественный портрет ее владельца. Музейно-образный методпредполагает формирование концепции художественного образа экспозиции, где экспозиционер является лишь консультантом художника. Метод сформировался в конце 1920-х гг., но теоретическое определение складывается только в 1960–1980-е гг. (Е. А. Розенблюм).

Музейно-образный метод является основой тематической экспозиции, в которой посредством экспозиционных материалов раскрывается определенная тема, сюжет, проблема. Явления и процессы в природе и общественной жизни отражаются в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. При раскрытии темы музейно-образный метод фрагментарно использует и элементы ансамблевого и систематического методов. Основу музейно-образного метода составляют музейные предметы различных типов. В структурном отношении тематическая экспозиция, построенная на основе музейно-образного метода, представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов. В исторических музеях разделы соответствуют историческим периодам. Объединение музейных предметов при использовании данного метода предполагает содержательную сторону, т. е. подтверждение определенного концептуального положения. Художественное оформление получает самодовлеющий характер, что нарушает собственно музейные требования к «общению» с подлинником, подлинные экспонаты заменяются бутафорскими, архитектурными конструкциями, фотомонтажами.

Концепция «музейного предложения». В конце 1920-х – начале 1930-х гг. перед музеями встала задача идеологического воспитания. Политико-воспитательные функции музеи решали и через коренную перестройку экспозиции, ее структуры, оформления, состава экспонатов, принципов их размещения. Простая демонстрации коллекций, кунсткамерный показ древностей или типологическое представление эволюции форм не соответствовали новым целям. Значение вещи в экспозиции получило название «вещизм музейных вещей», в литературе музейщиков стали обвинять в «вещизме», приравнивая музееведение к «вещеведению». Термин предметность музейной экспозиции надолго исчезает из музееведческой терминологии. В апреле 1929 г. на Ленинградском совещании музейных работников «погоня за подлинностью» была подвергнута резкой критике как «формализм музейного вида». Целью был объявлен перевод экспозиции «из стадии статики в стадию динамики», т. е. применение принципов театрализации. Так, в Русском музее в этнографическом отделе был создан этнографический театр, где устраивались инсценировка старых обрядов, обычаев, народных пьес. В художественных музеях не допустимы были выставки уникумов и работ первоклассных мастеров. Особо остро эта проблема была поставлена на I Всероссийском музейном съездt в 1930 г. Требование построения музейной экспозиции на основе исторического и диалектического материализма вылилось в иллюстрацию его законов. На съезде было провозглашено положение: Основным элементом экспозиции должны быть не вещи и не декоративное пятно, а ”музейное предложение”, т. е. мысль выраженная комплексом подлинных предметов, связанных между собой в неразрывное целое при помощи надписей и разного рода иллюстраций. Показ диалектики невозможен при помощи одних только подлинных вещей, которые бессильны дать цельную и целостную картину как социальной формации, так и смены формаций. Поэтому копию и реконструкцию, дающих представление о цельном предмете и о сцеплении предметов, надо признать законными и необходимыми частями экспозиции. Надо преодолеть очень широко распространенный среди работников музеев вещевизм». В исторических музеях теперь подлинный музейный предмет утратил значение основного элемента экспозиции. Полноправными, обязательными элементами экспозиции стали лозунги, таблицы, тексты, копии, модели, макеты. В художественных музеях демонстрировались в первую очередь не произведения искусства, а процессы развития искусства, история художников в определенных социально-экономических формациях. [20]

При всей прямолинейности содержательной стороны экспозиций советских музеев за счет использования внехудожественного материала, большого количества таблиц, текстов, четкого разделения на разделы, выделения заголовков в сочетании с красочным, броским оформлением, формировались интереснейшие находки экспозиционной мысли, во многом опередившие время. Помимо тематической организации материала был использован «проблемный принцип размещения материала», произошло осознание структуры экспозиции, особого языка экспозиции. Советские музеи почти на 30 лет опередили западные музеи по демократизации музейной аудитории. Европейские музеи только в 1950-е гг. подошли к пониманию проблемно-дидактических экспозиций для расширения спектра музейной аудитории.

«Диктатура» иллюстративного метода в проектировании экспозиций 1930–1970-х гг. Преобладание музейно-образного метода в России приходится на конец 1920-х – начало1930-х гг. Но в это же время идеологизация науки привела к монополии иллюстративного метода с середины 1930-х до середины 1960-х гг. – экспозиции становятся своеобразными книгами, текстами-цитатами, к которым в качестве иллюстраций придаются вещественные источники, документы, изображения. Экспозиции, посвященные советскому периоду, превращаются в иллюстрацию к краткому курсу истории партии или истории России. Отход от использования подлинных музейных предметов привел к построению музейных экспозиций с использованием элементов парадности, большого количества художественных изображений, изобразительных полотен, скульптурных композиций, пышной орнаментации текстов, бархата, атласа, лепнины, позолоты, композиций из экспонатов, декором.

Возрождение музейно-образного метода и проблемы его практического применения в 1960–1990-х гг. С середины 1960-х гг. возрождается интерес к использованию подлинников в музейных экспозициях, что сопровождается расширением процессов комплектования музейных фондов подлинными предметами. Главными действующими лицами в экспозиции становятся – музейные предметы. Важной составляющей применения музейно-образного метода являлась концентрация внимания зрителя и поддержание в нем интереса на всем протяжении осмотра экспозиции, умение вовремя снять «музейную усталость», эмоциональную перегрузку. Музейно-образный метод предполагает соединение различных по материалу, технике изготовления, размерам и иным характеристикам экспонатов, которые предстают в ансамбле как единое целое. Создание этой целостности во многом зависит от профессионализма художника, грамотного использования архитектурно-художественных средств. Внешние эффекты, заслоняющие подлинные вещи – музейные экспонаты, – световые, цветовые, шумовые и прочие художественные приемы, не должны использоваться как самодовлеющие. Природа зрелищности музейной экспозиции отличается от театральной: она призвана усилить смысловые акценты экспозиции, сделать ее эмоционально выразительной и доставляющей эстетическое удовольствие.

Понятия экспозиционно-художественный образ и музейный натюрморт. Социокультурные изменения в середине XX в. поставили перед музеями задачу сделать музейные экспозиции выразительными. Отношение к экспонату как к источнику эмоционального воздействия потребовало пересмотра всей системы показа музейных собраний. Работа музейного художника перестала сводиться к механической расстановке экспонатов, в ее основу легла художественная интерпретация содержания экспозиции. Задача художника состояла в переводе научного содержания экспозиции в образный язык. Новое понимание роли музейного художника как режиссера проявилось в том, что экспозиция становится музейным спектаклем, в котором используются специфические средства музейно-художественного языка. Экспозиционно-образный метод относится к особому жанру искусства, соединяющему изобразительные и выразительные средства показа. В экспозиционно-художественный метод включены многообразные художественные, технические средства пространственных искусств и элементы музыкального искусства, театральной зрелищности, языка литературного произведения. Художественный образ в экспозиции создается творческой фантазией художника, которая базируется на всестороннем знании экспонируемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики и др. Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной художником эстетической среде в результате сопоставления различных экспонатов возникает новая информация, новые знания, на основе размышления. Наиболее предпочтительный прием создания экспозиционно-художественного образа – использование подлинных музейных предметов, обладающих разнообразными характерами, формой, цветом, пластикой. В современной музееведческой литературе подобные экспозиционные комплексы, включающие различные типы музейных предметов, называют музейными натюрмортами.

Сосуществование музейно-образного и иллюстративного методов. Предметы-подлинники обладают способностью документировать друг друга, однако их сопоставительный показ не всегда возможен по разным параметрам: могут быть однотипными, не выразительными в своем единстве, несовместимы по цветовой гамме, фактурной составляющей и т. п., не достаточны по количественным характеристикам для создания цельного образа. Поэтому музейно-образный метод предполагает использование и других средств, приемов, методов при построении экспозиции. К числу таких средств относятся карты, схемы, диаграммы, различного рода реконструкции, т. е. тематические комплексы строятся при одновременном использовании подлинников и текстов, планов, которые исполняются в той же технике, что и подлинные предметы соответствующей эпохи. Сочетание подлинных предметов и научно-вспомогательных материалов в экспозиции помогает формировать образное представление о явлении, феномене, процессе. Подводным камнем сочетания музейно-образного и иллюстративного метода является то, что большинство музейных посетителей не всегда могут отличить уникальную реликвию от выразительной реконструкции, поэтому перед художниками стоит сложная задача – без потери образности сделать акцент на аттрактивных характеристиках подлинника, используя вспомогательные материалы в ограниченном количестве.

Дискуссии о социальной функции экспозиции. Для создания музейной экспозиции современные художники используют различные методы, приемы, средства как самостоятельные факторы, так и в совокупности. Образ экспозиции может создаваться через компоновку музейных предметов, комплексов, через специально-созданные для экспозиции произведения искусства, через архитектурно-художественное решение экспозиционных залов. Специфика музейного предмета предполагает создание образа через музейный предмет, который поддерживается, художественно-изобразительными и техническими средствами. Музейная экспозиция уже при рассмотрении этимологии слова (от лат. – выставление на показ, изложение) предполагает дискуссионный вариант определения и визуализации. Экспозиция – это форма презентации историко-культурного наследия, как на основе предметности, так и с использованием искусственно-созданной предметно-пространственной структуры. Музейная экспозиция – это музейный предмет и музейная коллекция, архитектура здания, реконструкция музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, тексты, специально созданные произведения, информационные технологии, театральные технологии, технологии постановки праздничных мероприятий, авторского «прочтения» биографических, исторических, литературных произведений, образов. Музейная экспозиция – это особое научно-художественное произведение, являющееся центральным звеном музейной коммуникации. Музейную экспозицию сегодня рассматривают как текст для прочтения исторических фактов на основании семиотического подхода, как самостоятельный музейный продукт (информационно-семиотический подход), как средство для коммуникации, связующее звено между разными социумами в социокультурном пространстве, между группами на основе знакомства и изучения наследия (информационно-коммуникативный подход). Выбор подходов определяет и отношение к методам организации экспозиционного пространства.

Date: 2016-05-15; view: 1116; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию