Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 22. Музейное дело в России во второй половине XIX – начале XX в





Проведение в России буржуазных реформ в 1860–1870-е гг. затронуло и музеи. Идеи публичного музея стали реализовываться достаточно активно. Музей в России становится частью повседневной жизни, частью культуры страны. Окончательно формируется музей как социокультурный институт. Функция просвещения приобрела в музейной деятельности такое же значение, как и комплектование, хранение и изучение коллекции. Термин «музей» закрепился за учреждением, работающим на общество, где экспозиционный показ доступен был широкой публике. Появление научно-просветительных обществ вело к созданию местных музеев. Расширяется сеть учебных музеев. Появляются ведомственные музеи. Можно уже говорить о государственной музейной сети. Научная специализация способствует и определению профильности музеев.

Большую роль в создании музеев играли Русское географическое общество, Губернские статистические комитеты, Ученые архивные комиссии, начало их деятельности относится к 1884 г. Входившие в них краеведы-энтузиасты собирали памятники истории и культуры, охраняли и пропагандировали их, создавали местные архивы и музеи. Как правило, создавались музеи краеведческого типа, знакомившие с природой и историей края, его достопримечательностями, выдающимися земляками. В ряде случаев в краеведческие музеи включались и художественные собрания (Саратовский, Пензенский, Нижегородский художественные музеи). Крупнейшие из них были созданы в Москве, Новгороде и Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Твери, Вятке, Саратове, Олонецке и Минусинске. В 1884 г. открылся Приморский музей во Владивостоке. Музеи стали создаваться не только в губернских, но и в уездных центрах, инициаторами которых выступали земства. Идея создания земских краеведческих музеев была предложена В. В. Докучаевым и отражена в уставе земского губернского музея в Санкт-Петербурге. В уставе предусматривалось два основных направления: научное и прикладное (сельское хозяйство региона, кустарная промышленность и т. п.). Типовой устав был разослан в губернские и статистические комитеты. В 1880-е гг. открыты земские музеи в Таврической, Херсонской, Харьковской, Бессарабской, Екатеринбургской, Ярославской губерниях. В 1885 г. – Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства на основе материалов торгово-промышленной выставки 1882 г. Земские музеи имели типовую структуру: естественно-исторический (зоологический, ботанический, геологический, почвенный и др.), сельскохозяйственный, промышленный отделы. К первым десятилетиям XX в. действовало 50 губернских и уездных музеев.

Создание академических музеев связано с дифференциацией естествознания. Здесь работали видные специалисты. Академические музеи в составе университетов получали статус самостоятельных отделов, лабораторий, подразделений. Начало формированию академических музеев было положено в XVIII в., их профильность сохранилась и в XIX – XX вв. По уставу Петербургской академии наук 1836 г. было образовано семь самостоятельных академических музеев: Минералогический, Ботанический, Зоологический, Зоотомический, Азиатский, Нумизматический, Египетский, Этнографический. Получала развитие практика создания каталогов, регулярного комплектования музеев за счет экспедиций различных научных обществ, кругосветных плаваний. С 1845 г. большую роль в комплектовании играет Императорское Русское географическое общество, созданное для изучения Сибири, Севера, Туркестана, Дальнего Востока. Структура фондов соответствовала научной систематике. Большую роль в работе академических музеев играли: А. Е. Ферсман, Ф. Ф. Левинсон-Лессинг, В. А. Обручев. Закрепление функций академических музеев произошло в 1933 г. на Президиуме АН СССР.

Частное коллекционирование в российской традиции сегодня именуют меценатством, т. е. покровительством богатых людей искусству, наукам, музеям, театрам. Во многом расширение музейной сети в России XIX в. было связано с деятельностью купцов-промышленников:

· П. М. Третьяков завещал собрание картин русских художников Москве для создания художественного музея или общественной картинной галереи – 1856–1860 гг. Третьяковская галерея была передана в дар Московской городской Думе «на вечное время для бесплатного обозрения всем желающим» в 1892 г.

· Семья Мамонтовых помогала русским художниками, подавая пример высшему обществу. С 1881 г. был образован Абрамцевский кружок, члены которого стали собирать коллекцию предметов народно-прикладного искусства. В 1885 г. в Москве на основе коллекции открыт Московский кустарный музей.

· Братья Дмитрий, Петр и Сергей Щукины в XIX в. были известными собирателями гравюр, книг, образцов французской живописи, предметов русской старины. В 1895 г. П. И. Щукин открыл свое собрание русских древностей для всеобщего обозрения. Впоследствии коллекция была подарена Историческому музею в Москве.

· А. В. Морозов с 1895 года полностью посвятил себя коллекционированию (гравюры, иконы, миниатюры, ткани, русский фарфор). В 1918 году коллекция получила охранную грамоту от нового государства, а в 1919 г. была открыта как Музей-выставка художественной старины». Позднее коллекция была расформирована по государственным музеям России.

· А. А. Бахрушин, знаток театрального искусства, годами собирал коллекцию, в которую входили вещи и письма актеров, предметы их одежды, обуви, эскизы театральных декораций, старинная мебель. В 1913 г. состоялось торжественное открытие музея в бахрушинском особняке, впоследствии коллекция была передана Российской академии наук.

· В. А. Прохоров, собрав огромную коллекцию предметов древнерусской культуры во время поездок по центральной полосе России, в 1861 году открывает Музей православного иконописания и русских древностей. Позднее коллекция музея пополнила собрание Академии Художеств.

· К. Т. Солдатенков с 1840-х гг. увлекся коллекционированием (мастера русской школы). В результате была открыта частная художественная галерея, переданная в конце XIX в. по завещанию Румянцевскому музею.

· С. Д. Шереметев в усадебном имении Остафьево открывает для бесплатного посещения собрание памятников искусства и старины. В Михайловской усадьбе хранится книжное и рукописное собрание, архив Шереметевых. С 1918 г. коллекция Шереметевых стала основой создания Музея дворянского быта.

· Ф. И. Прянишников, известный знаток русской культуры в 1860 г. открывает в Москве Галерею русской живописи и другие.

Появление профильных музеев способствовало формированию новых подходов к экспонированию музейных собраний. Получают популярность систематические экспозиции – материал выставлялся в соотвествии с классификацией, принятой в профильной музею научной дисциплине. Основной структурной единицей был системный или типологический ряд в естественно-научных музеях, музеях науки и техники. В археологических музеях деление экспозиционных материалов шло по разделам: каменный, бронзовый и железный век. В этнографических – по географическому принципу.

Систематический метод стал использоваться и в художественных музеях – «академический ряд», основанный на делении художественных произведений по хронологии, школам и авторам. В музеях декоративно-прикладного искусства – по отраслям материальной культуры. Но демонстрация «академических рядов» отводила на второй план эстетическую ценность произведений, которые воспринимались только как источник информации.

В этот период появляются мемориальные музеи: А. М. Бутлерова в Казанском университете (1863), А. С. Пушкина в Александровском лицее (1879), П. И. Чайковского в Клину (1894). Эта тенденция была продолжена и в начале XX в.: музей-архив Д. И. Менделеева в Петербургском университете; М. Ю. Лермонтова (Пятигорск); А. П. Чехова (Москва) и др. В 1864 г. появляется Педагогический музей в Петербурге, который проводил съезды учителей, выставки детских игрушек и наглядных пособий.

Начинается строительство специализированных музейных зданий: Российский исторический музей (1873–1881 гг.), Политехнический музей, Третьяковская галерея, здание Русского музея им. Александра III (РЭМ) (1895), Цветковская галерея (проект В. М. Васнецова – 1899–1903). Кроме того коллекции размещались в арендованных на деньги земств и частые пожертвования помещениях. Коллекционеры, передающие свои собрания государству, учитывая это, по завещанию, как правило, оставляли средства для содержания музеев и музейных зданий и для обеспечения доступности (т. е. бесплатности посещения).

Нормой музейной деятельности становится экскурсионный показ и лекционная работа. Особой активностью в этом отличался Политехнический музей в Москве.

В этот период публикуются первые каталоги и описания собраний музеев, методические рекомендации по комплектованию музейных собраний. Большую роль в формировании музейной сети и воплощению идеи национального музея сыграли научные общества, в частности Археологическое (1846), Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии. Огромное значение в комплектовании музеев имела расширяющаяся экскурсионная деятельность, которая являлась обязательной формой в образовательном процессе учебных заведений. Для проведения таких экскурсий и как их результат в Москве, Петербурге, в губернский и уездных городах появлялись издания по вопросам экскурсоведения.

В начале XX в. музейное строительство охватило всю Россию. Развивались основы, заложенные в ушедшем веке. Появились новые естественно-научные и этнографические музеи: Российский этнографический музей на базе этнографического отдела Русского музея, Центральный музей почвоведения при Вольном экономическом обществе, Дарвиновский музей при Высших женских курсах в Москве. В 1905 г. в Петербурге был открыт Пушкинский Дом – Институт русской литературы Академии наук с литературным музеем (в 1913 г. открыт для посетителей) и архивом. Продолжают развиваться учебные музеи. В Московском университете заведующим кафедрой и университетским кабинетом изящных искусств становится И. В. Цветаев, который в 1894 г. реализовал заявленный на I съезде русских художников «Музей изящных искусств им. Александра III» (официальное открытие состоялось в 1912 г.). Цель музея – учебно-воспитательный центр по истории искусств. Продолжает развиваться сеть местных музеев, мемориальных музеев, появляются детские площадки – прообразы детских музеев. К 1917 г. насчитывалось до 500 музеев разного профиля. Итоги были подведены на Предварительном съезде музейных деятелей в декабре 1912 г. Здесь были поставлены следующие вопросы: сущность музея и необходимость правовых актов; научно-методические основы деятельности музеев и их классификация, музейная терминология и педагогическая деятельность, издание музейного журнала и подготовка музейных кадров. В 1915 г. должен был состояться в Москве I Всероссийский съезд музейных деятелей, что не смогло произойти из-за начавшейся годом ранее Первой мировой войны.

Date: 2016-05-15; view: 628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию