Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 13. Королевские музеи Европы





Мощный импульс к развитию коллекционирования и формированию музеев дали Великие географические открытия. Родиной Европейского коллекционирования Средневековья называют Италию, где вслед за гуманистами, предметы старины и произведения искусства стали собирать правители и патриции итальянских городов и государств уже в XV в.: Флоренции, Венеции, Милана, Мантуи, Ферраре, Урбино, Римини. Согласно представлениям этой эпохи образ идеального правителя ассоциировался с девизом «Оружие и ученость»: оружие как отвага и доблесть, ученость как высокий досуг. К концу XVI в. многие дворцовые собрания пополняются естественно-историческими собраниями. Примером может служить студиоло флорентийского правителя Франческо I (XV – XVI вв.). Освоение античного наследия представителями светской власти в других странах Европы шло с некоторым запозданием и осуществлялось по итальянскому образцу, благодаря династическим бракам.

Во Франции покровителем искусства стал король Франциск I. В Фонтенбло (королевская резиденция) он построил галерею, где поместил картины и скульптуры своей коллекции. Большой интерес Франциск I проявлял к ювелирным драгоценностям, произведениям декоративно-прикладного искусства (большинство экспонатов собрания было утрачено). Традиция была продолжены в царствование Генриха II, мужа Екатерины Медичи, его сыновьями – Карлом IX и Генрихом III. В конце XVI в. Генрих IV открывает мастерские в Большой галерее нового грандиозного здания Лувра: живопись, скульптура, ювелирное и часовое дело, ковровые и медальерные мастерские. В XVII в. Франция сохраняла лидирующие позиции в области коллекционирования. Особо популярными были коллекции кардиналов Ришелье и Мазарини, фактических правителей государства: картины (да Винчи, Рафаэель Санти, Тициан, Рубенс), статуи, бюсты, гобелены, мебель, драгоценности. При Мазарини вся коллекция была свезена в Лувр, а в 1681 г. в торжественной обстановке была открыта картинная художественная галерея.

В XVI в. огромные территории Европы (Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Нидерланды, часть Италии) входили в состав Священной Римской империи, управляемой императорами и королями из династии Габсбургов. Многие ее представители, начиная с австрийского императора Максимилиана I (1597–1651), большого знатока и любителя искусств, были увлеченными и неистовыми собирателями. Собранные ими сокровища стали впоследствии основой ряда европейских музеев. Традиции художественного коллекционирования в Баварии заложил Вильгельм IV фон Виттельсбах (1508–1550). В 1528 г. для украшения летнего павильона своей резиденции он заказал 15 картин на библейские и исторические сюжеты. Так было положено начало Старой пинакотеки Мюнхена.

Карл V (сын Максимилиана I), живя в Испании, патронировал Тициана, собрал самую крупную известную коллекцию оружия (был даже создан каталог коллекции с цветными акварельными иллюстрациями). Фердинанд из династии Габсбургов (XVI в.) собрал коллекцию портретов героев, их жизнеописаний и оружия. Король Филипп IV (XVII в.) больше внимания уделял миру искусства, чем государственным заботам: покупались полотна Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Корреджо, Брейгеля. Придворным художником был Веласкес, писавший портреты монарха, его детей и приближенных. Филипп IV собрал коллекцию в 2000 полотен.

Коллекция императора Рудольфа II (Прага) оценивалась в 17 млн гульденов, в нее входило 2500 изделий из бронзы и мрамора, 1300 картин, пинакотека, глиптотека, коллекция механических приборов (вундеркамера).

В Англии местом хранения королевских сокровищ стал Тауэр. В конце XV – начале XVI в. Тауэр выполнял различные функции управления. Здесь располагались склад, молельня, архив, королевская сокровищница. В конце XVI в. Тауэр становится своеобразным историческим музеем, специализирующемся на показе оружия. Король Генрих VIII демонстрировал своим гостям коллекцию артиллерийского оружия (1515). В XVII в. собрание обогащается предметами светской тематики. При Карле I в 1627 г. были приобретены художественные коллекции герцога Гонзаго (Италия), коллекция античных мраморных скульптур. Богатейшие художественные собрания принадлежали герцогу Бекингему и Томасу Ховарду (приближенным короля): археологические ценности, рукописи, драгоценности, геммы, керамика, живопись. Часть этих коллекций после смерти Карла I попал в Нидерланды, часть была распродана.

В историю вошла шведская королева Христина, которая, живя в Италии и отказавшись от трона, занималась коллекционированием. В палаццо Риарио она постоянно пополняла коллекции трех залов: Тициановский зал (70 полотен), зал статуй муз, зал Рубенса и Рафаэля.

К концу XVII в. блестящий центр коллекционирования сложился в Дрездене. Создание галереи положено курфюрстом Фридрихом Мудрым (начало XVI в.), покровительствующего знаменитым художникам Лукасу Кранаху, Альбрехту Дюреру. Подлинное собирательство было начато Августом I (1694–1733), который основал кунсткамеру. Особый размах пополнение коллекции приобрело при Августа II Сильном – курфюрсте саксонском и короле польском. Дрезденский замок не вмещал все собрания (монеты, гравюры, исторические и естественно-исторические коллекции), и картинная галерея (несколько сотен полотен) стала размещаться в здании «Конюшен». Расцвет Дрезденской галереи связан с правлением Августа III (1733 – 1763 гг.): появление в галереи «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Любоваться собранием могли лишь члены семьи и избранный круг лиц. Даже самому известному в Европе историку искусства И. Винкельману привилегия познакомиться с коллекцией была дана по личной рекомендации римского папы.

В дворцовых залах европейских монархов хранились и экспонировались художественные коллекции, здесь проводились великосветские приемы и празднества. Особенность этих залов заключалась в следующем:

· сочетание роскоши интерьера с изобилием экспонатов;

· отдельное произведение в таких экспозициях не имело самостоятельного значения, считалось декоративным убранством галереи.

В XVIII в. закрытые собрания монархов превращаются в публичные художественные музеи. Первым считается Венская императорская галерея (австрийская династия Габсбургов), сформированная Фердинандом Тирольским, Рудольфом II, Леопольдом Вильгельмом. Галерея осматривалась организованными группами в сопровождении хранителей, Вход был платным. В конце XVIII в. Мария Терезия и ее сын Иосиф окрыли новую роскошную галерею, купив дворец принца Савойского (Дворец Верхний Бельведер). Здесь демонстрировались коллекции в хронологическим порядке по национальным школам и авторству. Собственно это послужило активизации открытия дворцовых собраний для посетителей.

 

Date: 2016-05-15; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию