Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды невербальной коммуникации





Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;

Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;

Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;

Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;

Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;

Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

 

Молчание – это один из компонентов нашего общения. Если бы все люди на земле только и делали, что говорили, то никакого бы общения не было, поскольку никто бы никого не слушал, никто бы не осмысливал произносимое. Молчание является неотъемлемой частью коммуникации. Один из законов общения, сформулированный И.А. Стерниным, – закон ритма общения – гласит: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека – величина постоянная (Стернин 2002). Это значит, что каждому человеку необходимо в день определенное время говорить и определенное время молчать. Общение представляет собой постоянное взаимодействие речевых актов молчания и других речевых действий в различных пропорциях (Корнилова 2003). Молчание остается незамеченным только в его естественном коммуникативно незначимом проявлении, как то во время сна, при работе, не требующей использования речи. Молчание немыслимо без речи, а речь (вербальная или невербальная) немыслима без молчания.

Говорящий и адресат – основные действующие начала в речевом акте. Теория речевых актов составляет центр прагматики (изучает особенности использования знаков в процессе коммуникации). Основоположники теории речевых актов – английский философ Джон Остин и его последователь Джон Сёрль. Они положили начало исследованиям речевого акта, когда произнесение высказывания оказывается совершением того или иного действия.

Под речевым актом понимается высказывание, которое порождается и произносится с определенной целью, имеет определенный мотив для совершения адресованного действия. Для совершения речевого акта необходимо выполнить определенные условия: для осуществления своих намерений говорящий должен иметь представление о ситуации общения, об адресате, прогнозировать собственный образ в предполагаемой ситуации.

Речевой акт – сложное образование, состоящее из трех фаз:

– локуция (локутивный акт) – фаза выбора и организации языковых средств;

– иллокуция (иллокутивный акт) – фаза осуществления коммуникативного намерения говорящего совершить нечто с помощью речи;

– перлокуция (перлокутивный акт) наступает при достижении иллокутивного воздействия на адресата и получении определенного результата. Распознается по реакции адресата, когда говорящему удается убедить собеседника пожаловаться, поставить в тупик, оказать влияние.

Классификация речевых актов по Дж. Сёрлю

 

Иллокутивный акт - акт, характеризующий коммуникативную направленность речевоговысказывания: утверждение, вопрос, приказ, просьба и т.д.

Типология речевых актов, предложенная Джоном Сёрлем, включает следующие классы:

– репрезентативы – сообщение о некотором положении дел, когда высказывание оценивается по шкале истинно/ложно;

– директивы – стремление говорящего побудить слушающего к совершению чего-либо, когда высказывание оценивается по шкале «от скромных попыток до агрессии»;

– комиссивы – обещания, обязательства;

– экспрессивы – выражение психического состояния говорящего, этикетное поведение по отношению к слушающему;

– декларативы – объявления, назначения, изменяющие положение дел. Они успешны лишь в том случае, когда говорящий наделен социальным правом или статусом такие декларации или назначения осуществлять.

Правила инициации речевого акта.

Коммуникативный акт обязан своим возникновением адресанту, от которого зависит инициатива выбора схемы взаимодействия. Подготовительный этап коммуникативного акта предполагает набор обстоятельств: потребность и желание горящего инициировать коммуникативный акт; готовность адресата к речевому взаимодействию; понимание коммуникантами мотивов для организации коммуникативного акта.

Правила инициации коммуникативного акта (по Е.В. Клюеву) представляют собой систему общих посылок, регулирующих речевое поведение адресанта.

– От адресанта не ждут речевой реакции в коммуникативном акте. Учитывается социальный статус коммуникантов. Или обстоятельства диктуются речевой ситуацией, уклониться от которой можно только «не явившись».

– От адресанта не ожидают инициации никакого коммуникативного акта. Провал коммуникативной стратегии – «злоупотребление властью».

– От адресанта ждут инициации данного коммуникативного акта. Посылка базируется на социальной конвенции, когда адресант имеет высокий социальный статус, позволяющий ему брать инициативу на себя.

Принцип кооперации Г.П. Грайса

Среди принципов, регулирующих поведение коммуникантов в ходе коммуникативного акта, выделяется принцип кооперации, разработанный Г.П. Грайсом. Он представляет собой единство четырех максим, которые определяют вклад участников коммуникативного акта в объединяющую их речевую ситуацию:

– максима полноты информации: информации должно быть не больше и не меньше, чем требуется;

– максима качества информации: не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

– максима релевантности: не отклоняйся от темы;

– максима манеры: выражайся ясно, избегай непонятных выражений, двусмысленности.

– От адресанта ждут инициации данного коммуникативного акта. Посылка базируется на особенностях речевой ситуации. Стихийный лидер в экстремальных условиях берет на себя право инициировать коммуникативный акт.

– От адресанта ждут инициации другого коммуникативного акта, поскольку данный коммуникативный акт не имеет прецедентов, но и не имеет коммуникативной перспективы.

– От адресанта ждут инициации другого коммуникативного акта, поскольку инициируемый трактуется им превратно. В данном случае намерения адресанта не могут быть достигнуты в силу завышенной самооценки.

– От адресанта ждут инициации другого коммуникативного акта, поскольку в инициируемом говорящий имеет превратные представления о средствах, которые ведут его к цели, наблюдается злоупотребление подробностями.

– От адресанта ждут инициации другого коммуникативного акта, поскольку инициируемый не поддается отчетливой вербализации. Разговор «ни о чем» или «о чем придется» показывает, что коммуникативная цель словесно не выражена.

Принцип вежливости Дж. Лича

Принцип вежливости, разработанный Джоном Личем, представлен совокупностью шести максим: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие, симпатия.

Максима такта. Необходимо учитывать фактор дистанции, тактично не вторгаться в личную сферу партнера.

Максима великодушия. Уменьшайте собственную выгоду, увеличивайте выгоду других.

Максима одобрения. Позитивная оценка других. Уменьшайте порицание других. Увеличивайте одобрение других.

Максима скромности. Меньше хвалите себя. Больше порицайте себя. Неприятие похвал в собственный адрес. Уровень самооценки.

Максима согласия. Уменьшайте разногласия. Увеличивайте симпатии.

Максима симпатии. Благожелательность. Уменьшайте антипатии. Этикетные вопросы о жизни, о делах, о здоровье.

Принципы и правила общения складываются из следующих взаимосвязанных постулатов:

– ориентир на собеседника;

– доверие к собеседнику и сотрудничество с ним;

– соблюдение вежливости, следование правилам речевого этикета;

– обоснованность речевого поведения, смена стратегий и тактик в ходе общения;

– владение вариативностью языковых средств, представление о сценариях общения в речевых ситуациях.

КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ

Конкретная ситуация общения, в которую входят партнеры по коммуникации. К. с. определяет речевоеповедение, способы реализации коммуникативной интенции, является неречевым компонентом процессаобщения.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания. Понятие коммуникации включает в себя:

Средства связи любых объектов материального или духовного мира;

Общение, передачу информации от человека человеку;

Общение и обмен информацией в обществе.

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Таким образом, коммуникация, являющаяся предметом изучения теории коммуникаций – это феномен, который обусловливает прогресс общества и проявляется во всех его сферах.

Основная цель теории коммуникаций состоит в том, чтобы исследовать механизмы посредством которых информация, информационные потоки распространяются в обществе, между индивидами, группами, государствами, нациями, культурами и континентами.

Субъектами могут выступать социальные институты, индивиды, социальные группы, общественные движения, международные сообщества, географически обозначенные регионы, государства.

Социальные коммуникации – процесс взаимодействия, когда сторонами, включенными в нее, является либо индивид, либо какая-либо организация или группа; способы общения людей, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности – и в первую очередь выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений между людьми, стремление к власти над людьми, объединение организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего места в нем и т. д.

Одним из важных факторов социального контекста, влияющим на коммуникации, является коммуникативная ситуация. Коммуникативная ситуация– это совокупность обстоятельств, положение и обстановка, в которых совершается коммуникативный процесс. Коммуникативные ситуации подразделяют на индивидуальные и массовые.

Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния социальной группы на характер поведения и поступки индивида. Особое внимание при этом уделяют малым группам, которые характеризуются небольшой величиной, относительной устойчивостью, не формальностью взаимоотношений и непосредственным контактом между членами группы.

Виды коммуникации по составу коммуникантов

Интраперсональная,когда человек диалогизирует сам с собой, формулируя свой внутренний диалог. Иногда интраперсональную коммуникацию определяют, как автокоммуникацию.

Автокоммуникация– форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения, она сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в специфической форме (монолог, дневник, записи, не предназначенные другим). Автокоммуникация имеет важное значение в формировании внутреннего мира личности. Такая коммуникация основополагающую роль имеет в процессе художественного творчества и восприятии искусства, в этом случае субъектом может быть не только личность, но и социальная группа.

Межличностнаякоммуникация, в которой, как правило, участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей в аудитории, театре, кафе и т. п.).

Групповаякоммуникация, коммуникация внутри группы, между группами, в ситуации – индивид-группа, естественно, что в разновидностях групповой коммуникации существуют разные цели в больших и малых группах.

Массоваякоммуникация осуществляется в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, различающихся по своим интересам, групповому коммуникативному опыту.

Коммуникативные ситуации подразделяют на индивидуальные и массовые.

Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния социальной группы на характер поведения и поступки индивида. Особое внимание при этом уделяют малым группам, которые характеризуются небольшой величиной, относительной устойчивостью, неформальностью взаимоотношений и непосредственным контактом между членами группы. Общение, обмен информацией в них происходит на межличностном уровне.

Речевое общение людей осуществляется в разных ситуациях, вызвано разными причинами, преследует решение различных коммуникативных задач. Условия формирования речевого общения в данный момент времени и при данных обстоятельствах называется коммуникативной ситуацией. Компоненты коммуникативной ситуации являются составными частями контекста и были уже выше перечислены.

Эти составляющие ситуативно обусловлены, взаимозависимы. Изменение одной из них ведет к изменению коммуникативной ситуации в целом, поэтому можно говорить о том, что коммуникативная ситуация по своей природе подвижна и динамична. Например, общение начальника и подчиненного в официальной обстановке (на собрании, производственном совещании) отличает использование официально-делового стиля. В неофициальной ситуации (встреча в транспорте, в магазине, празднование дня рождения), когда начальник и подчиненный возвращаются к ролям «знакомый – знакомый» («приятель – приятель»), тональность общения меняется на неофициальную, активно используются средства разговорного языка, просторечие, жаргон. Обращение же их друг к другу будут также ситуативно обусловлены.

Концепция двухступенчатого хода процесса коммуникации. Концепция функции усиления.

Одним из важнейших этапов изучения воздействия СМИ на аудиторию стало открытие американцем П. Лазарсфельдом в конце 40-х годов прошлого века двухступенчатой модели коммуникации.

Толчком к этому послужили результаты опросов, показавших, что охват населения при знакомстве с сообщением через две недели после его передачи оказался выше, чем непосредственно после самой передачи.

Дальнейший анализ показал, что возрастание охвата явилось следствием обсуждения этих сообщений с теми, кто получил наименование «лидеров мнения». Более того, увеличился не только охват, но и степень влияния сообщения на аудиторию.

Так из одноступенчатой модель превратилась в двухступенчатую, причем первая ступень характеризуется в основном передачей информации, а вторая ступень — передачей влияния (рис. 3.7).

Последующие исследования, проведенные в Германии, показали, что лидеры мнения не только более активно используют СМИ, но и являются более общественно активными членами общества. Опора на лидеров мнения представляет собой опору на уже имеющиеся в обществе социальные и коммуникативные сети, что гораздо более эффективно, чем создание новых каналов коммуникации.

Особенно важную роль учет двухступенчатой коммуникации имеет в тех случаях, когда покупатель и потребитель это не одно и то же лицо. Чтобы реклама была эффективной, она должна воздействовать на лицо, влияющее на решение о покупке, а не на самого покупателя.

В данной теории можно выделить три основных положения. Во-первых, в каждой подгруппе свои лидеры мнения, равно как и в разных темах. Во-вторых, лидеры мнения происходят из всех слоев общества, следовательно, медиасообщения в различных социальных группах могут быть интерпретированы и использованы по-разному. В-третьих, ясно, что сообщения на пути к массовой аудитории проходят через различные фильтры и поэтому, чтобы медиа достигли разных аудиторий, источник сообщений должен модифицировать его с учетом конкретных групп.

Другая концепция - концепция усиления, которая гласит: в любой социальной группе является нормой то, что ее член консультируется с другим членом группы перед принятием решения в ответ на убеждающую коммуникацию. Другими словами, индивид стремится за счет привлечения мнения из вне усилить аргументацию своих действий по отношению к побуждающей информации.

Ключевым моментом в коммуникационном процессе является передача или получение информации намеченной аудиторией по соответствующему каналу. Процесс полной передачи включает в себя четыре этапа:

• сообщение должно привлечь внимание;

• оно должно быть отобрано;

• оно должно быть переведено;

• оно должно быть хотя бы частично использовано так, как это предусматривалось отправителем.

 

Понятие коммуникативного поведения. Нормы коммуникативного поведения.

Особенности общения того или иного народа, описанные в совокупности, представляют собой описание коммуникативного поведения этого народа. Термин ‘коммуникативное поведение’ впервые был использован в работе:

В исследовании национального коммуникативного поведения ставятся следующие основные задачи:

Сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурной общности.

Определить в первом приближении терминологический аппарат описания коммуникативного поведения.

Описать основные методы и приемы исследования и описания коммуникативного поведения народа.

Разработать модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности.

Показать применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного поведения определенной лингвокультурной общности.

Определить дидактическую ценность описания коммуникативного поведения для обучения языку как иностранному, сформулировать основные задачи, методы и формы использования описания коммуникативного поведения народа при обучении языку данного народа как иностранному.

Мы рассматриваем коммуникативное поведение как один из аспектов владения и овладения иностранным языком, наряду с такими аспектами как говорение, чтение, письмо, аудирование и перевод.

Коммуникативное поведение в самом общем виде определяется нами как совокупность норм и традиций общения народа.

Описание коммуникативного поведения народа сейчас, в конце ХХ- начале ХХI века, стало весьма стало актуальным в силу ряда объективных причин:

Расширились межнациональные контакты, поэтому сейчас накоплено много фактов, требующих обобщения;

Активно развивается коммуникативная и антропоцентрическая лингвистика, поставившая в центр внимания проблему “Язык и человек”;

Активизировались контрастивные, сопоставительные и межкультурные исследования;

Активизировался интерес к межкультурной коммуникации и межкультурному пониманию, национальной самобытности разных народов;

Увеличивается число межэтнических конфликтов, требующих урегулирования, что повышает важность исследований в сфере межкультурной коммуникации;

Психолингвистика предлагает новые экспериментальные методы исследования, эффективные при изучении, в частности, коммуникативного поведения.

Все сказанное свидетельствует о том, что назрела научная систематизация фактов в области национальной специфики общения.

Фактов проявления национальной специфики в общении того или иного народа к настоящему времени накоплено множество, и остается удивительным, почему эти факты до сих пор не систематизированы. Именно эту цель и ставят исследователи, работающие в рамках проекта “Коммуникативное поведение русских и финнов”.

Систематизация фактов, касающихся национальной специфики общения того или иного народа, оказывается, однако, весьма нелегким делом, поскольку еще нет научных традиций подобных описаний:

нет достаточно четкого определения самого явления – коммуникативное поведение, не описана его структура;

отсутствует разработанный терминологический аппарат системного описания;

нет модели системного описания коммуникативного поведения – неясно, что и в какой последовательности, в какой форме надо описывать, чтобы получить комплексное, системное описание коммуникативного поведения народа;

не разработаны методы и приемы изучения коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

Нормы коммуникативного поведения.

О нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные нормы, групповые нормы, ситуативные нормы и индивидуальные нормы.

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это – стандартные ситуации. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник – ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно не обязательно и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается национальная специфика: так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, ‘гуманитариев’, ‘технарей’ и т.д.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

 

Социальный символизм. Принципы коммуникативного поведения.

К коммуникативному поведению примыкает социально и коммуникативно значимое бытовое поведение – совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в общий коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей. Это своеобразный ‘язык повседневного поведения’ [Формановская 1989: 123] или социальный символизм.

Социальный символизм – это отражение в сознании людей семиотической функции, которую приобретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира. Все эти явления приобретают в сознании народа и определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы. Социальный символизм является компонентом национальной культуры.

Социальный символизм зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго ‘соблюдается’ – то есть используется, интерпретируется в межличностных отношениях. Символический смысл того или иного явления может быть совершенно не воспринят в другой культуре, не понят, а может и получить там самую неожиданную интерпретацию, что может привести инокультурного человека к прямому конфликту с представителями ‘домашней’ культуры.

Символические смыслы могут участвовать в коммуникативном акте как непосредственно – провоцировать речевую реакцию, вопрос, эмоциональную реплику, коллективное обсуждение и т.д., так и опосредованно, косвенно: участники общения в процессе коммуникации имплицитно интерпретируют, учитывают те или иные действия, поступки собеседника, предметную деятельность друг друга, ‘язык’ социальных символов собеседника и принимают эту информацию к сведению, интерпретируют эти символы как информационный компонент ситуации. Информация социальных символов включается в невербальную информацию, получаемую и используемую коммуникантами в процессе общения.

Социальный символизм подлежит описанию в рамках невербального коммуникативного поведения народа.

Необходимо также иметь в виду, что социальный символизм многих явлений и предметов быстро меняется – например, символы моды, социальной принадлежности, зажиточности и др. Не так давно символом зажиточности в России был автомобиль и дача, в настоящее время – иномарка и коттедж, каракулевая шапка и кожаное пальто перестали быть символами зажиточности, а сотовый телефон стал и т.д.

Принципы коммуникативного поведения.

Основными принципами описания коммуникативного поведения народа являются следующие.

Принцип системности

Коммуникативное поведение той или иной лингвокультурной общности должно быть описано целостно, комплексно, как система. Для этого должна быть разработана модель описания коммуникативного поведения, включающая совокупность факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение любого народа. Такая модель должна включать вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм.

Принцип контрастивности

Адекватное описание коммуникативного поведения возможно только на базе некоторого сравнения. Имплицитно любое описание будет контрастивным: большинство характеристик коммуникативного поведения оказывается параметрическими – часто – редко, интенсивно – мало, громко – тихо, быстро – медленно и др. Без сопоставления их описание просто невозможно. Фоном всегда выступает какая-либо конкретная коммуникативная культура, известная описывающему.

Наиболее эффективно бикультурное описание – русское коммуникативное поведение на фоне английского, немецкого, американского, французского, китайского, японского и т.д.

Наилучшие результаты дает не сопоставительный (автономное описание двух коммуникативных культур с последующим сопоставлением), а именно контрастивный подход (систематическое рассмотрение отдельных фактов родного коммуникативного поведения в сопоставлении со всеми возможными способами выражения данного смысла в сопоставляемой культуре). Самые надежные результаты дает сопоставление родной коммуникативной культуры исследователя с изучаемой.

Контрастивный принцип позволяет наиболее надежно выявить и описать как общие, так и несовпадающие признаки коммуникативного поведения народов.

Контрастивное описание коммуникативного поведения того или иного народа позволяет выявить несколько форм проявления национальной специфики коммуникативного поведения той или иной коммуникативной культуры:

Отсутствие национальной специфики:

Те или иные коммуникативные признаки обеих культур совпадают.

Например, во всех европейских культурах знакомого надо приветствовать, уходя прощаются, за причиненное неудобство надо извиниться.

Наличие национальной специфики:

а) несовпадение отдельных характеристик коммуникативных признаков, действий в сопоставляемых культурах.

Например, жест ‘большой палец’ есть в большинстве европейских культур, но в русском общении он выполняется более энергично; поза ‘нога четверкой’ имеет развязный характер в русском коммуникативном поведении и нейтральный – в европейском, вступление в разговор с незнакомым типа ‘У вас плащ запачкался’ рассматривается как благожелательность в русском общении и нарушение дистанции и анонимности на Западе, в русском общении часто заговаривают с незнакомыми, в западном – редко и т.д.

б) эндемичность коммуникативных признаков для одной из сопоставляемых культур (то или иное коммуникативное явление может присутствовать только в одной из сравниваемых коммуникативных культур).

Например, только немцы стучат по столу в знак одобрения лекции, только русские немотивированными аплодисментами ‘захлопывают’ оратора или спрашивают незнакомого собеседника о зарплате.

в) коммуникативная лакунарность – отсутствие того или иного коммуникативного признака или факта в данной культуре при наличии ее в сопоставляемой.

Так, в русском коммуникативном поведении нет такого коммуникативного явления как ‘политическая корректность’, нет гендерной специализации всех языковых форм.

Использование нежесткого (ранжирующего) метаязыка

Описание коммуникативного поведение в жестких терминах, как правило, оказывается невозможным – обычно большинство коммуникативных параметров не поддается жесткому ранжированию. Контрастивный характер описания также побуждает использовать такие единицы метаязыка как больше, чаще, меньше, реже, интенсивней чем…

В связи с этим описание коммуникативного поведения целесообразно осуществлять при помощи ранжирующих единиц метаязыка: обычно, чаще всего, как правило, сравнительно редко, обычно не встречается, допускается, как правило не допускается и т.д. При этом могут называться конкретные коммуникативные культуры, относительно которых характеризуется тот или иной коммуникативный признак (чаще, чем в английском и немецком коммуникативном поведении, сравнительно редко по сравнению с англичанами и т.д.).

Разграничение и учет общественной нормы и общественной практики

Во многих случаях наблюдается такая картина: коммуникативная норма в обществе есть, ее знают, но она сплошь и рядом не выполняется. Особенно это характерно для русской лингвокультурной общности.

Не обсуждая здесь причины этого (это отдельный вопрос, связанный с отношением русского сознания к нормам и правилам), отметим, что описанию должны быть подвергнуты как норма, так и практика.

Если норма осознается как таковая, как образец (надо так...), она описывается, но описываются и отклонения от нее, обусловленные теми или иными ситуативными, возрастными, культурными и т.д. условиями. Причины несоблюдения коммуникативных норм могут означать как недостаток культуры, так и происходящий сдвиг в норме, зону развития коммуникативного правила, зону подвижки, переходную форму. Описание будет иметь следующий вид: часто (иногда, участились случаи, когда) мужчины, молодежь и т.д. эту норму нарушают и делают так-то.

Источники изучения коммуникативного поведения

Источниками материала при изучении коммуникативного поведения являются:

Публицистические источники

Страноведческие очерки журналистов-международников

Путевые очерки, заметки путешественников

Воспоминания дипломатов

Путевые заметки писателей

Телевизионные передачи о разных странах

Художественная литература

Анализ текстов художественной литературы

Фольклорные произведения

Анализ кино- и видеофильмов

Специальная литература

Страноведческие словари

Энциклопедические словари

Страноведческие и этнографические публикации

Культурологические публикации

Фольклористика

Психологическая литература

Учебная литература

Видеокурсы различных языков

Национально ориентированные учебники и учебные пособия

Переводные, фразеологические словари

Сборники пословиц и поговорок

Анализ языковых средств

Данные контрастивной лингвистики

Паремиология

Результаты опросов

Результаты опроса носителей коммуникативной культуры

Результаты опроса лиц, контактировавших с описываемой коммуникативной культурой

Результаты психолингвистических экспериментов

Результаты включенного наблюдения

Фигура комммуникатора (адресант) индивидуальное и институциональное в коммуникаторе.

Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и декодирования информации; иметь взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникаций. Кроме того, они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.

Путем изменения коммуникативных потоков коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории. Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации — передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

Одним из важных свойств коммуникатора является его кредитность, надежность, престижность. Кредитный коммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого можно прислушиваться. Если коммуникатор не пользуется доверием аудитории, уважением, интересом, исходящая от него информация будет воспринята и понята искаженно независимо от реального содержания текста.

Не менее важен для положительного восприятия коммуникатора фактор привлекательности. Средства привлечения внимания адресата могутсодержаться и в самом речевом произведении, и за пределами, например при использовании таких носителей, как престижные средства массовой информации. Также привлекательность – это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той аудиторией, на которую распространяется информация. Кроме того, чем выше социальныйстатус источника информации, тем более благожелательно принимается сообщение.

Выделяются следующие типы коммуникаторов: люди престижа и лидер мнений. Люди престижа – те, кто определяют содержание и каналы передачи информации. Лидер мнений (ключевой коммуникатор) – член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий посредником между средствами массовой информации и коммуникантом. Лидер мнений, интерпретируя полученное сообщение, воздействует на аудиторию.

Наиболее распространенные типы ключевых коммуникаторов: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, рекламист и т.д. У каждого коммуникатора вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль»: доминантный, демократический, аргументативный, спокойный, внимательный, открытый и пр.

 

Аудитория коммуникации (адресат), объективные и субъективные характеристики. Коммуникативная роль адресата.

Основная задача менеджера по связям с общественностью как профессионального коммуникатора – выделить целевую аудиторию (кому мы интересны?); создать ключевое сообщение (что привлекает целевую аудиторию в нашем объекте?); выбрать канал коммуникации (как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?). Такой вид коммуникационной деятельности получил название стратегической коммуникации. Стратегическая коммуникация включает в себя следующие этапы: определение проблемы; планирование и программирование; действия и коммуникация; оценка программы.

Особую специфику имеют коммуникаторы в массовой коммуникации – это коллективы и группы людей, в задачу которых входит подготовка доступных и понятных массовой аудитории информационных сообщений.

Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.) – объективные характеристики. Также поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.) – субъективные характеристики аудитории.

Целью специалиста по связям с общественностью является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Специфичной по своим характеристикам является массовая аудитория.

Массовая аудитория имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является анонимной массой. В основе типологизации массовой аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМИ) регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данногоСМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации; иметь взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникации. Кроме того, они должны обладать так назы-ваемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.

Коммуникативная роль адресата

Коммуникативной ролью будем называть способ поведения в рамках коммуникативного акта, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций). Известно, что индивид в жизни выполняет массу разнообразных социальных ролей. Нормы или правила поведения в обществе задают принятые в той или иной среде модели поведения. Наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций речевого поведения мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов). Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся в рамках национальных коммуникативных структур.

Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации — передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвязь между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способыих выражения. Одновременно по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов.

 

Коммуникативные, социальные и психологические роли.

Коммуникативная роль адресата

В литературе, посвященной проблемам речевого взаимодействия, адресату повезло гораздо больше, чем адресанту. Фигура адресата изучена, вне всякого сомнения, значительно лучше. К настоящему времени уже достигнуто единство во взгляде на адресата как на одно-го из центральных «компонентов» в структуре коммуникативного акта — и отнюдь не в силу того самоочевидного факта, что без него акт коммуникации, обмена информацией состояться не может, но в силу того, что в той же мере, в какой в структурировании речевой ситуации участвует производитель речи, участвует в ее структурировании и адресат.

Точка зрения на адресата как на пассивного реагента, «потребителя» информации (ср. писатель пописывает — читатель почитывает), имплицитно присутствовавшая в лингвистике далекого прошлого, сегодня благополучно изживается. Современная наука признает (во всяком случае, теоретически!), что адресат есть роль активная, требующая от исполнителя прежде всего действий, как речевых, так и неречевых, как в ходе коммуникативного акта, так и за его пределами.

Во всяком случае, реакции адресата давно не рассматриваются в качестве отголосков эха — реакции эти формируют творимый коммуникативный акт с момента его возникновения до момента его завершения, и только очень плохой речевой стратег будет игнорировать про-исходящее «в аудитории». Более того, даже коммуникация посредством письменного текста рассматривается сегодня как диалог между автором и читателем.

Поэтому уже на этапе инициации коммуникативного акта адресантом «присутствие» адресата весьма ощутимо. Примечательно, что адресат не становится действующим лицом по ходу коммуникативного акта — онявляется таковым уже на момент начала взаимодейст-вия. А если учесть, что опытный адресант готовит коммуникативный акт задолго до его инициации, то воздействие адресата на речевую ситуацию начинается вообще за ее пределами.

Роль адресата, коль скоро это не роль исключительно «реагента», естественным образом также предполагает наличие коммуникативной стратегии. Типичные коммуникативные стратегии адресата, вступающего в коммуникативный акт, а также наиболее вероятныепросчеты в этих коммуникативных стратегиях тоже можно определенным образом систематизировать.

Прежде всего разнообразные коммуникативные стратегии объединяются в две большие группы на основании того, проинформирован лиадресат о предстоящем, коммуникативном, акте. В зависимости от этого — применительно к адресату различают:

-неожидаемые коммуникативные акты;

-ожидаемые коммуникативные акты.

Коммуникативная стратегия, таким образом, выбирается, в частности, в зависимости от того, к какой группе принадлежит соответствующий коммуникативный акт.

Социальная роль адресата.

Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способыих выражения. Одновременно по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов.

Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип». Американский исследователь У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначения устойчивых образов социальных объектов и событий. В качестве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п. Стереотипы социальных объектов могут иметь как положительную, так и отрицательную стороны. В последнем случае они способствуют возникновению предубеждений, неприязни как на межличностном уровне, так и на общенациональном уровне. Стереотипы оказывают большое влияние на формирование образа коммуникантов благодаря коммуникативной установке, регулярности и повторяемости.

Психологическая роль адресата.

Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени ответить на это воздействие.

Психологически конструктивное влияние удовлетворяет требованиям:

1) не разрушает личности участников процесса влияния и их отношений;

2) психологически грамотно, то есть:

а) ориентируется на психологические особенности партнера и конкретной ситуации,

б) опирается на корректные, безошибочные психологические приемы воздействия;

3) отвечает потребностям обеих сторон.

Инициатор влияния – партнер, который первым предпринимает попытку влияния.

Адресат влияния – партнер, к которому обращена попытка влияния. (Далее – просто «инициатор» и «адресат»).

Всякий акт влияния, независимо от степени его осознанности и преднамеренности, реализует сознательное или бессознательное стремление субъекта утвердить факт своего существования и отстоять собственные интересы.

Умение уступить конструктивному влиянию – признак преобладания направленности на задачу над сиюминутным желанием подтвердить свою собственную значимость.

2. Виды психологического влияния

1. Убеждение (конструктивный вид влияния) – сознательное аргументированное воздействие на адресата, имеющее своей целью изменение его суждения, решения.

2. Самопродвижение (конструктивный вид влияния) – объявление инициатором своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущество.

3. Внушение – сознательное неаргументированное воздействие на адресата, имеющее своей целью изменение его состояния, намерения.

4. Заражение – передача инициатором своего состояния или отношения адресату, который перенимает это состояние, отношение.

5. Пробуждение импульса к подражанию – формирование инициатором у адресата стремления быть подобным себе.

6. Формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности, подражания адресату, оказания ему услуги.

7. Просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности инициатора.

8. Принуждение – угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения.

9. Деструктивная критика (неконструктивный вид влияния) – высказывание инициатором негативных суждений о личности адресата и/или агрессивное осуждение его поступков, имеющие целью снижение уверенности адресата в своих силах.

10. Манипуляция (неконструктивный вид влияния) – скрытое побуждение адресата к переживанию им определенных состояний, выполнению действий, необходимых для достижения инициатором собственных целей.

3. Психологическая техника оказания манипулятивного

воздействия

Манипуляция – скрытое управление партнером, побуждение его к принятию навязываемой позиции в трансакции.

Распределение позиции участников делового общения, осуществляемого на манипулятивном уровне, означает определение способа поведения для каждого, причем в более выгодном положении находится инициатор, ведущий «тайную» психологическую борьбу за выбор роли.

В числе манипуляций, осуществляемых в сфере деловых отношений, выделим типичные, наиболее распространенные виды:

Манипуляция «Боишься?»: удобна для «выведывания» информации, получения сведений от партнера, не представляющего себе истинную цель беседы с манипулятором.

Манипуляция «А слабо тебе…»: навязывание трудной или неприятной работы адресату, поддавшемуся на вызов – подозрение в слабости.

Манипуляция «Обезьяна на шее»: провокация руководителя на принятие им покровительственной («родительской») роли по отношению к подчиненному – инициатору и выполнение за подчиненного работы.

Манипуляции «Меня рвут на части».

«Казанская сирота».

«Дитя на работе»: оправдание сотрудником малой эффективности своей работы сильной загруженностью, «заброшенностью» как отсутствием руководства, даже собственной глупостью или слабостью.

Манипуляции осуществляются по отношению к руководителям, коллегам, подчиненным. Потенциальными адресатами такого рода психологического влияния оказываются сотрудники, тщательно скрывающие свои слабости, избавиться от которых они не в силах, или не отдающие себе отчета в своих истинных потребностях и мотивах.

Признаком манипуляции для адресата служит ощущение подневольности совершаемых им поступков. После осознания того факта, что он подвергся манипулированию, адресат выбирает линию дальнейшего поведения: подчиниться инициатору или прибегнуть к защите.

4. Психологические средства противостояния манипуляции

Противостояние влиянию означает сопротивление (пассивное или активное) чужому воздействию с помощью психологических средств. Психологически конструктивное противостояние влиянию должно соответствовать тем же критериям, что и конструктивное влияние (см.: п.1 лекции 2).

Средством пассивной защиты может служить воздержание от реакции на отводимую инициатором роль, имитация непонимания обращенной к адресату реплики, перевод разговора на другой предмет.

Активный способ защиты от манипуляции – это контрвлияние. Конструктивное контрвлияние осуществляется посредством конструктивной критики, конфронтации.

Конструктивная критика – подкрепленное фактами обсуждение целей, средств, действий инициатора и обоснование их несоответствия целям, условиям, требованиям адресата.

Конфронтация (позиционная война) – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований действиям инициатора. Эффективная конфронтация последовательно реализуется на каждой из ее необходимых фаз:

1. Я-послание о негативных чувствах, которые испытывает адресат в связи с действиями инициатора.

2. Усиление Я-послания.

3. Выражение пожелания или просьбы об изменениях поведения инициатора, остановке его психологической экспансии в пространство адресата.

4. Назначение санкций за действия, противоречащие воле адресата.

5. Реализация санкций в случае, если манипуляция продолжается.

В группу неконструктивных средств сопротивления манипуляции отнесены деструктивная критика и контрманипуляция. Психологическая безошибочность данных форм защиты не обеспечивает практическую эффективность взаимодействия, но лишь усугубляет их разрушительное влияние на личность инициатора, ставшего адресатом «ответной реакции» со стороны первично манипулируемого субъекта.

Главной целью оказания конструктивного психологического влияния, равно как и конструктивного контрвлияния, является стремление к установлению деловых взаимовыгодных отношений.

 

Согласно исследованиям, в социально ориентированном общении в качестве важнейшего фактора речевого поведения выступают социальные роли говорящих и слушающих. Однако не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, конструирует и подтверждает социальную ситуацию, по и выбранные языковые средства. Таким образом, язык является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения[1].

Для адекватного понимания речевого сообщения участникам коммуникации прежде всего необходимо обозначить их социальные отношения. Так, в ходе прямых представлений называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников. Однако существуют косвенные (социально-символические) средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся, к числу которых относят[2]:

– выбор формы обращения, которая выявляет социальную иерархию и личное отношение к партнеру (особенно в равных социальных статусах). При помощи формы обращения подчеркивают формальность (неформальность) отношений, задают социальную дистанцию,

– намеренная имитация произношения по отношению к языку партнера часто происходит в случае, если партнер нам нравится. Так, при разговоре с малышом родители часто подстраивают свой язык под "детскую речь". В то же время подростки в присутствии взрослых или когда хотят отделиться от кого-то или группы, наоборот, могут подчеркнуть различия в речи.

– среди многообразия стилей речевого поведения часто выделяют: высокий и низкий, влиятельный и невлиятельный стили. Так, для высокого (официального, формального) стиля характерны подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений. Для низкого (неформального, дружеского) стиля характерны разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, использование сленга. Если используется влиятельный стиль, то часто употребляют высказывания, сама структура которых как бы направляет действие адресата. Например: "Давайте пообедаем сегодня вечером" – фраза звучит более влиятельно, чем "Не согласились ли бы вы со мной пообедать?" Исследователи выделяют несколько форм невлиятельных сообщений в области коммуникации:

1) уклончивые фразы, отражающие субъективность: "Я думаю", "Я предполагаю" и т.п.;

2) нерешительность, лингвистическое "заикание" (использование разъединяющих междометий типа "э", "гм", "вы знаете", "ну"): "Гм, могли бы вы уделить мне минутку вашего времени?"; "Ну, мы могли бы попытаться"; "Я хочу, э-э, если вы позволите, предложить...";

3) вежливые формы – "Простите..."; "Извините..."; "Будьте любезны";

4) вопросы-концовки: "Мы уже можем начать, как вы считаете?"; "Здесь жарко, правда?";

5) интенсивные слова: "великолепно", "замечательно", "удивительно", "очень".

Важно отметить, что приемом, направленным на "повышение" или "понижение" статуса, может быть сама смена (изменение) стиля обращения.

В социальном взаимодействии для речевого поведения основное значение имеют: 1) речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации; 2) достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых сообщений; 3) снижение личностного начала

 

Факторный анализ показал, что речевое поведение можно описать с помощью двух независимых факторов: доминирование – уступчивость; дружелюбие – враждебность.

Выделены следующие стили речевого поведения:

1. Отчужденный (уступающий-недружелюбный) Такой человек дистантен, отгорожен, застенчив, обладает сниженным уровнем активности и оптимизма. Сильнее других испытывает страх отвержения в межличностном взаимодействии. Имеет наиболее адекватную самооценку (17 % выборки).

2. Послушный(уступающий-дружелюбный). Скромен, предупредителен, общается на равных, поддерживает и одобряет (20 %).

3. Сбалансированный (средние баллы по обоим факторам). Отличается активной доброжелательностью, уверенностью в себе, независимостью, честолюбием, настойчивостью и упорством. Среди всех выделяется сильным мотивом достижения (21 %).

4. Опекающий (доминирующий-дружелюбный). Стремится к сотрудничеству, независим; внимателен к окружающим, чувствителен и тревожен; общение носит личностный характер. Обладает самым сильным стремлением к принятию, не боится отвержения (27%).

5. Властный (доминирующий-недружелюбный). Стремится к доминированию и соперничеству, использует высказывания, снижающие престиж собеседника, не поддерживает собеседника; самоуверен, раздражителен. Межличностные контакты широки и поверхностны, самоконтроль понижен (15%).

Понятие психотипа. Теория харизмы.

Психотип (психологический тип) - совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Психотип - описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться.

Описание особенностей поведения человека с точки зрения трудностей для окружающих либо возможностей влияния на него.

Существуют разные классификации психологических типов.

Теории харизмы.

Виды харизмы в зависимости от последствий их лидерства для общества.

Настоящий Харизматик: 1) владеет особенной «вдохновляющей» способностью, т.е. оказывает существенное влияние на людей, мобилизуя их на экстраординарные усилия и деяния. 2) его экстраординарные возможности находятся в зависимости от внутренних свойств, которые различаются высшей моральностью и духовностью. 3) побудительным мотивом выступает рвение «разбудить» мораль остальных людей, а не желание фаворита стать объектом слепого послушания и преданности.

«Псевдохаризма»:1)последователи вождя служат средством его самореализации, 2) искусственность, харизматическое обособлено от ежедневного, рутинного, 3) связь со сферой религиозного в том смысле, что ультимативно-ценностные интересы человека (посреди которых один из важных - поиск смысла жизни) неразрывно соединены с его представлениями о сверхъестественном, 4) миссия, выраженная харизматиком, релевантна и значима в определенном соц контексте, т.е. когда фаворит определяет призывы, совместимые с нуждами масс. В неприятном случае деяния и идеи фаворита воспринимаются как странноватые, преступные либо сумасшедшие.

В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг сделал харизматическую модель коммуникации. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум.

Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности: 1) Герой – идеализированная личность, смотрится “как мы желаем”, говорит то, “что мы желаем”. 2) Антигерой – “обычный человек”, один из нас. Смотрится “как мы все”, говорит то же, “что и мы”. Мы с ним ощущаем себя безопасно. Мы ему доверяем. 3) Магическая личность – чужд нам (“не как мы”), необычен, непредсказуем. Таковой тип коммуникатора подступает для поздних, ночных передач.

Влияние на людей при помощи харизмы. Харизматические свойства Сейчас для осознания динамики общественного процесса больший энтузиазм вызывает «харизматическое лидерство». В наше время харизматическая теория лидерства активно употребляется для разъяснения политических действий развивающихся странах. Тут нередко происходило обожествление фаворитов и перевоплощение их в диктаторов.

Слово«харизма» происходит от древнегреческого языка и значит «притягивать к для себя внимание».

«Политическая харизма» — одна из те категорий.

Концепция харизматической личности М.Вебера.Харизма,по Веберу, выступает основой 1-го из типов легитимного господства —харизматического (вместе с легально-рациональным и обычным). Вебер показывает, что понятие «харизма» «применяется к определенному качеству личности индивидума, благодаря которому он различается от обыденных людей и воспринимается как владелец сверхъестественных, сверхчеловеческих либо исключительных способностей». Также он объясняет, что «эти свойства не свойственны обыкновенному человеку, они приписываются божественному происхождению либо воспринимаются как образцовые, по этомуиндивидум считается вождем».

Харизматическое господство, по Веберу, подразумевает — со стороны подвластных — выходящие за рамки обыденной личную преданность, вызванную наличием особенного дара либо доблести у вождя, и доверие к порядку как его творению. В то же время харизматический тип господства опирается и на личные дела меж правителем и подчиненными, и тут они противостоят легально-рациональному как безличному.

Вебер довольно осторожно говорит о правомерности требований вождя. Харизматиком является всякий, кто способен повлиять на массу с большой чувственной силой. Это могут быть как пророки и мудрецы, так и демагоги. Но обладание особенными свойствами не гарантирует, что господство будет установлено, а только увеличивает шансы на подчинение. В концепции Вебера харизма не отождествляется с историко-психологической традицией «великого человека». Таковым образом,основное внимание он уделяет не столько политическому вождю, сколько его управленческому штабу, и в индивидуальности — тем отношениям, которые складываются меж ними. Массы, по его мнению, иррациональны и чувственны.

По Веберу, как признание последователей, так и признание вождя фундаментально амбивалентны. С одной стороны, харизма является внеобыденным личным даром не просит подкрепления. Справедливость раскрывается лишь через личность фаворита,который заведует верой последователей в то, что он владеет экстраординарными свойствами. Потому фаворит просит от остальных послушания и следования за ним в силу собственной миссии. Миссия быть может адресована определенной этнической,политической, проф либо другой группе и значит, что харизма будет ограничена рамками данной группы. С иной стороны, «харизматические требования вождя могут не признаваться, ежели его миссия не признана теми, к кому он ощущает себя посланным». Лишь через признание свойств вождя последователями происходит признание идей фаворита. Для этого харизматический вождь должен доказывать свои требования, безпрерывно обосновывать свои возможности методом преодоления испытаний, вызванных наружными обстоятельствами, также показывать, подчинение ему ведет к счастью и благосостоянию. И «если его длительное время преследуют неудачи, да к тому же его лидерство перестает приносить выгоду последователям, то, возможно, его харизматическое господство исчезнет».

«Религиозная» концепция харизмы.Религиозная концепция харизмы строится на последующих главных положениях. Во-1-х,предполагается, что харизматический фаворит вправду владеет особенными экстраординарными свойствами, дарованными е «свыше». Нужно отметить, что схожая вера постоянно базирована на факте личного переживания, которое нереально доказать либо проверить. Во-2-х, проводится точное разделение «обладателей»харизмы в зависимости последствий их лидерства для общества.

Согласно религиозному подходу, подлинные харизматики в сфере политики в высшей степени моральны и религиозны, что различает их от «псевдохаризматических». Так, Дороти Эммет критикует Вебера и приверженцев е концепции за игнорирование различий меж 2-мя типами: 1) фаворит, который владеет «гипнотической» властью над последователями и получает от этого ублажение; 2) фаворит, способный повысить силу воли подвластных его влиянию людей и провоцировать их к самореализации.

В религиозной концепции харизмы настоящий харизматик, во-1-х, владеет особенной «вдохновляющей»способностью, другими словами оказывает существенное влияние на людей, мобилизуя их на экстраординарные усилия и деяния. Во-2-х, его экстраординарные возможности находятся в зависимости от внутренних свойств, которые различаются высшей моральностью и духовностью. В-3-х, побудительным мотивом выступает рвение «разбудить»мораль остальных людей, а не желание фаворита стать объектом слепого послушания преданности. В итоге происходит усиление воли последователей, которые остаются вольными для реализации собс

Date: 2016-05-15; view: 4283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию