Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики
Содержание преддипломной практики
Цель практики:
· закрепление, расширение и углубление полученных студентом теоретических знаний по бухгалтерскому учету, экономическому анализу, контролю;
- приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов.
Основные задачи практики:
- изучение нормативных и методических материалов, фундаментальной и периодической литературы по вопросам, разрабатываемым студентом в выпускной квалификационной работе (ВКР);
- сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в ВКР;
- оценка действующей в организации системы учета, анализа и контроля; разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Место практики: бухгалтерия, подразделения, осуществляющие функции анализа и контроля финансово-хозяйственной деятельности, производственных предприятий и других коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Руководство и контроль за прохождением практики осуществляется преподавателем факультета и специалистом-практиком.
Руководитель практики от института выполняет следующие функции:
- согласование календарно-тематического плана прохождения практики;
- консультирование студента по вопросам, изучаемым в ходе практики;
- проверка и оценка оформленного студентом отчета по практике с учетом его содержания и защиты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ. Разделы практики:
- бухгалтерский учет;
- внутренний и внешний контроль;
- экономический анализ.
Раздел 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Изучение постановки и способов ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности позволяет обобщить накопленный опыт и разработать рекомендации по совершенствованию учетной работы. Результаты исследования должны иметь теоретический, методический и прикладной характер.
Основными направлениями исследования являются организация первичного учета и технология обработки учетной информации, применяемые методы ведения бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, функции и структура бухгалтерского аппарата, характер и содержание бухгалтерской отчетности. В процессе исследования студенту необходимо оценить уровень организации бухгалтерского учета, профессионализм бухгалтерского аппарата и адекватность учетной политики хозяйственным процессам организации. В отчете о практике должны содержаться обоснованные предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета.
Основные задачи:
- ознакомление с деятельностью организации, ее организационной структурой управления, техническими и организационными особенностями производства и их влиянием на организацию бухгалтерского учета;
- оценка ведения финансового и управленческого учета в организации;
- изучение порядка формирования и представления информации в бухгалтерской отчетности;
- исследование постановки бухгалтерского дела.
В области бухгалтерского финансового учета необходимо изучить:
- организационно-правовую форму организации; организационную структуру управления организацией; основные цели, задачи и функции экономических служб организации; взаимоотношения организации, ее структурных подразделений с внутренней и внешней средой; учетную политику организации; концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета;
- собственный капитал организации и его составляющие; организацию учета внеоборотных и оборотных активов; состав и порядок учета обязательств организации; эффективность форм расчетов, используемых организацией; состав и содержание доходов и расходов организации; особенности формирования финансовых результатов. В отчете необходимо отразить структуру управления организацией, функции и структуру бухгалтерского аппарата, адекватность учетной политики хозяйственным процессам организации, рассмотреть объекты бухгалтерского учета исследуемой организации, критерии их признания, методы оценки, используемые учетные модели.
В области бухгалтерского управленческого учета задачами практики являются углубление и развитие теоретических знаний и практических навыков по дисциплине; приобретение практических навыков критической оценки организации бухгалтерского управленческого учета и бюджетного процесса в его рамках; закрепление навыков самостоятельного использования информации бухгалтерского управленческого учета для принятия управленческих решений; выявление направлений формирования и использования внутренней управленческой отчетности. Местом прохождения практики может быть не только бухгалтерия, но и другие подразделения предприятия: плановый, производственный, экономический отделы, отдел нормирования. В ходе практики студенты должны определить особенности организации бухгалтерского управленческого учета исходя из технологических, производственных, отраслевых, организационных условий, характерных для организации – базы практики. В области бухгалтерской отчетности организации необходимо изучить:
- формирование информации для бухгалтерской отчетности юридического лица и консолидированной финансовой отчетности; управленческая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, составляемые организациями; назначение, функции и задачи различных видов отчетности;
- состав бухгалтерской отчетности организации; содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; правила оценки статей бухгалтерской отчетности; публичность бухгалтерской отчетности; промежуточная бухгалтерская отчетность;
- отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты и их последствий;
- отражение в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий; оценка последствий условных фактов хозяйственной деятельности;
- раскрытие в бухгалтерской отчетности информации об аффилированных лицах;
- информация по отчетным сегментам: порядок формирования, способ представления и состав;
- признание, оценка и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации по прекращаемой деятельности;
- раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о прибыли, приходящейся на одну акцию;
- порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.
В отчете о практике необходимо отразить характер бухгалтерской отчетности организации: консолидированная, индивидуальная, а также порядок формирования, утверждения и представления бухгалтерской отчетности исследуемой организации. Рассмотреть порядок составления и представления промежуточной отчетности.
В области организации бухгалтерского дела необходимо изучить:
- правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией;
- функции бухгалтерской службы; положение о бухгалтерии организации: состав и содержание;
- права и обязанности главного бухгалтера;
- взаимодействие финансового, управленческого и налогового учета организации;
- организацию документооборота, формы бухгалтерского учета;
- роль профессионального суждения бухгалтера в организации бухгалтерского дела организации;
- профессиональную деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла организации.
В отчете необходимо отразить особенности организации бухгалтерского дела в различных организационных единицах, обусловленные внешними и внутренними факторами.
В области применения международных стандартов финансовой отчетности необходимо изучить следующие вопросы:
- регулирование и гармонизация бухгалтерского учета на международном уровне;
- предпосылки международной гармонизации бухгалтерского учета;
- унификация и стандартизация учетных процедур;
- директивы Европейского сообщества и Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
- принципы подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО; Формы использования МСФО;
- создание инфраструктуры применения МСФО в экономике Российской Федерации.
В отчете необходимо отразить принципы подготовки и составления финансовой отчетности для внешних пользователей, используемые организацией.
Объектами совершенствования учета в коммерческой организации являются:
- организация бухгалтерской службы в системе управления (организационная форма бухгалтерской службы; права и обязанности главного бухгалтера; состав, подчиненность и распределение обязанностей учетных подразделений; порядок взаимодействия бухгалтерских служб);
- техника обработки учетной информации (выбор формы бухгалтерского учета; рабочий план счетов с указанием субсчетов; образцы форм первичных документов, разработанные в организации; график документооборота; формы учетных регистров; порядок проведения инвентаризаций; содержание и порядок предоставления внутренней отчетности);
- методика ведения бухгалтерского учета (методы начисления амортизации внеоборотных активов; способы оценки и организации учета материально-производственных запасов; порядок списания затрат по ремонту основных средств; порядок распределения косвенных расходов и методы калькулирования себестоимости продукции; методы оценки готовой продукции; порядок создания резервов и др.);
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, альтернативные подходы к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности, снижение затрат на ее формирование.
Раздел 2. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ
Объектом изучения является система внутреннего контроля и/или отдельные виды (направления) внешнего контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, выступающей в качестве базы прохождения преддипломной практики.
Источниками необходимых фактических данных о деятельности организации – объекта исследования выступают внутренние регулирующие документы (учетная политика, утвержденные нормативы, должностные инструкции, положение о службе внутреннего аудита и другие), договоры с контрагентами, первичная документация, учетные регистры, отчетность, аудиторские заключения внешних аудиторов, акты ревизии, отчетная информация, подготавливаемая внутренними ревизорами и аудиторами.
Оценка эффективности действующей в организации системы внутреннего контроля должна базироваться на изучении особенностей существующей контрольной среды и применения отдельных средств контроля.
Выявление особенностей контрольной среды организации – объекта исследования предполагает ознакомление с:
- организационной структурой данного хозяйствующего субъекта;
- распределением ответственности и полномочий;
- осуществляемой кадровой политикой;
- порядком подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;
- порядком осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
- обеспечением соответствия хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства;
- особенностями организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита.
Необходимо проанализировать порядок применения таких контрольных процедур, как:
- реализация контрольных полномочий работниками, имеющими в подчинении других работников;
- внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
- сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми, нормативными, среднеотраслевыми показателями, показателями за предыдущие периоды;
- сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
- проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
- ограничение доступа к активам и записям;
Практиканту следует выявить факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на систему внутреннего контроля в организации – объекте исследования, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию данной системы в целом или отдельных ее элементов в зависимости от темы выпускной работы. Предлагаемые направления совершенствования системы внутреннего контроля в письменной форме целесообразно представить в организацию, на базе которой была пройдена практика.
Специфика избранной темы выпускной работы может предполагать реализацию следующих этапов исследования:
- разработку собственной методики внутреннего контроля определенного направления деятельности (отдельных видов деятельности) организации. При этом в методике в обязательном порядке должны быть освещены целевой аспект, информационно-правовое обеспечение ее применения, особенности организации работ, в том числе их общая продолжительность и исполнители, основные этапы и конкретные приемы и процедуры, рекомендуемый порядок реализации результатов осуществления контроля. Изложению методики должны предшествовать общее описание особенностей системы внутреннего контроля организации – объекта исследования и критический анализ отдельных ее элементов, недостаточная эффективность которых обусловила необходимость разработки представляемой к защите методики;
- разработку рекомендаций по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целом или ее отдельных направлений. В работе должны быть сформулированы цель и задачи аудиторской проверки; определена информационная база ее проведения, в том числе указаны основные правовые документы, которыми следует руководствоваться проверяющему; выделены основные этапы аудита; указаны рекомендуемые к выполнению аудиторские процедуры, включая тесты средств внутреннего контроля и процедуры проверки по существу.
Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Оценка организации и ведения аналитической работы хозяйствующего субъекта предполагает ознакомление с организационной структурой управления с целью определения формы проведения аналитической работы (централизованной или децентрализованной), изучение распределения обязанностей между структурными подразделениями или сотрудниками, осуществляющими анализ, оценку информационной базы и ее аналитических возможностей, применяемых методик анализа, используемых компьютерных программ.
В ходе практики следует оценить возможность применения для анализа деятельности исследуемой организации типовых методик анализа (или их элементов), оригинальных методик, разработанных самой организацией с учетом специфики ее деятельности.
Отсутствие или невозможность применения существующих методик может потребовать разработки практикантом методики анализа, которая должна содержать следующие разделы:
1. Цель и задачи анализа. 2. Организация анализа (субъекты, виды, сроки проведения анализа). 3. Информационное обеспечение анализа. 4. Расчетно-аналитические аспекты (макеты аналитических таблиц; факторные модели и формулы расчета влияния изменения факторов на изменение результативных показателей; формулы расчета аналитических показателей; порядок осуществления аналитических процедур, возможности применения компьютерных программ и т. п.). 5. Контрольно-управленческий аспект (варианты управленческих решений в зависимости от результатов проведенного анализа). Разработанную практикантом методику следует апробировать в исследуемой организации.
При составлении аналитического заключения по результатам проведенного практикантом анализа деятельности коммерческой организации должны быть сформулированы цель и задачи анализа, определена его информационная база, отражены особенности организации (субъекты, сроки проведения, виды анализа). Наиболее рациональной формой представления исходных данных, расчетов и результативных показателей являются аналитические таблицы, которые должны быть оформлены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. В тексте аналитической записки должны быть приведены факторные модели, формулы расчетов и т. п. В заключении следует сформулировать общие выводы, внести предложения, обосновать управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности организации.
Аналитическое заключение, а также саму методику, если она разработана или усовершенствована практикантом, следует представить в исследуемую организацию для обсуждения.
Практиканту необходимо провести анализ финансовых результатов и эффективности деятельности коммерческой организации, а также оценить ее финансовое состояние по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом следует проанализировать:
- состав, структуру и динамику доходов и расходов организации по обычным видам деятельности, а также прочих доходов и расходов (операционных, внереализационных и чрезвычайных);
- прибыль от продаж и факторы, оказывающие влияние на ее формирование и изменение;
- качественный уровень финансовых результатов от продажи продукции;
- рентабельность обычных видов деятельности;
- структуру и динамику прибыли до налогообложения;
- динамику и направления использования чистой прибыли;
- состав, структуру и динамику имущества (активов) организации и источников его формирования;
- динамику чистых активов;
- ликвидность баланса организации;
- ликвидность активов и платежеспособность организации;
- финансовую устойчивость организации;
- состав, структуру и оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности;
- оборачиваемость запасов;
- рентабельность капитала;
- движение денежных средств организации.
Кроме того, избранная студентом тема выпускной квалификационной работы может потребовать проведения анализа по одному из следующих направлений:
- анализ использования основных средств (анализ обеспеченности предприятия основными средствами; анализ использования производственной мощности предприятия; анализ эффективности использования основных производственных фондов);
- анализ использования материальных ресурсов (анализ обеспеченности производства материальными ресурсами; анализ эффективности использования материальных ресурсов);
- анализ использования трудовых ресурсов предприятия (анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; анализ использования фонда рабочего времени; анализ производительности труда; анализ фонда заработной платы);
- анализ и управление объемом производства и продаж (обоснование и оценка эффективности ассортиментных программ; анализ структуры и динами объема продаж; анализ ритмичности производства; факторный анализ объема производства и продаж);
- анализ и управление затратами (структурно-динамический анализ затрат; анализ прямых и косвенных затрат; факторный анализ себестоимости продукции; анализ затрат на 1 рубль продукции и рентабельности затрат; маржинальный анализ).
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
|