Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Микеланджело Буонарроти





Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства — Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины.

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь — непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, а через год — в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности. Познакомившись с богатой утонченной культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в изысканной придворной обстановке. Уже ранние самостоятельные произведения утверждают его тяготение к большим монументальным образам, полным героики и силы. Рельеф «Битва кентавров» (начало 1490-х годов, Флоренция, Каза Буонарроти) раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498—1501, Рим, собор святого Петра) — первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения. Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Нравственная чистота образа Марии, благородная сдержанность ее чувств раскрывают силу характера и переданы в классически ясных формах, с поразительным совершенством. Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности.

5. Мрачные фантазии Босхи. В живописи Босха необычно соединились фольклорные мотивы народного искусства и библейские сюжеты. Его демоническая фантазия — уникальное и загадочное явление в истории искусства, которое трудно отнести к какому-либо стилю. Картины Босха — причудливые мрачные фантазии с философским подтекстом. На них изображаются упрощенно-стилизованные фигуры людей, фантастические животные и растения, чудовища, летящие гробы (из иллюстраций на сюжет Апокалипсиса). Большинство его работ находятся в Испании — например, триптих «Рай» (музей Прадо, Мадрид).

В живописи Босха необычно соединились фольклорные мотивы народного искусства и библейские сюжеты. Его демоническая фантазия — уникальное и загадочное явление в истории искусства, которое трудно отнести к какому-либо стилю. Картины Босха — причудливые мрачные фантазии с философским подтекстом. На них изображаются упрощенно-стилизованные фигуры людей, фантастические животные и растения, чудовища, летящие гробы (из иллюстраций на сюжет Апокалипсиса). Большинство его работ находятся в Испании — например, триптих «Рай» (музей Прадо, Мадрид).

6.Народный калорит Питера Брейгеля Старшего.

Некоторое влияние маньеризма испытал нидерландский художник Питер Брейгель Старший (ок. 1526—1569).

Северное Возрождение развертывается в Нидерландах, Германии и Франции в XV—XVI веках. Его крупнейшие представители — Альберт Дюрер (1471—1528) в Германии, а в Нидерландах — Ян Ван Эйк (ок. 1390— 1441), Иеронимус Босх (ок. 1450—1516) и Питер Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший любил несколько утрированно изображать характерные коренастые фигуры фламандских крестьян, за что и был прозван «Мужицким». Его композиции, имеющие глубокий философский подтекст, перекликаются с традицией средневекового мистицизма и с творчеством Босха. Он охотно пишет сцены из жизни простого народа— таковы его полотна «Охотники на снегу», «Крестьянский танец», «Разоритель гнезд» (Городской музей. Вена). Самый большой общественный резонанс имела картина 1568 г. «Слепые» (музей Каподимонте, Неаполь). Ватага слепых идет гуськом по дороге, держась друг за друга. Они доходят до ямы, двое уже упали в нее. Остальные, ни о чем не догадываясь, молча бредут вперед и через несколько мгновений тоже свалятся в яму на своих упавших товарищей. Лица слепых подчеркнуто уродливы и безобразны. Их неотвратимое движение к падению воспринимается как глубокая трагедия человечества, его порочность и обреченность. В этом полотне современники увидели угрожающую символику, своеобразную полемику с оптимистическим мировоззрением гуманистов Раннего и Высокого Возрождения. Художник словно заглянул на несколько столетий вперед, в далекое будущее цивилизации. Слепые олицетворяют человечество, которое бредет неведомо куда с безобразным оскалом на лицах и не способно предвидеть опасности, ожидающие его в следующий миг.

Проблема будущего человечества, исторической слепоты целых народов и всей мировой цивилизации становится предметом беспокойства мыcлителей последующих веков. Это беспокойство вполне обоснованно: можно вспомнить хотя бы немецкий фашизм, который сначала сплотил нацию идеей превосходства немцев над другими народами, а потом за считанные годы привел свое государство к чудовищной войне и краху. Так могут ли люди предвидеть будущее и целенаправленно влиять на него, управлять своей жизнью? Проблему Питера Брейгеля спустя почти 400 лет формулирует М.А. Булгаков (1891—1940) в знаменитом романе «Мастер и Маргарита». Профессор Воланд (дьявол, принявший облик человека) обращается к писателю Берлиозу: «Позвольте же Вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?» Мысль о беспомощности человечества и непредсказуемости его пути становится в наше время еще актуальнее, чем в XVI веке. В современной науке и искусстве она обсуждается во взаимосвязи с широко известными глобальными проблемами—опасностью ядерной войны, экологической катастрофы и кризисным состоянием современной западной культуры.

Еще одна известная картина Питера Брейгеля Старшего («Мужицкого») — «Поклонение королей» (Национальная галерея, Лондон) — также содержит оригинальную философскую концепцию мира и человека. Считается, что художник явно хотел потрясти или шокировать зрителя. Мадонна с опухшим лицом держит на руках странного младенца болезненного вида, их окружают солдаты и люди, одетые как современники Брейгеля, нидерландцы XVI века. Их лица глупы и уродливы почти до карикатурности. Короли (или волхвы), приносящие дары — какие-то трясущиеся полуслепые старики. Полотно Брейгеля — застывшая живописная полемика с художниками итальянского Возрождения: Христос приходит не в прекрасный, а в нелепый и уродливый мир, ему предстоит жить и действовать среди окружающих его комичных и примитивных людей.

Таким образом, в XVI веке гармоничное и радостное восприятие мира, свойственное Высокому Возрождению, сменяется поиском новых стилей в искусстве и глубокими размышлениями художников о противоречиях и несовершенстве мира, созданного европейской цивилизацией. Впереди эпоха долгого развития и совершенствования капиталистического общества, формирования культуры и идеологии классического капитализма.

В странах Северной Европы в эпоху Возрождения возникает и развертывается движение, стремящееся к обновлению католической церкви - Реформация.

Date: 2016-05-15; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию