Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состояния исследуемой проблемы





Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами: резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно - технического прогресса; неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки; быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.

 

К числу наиболее важных проблем исследования информационной культуры можно отнести следующие:

· формирование тезауруса - системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей информационной среде;

· умение осуществлять информационную деятельность, т.е. формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты;

· подготовленность личности к эффективному использование любых (традиционных и компьютерных) источников информации;

· разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм;

· реализация индивидуальных особенностей личности в ее информационной деятельности.

 

Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.

Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Основой сущностного определения понятия «информационная культура» должно стать понятие культуры, дополненное в соответствии с особенностями данной специфической сферы деятельности и рассматриваемое как компонент общей культуры личности.

В науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Остановимся на сути понятия, обращая внимание на те его стороны, которые окажутся существенными при расшифровке интересующего нас представления «информационная культура личности».

В философском словаре [1] под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро- или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)» [2].

Культура личности включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности, т.е. все то, что человек вырабатывает в себе, приобретает в своей жизни в обществе и под влиянием общества, при участии других людей, «присваивая» общественно - исторический опыт [3]. Это соответствует исходному пониманию термина «культура», принятому еще в Древней Греции.

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы», то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура и глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется: а) в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов [4]; б) как творческое содержание деятельности [5]; в) как способ деятельности, ее технологии [6]; г) как качественная характеристика деятельности и ее результатов [7].

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.

Проблема определения информационной культуры личности (ИКЛ) затруднена многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину.

Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Именно система образования должна дать необходимые знания о новой информационной среде обитания, формировать новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и, наконец, деятельности самого человека.

Изучение литературных источников показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

- знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно - этических вопросов;

- совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

· умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);

· умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:

· компьютерная грамотность личности;

· знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

· наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

· умение ориентироваться в информационных потоках;

· умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

· развитость алгоритмического мышления личности.

Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.

К компонентам компьютерной культуры относятся:

· знание методологии применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных областях жизнедеятельности человека;

· понимание соответствующей терминологии, связанной с ИКТ;

· знание принципов устройства и работы компьютерной техники;

· знание конкретных примеров использования ИКТ;

· свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;

· знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.);

· понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:

· умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно - вычислительной техники и применять их в своей деятельности;

· умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);

· соблюдение морально - этических и правовых норм применения ИКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.

 

Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:

1. информационная грамотность. Она включает:

1. - стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;

2. - умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;

3. осознанную мотивацию личности на:

4. - удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИКТ;

5. - повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;

6. - развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

7. определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой диаметрально противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.

2.3. Структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся. Структуру ИКЛ обучающихся можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.

«Горизонтальная» структура ИКЛ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».

 

Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе. Классифицированы нормы по нескольким основаниям:

1. побуждающие (нужно обязательно делать то или иное) и запрещающие (то, что нельзя делать);

2. общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;

3. по степени обязательности - обязательные и не обязательные к исполнению.

Следование различным нормам приводит к тому, что человек в обществе начинает выполнять те или иные роли (член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т.д.).

Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также нормируют поведение человека.

Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора.

Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.

Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКЛ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.

Основанием выделения компонентов является специфика содержания и функций каждого из них. При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи, отражающие генезис культуры, представленность процесса и результата формирования ИКЛ. При исключении какого-либо компонента отсутствует полнота характеристики ИКЛ.

Рассмотрим их содержание. Когнитивный компонент характеризует отношение учащегося к теории и практике информатизации (знания и представления о новой информационной картине мира в идеях, гипотезах и теориях).

Этот компонент предполагает наличие у обучающегося целостных знаний (фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности. Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д.

Содержательный компонент определяет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося. Этот компонент связан с деятельностью обучающихся в области организации разнообразных видов информационной деятельности:

· использованием в самостоятельной деятельности универсальных технологий (традиционных и электронных) поиска, обработки, манипуляции, представления, управления и хранения информации;

· отбором и аккумуляцией необходимых сведений о возможностях ИиКТ в удовлетворении учебно-познавательных и общекультурных запросов и потребностей;

· владением эргономическим и эстетическим подходом к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной деятельности.

Содержательный компонент проявляется во владении обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде.

Коммуникативный компонент включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек»; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей.

Рефлексивный компонент представляет собой систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями учащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли ИКТ в развитии современной цивилизации; правовых, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека.

Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.

Обобщив взгляды ученых, исследовавших проблему определения информационной культуры личности, можно констатировать, что это понятие:

· не имеет однозначного толкования, так как авторы рассматривают его с позиций различных наук - философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, а также семиотики, лингвистики, культурологии и т.д.;

· имеет различные сущностные признаки, например, уровень знаний, умения, способы обращения, результат деятельности субъекта, мера, степень, способ.

Это явление объективно, так как подход к определению диктуется уровнем развития среды жизни и деятельности человека. Вместе с тем, необходимо четкое определение понятия для проектирования педагогической технологии формирования базового уровня информационной культуры, с которым каждая личность может жить и плодотворно трудиться в условиях стремительно изменяющегося мира.

Под информационной культурой личности (ИКЛ) будем понимать умение в потоке избыточной информации оперативно оценить ее полезность и в дальнейшем целенаправленно и сознательно использовать при решении поставленной конкретной задачи.

Модель ИКЛ можно представить тремя составляющими:

I. Когнитивный блок (знания и умения):

· Интернет-грамотность.

· Навыки обращения с информацией:

· умение организовать поиск необходимой информации;

· умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;

· умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

II. Эмоционально-ценностный блок (установки, оценки, отношения):

· Содержание информационных потребностей и интересов.

· Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

· Предпочтительность каналов получения необходимой информации.

· Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

· Отношение к девиантному поведению в Интернет.

III. Поведенческий блок (реальное и потенциальное поведение):

· Способы поиска и каналы получения необходимой информации.

· Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.

· Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.

· Способы распространения новой информации.

· Степень включенности в Интернет-сообщество.

· Формы деятельности в Интернет.

Становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации в ходе самообразования. Это - неуправляемый процесс. Однако его можно структурировать, организовать и, очевидно, усиливать при целенаправленном развитии информационной культуры личности системами обучения и воспитания. Опыт показывает, что этому способствует реализация компьютерных технологий обучения, используемых в рамках следующих методов:

· информационный метод, предполагающий осуществление познавательной деятельности обучаемого путем использования баз данных и знаний, гипертекстов;

· метод компьютерного моделирования, развивающий познавательную деятельность, основанную на использовании математических и логико-лингвистических моделей;

· метод автоматизированного обучения и контроля знаний, развивающий познавательную деятельность на основе использования автоматизированных обучающих систем, систем тестирования и мультимедиа;

· игровые методы предполагающие познавательную деятельность на основе применения компьютерных деловых игр, экспертных систем.

Замечено, что успешное распространение, интенсивное развитие и грамотное использование информационных технологий в образовании зависит от нескольких факторов:

· состояния технической (компьютерной) базы;

· уровня профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий;

· степени компьютерной грамотности и информационной культуры преподавателей остальных дисциплин;

· соответствия содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.

Воспитание ИКЛ начинается с формирования информационной составляющей - знаний. Именно они, трансформируясь далее в умения и навыки, закладывают основу когнитивного блока, а затем напрямую влияют на уровень ИКЛ студентов. Информационная культура студентов становится определяющим фактором их будущей трудовой деятельности.

Date: 2016-05-15; view: 828; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию