Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доминантного) полушария 3 page





Асимметрия выгодна не только для общества, но и для каждого человека. Сроч-

ность нашего реагирования повышается хотя бы от того, что нам не нужно тратить

времени на принятие решения — какой рукой реагировать. Кроме того, наличие до-

минантного центра ускоряет и осуществление самой двигательной реакции.

Таким образом, принцип развития всего живого — ускорение развития и адапта-

ции к среде за счет асимметричного строения и функционирования — действует и у

человека.

В связи с этим наличие у части людей леворукости и амбидекстрии нарушает этот

общий порядок развития. Однако ряд авторов видят выгоду и в леворукости. Неко-

торые ученые, например, говорит о большей одаренности левшей в искусстве, считая

их более музыкальными, более впечатлительными и изянпю обра;юванными.

В ряде видов спорта (единоборствах, спортивных играх) левши действительно

имеют преимущество. А. Робаковски (цит.; но В. Староста, 1963) собрал статистику

о левшах-фехтовальшиках. Оказалось, что среди (|)ин;1листов чемпионатов ряда стран

было около 15 % левшей, а на первенствах мира и Олимни1к-.ких играх таких финали-

стов было еще больше — 21,6 %. '

14.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

ПОЯВЛЕНИЯ ПРАВОРУКОСТИ

Итак, праворукость является видовой — специфической характе-

ристикой человека, что, в частности, отмечают Р. Хикс и М. Кинсборн (R. Hicks,

М. Kinsbourne, 1978). Естественно, многие исследователи задавались вопросом: на

каком этапе развития человека появилась нраворукость?

Китайские археологи сообщили, что найденный ими скелет питекантропа

(850 ООО лет тому назад) принадлежал правше. О том, что неандертальцы были прав-

шами, свидетельствуют наскальные рисунки в пещерах. С. А. Семенов (1960) изучил

предметы, обработанные древними людьми с помощью камня (по направлению уда-

ров можно судить о том, в какой руке был у человека предмет труда, а в какой — ору-

дие труда), и пришел к выводу, что они обработаны правшами. Исследование пред-

метов утвари, проведенное учеными, свидетельствует о нраворукости человека в нео-

литическом периоде (8500 лет до н. э.). К такому же выводу пришли ученые, исследуя

рисунки на костях мамонта и метательные палки. Правда, данные авторов о количе-

стве правшей и левшей расходятся. Ряд авторов считают, что в древние времена лев-

шей было больше — около 30 % (Е. Стир [Е. Stier, 1911]; Р. Эустис [Eustis, 1947]).

Естественно, возникает вопрос: почему человек в большинстве случаев предпочел

правую руку? Теорий, которые пытаются объяснить это, много. Морфологи ищут

причину в морфологии, клиницисты — в патологии, эмбриологи — в эмбриологии,

физиологи — в функции и т. д. Имеются даже религиозные теории, вследствие чего

наличие праворукости нашло отражение в обрядах и верованиях («чистая» правая

рука и «нечистая» — левая и т. п.).

Б. В. Огнев (1948) выдвинул «космическую» теорию возникновения нраворуко-

сти., т. е. влияние на предпочтение руки сил Кориолиса (от вращения земли в одну

сторону). По этой теории, в северном полушарии должны быть правши, в южном —

левши, а на экваторе — амбидекстры. Косвенное подтверждение этому Б. В. Огнев

видит в истории письма. Он обращает внимание на то, что письмо слева направо —

письмо праворуких — свойственно народам Евразии, в южном полушарии возни1сло

письмо справа налево, экваториальные народы пишут сверху вниз — это историче-

ское письмо амбидекстров. Однако несмотря на разную манеру писания все (и евреи,

и арабы) пишут правой рукой. Всеобщая распространенность праворукости на Зем-

ле, независимо от места жительства людей — в северном или южном полушарии —

доказывается даже лингвистикой. В работах А. Я. Шайкевич проанализировано не-

скольких десятков языков и найдено, что у всех народов слова «правый» и «левый»

и.меют одно и то же смысловое значение: правый — ловкий, левый — плохой, нелов-

кий. Кроме того, силы Кориолиса действуют в такой же степени и на животных, однако

у них имеется рацемическое распределение предпочтения одной из конечностей.

Оригинальна и генетическая теория Флисса. Автор теории бисексуальности лю-

дей, по которой каждый человек состоит из двух половин — мужской и женской (как

и хромосомы при оплодотворении), считает, что именно это обстоятельство обуслов-

ливает наличие неравного развития рук: у мужчин более слабая женская сторона —

левая, а у женщин более сильная мужская сторона — правая. Некоторые ученые не

только поддерживали эту теорию, но и развивали дальше. По их мнению, в патриар-

хате почитаемой рукой была правая, а в матриархате — левая.

Функциональные гипотезы можно разделить на несколько групп. Одна из них

объединяет клиницистов и физиологов. Суть их взглядов состоит в том, что правая

рука была избрана для активных действий вследствие того, что левая рука и сердце

имеют топографическую близость своих инервационных механизмов, вследствие чего

при заболевании сердца в этот процесс включается и левая рука (иррадиация в нее

болей). Эту точку зрения отстаивали М. И. Аствацатуров (1923) и С. И. Карчикян

(1947). С другой стороны, вследствие такой связи между левой рукой и сердцем ра-

бота этой рукой может отражаться на сердце в большей степени, чем работа правой

рукой. Другие ссылаются на то, что, поскольку сердце расположено слева, левая рука

должна была его защищать, а правая — владеть оружием. Однако мало вероятно, что

первобытные люди обладали достаточно большими анатомическими знаниями.

Возражения против этих теорий сводятся к тому, что, хотя у животных сердце

лежит посредине, анатомическая асимметрия конечностей у них все равно имеется

(н не только анатомическая, но и функциональная, как мы видели выше). Кроме того

можно привести и другой довод; как же в наше время могут существовать левши, у ко-

торых сердце, как и у праворуких, в большинстве случаев расположено слева. Отсут-

ствуют и данные, которые бы показывали, что сердечная патология у левшей выра-

жена чаще, чем у правшей.

Другая группа функциональных теорий происхождения праворукости главной

причиной считает асимметрию зрения. Г. Гоулд (G. Gould, 1909) обосновывал свою

точку зрения следующим образом. У всех высших животных, у которых развита зри-

тельная функция, целенаправленные движения являются следствием зрительных

раздражений. Разделение полушарий на две половины является следствием односто-

ронности в зрительной функции. У животных, у которых поля зрения не совпадают,

правый глаз следит за правой конечностью, а левый глаз — за левой конечностью.

У таких животных нет необходимости в доминантном глазу и поэтому нет асиммет-

рии конечностей. Но когда развивается бинокулярное поле зрения и появляется ве-

дущий глаз для всех правосторонних актов передней конечности асимметрия рук ста-

новится необходимой.

Критики 3Toii точки зрения выдвинули следующие возражения:

• при бинокулярном зрении невозможно отличить поле зрения одного глаза от дру-

гого;

• если поле зрения одного глаза отличается от другого даже при бинокулярном зре-

нии и если каждый глаз сохраняет контроль за движениями соответствующей руки,

то какая же тогда выгода от бинокулярного зрения;

• макулярная область каждой ретины связана с обоими полушариями.

Впрочем, для опровержения точки зрения Г. Гоулда не требуется высоких науч-

ных доводов. Достаточно сослаться на тот факт, что среди слепых от рождения най-

дено столько же левшей, сколько и среди зрячих. Кроме того, опять-таки возникает

вопрос: а откуда взялась асимметрия зрения? И почему она правосторонняя? Кстати,

у значительно меньшего количества людей, чем имеющих праворукость; чем же тог-

да вызвана праворукость у остальных 30-40 % людей?

Таким образом, в настоящее время нет сколько-нибудь удовлетворительного объяс-

нения появления праворукости как родового признака человека. Многие из выдвига-

емых теорий красивы и оригинальны, но мало доказательны. Тайна праворукости

остается нераскрытой.

Контрольные вопросы

1. В чем состояла ошибка ученых, рассматривавших функциональную асимметрию

рук, и особенно леворукости, как признак дегенеративного развития?

2. К чему может привести насильственное переучивание левши?

3. Как доказывается, что функциональная асимметрия — это не шутка и не ошибка

природы?

4. Какие причины выдвигаются учеными для объяснения того, почему у большин-

ства людей ведущей является правая рука?

Глава 15

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРАВО- И ЛЕВОРУКОСТИ

Из этой главы читатель узнает, как ведется борьба между сто-

ронниками врожденности и приобретенности право-и леворукости, какие доводы при-

водят те и другие в защиту своей позиции. Он прочтет про генетические теории, объяс-

няющие, почему у одних людей появляется праворукость, а у других — леворукость, в

каком возрасте обнаруживается предпочтение одной из рук, увеличивается ли с воз-

растом степень выраженности асимметрии рук, как влияет на нее многолетняя про-

фессиональная и спортивная деятельность, требующая участия преимущественно

одной или сразу обеих рук.

15.1. ГЕНЕЗИС ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ

Одним из существенных является вопрос: функциональная асим-

метрия рук является врожденной или приобретенной в процессе развития человека в

онтогенезе? Имеются сторонники как первой, так и второй точки зрения. А. Р. Лурия

(1962), например, считал, что праворукость — врожденное свойство, совершенно не

зависящее от жизненных условий и рефлекторной деятельности головного мозга.

Б. Г. Ананьев (1953) же писал, что думать о том, что праворукость врожденная - ре-

акционно.

Обоснование врожденности праворукости. Сторонники врожденности функци-

ональной асимметрии рук выдвинули несколько теорий. Согласно эмбриональной

теории функциональной асимметрии рук, причиной праворукости является положе-

ние плода в утробе матери. Эта точка зрения высказана еще в 1828 году в связи с тем,

что плод в 65-70 % случаев лежит на левой стороне, а это обеспечивает большую сво-

боду развития правой руки.

Другая разновидность эмбриональной теории праворукости говорила о том, что

сдавление одной половины головы в эмбриональном периоде обеспечивает лучшее

питание другой половины, в том числе и полушария. В большинстве случаев таким

полушарием является левое.

Эмбриональная теория подверглась критике со стороны многих ученых. В част-

ности, указывается, что если бы она была верна, то не было бы расхождения в асим-

метрии рук и ног. Е. Вебер (1905) отметил, что у двух лиц, находившихся в утробе

матери во втором положении (на правом боку) отмечалась в последующем не левору-

ч

ЮЗак. 133

кость (как следовало ожидать, исходя из этой теории), а праворукость. Сопоставле-

ние в другой работе положение плода и асимметрии рук у 486 детей также не под-

твердило эту теорию.

Финские исследователи А. Телкя, К. Сойва и Н. Мяки (А. Telkka, К. Soiva, N. Maki,

1952) проследили в течение 9 лет развитие асимметрии рук у детей, одни из которых

находились в утробе матери в первом положении (77 человек), а другие — во втором

(43 человека). Праворукость обнаружилась у 88,5 % первых и у 86 % вторых.

Изучение близнецов дает больше оснований рассматривать роль положения эмб-

риона в утробе матери для возникновения право- или леворукости. Замечено, что среди

близнецов много левшей (И. И. Канаев, 1959).

Если обобщить данные ряда авторов, то зеркальная асимметрия (один правша,

другой - левша) была найдена в 21-23 %, а у одного автора - даже в 46 % случаев.'

Однако имеется не меньше данных, которые свидетельствуют, что среди однояй-

цевых близнецов левшей столько же, сколько и среди двуяйцевых (двойняшек). Исхо-

дя из этих данных можно предполагать, что причина асимметрии рук либо не в зер-

кальности положения плодов в утробе матери, либо зеркальность развития распро-

страняется и на двуяйцевых детей.

Отсутствие одинаковой асимметрии у всех пар близнецов в одном случае объясня-

ется тем, что у одних пар установление асимметрии начинается до раздвоения (в тече-

ние первых двух недель развития плода), а у других - после. В первом случае асим-

метрия у близнецов одинаковая, а во втором случае — разная. В другом случае вы-

двигается следующая причина: часто последний при рождении близнец при тяжелых

родах получает при родовспоможении повреждение левого полушария, вследствие

чего он становится «патологическим» левшой. Это подтверждается и тем, что среди

близнецов выявляется непропорционально высокая частота неврологических и дру-

гих заболеваний, которые, как полагают, являются следствием повреждений, возни-

кающих из-за стесненности во время внутриутробного развития плода.

Насколько серьезна эта причина в появлении леворукости и у сиблингов (не близ-

нецов) видно из данных, приведенных А. П. Демичевым (1949).

Среди 272 левшей он нашел в 40 % легкие пирамидные расстройства на правой

руке, что могло указывать на наличие патологического очага в левом полушарии, воз-

никшем в раннем детстве. И действительно, при тщательном собирании анамнеза и

просмотра в роддоме документации А. П. Демичев нашел в 36 % случаев энцефали-

ты, травмы головы во время родов и в раннем детстве.

Характерно, что по его данным левши с пирамидными симптомами на правой руке

в большинстве случаев не имели левшей в семье, а у левшей без этих симптомов в

большинстве случаев в семье левши были.

То, что многие левши «патологические», подтверждают и косвенные факты, полу-

ченные в некоторых исследованиях. Так, среди людей, перенесших небольшие по-

вреждения мозга до или во время рождения, леворукость встречается довольно часто

(например, среди умственно отсталых - до 20 %). Леворукость характерна для детей

с пониженными способностями к обучению, а также для эпилептиков.

Большинство ученых считают, что леворукость бывает как «естественной» (гене-

тической), так и патологической.

Интересно отметить, что в большинстве исследований найдено большее количе-

ство левшей среди лиц мужского пола, чем женского (Т. Комаи и Г. Фукуока [Т. Komai,

G. Fukuoka, 1934]; X. Такеши и Н. Ценхиро [Н. Takeshi, Н. Zenjiro, 1976]; К. Хардик,

и. wniuicnriHMcvRHc atiicMbi право- И леворукости

р Гольдман И Л. Петринович [К. Hardyck, R. Goldman, L. Petrinovich, 1977; A. Хайм и

К. Уотте [А. Heim, К. Watts, 1976]; А. Е. Двирский, 1976 и др.).

Ряд авторов видят причину праворукости в неодинаковом кровоснабжении левого

и правого полушарий (левое полушарие, считают они, снабжается лучше за счет луч-

ше развитой левой сонной артерии) и левой и правой рук (лучше снабжается кровью

правая рука).

Однако в мозгу имеется множество анастомозов между правой и левой сосуди-

стой сетью («вилизиев круг») для выравнивания кровоснабжения обоих полушарий.

Не случайно поэтому в состоянии покоя различия в кровотоке между симметричны-

ми отделами полушарий незначительные. Даже при таком высоколатерализованном

виде деятельности, как речь, найдено поразительное сходство в характере кровотока

на двух сторонах мозга. Установлено также, что у левшей и правшей расположение

сосудистой сети мозга совершенно одинаково.

Рядом ученых разработаны различные генетические модели появления той или

иной рукости. М. Аннетт (М. Annett, 1964) считает, что «рукость» определяется дей-

ствием одного гена, имеющего две различные формы, или два аллеля. Один аллель,

R, является доминантным и кодирует праворукость. Второй, /, является рецессивным

и кодирует леворукость. Человек, унаследовавший от "обоих родителей аллель R, бу-

дет праворуким, так же как и человек с генотипом Rl {R от одного родителя, а / — от

другого). Леворукими будут те, кто унаследовал аллель / от обоих родителей.

Тем не менее эта модель не может объяснить, почему более половины детей от

двух леворуких родителей являются правшами.

Делались попытки усовершенствовать эту генетическую модель введением поня-

тия о переменной пенетрантности (вероятности появления гена). Переменная пене-

трантность подразумевает, что не у всех людей с одним и тем же генотипом этот гено-

тип может проявляться одинаково. Предполагается, что некоторые люди с i?/-reHO-

типо.м будут левшами. Эти левши могли передавать своему потомству аллель R, чем

и объясняется появление праворуких детей у двух леворуких родителей. Однако с

учетом даже этой поправки соответствие предсказаний этой модели фактическим дан-

ным остается невысоким.

Более сложная модель предложена Д. Леви и Т. Нагилаки (D. Levy, Т. Nagylaki,

1972). Они предполагают, что «рукость» является функцией двух генов. Один ген с

двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и веду-

щую руку. Аллель L определяет локализацию центров речи в левом полушарии и яв-

ляется доминантным, а аллель г - локализацию центров речи в правом полушарии и

является рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять рече-

вое полушарие — ипсилатеральной или контралатеральной. Контралатеральный кон-

троль кодируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный — рецессивным алле-

лем с. Человек с генотипом L г С Сбудет правшой с центром речи в левом полушарии.

У человека с генотипом Lrcc центры речи тоже будут в левом полушарии, но он

будет левшой.

Эта модель лучше объясняет варианты рукости среди родственников, но и она не

может объяснить все получаемые результаты.

Через 10 лет М. Аннетт (1974) предложила новую генетическую модель, в корне

отличающуюся от предыдущей. Она предположила, что большинство людей облада-

ют геном, который она назвала фактором «правого сдвига». Если этот фактор имеет-

ся у человека, он предрасположен стать правшой. Если фактор отсутствует, человек

может стать либо правшой, либо левшой в зависимости от обстоятельств. Для про-

верки своей гипотезы она изучала, с какой быстротой дети, у которых оба родителя

левши, могут выполнить задание по сортировке колышков. Оказалось, в соответствии

с предсказанием, что половина детей лучше справлялась с заданием правой рукой,

а половина — левой рукой. Однако у леворуких родителей, перенесших, по их сло-

вам, родовую травму, было значительно больше детей, лучше выполнявших тест пра-

вой рукой.

В принципе, и эта модель доказывает только то, что у родителей-левшей, ставших

таковыми вследствии патологии, а на самом деле — генетических правшей, больше

рождается праворуких детей, чем в семьях, где оба родители левши.

Точка зрения о врожденности право- и леворукости получила сильные аргументы

со стороны анатомов, изучавших строение больших полушарий головного мозга. Было

выявлено различие в строении речевых зон правого и левого полушарий как у прав-

шей, так и у левшей (табл. 15.1).

Некоторые ученые высказали предположение, что это различие является следстви-

ем обучения языку. Но такая же асимметрия свойственна и мозгу человеческого пло-

да. Таким образом, анатомическое различие — скорее причина праворукости или ле-

ворукости, нежели ее следствие. Сильвиева (латеральная) борозда в левом полуша-

рии у правшей более длинная и более прямая, а в правом она сильнее изогнута вверх.

Такая же асимметрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандерталь-

ского человека; это позволяет предположить, что асимметрия полушарий составляет

часть генетического наследия Homo sapiens.

Обоснование приобретаемости в онтогенезе функциональной асимметрии рук.

В качестве доказательства приобретаемости право- или леворукости выдвигаются раз-

ные доводы, однако, как правило, они могут быть легко опровергнуты. Некоторьм

ученые, например, считают, что праворукость возникает из-за того, что матери носят

детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу, чем левой. Но

во-первых, у многих народов детей носят не на руках, а на спине или на груди nepej

собой, праворукость же все равно наблюдается, а во-вторых, так как в одной и той ж«

семье встречаются и левши, и правши, то мать должна была бы одного носить на ле^

вой руке, а другого — на правой, чего в действительности нет.

Не убедительно и утверждение, что к праворукости приводит то обстоятельство!

что дети спят на левом боку: правши и левши спят на правом боку одинаково часто

или же, но данным одного исследователя, обследовавшего 16 ООО правшей и 700 лев-

шей, правши спят на правом боку в два раза чаще, чем на левом, а левши спят на том

и другом боку одинаково часто.

Ряд авторов считают, что причиной «рукости» является асимметричное располо*

жение центра тяжести тела — смещение его вправо или влево. Вследствие большего

веса правой половины тела она служит хорошей подпоркой для правой руки и дает

большую массу при ее действиях, что приводит к выигрышу силы. Из-за этого чело-

век и избирает правую руку в качестве ведущей. Однако фактические данные не со-

ответствуют и этой гипотезе. К. Макалистер (К. Macalister, 1934), например, описал

четыре случая, в которых у людей было найдено обратное расположение внутренних

органов при наличии у них праворукости. А. Ф. Брандт (1928) замечает, что ребенок

начинает предпочитать правую руку еще тогда, когда не умеет стоять, следовательно,

нет необходимости в уравновешивании центра тяжести тела.

Некоторые авторы для доказательства приобретенности праворукости идут не от

причины, а от ее развития в онтогенезе (хотя развитие вовсе не исключает генетиче-

ской природы появления того или иного феномена). На основании того, что с возра-

стом абсолютная (в кг) разница между силой правой и левой руки возрастает и что

праворукость у младенцев проявляется не сразу (все эти факты действительно име-

ют место). Й. Черначек (I. Сегпасек, 1968), например, считает, что приобретенность

праворукости доказана. Поскольку эти доводы действительно серьезные, рассмотрим

их подробнее.

15.2. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РУКИ

В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Установление срока появления предпочтения одной из рук у мла-

денцев — задача непростая, поскольку многие тесты, используемые на взрослых, на

детях неприменимы. В этом отношении интересна попытка некоторых авторов опре-

делить силу хватательного тонического рефлекса на обеих руках у младенцев. По этим

данным асимметрия по силе не проявилась.

В отношении спонтанных движений младенцев данные получены противоречи-

вые. Явное различие в использовании обеих рук наблюдалось у одного 3-месячного

ребенка: он немедленно вкладывал в рот леденец, если его клали в правую руку, но

если леденец клали в левую руку, то попытка положить его в рот удавалась только

через две минуты.

Мое наблюдение за поведением старшего сына Сергея с момента его рождения

выявило, что праворукость начала четко проявляться у него в 4,5 месяца, когда по-

явились произвольные хватательные движения. При этом предпочтение правой руки

проявлялось у него только тогда, когда он лежал на животе. При лежании на спине

Сережа хватал предмет, который ему давали строго симметрично, то правой, то ле-

вой рукой. В возрасте 5 месяцев он отказывался брать левой рукой протянутую ему

игрушку, но охотно брал ее правой рукой. В последующем была заметна разница между

руками при овладении новыми движениями — правая рука овладевала ими первая.

После овладения движением правой рукой Сережа мог выполнить его левой рукой,

без подчеркнутого предпочтения правой руки.

Появление праворукости у Сережи совпало со сроками (4-5 месяцев), приводи-

мыми другими авторами (Н. И. Голубева, 1956; В. Е. Бушурова, 1956; А. Пейпер, 1962).

Ряд исследователей отмечают, что превалирование правой руки все более усиливает-

ся в последующие месяцы (табл. 15.2).

Сходные данные получены К. Д. Чермитом (1992): первое превалирование пра-

вой руки наблюдается в 5 месяцев, но до 7,5 месяцев продолжается период неустой-

чивой симметрии в выполнении хватательных движений (рис. 15,1). Затем предпоч-

тение правой руки усиливается с каждым месяцем.

Выявлено, что предпочтение правой руки, начиная с 7,5 месяцев, во многом зави-

сит от того, какой материал предлагается детям (предпочтение было более выражен-

ным при выборе круга и квадрата, чем при выборе цвета) и на каком расстоянии на-

ходится предмет от ребенка. При малом расстоянии предмета от ребенка чаще исполь-

зовалась левая рука, а при большом — чаще правая. И. Болдуин (I. Baldwin, 1890) клал

предмет от ребенка на расстоянии 12-15 дюймов. С 8 месяцев ребенок тянулся к пред-

мету правой рукой даже в том случае, если предмет оказывался слева от ребенка, При

расстоянии 10-12 дюймов обе руки использовались одинаково. Но если предмет был

цветной (что усиливало его силу как раздражителя), ребенок и при этом расстоянии

отдавал предпочтение правой руке.

Возможно, именно различил в условиях выявления предпочитаемой руки приво-

дит исследователей к различным выводам. Например, Е. Н. Лунева (1976) считает,

что от 2 до 4 лет руки практически равноценны и лишь после 4 лет формируется бо-

лее-менее устойчивая праворукость у большинства детей. Данные показывают, что предпочтение правой руки отчетливо проявляется у ма-

лышей либо при новизне предмета, либо при трудности задачи, обусловленной рас-

стоянием до предмета.

Сроки появления леворукости по данным ряда авторов (А. П. Демичев, 1949;

Р. И. Тамуриди, 1957) совпадают со сроками появления праворукости — на 5-6 ме-

сяце жизни ребенка.

Исходя из того, что право- и леворукость начинают проявляться не сразу после

рождения, а лишь во второй половине первого года жизни, ряд авторов, как уже гово-

рилось, делают вывод о том, что рукость — явление приобретаемое в течение жизни,

а не врожденное. Однако не все склонны считать, что это бесспорный довод в пользу

формируемости рукости. Ф. Реньо (F. Regnault, 1939) связывает появление асиммет-

рии рук с созреванием в 6 месяцев двигательных корковых центров и миэлинизацией

нервных волокон. Это имеет основание, так как показано, что развитие двигательных

центров коры в морфологическом и функциональном отношении идет параллельно

друг другу (М. X. Самибаев, 1957).

Отсюда тот факт, что «рукость» проявляется не сразу, а с момента появления про-

извольных движений (т. е. сознательных, преднамеренных) можно связать с генети-

чески запрограммированным более поздним созреванием корковых двигательных

клеток (которое приходится именно на срок 4-6 месяцев жизни ребенка — Ф. Реньо,

Ф. Н. Шемякин, 1941).

После первого года жизни происходит закрепление предпочтения одной из рук

при выполнении различных действий. В результате с возрастом процент случаев пред-

почтения одной из рук повышается (по некоторым данным — с 58-68 % в возрасте

1.5 года до 94 % в 7 лет (В. Д. Еремеева, 1989; X. Скопаков, 1965; Р. И. Тамуриди,

К. Д. Чермит).

Судя по данным А. А. Саидова (1982), стабилизация предпочтения правой руки

происходит практически уже в 6 лет, так как в последующие годы процент предпоч-

тения повышается по большинству двигательных проб весьма незначительно и ско-

рее отражает колебательный характер предпочтения. Заметное увеличение предпоч-

тения наблюдается только по пробам «вдевание нитки в иголку», «раздача картинок»

и «подметание щеткой».

15.3. ВОЗРАСТ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ

АСИММЕТРИИ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ КАЧЕСТВАМ

Предпочтение той или другой руки — это лишь одна сторона фун-

кциональной асимметрии. Другая сторона — это лучшее развитие на одной из рук

скоростно-силовых качеств. Посмотрим, действительно ли увеличивается разница

между силой правой и левой руки, как утверждают многие исследователи.

Бесспорным является факт, что при сравнении силы рук в абсолютных величинах

(кг) с возрастом разница в пользу правой руки увеличивается (Е. А. Аркин, А. А. По-

целуев и др.), а при наступлении периода инволюции и снижения мышечной силы у

Date: 2016-05-15; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию