Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доминантного) полушария 3 pageАсимметрия выгодна не только для общества, но и для каждого человека. Сроч- ность нашего реагирования повышается хотя бы от того, что нам не нужно тратить времени на принятие решения — какой рукой реагировать. Кроме того, наличие до- минантного центра ускоряет и осуществление самой двигательной реакции. Таким образом, принцип развития всего живого — ускорение развития и адапта- ции к среде за счет асимметричного строения и функционирования — действует и у человека. В связи с этим наличие у части людей леворукости и амбидекстрии нарушает этот общий порядок развития. Однако ряд авторов видят выгоду и в леворукости. Неко- торые ученые, например, говорит о большей одаренности левшей в искусстве, считая их более музыкальными, более впечатлительными и изянпю обра;юванными. В ряде видов спорта (единоборствах, спортивных играх) левши действительно имеют преимущество. А. Робаковски (цит.; но В. Староста, 1963) собрал статистику о левшах-фехтовальшиках. Оказалось, что среди (|)ин;1листов чемпионатов ряда стран было около 15 % левшей, а на первенствах мира и Олимни1к-.ких играх таких финали- стов было еще больше — 21,6 %. ' 14.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ПОЯВЛЕНИЯ ПРАВОРУКОСТИ Итак, праворукость является видовой — специфической характе- ристикой человека, что, в частности, отмечают Р. Хикс и М. Кинсборн (R. Hicks, М. Kinsbourne, 1978). Естественно, многие исследователи задавались вопросом: на каком этапе развития человека появилась нраворукость? Китайские археологи сообщили, что найденный ими скелет питекантропа (850 ООО лет тому назад) принадлежал правше. О том, что неандертальцы были прав- шами, свидетельствуют наскальные рисунки в пещерах. С. А. Семенов (1960) изучил предметы, обработанные древними людьми с помощью камня (по направлению уда- ров можно судить о том, в какой руке был у человека предмет труда, а в какой — ору- дие труда), и пришел к выводу, что они обработаны правшами. Исследование пред- метов утвари, проведенное учеными, свидетельствует о нраворукости человека в нео- литическом периоде (8500 лет до н. э.). К такому же выводу пришли ученые, исследуя рисунки на костях мамонта и метательные палки. Правда, данные авторов о количе- стве правшей и левшей расходятся. Ряд авторов считают, что в древние времена лев- шей было больше — около 30 % (Е. Стир [Е. Stier, 1911]; Р. Эустис [Eustis, 1947]). Естественно, возникает вопрос: почему человек в большинстве случаев предпочел правую руку? Теорий, которые пытаются объяснить это, много. Морфологи ищут причину в морфологии, клиницисты — в патологии, эмбриологи — в эмбриологии, физиологи — в функции и т. д. Имеются даже религиозные теории, вследствие чего наличие праворукости нашло отражение в обрядах и верованиях («чистая» правая рука и «нечистая» — левая и т. п.). Б. В. Огнев (1948) выдвинул «космическую» теорию возникновения нраворуко- сти., т. е. влияние на предпочтение руки сил Кориолиса (от вращения земли в одну сторону). По этой теории, в северном полушарии должны быть правши, в южном — левши, а на экваторе — амбидекстры. Косвенное подтверждение этому Б. В. Огнев видит в истории письма. Он обращает внимание на то, что письмо слева направо — письмо праворуких — свойственно народам Евразии, в южном полушарии возни1сло письмо справа налево, экваториальные народы пишут сверху вниз — это историче- ское письмо амбидекстров. Однако несмотря на разную манеру писания все (и евреи, и арабы) пишут правой рукой. Всеобщая распространенность праворукости на Зем- ле, независимо от места жительства людей — в северном или южном полушарии — доказывается даже лингвистикой. В работах А. Я. Шайкевич проанализировано не- скольких десятков языков и найдено, что у всех народов слова «правый» и «левый» и.меют одно и то же смысловое значение: правый — ловкий, левый — плохой, нелов- кий. Кроме того, силы Кориолиса действуют в такой же степени и на животных, однако у них имеется рацемическое распределение предпочтения одной из конечностей. Оригинальна и генетическая теория Флисса. Автор теории бисексуальности лю- дей, по которой каждый человек состоит из двух половин — мужской и женской (как и хромосомы при оплодотворении), считает, что именно это обстоятельство обуслов- ливает наличие неравного развития рук: у мужчин более слабая женская сторона — левая, а у женщин более сильная мужская сторона — правая. Некоторые ученые не только поддерживали эту теорию, но и развивали дальше. По их мнению, в патриар- хате почитаемой рукой была правая, а в матриархате — левая. Функциональные гипотезы можно разделить на несколько групп. Одна из них объединяет клиницистов и физиологов. Суть их взглядов состоит в том, что правая рука была избрана для активных действий вследствие того, что левая рука и сердце имеют топографическую близость своих инервационных механизмов, вследствие чего при заболевании сердца в этот процесс включается и левая рука (иррадиация в нее болей). Эту точку зрения отстаивали М. И. Аствацатуров (1923) и С. И. Карчикян (1947). С другой стороны, вследствие такой связи между левой рукой и сердцем ра- бота этой рукой может отражаться на сердце в большей степени, чем работа правой рукой. Другие ссылаются на то, что, поскольку сердце расположено слева, левая рука должна была его защищать, а правая — владеть оружием. Однако мало вероятно, что первобытные люди обладали достаточно большими анатомическими знаниями. Возражения против этих теорий сводятся к тому, что, хотя у животных сердце лежит посредине, анатомическая асимметрия конечностей у них все равно имеется (н не только анатомическая, но и функциональная, как мы видели выше). Кроме того можно привести и другой довод; как же в наше время могут существовать левши, у ко- торых сердце, как и у праворуких, в большинстве случаев расположено слева. Отсут- ствуют и данные, которые бы показывали, что сердечная патология у левшей выра- жена чаще, чем у правшей. Другая группа функциональных теорий происхождения праворукости главной причиной считает асимметрию зрения. Г. Гоулд (G. Gould, 1909) обосновывал свою точку зрения следующим образом. У всех высших животных, у которых развита зри- тельная функция, целенаправленные движения являются следствием зрительных раздражений. Разделение полушарий на две половины является следствием односто- ронности в зрительной функции. У животных, у которых поля зрения не совпадают, правый глаз следит за правой конечностью, а левый глаз — за левой конечностью. У таких животных нет необходимости в доминантном глазу и поэтому нет асиммет- рии конечностей. Но когда развивается бинокулярное поле зрения и появляется ве- дущий глаз для всех правосторонних актов передней конечности асимметрия рук ста- новится необходимой. Критики 3Toii точки зрения выдвинули следующие возражения: • при бинокулярном зрении невозможно отличить поле зрения одного глаза от дру- гого; • если поле зрения одного глаза отличается от другого даже при бинокулярном зре- нии и если каждый глаз сохраняет контроль за движениями соответствующей руки, то какая же тогда выгода от бинокулярного зрения; • макулярная область каждой ретины связана с обоими полушариями. Впрочем, для опровержения точки зрения Г. Гоулда не требуется высоких науч- ных доводов. Достаточно сослаться на тот факт, что среди слепых от рождения най- дено столько же левшей, сколько и среди зрячих. Кроме того, опять-таки возникает вопрос: а откуда взялась асимметрия зрения? И почему она правосторонняя? Кстати, у значительно меньшего количества людей, чем имеющих праворукость; чем же тог- да вызвана праворукость у остальных 30-40 % людей? Таким образом, в настоящее время нет сколько-нибудь удовлетворительного объяс- нения появления праворукости как родового признака человека. Многие из выдвига- емых теорий красивы и оригинальны, но мало доказательны. Тайна праворукости остается нераскрытой. Контрольные вопросы 1. В чем состояла ошибка ученых, рассматривавших функциональную асимметрию рук, и особенно леворукости, как признак дегенеративного развития? 2. К чему может привести насильственное переучивание левши? 3. Как доказывается, что функциональная асимметрия — это не шутка и не ошибка природы? 4. Какие причины выдвигаются учеными для объяснения того, почему у большин- ства людей ведущей является правая рука? Глава 15 ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВО- И ЛЕВОРУКОСТИ Из этой главы читатель узнает, как ведется борьба между сто- ронниками врожденности и приобретенности право-и леворукости, какие доводы при- водят те и другие в защиту своей позиции. Он прочтет про генетические теории, объяс- няющие, почему у одних людей появляется праворукость, а у других — леворукость, в каком возрасте обнаруживается предпочтение одной из рук, увеличивается ли с воз- растом степень выраженности асимметрии рук, как влияет на нее многолетняя про- фессиональная и спортивная деятельность, требующая участия преимущественно одной или сразу обеих рук. 15.1. ГЕНЕЗИС ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ Одним из существенных является вопрос: функциональная асим- метрия рук является врожденной или приобретенной в процессе развития человека в онтогенезе? Имеются сторонники как первой, так и второй точки зрения. А. Р. Лурия (1962), например, считал, что праворукость — врожденное свойство, совершенно не зависящее от жизненных условий и рефлекторной деятельности головного мозга. Б. Г. Ананьев (1953) же писал, что думать о том, что праворукость врожденная - ре- акционно. Обоснование врожденности праворукости. Сторонники врожденности функци- ональной асимметрии рук выдвинули несколько теорий. Согласно эмбриональной теории функциональной асимметрии рук, причиной праворукости является положе- ние плода в утробе матери. Эта точка зрения высказана еще в 1828 году в связи с тем, что плод в 65-70 % случаев лежит на левой стороне, а это обеспечивает большую сво- боду развития правой руки. Другая разновидность эмбриональной теории праворукости говорила о том, что сдавление одной половины головы в эмбриональном периоде обеспечивает лучшее питание другой половины, в том числе и полушария. В большинстве случаев таким полушарием является левое. Эмбриональная теория подверглась критике со стороны многих ученых. В част- ности, указывается, что если бы она была верна, то не было бы расхождения в асим- метрии рук и ног. Е. Вебер (1905) отметил, что у двух лиц, находившихся в утробе матери во втором положении (на правом боку) отмечалась в последующем не левору- ч ЮЗак. 133 кость (как следовало ожидать, исходя из этой теории), а праворукость. Сопоставле- ние в другой работе положение плода и асимметрии рук у 486 детей также не под- твердило эту теорию. Финские исследователи А. Телкя, К. Сойва и Н. Мяки (А. Telkka, К. Soiva, N. Maki, 1952) проследили в течение 9 лет развитие асимметрии рук у детей, одни из которых находились в утробе матери в первом положении (77 человек), а другие — во втором (43 человека). Праворукость обнаружилась у 88,5 % первых и у 86 % вторых. Изучение близнецов дает больше оснований рассматривать роль положения эмб- риона в утробе матери для возникновения право- или леворукости. Замечено, что среди близнецов много левшей (И. И. Канаев, 1959). Если обобщить данные ряда авторов, то зеркальная асимметрия (один правша, другой - левша) была найдена в 21-23 %, а у одного автора - даже в 46 % случаев.' Однако имеется не меньше данных, которые свидетельствуют, что среди однояй- цевых близнецов левшей столько же, сколько и среди двуяйцевых (двойняшек). Исхо- дя из этих данных можно предполагать, что причина асимметрии рук либо не в зер- кальности положения плодов в утробе матери, либо зеркальность развития распро- страняется и на двуяйцевых детей. Отсутствие одинаковой асимметрии у всех пар близнецов в одном случае объясня- ется тем, что у одних пар установление асимметрии начинается до раздвоения (в тече- ние первых двух недель развития плода), а у других - после. В первом случае асим- метрия у близнецов одинаковая, а во втором случае — разная. В другом случае вы- двигается следующая причина: часто последний при рождении близнец при тяжелых родах получает при родовспоможении повреждение левого полушария, вследствие чего он становится «патологическим» левшой. Это подтверждается и тем, что среди близнецов выявляется непропорционально высокая частота неврологических и дру- гих заболеваний, которые, как полагают, являются следствием повреждений, возни- кающих из-за стесненности во время внутриутробного развития плода. Насколько серьезна эта причина в появлении леворукости и у сиблингов (не близ- нецов) видно из данных, приведенных А. П. Демичевым (1949). Среди 272 левшей он нашел в 40 % легкие пирамидные расстройства на правой руке, что могло указывать на наличие патологического очага в левом полушарии, воз- никшем в раннем детстве. И действительно, при тщательном собирании анамнеза и просмотра в роддоме документации А. П. Демичев нашел в 36 % случаев энцефали- ты, травмы головы во время родов и в раннем детстве. Характерно, что по его данным левши с пирамидными симптомами на правой руке в большинстве случаев не имели левшей в семье, а у левшей без этих симптомов в большинстве случаев в семье левши были. То, что многие левши «патологические», подтверждают и косвенные факты, полу- ченные в некоторых исследованиях. Так, среди людей, перенесших небольшие по- вреждения мозга до или во время рождения, леворукость встречается довольно часто (например, среди умственно отсталых - до 20 %). Леворукость характерна для детей с пониженными способностями к обучению, а также для эпилептиков. Большинство ученых считают, что леворукость бывает как «естественной» (гене- тической), так и патологической. Интересно отметить, что в большинстве исследований найдено большее количе- ство левшей среди лиц мужского пола, чем женского (Т. Комаи и Г. Фукуока [Т. Komai, G. Fukuoka, 1934]; X. Такеши и Н. Ценхиро [Н. Takeshi, Н. Zenjiro, 1976]; К. Хардик, и. wniuicnriHMcvRHc atiicMbi право- И леворукости р Гольдман И Л. Петринович [К. Hardyck, R. Goldman, L. Petrinovich, 1977; A. Хайм и К. Уотте [А. Heim, К. Watts, 1976]; А. Е. Двирский, 1976 и др.). Ряд авторов видят причину праворукости в неодинаковом кровоснабжении левого и правого полушарий (левое полушарие, считают они, снабжается лучше за счет луч- ше развитой левой сонной артерии) и левой и правой рук (лучше снабжается кровью правая рука). Однако в мозгу имеется множество анастомозов между правой и левой сосуди- стой сетью («вилизиев круг») для выравнивания кровоснабжения обоих полушарий. Не случайно поэтому в состоянии покоя различия в кровотоке между симметричны- ми отделами полушарий незначительные. Даже при таком высоколатерализованном виде деятельности, как речь, найдено поразительное сходство в характере кровотока на двух сторонах мозга. Установлено также, что у левшей и правшей расположение сосудистой сети мозга совершенно одинаково. Рядом ученых разработаны различные генетические модели появления той или иной рукости. М. Аннетт (М. Annett, 1964) считает, что «рукость» определяется дей- ствием одного гена, имеющего две различные формы, или два аллеля. Один аллель, R, является доминантным и кодирует праворукость. Второй, /, является рецессивным и кодирует леворукость. Человек, унаследовавший от "обоих родителей аллель R, бу- дет праворуким, так же как и человек с генотипом Rl {R от одного родителя, а / — от другого). Леворукими будут те, кто унаследовал аллель / от обоих родителей. Тем не менее эта модель не может объяснить, почему более половины детей от двух леворуких родителей являются правшами. Делались попытки усовершенствовать эту генетическую модель введением поня- тия о переменной пенетрантности (вероятности появления гена). Переменная пене- трантность подразумевает, что не у всех людей с одним и тем же генотипом этот гено- тип может проявляться одинаково. Предполагается, что некоторые люди с i?/-reHO- типо.м будут левшами. Эти левши могли передавать своему потомству аллель R, чем и объясняется появление праворуких детей у двух леворуких родителей. Однако с учетом даже этой поправки соответствие предсказаний этой модели фактическим дан- ным остается невысоким. Более сложная модель предложена Д. Леви и Т. Нагилаки (D. Levy, Т. Nagylaki, 1972). Они предполагают, что «рукость» является функцией двух генов. Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и веду- щую руку. Аллель L определяет локализацию центров речи в левом полушарии и яв- ляется доминантным, а аллель г - локализацию центров речи в правом полушарии и является рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять рече- вое полушарие — ипсилатеральной или контралатеральной. Контралатеральный кон- троль кодируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный — рецессивным алле- лем с. Человек с генотипом L г С Сбудет правшой с центром речи в левом полушарии. У человека с генотипом Lrcc центры речи тоже будут в левом полушарии, но он будет левшой. Эта модель лучше объясняет варианты рукости среди родственников, но и она не может объяснить все получаемые результаты. Через 10 лет М. Аннетт (1974) предложила новую генетическую модель, в корне отличающуюся от предыдущей. Она предположила, что большинство людей облада- ют геном, который она назвала фактором «правого сдвига». Если этот фактор имеет- ся у человека, он предрасположен стать правшой. Если фактор отсутствует, человек может стать либо правшой, либо левшой в зависимости от обстоятельств. Для про- верки своей гипотезы она изучала, с какой быстротой дети, у которых оба родителя левши, могут выполнить задание по сортировке колышков. Оказалось, в соответствии с предсказанием, что половина детей лучше справлялась с заданием правой рукой, а половина — левой рукой. Однако у леворуких родителей, перенесших, по их сло- вам, родовую травму, было значительно больше детей, лучше выполнявших тест пра- вой рукой. В принципе, и эта модель доказывает только то, что у родителей-левшей, ставших таковыми вследствии патологии, а на самом деле — генетических правшей, больше рождается праворуких детей, чем в семьях, где оба родители левши. Точка зрения о врожденности право- и леворукости получила сильные аргументы со стороны анатомов, изучавших строение больших полушарий головного мозга. Было выявлено различие в строении речевых зон правого и левого полушарий как у прав- шей, так и у левшей (табл. 15.1). Некоторые ученые высказали предположение, что это различие является следстви- ем обучения языку. Но такая же асимметрия свойственна и мозгу человеческого пло- да. Таким образом, анатомическое различие — скорее причина праворукости или ле- ворукости, нежели ее следствие. Сильвиева (латеральная) борозда в левом полуша- рии у правшей более длинная и более прямая, а в правом она сильнее изогнута вверх. Такая же асимметрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандерталь- ского человека; это позволяет предположить, что асимметрия полушарий составляет часть генетического наследия Homo sapiens. Обоснование приобретаемости в онтогенезе функциональной асимметрии рук. В качестве доказательства приобретаемости право- или леворукости выдвигаются раз- ные доводы, однако, как правило, они могут быть легко опровергнуты. Некоторьм ученые, например, считают, что праворукость возникает из-за того, что матери носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу, чем левой. Но во-первых, у многих народов детей носят не на руках, а на спине или на груди nepej собой, праворукость же все равно наблюдается, а во-вторых, так как в одной и той ж« семье встречаются и левши, и правши, то мать должна была бы одного носить на ле^ вой руке, а другого — на правой, чего в действительности нет. Не убедительно и утверждение, что к праворукости приводит то обстоятельство! что дети спят на левом боку: правши и левши спят на правом боку одинаково часто или же, но данным одного исследователя, обследовавшего 16 ООО правшей и 700 лев- шей, правши спят на правом боку в два раза чаще, чем на левом, а левши спят на том и другом боку одинаково часто. Ряд авторов считают, что причиной «рукости» является асимметричное располо* жение центра тяжести тела — смещение его вправо или влево. Вследствие большего веса правой половины тела она служит хорошей подпоркой для правой руки и дает большую массу при ее действиях, что приводит к выигрышу силы. Из-за этого чело- век и избирает правую руку в качестве ведущей. Однако фактические данные не со- ответствуют и этой гипотезе. К. Макалистер (К. Macalister, 1934), например, описал четыре случая, в которых у людей было найдено обратное расположение внутренних органов при наличии у них праворукости. А. Ф. Брандт (1928) замечает, что ребенок начинает предпочитать правую руку еще тогда, когда не умеет стоять, следовательно, нет необходимости в уравновешивании центра тяжести тела. Некоторые авторы для доказательства приобретенности праворукости идут не от причины, а от ее развития в онтогенезе (хотя развитие вовсе не исключает генетиче- ской природы появления того или иного феномена). На основании того, что с возра- стом абсолютная (в кг) разница между силой правой и левой руки возрастает и что праворукость у младенцев проявляется не сразу (все эти факты действительно име- ют место). Й. Черначек (I. Сегпасек, 1968), например, считает, что приобретенность праворукости доказана. Поскольку эти доводы действительно серьезные, рассмотрим их подробнее. 15.2. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РУКИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ Установление срока появления предпочтения одной из рук у мла- денцев — задача непростая, поскольку многие тесты, используемые на взрослых, на детях неприменимы. В этом отношении интересна попытка некоторых авторов опре- делить силу хватательного тонического рефлекса на обеих руках у младенцев. По этим данным асимметрия по силе не проявилась. В отношении спонтанных движений младенцев данные получены противоречи- вые. Явное различие в использовании обеих рук наблюдалось у одного 3-месячного ребенка: он немедленно вкладывал в рот леденец, если его клали в правую руку, но если леденец клали в левую руку, то попытка положить его в рот удавалась только через две минуты. Мое наблюдение за поведением старшего сына Сергея с момента его рождения выявило, что праворукость начала четко проявляться у него в 4,5 месяца, когда по- явились произвольные хватательные движения. При этом предпочтение правой руки проявлялось у него только тогда, когда он лежал на животе. При лежании на спине Сережа хватал предмет, который ему давали строго симметрично, то правой, то ле- вой рукой. В возрасте 5 месяцев он отказывался брать левой рукой протянутую ему игрушку, но охотно брал ее правой рукой. В последующем была заметна разница между руками при овладении новыми движениями — правая рука овладевала ими первая. После овладения движением правой рукой Сережа мог выполнить его левой рукой, без подчеркнутого предпочтения правой руки. Появление праворукости у Сережи совпало со сроками (4-5 месяцев), приводи- мыми другими авторами (Н. И. Голубева, 1956; В. Е. Бушурова, 1956; А. Пейпер, 1962). Ряд исследователей отмечают, что превалирование правой руки все более усиливает- ся в последующие месяцы (табл. 15.2). Сходные данные получены К. Д. Чермитом (1992): первое превалирование пра- вой руки наблюдается в 5 месяцев, но до 7,5 месяцев продолжается период неустой- чивой симметрии в выполнении хватательных движений (рис. 15,1). Затем предпоч- тение правой руки усиливается с каждым месяцем. Выявлено, что предпочтение правой руки, начиная с 7,5 месяцев, во многом зави- сит от того, какой материал предлагается детям (предпочтение было более выражен- ным при выборе круга и квадрата, чем при выборе цвета) и на каком расстоянии на- ходится предмет от ребенка. При малом расстоянии предмета от ребенка чаще исполь- зовалась левая рука, а при большом — чаще правая. И. Болдуин (I. Baldwin, 1890) клал предмет от ребенка на расстоянии 12-15 дюймов. С 8 месяцев ребенок тянулся к пред- мету правой рукой даже в том случае, если предмет оказывался слева от ребенка, При расстоянии 10-12 дюймов обе руки использовались одинаково. Но если предмет был цветной (что усиливало его силу как раздражителя), ребенок и при этом расстоянии отдавал предпочтение правой руке. Возможно, именно различил в условиях выявления предпочитаемой руки приво- дит исследователей к различным выводам. Например, Е. Н. Лунева (1976) считает, что от 2 до 4 лет руки практически равноценны и лишь после 4 лет формируется бо- лее-менее устойчивая праворукость у большинства детей. Данные показывают, что предпочтение правой руки отчетливо проявляется у ма- лышей либо при новизне предмета, либо при трудности задачи, обусловленной рас- стоянием до предмета. Сроки появления леворукости по данным ряда авторов (А. П. Демичев, 1949; Р. И. Тамуриди, 1957) совпадают со сроками появления праворукости — на 5-6 ме- сяце жизни ребенка. Исходя из того, что право- и леворукость начинают проявляться не сразу после рождения, а лишь во второй половине первого года жизни, ряд авторов, как уже гово- рилось, делают вывод о том, что рукость — явление приобретаемое в течение жизни, а не врожденное. Однако не все склонны считать, что это бесспорный довод в пользу формируемости рукости. Ф. Реньо (F. Regnault, 1939) связывает появление асиммет- рии рук с созреванием в 6 месяцев двигательных корковых центров и миэлинизацией нервных волокон. Это имеет основание, так как показано, что развитие двигательных центров коры в морфологическом и функциональном отношении идет параллельно друг другу (М. X. Самибаев, 1957). Отсюда тот факт, что «рукость» проявляется не сразу, а с момента появления про- извольных движений (т. е. сознательных, преднамеренных) можно связать с генети- чески запрограммированным более поздним созреванием корковых двигательных клеток (которое приходится именно на срок 4-6 месяцев жизни ребенка — Ф. Реньо, Ф. Н. Шемякин, 1941). После первого года жизни происходит закрепление предпочтения одной из рук при выполнении различных действий. В результате с возрастом процент случаев пред- почтения одной из рук повышается (по некоторым данным — с 58-68 % в возрасте 1.5 года до 94 % в 7 лет (В. Д. Еремеева, 1989; X. Скопаков, 1965; Р. И. Тамуриди, К. Д. Чермит). Судя по данным А. А. Саидова (1982), стабилизация предпочтения правой руки происходит практически уже в 6 лет, так как в последующие годы процент предпоч- тения повышается по большинству двигательных проб весьма незначительно и ско- рее отражает колебательный характер предпочтения. Заметное увеличение предпоч- тения наблюдается только по пробам «вдевание нитки в иголку», «раздача картинок» и «подметание щеткой». 15.3. ВОЗРАСТ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АСИММЕТРИИ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ КАЧЕСТВАМ Предпочтение той или другой руки — это лишь одна сторона фун- кциональной асимметрии. Другая сторона — это лучшее развитие на одной из рук скоростно-силовых качеств. Посмотрим, действительно ли увеличивается разница между силой правой и левой руки, как утверждают многие исследователи. Бесспорным является факт, что при сравнении силы рук в абсолютных величинах (кг) с возрастом разница в пользу правой руки увеличивается (Е. А. Аркин, А. А. По- целуев и др.), а при наступлении периода инволюции и снижения мышечной силы у
|