Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем опасность радикального ислама?





Ислам формально является мирной религией. Но некоторые его особенности, сложившиеся исторически, приводят к огромным противоречиям между мусульманами и представителями всех других религиозных направлений. Сам по себе ислам – достаточно радикальная религия. В этой статье мы попробуем выяснить те ее особенности, которые и делают ее настолько радикальной.
Наверняка первая из них – исламский терроризм. Терроризм, неоправданное насилие и убийство гражданских лиц, не принимающих участие в военных действиях, официально запрещены в Исламе. Ислам сами мусульмане называют таким образом жизни, который предназначен, чтобы принести мир в общество, неважно, являются ли его члены мусульманами или нет. Следуя официальной религиозной доктрине Ислама, тот, кто потворствует или совершает акт терроризма во имя ислама, просто не следует основоположным принципам исламу и, по сути, нарушает требования своей собственной веры. Но это, к сожалению, всего лишь слова. На самом деле тысячи людей гибнут в результате террористических актов, совершаемых радикальными мусульманами как часть «джихада» -- священной войны.
Слово "джихад" фактически означает "бороться" или "стремиться". В религиозном контексте это означает борьбу за распространение идей Ислама. На самом деле джихад означает не только религиозную войну. В более широком смысле этот термин может иметь отношение к повседневной жизни мусульманина, например борьба против лени, высокомерия, скупости, своего собственного эго, или борьбы против тирана-правителя или против искушений сатаны, и т.д. Но, к сожалению, радикально настроенные исламисты склонны трактовать стихи «священной войны» в Коране исключительно как призыв к борьбе с представителями других религиозных направлений.
Одной из самих отрицательных особенностей ислама является пренебрежительное отношение к женщине. Хотя пророк Мухаммед и призывал мусульман «относится к своим женам хорошо», но физическое насилие по отношению к женщинам в семьях, неравноправие женщины в мусульманском обществе все еще является повседневным явлением.
Правда, в наше время все таки произошли некоторые положительные изменения. В более прогрессивных исламских государствах женщины наконец получили право зарабатывать деньги, иметь собственность, получать образование, право на развод и участие в выборах, и так далее. Но увы, так происходит не везде, и в некоторых странах женщины до сих пор полностью зависят от воли мужчин.
Мусульманские женщины обязаны носить головной покров (хиджаб) во исполнение Божьего указа одеваться скромно. В обществе европейских государств, в которых живет большое количество мигрантов, этот обучай вызывает непринятие, потому что женщины часто не ограничиваются прикрытием головы и полностью закрывают лицо, иногда не оставляя даже отверстий для глаз. Европейцы считают этот обычай не только неуважительным по отношению к женщинам, но и во многих отношениях опасным.
К сожалению, среди некоторых мусульман до сих пор практикуются принудительные браки, убийства в защиту своей чести, избиение женщин, насильное удержание женщин взаперти и другие обычаи, которые противоречат международным понятиям о правах человека. Эти методы вытекают из укоренившихся культурных традиций и ортодоксальных исламских учений. Формальная религия запрещает такие крайности, но многие мусульмане до сих пор их придерживаются, особенно в отдаленных сельских местностях, где представители власти часто сами придерживаются таких архаических взглядов.

Критика ислама

Критика ислама — выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку исламу.

Критика ислама возникла уже во время начала деятельности Мухаммада — сначала со стороны мекканских язычников, позднее — со стороны жителей стран, подвергавшихся мусульманскойэкспансии. По мере роста известности ислама в мире возникала критика от тех, кто с исламом напрямую не сталкивался.

Ранние критики из числа христиан, жившие до 1000 гг. н. э., склонны были рассматривать ислам в качестве радикальной христианской ереси[1]. Позднее критика возникла как внутри самого мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов[2][3][4][5].

Чаще всего объектами критики становились следующие вопросы:

· нетерпимость ислама к критике со стороны (джихадизм, исламский фундаментализм), отношение к предполагаемым ересям и еретикам, отношение к отступникам от ислама согласношариату[6];

· моральность поступков Мухаммада, как в его личной жизни, так и в общественной деятельности[5][7];

· подлинность и моральность содержания Корана[8][9];

· права человека в современных исламских странах (женщины в исламе, касты в исламских странах Южной Азии и др.)[10]

· противодействие исламского духовенства ассимиляции мигрантов из мусульманских стран в США и Европе[11]

Кора́н (араб. أَلْقُرآن‎ [qurˈʔaːn] — аль-К̣ур’а̄н) — священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»(Коран, 75:16-18)[1][2]. Коран согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. Современная редакция Корана считается компиляцией записей, собранных и обобщённых специальной коллегией во главе с Зейдом ибн Сабитом, по повелению Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба, утверждённая в качестве единственной канонической версии при третьем халифе Усмане[3]. В мусульманской традиции считается, что каноническая версия была утверждена согласно общему мнению оставшихся на тот момент в живых сподвижников пророка о том, что именно в таком виде читал Коран сам Мухаммед. В то же время, на сегодняшний день известно семь вариантов чтения — таджвида — Корана, восходящие к различным школам начального периода мусульманской истории[4][5].

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Согласно мусульманской традиции, передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 (точнее 22, с 610 по 632 год.) года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

Корану посвящено множество исследований как мусульманских, так и немусульманских ученых. В мусульманском мире одним из обобщающих трудов признано «Совершенство в коранических науках» Джалал ад-Дин ас-Суйуты (1455—1505)[6].

Коран, согласно исламской догматике, — это:

· божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом[2];

· предвечное и несотворённое[7] Слово Божье, свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство[1][2] (впрочем, в исламской истории имели место серьёзные богословские дискуссии по вопросам о сотворённости/несотворённости Корана[8]);

· чудо, одно из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие)[2].

В исламских странах Коран, вместе с мусульманской традицией — Сунной, служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.

 

Этимология[править | править вики-текст]

Существует несколько мнений о происхождении названия. По общепринятой версии, оно является производным от глагола qaraʾa (قرأ), «кара’а» («читать, чтение»)[2]. Возможно также происхождение от «кериана» («чтение священного текста», «назидание»)[9].

В самом Коране использованы различные имена последнего откровения, из которых самыми распространёнными являются:

· Фуркан (Различение — добра и зла, истины и лжи, дозволенного и запретного)(Коран, 25:1)

· Китаб (Книга)(Коран, 18:1)

· Зикр (Напоминание)(Коран, 15:1)

· Танзиль (Ниспослание)(Коран, 26:192)

· Нур (Свет)(Коран, 24)

Словом «мусхаф» именуют отдельные экземпляры Корана.

Значение в исламе

 

В исламе Священный Коран — это конституция[ уточнить ], которую Аллах ниспослал Своему посланнику для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Господом, с самим собой и обществом, в котором он проживает, и выполнить свою жизненную миссию так, как этого пожелал Господь миров(Коран, 2:185). Согласно исламской догматике является вечным чудом, которое нисколько не потеряет своей важности и актуальности вплоть до наступления Дня воскресения.

Уверовавший в него избавляется от рабства перед творениями и начинает новую жизнь, поскольку его душа словно рождается заново для того, чтобы он смог служить Всевышнему и заслужить Его милость[10][ неавторитетный источник? 1479 дней ].

Мусульмане принимают эту милость, придерживаются божественного руководства, следуют его предписаниям, подчиняются его велениям, избегают его запретов и не преступают его ограничений. Следование кораническим путем, по мнению приверженцев ислама — это залог счастья и преуспевания, тогда как отдаление от него — причина несчастья(Коран, 6:155).

Коран воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности и благонравия[11].

Пророк Мухаммед разъяснил, что лучшим из людей является тот, кто изучает Коран и обучает других людей этому знанию[12].

Содержание[править | править вики-текст]

Коран содержит в себе основные принципы и идеи вероучения, которые, согласно мусульманской традиции, были переданы Пророку Мухаммеду самим Аллахом, через ангела Джабраила. Данная книга содержит множество пересечений с иудаизмом и христианством. Исламские богословы объясняют это тем, что ранее Аллах уже передавал свои заветы Мусе и Исе, но со временем эти заветы стали устаревать или искажаться и лишь Мухаммед донёс до верующих истинную веру[13].

Коран включает в себя 114 глав. Первые суры Корана представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур крайне разнообразно — здесь есть и изложения основ мусульманского права и описания реальных исторических событий периода противостояния Мекки и Медины.

Исследователями суры делятся на две группы — мекканскую и мединскую. Первая группа относится к периоду, когда Мухаммед только начинал свой путь пророка. Вторая группа относится ко времени, когда пророк получил широкое признание и почитание. Более поздние мединские суры уделяют меньше внимания туманным размышлениям о страшном суде и тому подобном и больше концентрируются на формулировании правил поведения, оценке исторических событий и тому подобном[2][13].

Текст Корана является обрывистым, но не является противоречивым. В своей книге Всевышний предлагает неверующим найти противоречия в своем Писании, если они так уверены в Его несовершенстве и неистинности. Позднее в дополнение к Корану появились устные предания, хадисы, повествующие о жизни пророка. Вскоре после смерти Мухаммеда хадисы стали собираться его последователями и в девятом веке были сформированы шесть сборников, составившие так называемую Сунну[13].

Коран был ниспослан не только арабам, но и всему человечеству: «Мы направили тебя только как милость к обитателям всех миров»(Коран, 21:107)[ аффилированный источник? 1479 дней ].

Около четверти текста Корана описывает жизнь различных пророков, описания большей части которых совпадают с библейскими. В число пророков вошли ветхозаветные патриархи Адам, Ной, цари Давид и Соломон и другие. В Коране также упоминаются цари и праведники, имена которых в Библии не упоминались (Лукман, Зуль-Карнайн и др.). Последним в списке пророков идет сам пророк Мухаммед и утверждается, что после него никаких других пророков уже не будет[13].

Структура Корана [править | править вики-текст]

Основная статья: Структура Корана

В Коране насчитывается 114 сур (глав) разной длины (от 3 до 286 аятов, от 15 до 6144 слов)[1]. Все суры разделены на аяты (стихи). По различным подсчетам в Коране от 6204 до 6236 аятов[1][14] и более 320 тысяч букв. Коран также разделён на семь равных частей (манзилей) для удобства чтения Корана в течение недели. Деление Корана на 30 частей (джуз), позволяет прочитывать Коран равномерно в течение одного месяца.

Согласно мусульманской традиции, суры делятся на мекканские — которые были ниспосланы Мухаммеду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город, — и мединские — которые были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершенного Мухаммедом после хиджры.

Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня(Коран, 15:9):

Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». В первой суре Корана эти слова включены в текст в качестве первого аята.[1]

Суры, за некоторыми исключениями, расположены в Коране не хронологически, а в зависимости от их размера: вначале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов[1][15].

Важнейшие суры и аяты Корана [править | править вики-текст]

МЕНЮ0:00

Сура Ар-Рахман чтец Сауд Шурайм

· Сура 1. Самая известная сура «Аль-Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв.

· Сура 2, аят 255, называемый аят «Аль-Курсий» (Аят Трона). Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что Он создал. Именно этот аят, по словам Мухаммеда, стоит в Коране на первом месте[16][ аффилированный источник? 1479 дней ].

· Сура 24, аят 35, «Аят о Свете» — стих, описывающий славу Божию.

· Сура 36. «Йа-Син». В учении ислама эта сура является «сердцем Корана».

· Сура 112. Очень короткая глава «Аль-Ихлас» является своеобразным «символом веры» ислама. Её название значит «Искренность».

· Сура 112. аят 1, это один из аятов, которые являются действительно «знамением» (аятом).

 

 

Шииты и Сунниты

Шиизм

 
 

Первоначально ислам представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный - шииты.

Уже в VII в. шииты разделились на два направления — умеренные и радикальные. После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али. Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами. Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сынМухаммед, ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.

В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей — Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) — благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.

В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.

Направления шиизма

Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.

С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе — хариджиты (вышедшие, выступившие). Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама. Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать. Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа. В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности. В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане. Алжире и Ливии.

Суннизм

Суннизм — самое крупное направление в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам. Полное название суннитов — «люди Сунны и согласия общины». К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть. Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма. В рамках суннизма не возникали особые секты.

 

 

Суфизм

 
 
 

Суфизм - это мистико-аскетическое направление в исламе, своеобразные исламские монахи.

Появление суфизма было связано с реакцией ревностных поборников чистоты ислама на его извращение халифами и их приближенными. Сам Мухаммед к аскетизму и монашеству не призывал, но относился с уважением к аскетам. Первые общины суфиев появились в Ираке и Сирии в начале VIII в., затем быстро распространились повсюду от Испании до Индии. Вначале суфии вызывали настороженное к себе отношение и даже преследование властей, однако с течением времени к суфиям привыкли. B X-XI вв. суфизм приобретает характер мощного народного и интеллектуально-культурного движения.

Слово «суф» арабского происхождения и означает «грубая шерсть». Из этой шерсти делается одежда, бурнус, который как диплом вручается выпускникам суфийских школ. Суфиев называли дервишами, т.е. нищими, поскольку они презирали богатство, считая, что только аскеза поможет освободиться отличного существования и слиться с Богом. Этот путь духовного познания — тарикат — включает в себя ряд ступеней совершенствования: покаяние, осмотрительность, воздержание, аскетический образ жизни и др. Последней ступенью была макама, т.е. покорность, поднявшись на которую суфий подходит к последней стадии совершенствования, на которой происходит полное слияние с Богом. Суфии отрицают прошлое и будущее, рай и ад. Бог — единственная реальность, а мир — это видимость. Человек — это частица божественною, поэтому он должен стремиться к слиянию с Богом. Эти положения противоречат ортодоксальному исламу и осуждаются им. Ритуалам и установленным формам богопочитания суфии противопоставляют этическое благочестие, воплощенное в сакрализо- ванном понятии любви.

Суфизм был вызван к жизни конкретными обстоятельствами развития мусульманского общества, однако у его истоков наряду с догмами Корана стояли и другие учения: неоплатонизм Плотина, буддизм, христианский аскетизм.

В суфизме существует множество дервишских орденов, различающихся методами достижения слияния с Аллахом — тарикатами. Однако все они имеют строго налаженную иерархическую структуру, во главе которой стоят почитаемые святые отцы: муршиды, шейхи, пиры. Каждый желающий следовать по пути суфия — мюрид (ищущий) должен избрать себе духовного наставника — мур- шида (наставник, руководитель). Самостоятельно пройти тарикат невозможно, это может привести к потере здоровья, разума и самой жизни. Ученик должен беспрекословно повиноваться своему наставнику во всех мелочах, а не только в религиозных делах. Благодаря этому требованию суфийские ордена могли в случае необходимости превращаться в мощные боевые отряды, способные сплотить вокруг себя широкие слои мусульман.

В суфизме появляется несвойственный ортодоксальному исламу культ святых, к которому причислялись шейхи суфийских орденов, отличавшиеся склонностью к видениям и экзальтации и обладавшие абсолютным авторитетом и неограниченной властью. Когда в XI в. ортодоксальный ислам сблизился с умеренными течениями суннизма, институт святых — вали — был признан официально. Вскоре культ святых распространился по всему исламскому миру.

Из числа суфиев вышло немало писателей, поэтов, философов, ученых: Ибн Аль-Араби, Аль-Газали, Ибн-Сина, Аль-Хасан Аль- Басри и многие другие. Суфизм оказал большое влияние на духовную культуру мусульманского мира, на его творческую научную мысль, философию, литературу, поэзию.

 

История критики ислама[править | править вики-текст]

Ранний ислам [править | править вики-текст]

· Кааб ибн Ашраф, еврей из Медины, современник Мухаммада, о котором сочинял сатирические стихи и памфлеты. Одна поэма посвящена врагам ислама — лидерам курайшитов, павшим в бою при Бадре. Чтобы остановить его деятельность, Мухаммад санкционировал убийство. Требование казни было вынесено по причине подстрекательства Каабом курайшитов, его призыва убивать мусульман и вести борьбу с Мухаммадом[12]. В западных правовых системах подстрекательство к убийству рассматривается как преступление. Джабир повествует: «Посланник сказал: „Кто готов убить Кааба ибн Ашрафа?“ Мухаммад ибн Маслама ответил: „Ты хочешь, чтобы я убил его?“ Посланник ответил утвердительно. Мухаммад ибн Маслама сказал: „Тогда позволь мне сказать, что я готов“. Пророк ответил: „Хорошо“» [13].

· Башшар ибн Бурд (убит в 783 г.), известный поэт. В городе Басре, при большом скоплении народа, заслушав стихотворения современников, сказал о некоторых из них: «Эти стихи лучше любой суры Корана»[14].

· Абу-ль-Атахия (ок. 750—825) Ставил некоторые свои стихотворения по литературным качествам намного выше Корана[14].

· Ибн ар-Равенди (IX век). Арабский мыслитель и литератор. Выступал с резкой критикой Корана, оспаривая его достоинства как литературного произведения. До нас дошло его утверждение, что «у проповедника Актама ибн ас-Сайфи можно найти куда более изящную прозу, чем в Коране» [15].

· Абу-ль-Ала аль-Маари (973—1057), арабский поэт. Написал отклик на стихи Аль-Мутанабби (915—965), который назвал «Му’джиз Ахмед» — «Чудо Ахмеда» — игра слов — с одной стороны это прозвище Мухаммада (сура 61:6), с другой — намёк, что стихи аль-Маари такое же чудо как Коран[14]. Аль-Маарри рассматривал религии вообще (а не только ислам) как «вредные сорняки» и утверждал, что ислам не имеет монопольного права на истину. Особенно резко высказывался он об улемах (толкователях Корана):

Они цитируют свои священные книги, хотя факты говорят мне, что они являются вымыслом от начала и до конца. О Разум, ты один говоришь истину. Так пусть же погибнут дураки, которые фальсифицировали религиозные традиции или толковали их! [2][16]

Отцы Церкви [править | править вики-текст]

· Наиболее раннюю христианскую критику ислама можно обнаружить в произведениях Иоанна Дамаскина (род. 676), жившего в эпоху раннего Халифата. Он был знаком с исламом и знал арабский язык. Вторая глава его книги «Источник мудрости», озаглавленная «О ересях», представляет собой серию дискуссий между христианами и мусульманами. Иоанн выбирает в качестве оппонента арианского монаха, испытавшего влияние ислама, и представляет исламскую доктрину как эклектические представления, основанные на Библии. Такая критика не совсем корректна: Иоанн оппонирует собственному представлению об исламе (объединив две разных «ереси», по его представлениям, в одну). Касаясь вопроса об авраамическом происхождении ислама, Иоанн утверждает, будто бы арабов называли «сарацинами» потому, что они будто бы были «лишены Сары». Ещё их звали «агарянами» (Hagarenes) потому, что они были незаконнорождеными потомками рабыни Агарь (Hagar).[17]

Есть же ещё и доныне усиливающаяся, вводя народ в заблуждение, вера измаильтян, являющаяся предтечей антихриста. Происходит она от Измаила, рожденного Авраамом от Агари, поэтому [приверженцы её] именуются агарянами и измаильтянами. Сарацинами же (Σαρακνούς) их называют от «Σάρρας κενούς» из-за сказанного Агарью ангелу: «Σάρρα κενήν με απέλυσεν» («Сарра отпустила меня пустой»)[18]

Критика эпохи расцвета Средневековья [править | править вики-текст]

Иудаизм [править | править вики-текст]

Маймонид, один из виднейших еврейских судей XII века, рассматривает связь между исламом и иудаизмом как в основном теоретическую. Маймонид не спорит с тем, что ислам — религия строго монотеистичная, но находит огрехи в практике исламских режимов. Он также считал, что исламская этика и политика стоят ниже по сравнению с еврейскими. Маймонид критиковал за недостаток добродетели методы мусульманских правителей, которыми они пользовались в управлении своими странами и в отношении друг к другу.[4] В своём «Послании йеменским евреям» он называетМухаммеда hameshuga («сумасшедший»).[19].

В 1280 г. еврейский философ Ибн Каммуна подверг критике ислам в своей книге «Рассмотрение трёх вероисповеданий». По его мнению, шариат был несовместим с принципом справедливости, и это явно противоречило утверждениям о том, что Мухаммед был совершенным человеком: «нет доказательств, что Мухаммед добился совершенства и способности совершенствовать других, как он требовал».[20][21]

Он, таким образом, утверждал, что люди обращаются в ислам из низменных побуждений:

Вот почему до настоящего времени мы никогда не видели кого-либо, кто обращался в ислам иначе как из страха, или из жажды власти, или во избежание тяжкого налогообложения, или унижения, или будучи взятым в плен, или из-за страстной влюблённости в женщину-мусульманку, или из-за подобной причины. И мы не видели уважаемого, богатого и благочестивого немусульманина, хорошо осведомлённого как в основах своей веры, так и в исламе, чтобы он перешёл в исламскую веру без одного из упомянутых выше или подобных мотивов.[3]

Христианство [править | править вики-текст]

· Некоторые средневековые христианские писатели изображали Мухаммада как одержимого Сатаной лжепророка, «предшественника Антихриста» и даже самого Антихриста.[5]

· Дионисий Картезианец написал два трактата с опровержением ислама по просьбе Николая Кузанского

· Contra perfidiam Mahometi, et contra multa dicta Sarracenorum libri quattuor;

· Dialogus disputationis inter Christianum et Sarracenum de lege Christi et contra perfidiam Mahometi. [22]

· Андалузская рукопись неизвестной датировки, Tultusceptru de libro domni Metobii, описывает, как Сатана заставил пророка Мухаммада (изображённого под именем Озим) исказить чистое Божественное откровение. Рукопись повествует, что Бог, озабоченный духовной судьбой арабов, захотел исправить их отклонение от веры. Тогда он послал своего ангела к монаху Осиусу, который приказал последнему проповедовать перед арабами. Осиус, однако, из-за своего слабого здоровья поручил молодому монаху Озиму передать людям послания от ангела. Озим честно пытается выполнить его поручение, однако встречает падшего ангела и принимает его за того же, который беседовал с Осиусом. Падший ангел искажает поручение, переданное Осиусом Озиму и переименовывает Озима в Мухаммеда. Так, согласно рукописи, возникло ошибочное учение, ныне известное как ислам.[23]

· По мнению ряда средневековых авторов, пришествие Мухаммада и возникновение ислама были предсказаны в Библии. Как писал Беда Достопочтенный, книга Бытие (16:12) описываетИсмаила как «дикого человека», чья «рука будет против всякого человека». Беда пишет о Мухаммеде: «Теперь как велика его рука против всех и все руки против него; когда они налагают свою власть по всей Африке и удерживают крупнейшую часть Азии и часть Европы, ненавидя всех и противостоя всем.»[24]

· Византийский богослов Григорий Палама (1296—1359) особо подвергал критике нравственный образ ислама:

Итак, людей, о которых идет речь, за то, что они, познав Христа, не прославили и не возблагодарили (Рим. 1:21) Его как Христа, Бог предал превратному уму, страстям и бесчестию, так что живут они постыдно, не по-человечески и богопротивно, подобно Исаву, с детства ненавистному Богу и лишенному отцовского благословения: они живут луком, мечом, в распутстве, находя удовольствие в порабощении людей, убивая, грабя и похищая, предаваясь бесчинству, разврату, содомскому греху. И они не только совершают все это, но и вследствие какого-то безумия полагают, что Бог одобряет их действия. Вот что я теперь думаю о них, лучше узнав их образ жизни.

Следует отметить, что «содомский грех» прямо запрещен Кораном[25].

· Брат Рикольдо да Монтекроче из монастыря доминиканцев Санта-Мария-Новелла какое-то время жил в Багдаде, проповедуя Христа и изучая восточные языки. Оставил после себя несколько крупных произведений: «Путешествие по Святой земле», «Опровержение на Алькоран» и «Книгу против восточных народов».[26]

· В 1391 году, как считают, состоялась беседа между византийским императором Мануилом II и персидским учёным, во время которого император сказал:

Покажите же мне, что Мухаммед принёс нового, и Вы обнаружите только злое и бесчеловечное, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал. Бог не удовлетворяется кровью — и неразумные действия противоречат природе Бога. Вера рождается душой, а не телом. Всякий, кто пытается обратить другого в веру, должен обладать способностью хорошо говорить и разумно рассуждать, без насилия и угроз… Чтобы убедить разумную душу, нужно иметь не сильную руку или оружие любого рода или любое иное средство угрозы человеку смертью.

Первое предложение из данной цитаты, когда его повторил папа римский Бенедикт XVI в 2006 году, привело к серии возмущений в исламском мире, взрывов в церквях и изданию фетвы против папы.

Критика ислама в XIX—XX вв. [править | править вики-текст]

См. также: Ориентализм

В конце 19 — начале 20 в. Коран был подвергнут критике с использованием новых научных методов. Критики утверждали, что Коран не имеет божественного происхождения.

· Игнац Гольдциер и Анри Корбен писали о влиянии зороастризма, а другие — о влиянии иудаизма, христианства и сабеизма[27]

Против ислама высказывались также политики.

· Уинстон Черчилль был сильным критиком того влияния, которое ислам оказывал на своих последователей. В своей книге, вышедшей в 1899 г., «Речная война» он писал[28]:

Как омерзительны те заклятия, которые магометанство накладывает на своих последователей! Наряду с фанатическим безумием, которое так же опасно в человеке, как бешенство в собаке, существует эта ужасная фаталистическая апатия. Последствия этого очевидны во многих странах. Неразумные привычки, неряшливая система сельского хозяйства, отсталые методы торговли и небезопасность имущества существуют везде, где правят или живут последователи пророка. Деградировавшая чувственность лишает эту жизнь её милости и совершенства… Тот факт, что по магометанскому закону любая женщина должна принадлежать некоторому мужчине как его абсолютная собственность - либо как ребёнок, либо как жена, либо как наложница - будет оттягивать окончательное искоренение рабства до тех пор, пока вера в ислам не перестанет быть великой силой среди людей. Тысячи стали отважным и преданными солдатами Королевы: все (они) знают, как умереть, но влияние религии парализует социальное развитие тех, кто ей следует. В мире не существует более мощной силы, пытающейся повернуть развитие вспять. Но магометанство далеко ещё не пришло в упадок, это воинственная и прозелитическая вера. Она уже распространилась в Центральной Африке, выращивая бесстрашных воинов с каждым своим шагом; и если бы христианство не защищали сильные руки науки, которую (ислам) оказался не в силах одолеть, цивилизация современной Европы могла бы погибнуть, как и цивилизация древнего Рима.

· Ещё более жёстко об исламе отзывался индийский политик Амбедкар из касты «неприкасаемых», боровшийся за равенство каст. По его мнению, мусульманское общество ещё больше преисполнено социальным злом по сравнению с индусским. Он критиковал распространённую среди мусульман классовую дискриминацию таких групп, как «арзалы» (аналог парий в индуизме), а также угнетение женщин (система «пурда»). Он писал, что хотя «пурда» практикуется также индусами, лишь среди мусульман эта система санкционирована самой религией, а не только традицией. Он критиковал исламский фанатизм, считая, что буквальное толкование Корана сделало исламское общество очень жёстким, неспособным к изменениям. Он также указывал, что в отличие от Турции или Ирана, индийским мусульманам не удалось реформировать своё общество.

Современная критика ислама [править | править вики-текст]

Наиболее известные современные критики ислама:

· Роберт Спенсер (англ.) — американский исследователь ислама и терроризма, автор шести книг, из которых две стали бестселлерами. Он — основатель и руководитель сайтов Jihad Watch и Dhimmi Watch, посвящённых исламским террористическим организациям во всём мире.[29]

· Серж Трифкович, американский историк сербского происхождения, журналист и политолог, автор книги «Меч пророка: Политически некорректное руководство по исламу» (Sword of the Prophet: The politically incorrect guide to Islam: History, Theology, Impact on the World (2002)). События книги относятся ко времени первых веков ислама, и в книге речь идёт о программе насилия, которой следовали первые мусульмане).

· Даниэль Пайпс — американский историк и аналитик, специалист по Ближнему Востоку, автор блога, где рассматривает мировые тенденции, в том числе политику исламских стран.

· Захария Бутрос — коптский священник и критик ислама, Корана и Мухаммеда; автор нескольких книг; ведет телепрограмму которая транслируется на Ближний Восток.

· Бат Йеор — английский историк, родилась в Египте, специализирующаяся в истории немусульман в мусульманских странах на Ближнем Востоке, и в частности истории христианских и еврейских дхимми.[30]

· Геерт Вилдерс, голландский политик, требующий запретить Коран в Нидерландах, поскольку, по его мнению, он вступает в противоречие с голландским правом.

· Видиадхар Найпол, лауреат Нобелевской премии, британский романист индусского происхождения, родившийся на Тринидаде, публично выступавший с критикой ислама. Найпол утверждает, что ислам оказал «разрушительное воздействие на обращённых людей», разрушив их прежнюю культуру и историю.[31]

· Бриджит Гэбриэл (англ.), основатель организации American Congress For Truth, автор книги «Потому что они ненавидят» (Because They Hate).

· Ориана Фаллачи, итальянская журналистка и романистка, автор трёх кратких книг, написанных по следам событий 11 сентября 2001 г., утверждающая, что «Западный мир находится в опасности, что его поглотит радикальный ислам».[32]

· Правые европейские и американские политики и журналисты, в частности, Том Танкредо (англ.), Ник Гриффин, Филипп де Вилье, Геерт Вилдерс, Пиа Кьерсгорд (англ.), Сюзанна Винтер (англ.),Майкл Севедж и Лора Шлессинджер (англ.).

· Блоггеры: Хью Фицджеральд (англ.), Лоренс Остер, Фьёрдман.

· Писатели: Чудинова, Елена Петровна, автор романа «Мечеть Парижской Богоматери»

Ряд учёных, хотя и не называют себя критиками ислама, критикуют его частные аспекты:

· Бернард Льюис (англ.) считает, что атеисты, рабы и женщины рассматриваются исламским правом как самые низкие по сравнению с прочими социальными группами. В то же время, он пишет, что даже равенство свободных взрослых мужчин-мусульман (с прочими мусульманами) представляло собой значительный прогресс по сравнению с греко-римским миром и древней Персией.[33][34]

· Патрисия Кроун (англ.), историк, специалист по ранней истории ислама, соавтор вызвавшей противоречивую реакцию книги «Агаризм: создание исламского мира» (Hagarism: The Making of the Islamic World), посвящённой ранней истории ислама, где авторы приходят к выводам, отличающимся от традиционных взглядов на эту религию.

Атеисты [править | править вики-текст]

· Мишель Онфрей (англ.), французский философ. Онфрей известен критикой как ислама, так и других монотеистических религий. Нередко Онфрей пишет и говорит об «исламском фашизме», стимулом к которому, по его мнению, стала Исламская революция 1979 г. в Иране. Исламское вероучение он рассматривает как «архаичное по своей структуре», хотя в то же время критикует и западное «Общество потребления».[35]

· Ричард Докинз, известный биолог и публицист-атеист.[36].

· Сэм Харрис, автор бестселлера «Конец веры» (The End of Faith). По его мнению, умеренный ислам вряд ли возможен, поскольку исламский экстремизм есть результат буквального понимания Корана.[37]

· Кристофер Хитченс, журналист — критик «исламофашизма».

· Ричард Керриер (англ.), философ, специалист по древней истории, критикует Ислам на своём сайте Secular Web.[38]

· Патрик Конделл, комик и писатель, высмеивающий ислам в своих видеономерах.

Христиане-протестанты [править | править вики-текст]

· Пэт Робертсон, полагающий, что «ислам стремится захватить мир и не является религией мира», а также, что радикальные мусульмане являются «сатанистами», а Усама бин Ладен — «верным последователем Мухаммеда».[39][40]

· Джерри Фолуэлл, американский консервативный проповедник-баптист, назвавший Мухаммада «террористом».[41]

· Билли Франклин Грэм, описывающий ислам как «злую и извращённую религию». Ему принадлежит фраза: «пусть те, кто считает ислам „чудесным“, уедут куда-нибудь туда, где правит Талибан, и поживут там».[42]

· Альберт Молер-младший, президент Южной баптистской богословской семинарии, утверждающий, что исламское богословие вдохновляется демонической силой.[43]

· Среди прочих протестантов-евангелистов, критикующих ислам, известны Род Парсли (англ.), Билл Келлер (англ.) (телепроповедник) и Джерри Вайнс.

Православные христиане [править | править вики-текст]

Среди православных христиан наиболее известные критики ислама

· Священник Даниил Сысоев

· Диакон Георгий Максимов

· Протодиакон Андрей Кураев

Бывшие мусульмане [править | править вики-текст]

Бывшие мусульмане в основном направляют свою критику на обращение с женщинами и меньшинствами в мусульманском обществе. Почти все они проживают на Западе, некоторые сменили имена, обоснованно опасаясь преследования.

· Айаан Хирси писала о правах мусульманских женщин: «они хотят жить по своей вере, настолько хорошо, насколько это возможно, но их вера крадёт у них их права».[44]

· Таслима Насрин, бенгальский врач, позднее — писательница-феминистка. Критикует ислам в целом, считает себя светским гуманистом.

· Магди Аллам (англ.), итальянский журналист египетского происхождения, описывающий ислам как насильственный по своей природе, как основанный на «насилии и нетерпимости».[45]Обратился в католицизм и был крещён лично папой Бенедиктом XVI 23 марта 2008 г.

· Нони Дарвиш (англ.), основательница произраильского сайта «Арабы за Израиль», утверждающая, что «Ислам — больше, чем религия, это тоталитарное государство»[46] Она также является автором книги «Теперь они зовут меня неверной: почему я отвергла джихад ради Америки, Израиля и войны против террора» (Now They Call Me Infidel: Why I Renounced Jihad for America, Israel, and the War on Terror).

· Ньямко Сабуни, шведский министр интеграции и равенства полов, требует запрета чадры и хиджаба, также выступает за проведение обязательного гинекологического обследования школьниц, чтобы защитить их от женского обрезания. Как она заявила: «Я никогда не допущу, чтобы женщин и девушек угнетали во имя религии». По её словам, она не намерена реформировать ислам, но всего лишь требует отказа от «недопустимой» практики. Получала угрозы убийства.[47]

· Захария Анани (англ.), бывший боевик ливанского суннитского ополчения. Анани заявляет, что исламское вероучение не учит ничему другому, кроме как «прятаться в засаде, хватать и убивать» неверных, особенно евреев и христиан.[48]

· Халид Дуран (англ.), специалист по истории, социологии и политике исламского мира, автор термина «исламофашизм». Этим термином он описывает политику, когда исламское духовенство вмешивается в государственные дела и активно пытается влиять на вопросы частной жизни.[49]

· Эхсан Джами (англ.), нидерландский политик, критиковавший Мухаммада, называвший его «преступником».[50]

· Марьям Намази (англ.), коммунистический активист, глава «Совета бывших мусульман Британии» (филиал «Центрального совета бывших мусульман»).[51]

· Анвар Шайх (англ.), автор нескольких книг, критикующих и разоблачающих ислам.

· Али Сина (англ.), основатель Международной организации свободы веры (Faith Freedom International).

· Валид Шебат, бывший член Организации освобождения Палестины, принимавший участие в терактах против израильских целей[52]. Он заявил, что «…светские догмы, вроде нацизма, менее опасны, чем исламофашизм, который мы наблюдаем сегодня … поскольку исламофашизм имеет религиозную окраску; он говорит 'Господь Всемогущий приказал вам делать это'. Он пытается разрастисть последователей в 25 мусульманских странах. Поэтому в перспективе Вы столкнетёсь с тем, что их успех в несколько раз превзойдёт успех нацистской Германии, если они продолжат действовать в том же направлении».[53] "

· Ибн Варрак, философ и писатель пакистанского происхождения, основатель Института секуляризации исламского общества (Institute for the Secularisation of Islamic Society), старший исследователь в Центре исследований (Center for Inquiry) специализируется в критике Корана.

· Вафа Султан отмечала, что пророки ислама говорили: «Мне было приказано сражаться против людей, пока они не поверят в Аллаха и его Посланника». Вафа Султан призвала исламских богословов пересмотреть свои взгляды и работы и изъять оттуда призывы сражаться против людей, которые не являются мусульманами.[54] В настоящее время д-р Султан скрывается от публики, опасаясь за свою жизнь и безопасность семьи после того, как её интервью было продемонстрировано на канале Аль-Джазира.[55]

· Иршад Манджи, канадская журналистка-феминистка и автор книги The Trouble with Islam. [56]

· Ахмед аль-Рахим, основатель Американского исламского конгресса (American Islamic Congress), утверждал, что «мечети в Америке учат ненависти, а не миру».[57]

· Насер Хадер, датский политик и депутат, основатель партии Умеренных мусульман.

· Яхья Хасан, датский поэт, сын палестинских иммигрантов. В своих книгах и публичных выступлениях обвиняет старшее поколение мусульман иммигрантов в Дании, их лицемерие и криминальное поведение, нежелание интегрироваться и паразитизм на социальной системе страны, нетерпимость к критике и стремление прикрываться исламом, даже нарушая его заветы. Подвергался угрозам и нападению в Дании, некоторое время находился под защитой местного внутреннего агентства безопасности и разведки.

Ответы на критику ислама [править | править вики-текст]

· Дип Кумар в своей статье «Ответ на критику исламофобов» говорит[58]:

«История ислама не более жестока, чем история какой-либо другой религии. Может быть критики не слышали о крестовых походах? Сопряжение ислама с насилием это расизм. Позвольте мне пояснить для тех, кто не может понять: когда вы берете действия нескольких людей и обобщаете их на всю группу — на всех мусульман или всех арабов, то это расизм. Когда целая группа подвергается дискриминации из-за их религии, то это расизм. Из мусульман в настоящее время делают козлов отпущения, чтобы оправдать войну, которая рушит жизни миллионов людей…»

· Эдвард Саид в своем очерке заявляет о значительном уклоне, ангажированности востоковедов, которые исследуют ислам. Он утверждает, что на ислам смотрят с враждебностью и страхом по религиозным и политическим причинам.

· Кэти Йонг из «Reason Magazine» утверждает, что растущая тенденция антиисламских настроений вытекает из среды, в которой такая критика является популярной, модной.[59]

· Джоном Эспозито написано много статей об исламе и исламском мире. В частности он рассматривает такие вопросы как воинствующий ислам, ношение чадры женщинами, проблемы демократии[60][61]. Эспозито решительно оспаривает многие мифы об исламе. Он считает, что «слишком часто при освещении ислама и мусульманского мира предполагается существование монолитной системы, в которой все мусульмане одинаковы». По его мнению, такая точка зрения является очень наивной и неоправданно скрывает важные различия внутри мусульманского мира[62].

· Уильям Монтгомери Уотт утверждает, что деятельность Мухаммеда нужно оценивать по меркам его времени и места, а не по «самым продвинутым взглядам сегодняшнего Запада»[63].

· Карен Армстронг находит в учении Мухаммеда призыв к миру и терпимости. Армстронг считает, что призывы к войне в Коране указывают на долг каждого мусульманина бороться за справедливость в обществе[64].

· Хиллари Клинтон (Первая леди Соединенных Штатов в период с 1993 по 2001 год) говорит, что «Ислам является наиболее быстрорастущей религией в Америке, гарантом стабильности для многих людей…»[65]

· Мухаммад Али Моар утверждает, что Коран уже содержит раннюю критику и ответы на эту критику. Ничего более важного поздние критики не добавили[66].

· Ибрахим Халиль Филобус, бывший коптский священник, изучавший теологию и получивший диплом Принстонского университета, говорит:

Я обучал студентов основам ислама и «попутно» распространял среди них ложные измышления против религии мусульман, придуманные их врагами и христианскими миссионерами. В то же время я решил глубже изучить ислам, но работы немусульманских авторов меня уже не устраивали. Я был настолько уверен в себе, что начал читать книги, написанные мусульманскими учеными. Также, я решил полностью прочитать Коран и понять его смысл. Во всех этих моих начинаниях мною двигала любовь к знаниям и стремление получить как можно больше доказательств против ислама. Но результат, однако, оказался противоположным. Мои убеждения пошатнулись, борьба противоречий начала сжигать меня изнутри. Все чему я учился ранее, и то к чему я призывал людей — оказалось ложью. Но я не хотел мириться с правдой и попытался преодолеть внутренний кризис, продолжив свою миссионерскую деятельность[67][68][69].

Оригинальный текст (англ.) [показать]

· В исследовании группы Gallup отмечается что большинство людей неприязненно относящихся к исламу, ничего о нём не знают или имеют очень смутные представления о нём.[70]

Критика правдивости исламских священных текстов[править | править вики-текст]

Правдивость Корана [править | править вики-текст]

Мусульмане верят, что Коран — слово Аллаха, и что по данной причине он не может содержать ошибок или противоречий, и должен считаться безупречным с научной точки зрения.

Критики приводят следующие аргументы:

· Коран содержит научные ошибки.[71][72]

· Коран содержит неверные космологические представления и объяснения наблюдаемых феноменов.[38]

· Коран содержит множество стихов, противоречащих друг другу.[73]

· Коран — не оригинальное произведение, но содержит заметные следы влияния зороастризма, иудаизма, сабейства и самаритянского культа. Американский миссионер Сэмюэл Звемер считал, что Коран «является не изобретением, а компиляцией; в нём нет ничего нового, кроме гения Мухаммеда, который смешал старые ингредиенты в новую панацею для человечества и навязал её силой меча.»[74]

· Наиболее древние списки Корана (рукописи из Саны, обнаруженные в Йемене в 1972)[75] содержат отличия от традиционной версии.[76] Критики считают это доказательством того, что Коран менялся с течением времени.[77]

В статье, опубликованной в 1999 г. в журнале The Atlantic Monthly, Герд Пуйн, немецкий специалист по коранической палеографии, говорит:[78]

По моему мнению, Коран представляет собой коктейль из текстов, которые были не до конца понятны даже во времена Пророка. Многие из них, вероятно, были на сотни лет старше самого ислама. Даже внутри самой исламской традиции имеется большое количество противоречивой информации, включая значительный христианский субстрат; при желании из них можно вывести всю исламскую антиисторию. Коран заявляет о себе, что он является "мубин", ясным, но если посмотреть на него внимательно, Вы заметите, что примерно каждое пятое предложение просто не имеет смысла. Многие мусульмане, разумеется, заявят Вам противоположное, но факт состоит в том, что каждое пятое предложение из текста Корана понять невозможно. Вот что традиционно вызывало трудности при переводе. Если Коран непонятен, если даже по-арабски его невозможно понять, тогда его невозможно перевести на любой другой язык. Вот чего боятся мусульмане. Ведь Коран постоянно повторяет, что он ясный и понятный, но в действительности таким не является - в этом имеется явное и серьёзное противоречие.

· Согласно некоторым исламским авторам, в Коране имелись два стиха (так называемые «сатанинские аяты»), которые Пророк Мухаммед произнёс, находясь под влиянием Иблиса. В стихах языческие богини ал-Лат, ал-Манат и ал-Узза именовались «дочерьми Аллаха».[79][80]

Ответы на критику Корана [править | править вики-текст]

Большинство других мусульманских богословов, как Ахмед Дидат, утверждают, что кажущиеся противоречия вокруг стихов в Коране можно легко опровергнуть, если понимать эти стихи в их контексте. Они также утверждают, что Коран сам по себе представляет собой непростую задачу для того, кто захочет найти в нём противоречие и доказать, что его автором не был Аллах[81]; все они затем ссылаются на следующий стих:

Разве они тогда не задумаются о Коране? Если бы он был от кого-то иного, чем Аллах, они бы нашли в нём немало противоречий.(Коран, Сура (Ан-Ниса) 4, аят 82)

· О сходстве с другими священными писаниями

Такие авторы, как С. М. Сайфулла, указывают на то, что каждому[ источник не указан 2105 дней ] народу был послан вестник Аллаха. Первичную роль играет концепция тавхида (монотеизма), а вторичную — шариат, то есть правовые обычаи, которые могут быть различны для разных стран[82]; они основывают свои аргументы на следующих коранических стихах:

И воистину, мы посылали почти в каждую умму (сообщество, народ) Посланника (со словами): "Молитесь (только) Аллаху, и избегайте ложных богов". Тогда из них были некоторые, которые повиновались Аллаху, и некоторые, которые заблудились. Поэтому путешествуйте по земле и смотрите, каков был конец тех, кто отрицал истину.(Коран, Сура (Ан-Нахль) 16, аят 36)

Таким образом, мусульмане верят, что их обязанностью является верить в пророков, которых упоминали Мухаммед и Коран.[83] Мусульмане верят, что к другим народам были ниспосланы своипророки, которые несли весть от Бога. Так как источник их пророчеств был един (Аллах), то и некоторые сходства возможны. Мусульмане утверждают, что сходство между несколькими или двумя произведениями или книгами само по себе не есть достаточное доказательство, что одно скопировано с другого, или позднейшее с более раннего — они оба могут быть основаны на простом третьем источнике. В исламе считается, что есть определенная часть Библии, которая могла остаться неповрежденной, и оба откровения происходят от Бога. Этим и объясняется существование соответствий.

В городе Сана (Йемен) при ремонте соборной мечети были обнаружены более 40 тысяч древних фрагментов отдельных списков Корана[84]. Сенсационные находки хранилищ древних Коранов также были сделаны в Мешхеде, Каире, Дамаске, Кайруане. По программе ЮНЕСКО «Память мира» был составлен CD содержащий некоторые рукописи Корана из мечети Сана. Диск содержит рукописи написанные почерком хиджази, которые датируются 1 веком хиджры, один из которых относится к ранним годам 1-го столетия[85]. В одной только этой находке среди рукописей было найдено 83 % текста Корана[86] Радиоуглеродный анализ рукописей Корана показал их раннюю (1-2 годы хиджры) датировку[87], что указывает на аутентичность текстов Корана. Также учеными найдено огромное количество надписей, содержащих цитаты из Корана, на монетах, стенах мечетей, которые датируются первым веком хиджры[88]. Существует огромное количество ранних, первого века хиджры, рукописей Корана. Некоторые фрагменты ранних рукописей Корана изучены востоковедами, например Nabia Abbott в своей работе «The Rise of the North Arabic script and its Kur’anic development, with a full description of the Kur’an manuscripts in the Oriental Institute»[89].

· Сатанинские аяты

Выдающиеся знатоки хадисов — аль-Байхаки, Имам аль-Бухари, ан-Навави, Муслим и многие другие, говорили об истории, как об очевидной фальсификации. В частности, ан-Навави сказал: «В этой истории нет ничего правдоподобного ни с точки зрения повествования, ни с точки зрения логики». Когда у Ибн Исхака спросили об этой истории, он, не сомневаясь, ответил: «Эта история сфальсифицирована безбожниками». Фахр ад-Дин Рази также доказывал безосновательность этой истории.

Аль-Байхаки сказал: «Эта история недостоверна с точки зрения передачи» (то есть иснад её недостоверен). Ибн Хузайма сказал: «Эта история придумана зиндиками (врагами ислама, которые борются с исламом, притворяясь мусульманами)».

По мнению А. А. Али-заде и В. С. Полосина, историки просто описали слухи, которые циркулировали среди прочих народных слухов. Никакой ценности как факт истории они не представляют. Текстологический анализ показывает абсолютную невозможность вставки в суру «Ан-Наджм» указанных «сатанинских, многобожеских» аятов[90].

Правдивость хадисов [править | править вики-текст]

Хадисы — мусульманская устная традиция, собранная в Сунне (слова и деяния Мухаммеда). Хадисы являются извлечениями из трудов мусульманских писателей с 844 по 874 гг., то есть по прошествии более 200 лет после смерти Мухаммеда в 632 г.[91] В целом, для мусульман хадисы являются вторыми по важности в вопросах обоснования веры после сур Корана,[92] хотя некоторые учёные призывают опираться на традиции уммы (мусульманского сообщества), а не только лишь на хадисы.[93]. Большинство наших знаний о жизни пророка Мухаммеда происходит из хадисов. Многие исламские практики (например, Столпы ислама) происходят из хадисов.

Тем не менее существует критика исторической надёжности хадисов. Джон Эспозито отмечает, что «современная западная наука серьёзно поставила под вопрос историчность и подлинность хадисов» на том основании, что «целая куча традиций, приписываемых пророку Мухаммеду, фактически возникли намного позже». Он ссылается на исследователя Йозефа Шахта, который «не обнаружил свидетельств правовых традиций до 722 года», из чего сделал вывод, что «Сунна пророка не является словом и делом пророка, но апокрифом» более позднего происхождения.[94]

Другие западные учёные, например Вильферд Маделунг, больше доверяют исламским традициям и критикуют историков, проявляющих «крайнее недоверие» к мусульманским литературным источникам ранней эпохи ислама. Ведь существует целая наука изучающая хадисы (ильм би ад-дарият или усулюль хадис), которую основали сподвижники Мухаммада и развили ранние ученыемухаддисы, которая имеет четкую методологию и инструментарий анализа. Так достоверный хадис (сахих) должен отвечать следующим условиям:

· Непрерывность цепи передатчиков хадиса, когда известно имя каждого передатчика, причём первый из них должен был слышать хадис прямо из уст самого Мухаммада.

· Добросовестность передатчика, высокая степень его приверженности религии, исключающая возможность сознательного возведения лжи на пророка.

· Абсолютная точность передачи хадиса. При этом предпочтение отдаётся хадису, который был передан сразу несколькими сподвижниками независимо друг от друга.

Внутри ислама различные школы и секты имеют разные точки зрения на отношение к хадисам и их толкование. Четыре суннитских школы считают хадисы вторым по важности источником после Корана и различаются только в том, насколько большая свобода интерпретации допускается в толковании источников исламского права.[95] Шиитские учёные не согласны с суннитскими по вопросу о достоверности хадисов. Шииты считают Сунну Али и Имамов таким же надёжным источником, как Сунну Мухаммеда, и в результате используют свой собственный набор хадисов.[96]

Наконец, среди мусульман есть те, кто полностью или почти полностью отрицают авторитет хадисов (периодически среди мусульман возникали движения, требовавшие считать истинным только Коран). На заре исламской истории существовала школа, исповедовавшая такие взгляды, но она пришла в упадок после критики аш-Шафии[ источник не указан 2105 дней ]. Дэниэл Браун описывает современное движение против хадисов, которое достигло пика в 1950-е — 1960-е гг., но сейчас переживает упадок[97].

Критика исламской морали[править | править вики-текст]

Критика морали Мухаммеда [править | править ви ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2016-05-15; view: 1558; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию