Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологические признаки литературно-художественного книжного издания

Кожевников Г.В.Типология литературно-художественной книги: Конспект лекции.-М.: Изд-во МПИ, 1985. 40 с. 1100 экз.

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Типология литературно-художественной книги» является ведущей среди вводно-теоретических тем курса «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству». Ее освоение позволит студенту овладеть научно-методологической базой для изучения репертуарно-ассортиментных и книготоргово-практических разделов курса.

В современном книговедении вопросы типологии книги в целом и типологии ее отдельных видов находятся в стадии активной разработки, накоплен довольно обширный научный и практический опыт. В настоящее время сложилась достаточно полная система представлений о типологии книги в целом. Однако еще недостаточно разработаны проблемы типологии некоторых видов книги, в частности - литературно-художественной. Существующие работы выполнены зачастую с разных позиций, носят противоречивый характер, не дают единой, целостной типологии литературно-художественной книги. В них, в основном, рассматриваются вопросы типизации литературно-художественных изданий, то есть принципов и методов систематизации их на уровне конкретных изданий, тогда как не решены проблемы более общего порядка - типологии литературно-художественной книги в целом.

Использование системного подхода, критический анализ существующих точек зрения позволяет последовательно рассмотреть литературно-художественную книгу на всех уровнях ее функционирования в обществе, выявить и проанализировать ее типологические признаки.

Определение понятия «литературно-художественная книга»

Литературно-художественная книга включена в сложную систему связей с различными сферами человеческой деятельности, в первую очередь, с. художественной и коммуникативной деятельностью. Система связей литературно-художественной книги аналогична системе связей родового для нее понятия ''книга»: человеческая деятельность - коммуникативная деятельность (литература) - книга. В данном случае словесная художественная деятельность как один из видов художественной деятельности отражается, фиксируется в виде художественной литературы - одного из способов коммуникации. Художественная литература, в свою очередь, опредмечивается в форме литературно-художественной книги как одного из видов книги, современные представления о литературе как семиотической системе, способе социальной коммуникации только начали складываться в книговедении и ряде других специальных наук. Существующие публикации по этой проблеме позволяют прийти к выводу, что литература является уровнем развития системы естественного языка и тесно связана с тем видом человеческой деятельности, социальную информацию о котором она содержит. На основании этого разработана достаточно сложная дифференциация видов литературы.

Среди видов литературы выделяют и художественную литературу - семиотическую систему, способ коммуникации, отражающий определенную сферу художественной деятельности, - словесную художественную деятельность.

Традиционным термином «художественная литература» обозначают и вид искусства - словесную художественную деятельность, и вид литературы. Подобный подход создает известную путаницу, двойственность при выявлении сущности данного понятия. Для книговедческих исследований, связанных прежде всего с изучением книги как способа социальной коммуникации, разграничение художественной литературы как вида художественной деятельности и как вида литературы представляется необходимым.

Такой подход дает возможность рассматривать художественную литературу как коммуникативную систему в ряду других видов литературы, а не как вид искусства. Художественная литература, таким образом, может быть рассмотрена как вид литературы - способ опосредования словесного художественного творчества в социальной коммуникативной системе «литература».

Это не противоречит существующим книговедческим концепциям литературы и ее видов. Виды литературы «складывались постепенно под влиянием общественных потребностей, в связи с развитием общественной практики, приведшей к дифференциации общественного сознания и расширению сфер и целей человеческого общения». Вид литературы объективно определяется системой признаков: предмет, целевое назначение и читательский адрес, взятых не как механическая совокупность, а в их диалектическом единстве.

Художественная литература представляет собой вид литературы, предметом которого является система словесных художественных образов - результат словесного художественного освоения действительности. Целевое назначение (социальная функция) этого вида литературы - обеспечение процесса передачи, обращения в обществе системы словесных художественных образов, обмена словесной художественной информацией. Читательский адрес - направленность на удовлетворение потребности общества в литературном художественно-образном общении.

Произведение художественной литературы может существовать в обществе в различных системах коммуникации: книжном деле, телевидении, радиовещании, кинематографе и т.д. Именно они способны сделать литературно-художественное произведение действительно общественным явлением, включить его в сферу общественного сознания.

Художественная литература опосредуется в книжном деле в литературно-художественную книгу. Она является одной из форм существования художественной литературы и предшествовавшей ей словесной художественной деятельности.

В основе этого подхода лежат современные книговедческие представления о книге как способе социальной коммуникации, нашедшие отражение в выступлениях на пяти Всесоюзных научных конференциях по проблемам книговедения и в ряде научных публикаций.

Книга является способом социальной коммуникации, определенной ступенью коммуникационного процесса, сущностью и содержанием одного из его уровней - «книжное общение». Существенным типологическим признаком книги выступает диалектическое единство предмета, целевого назначения и читательского адреса.

Предметом книги выступает литературное произведение, которое само по себе представляет достаточно сложное и системное явление. Оно принадлежит к определенному виду литературы, к определенному литературному жанру. В нем отражена в виде системы образов (обыденных, художественных, научных) социальная информация, тесно связанная с одной из сфер человеческое деятельности.

Целевое (социальное) назначение книги аккумулирует в себе всю специфику задач коммуникативной деятельности и различных ее способов, а также специфику социальных задач различных сфер общественно-практической деятельности, обслуживаемых этими способами коммуникации. Аналогично определяется и сложность, системность читательского адреса книги.

Существуют некоторые устойчивые формы организации, воплощения литературных произведений в книгу в коммуникационном процессе «книжное общение». Эти исторически сложившиеся формы книги характеризуются единством предмета, целевого назначения и читательского адреса. Иными словами, они представляют собой внутренние уровни коммуникационного процесса «книжное общение» и являются отражением различных сфер человеческой деятельности, коммуникационное обеспечение которых происходит с помощью одной из форм книги. Эти устойчивые формы организации литературного произведения в книгу, тесно связаннее с определенным видом литературы (литературного общения) и выделяемые на основе дальнейшей конкретизации предмета, целевого назначения и читательского адреса книги, называют видом книги.

Правомерно выделение таких видов книги, как литературно-художественная, научная, научно-популярная книга и другие. Необходимо отметить, однако, что понятие «вид книги» не тождественно понятию «вид литературы». Нельзя допускать их смешения, так как книга - только один из возможных вариантов существования литературного произведения. Следовательно, и вид книги является только одним из вариантов существования, функционирования в обществе вида литературы.

Предметом литературно-художественной книги является произведение художественной литературы, то есть результат литературно-художественного общения, результат предшествующего уровня опредмечивания системы словесных художественных образов в процессе литературно-художественного общения.

В предмете литературно-художественной книги аккумулируется процесс и результат литературно-художественного освоения действительности: словесная художественная деятельность, «литературный род» как мыслительный способ словесного художественного освоения действительности, словесный художественный образ. Кроме того, в нем закреплен процесс и результат литературного общения: художественная литература, жанр художественно-литературного общения, литературно-художественное произведение.

Важно отметить, что предмет литературно-художественной книги - литературно-художественное произведение - не сводится только к тексту, а всегда есть единство текста и контекста; «Текст - печатный, написанный или устный-записанный - не равняется всему произведению в его целом (или «эстетическому объекту»). В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что создает новое звучание произведения)».

С изменением контекста литературно-художественного произведения возникает необходимость изменения конкретного способа его организации в литературно-художественное книжное издание, то есть самой литературно-художественной книги и средства ее существования, ее результата - литературно-художественного книжного издания, которое тоже является единством своего текста и контекста.

Целевое назначение литературно-художественной книги можно определить как обеспечение процесса обращения в обществе литературно-художественных произведений средствами одного из способов социальной коммуникации - книжного общения, книги. При этом целевое назначение этого вида книги, как и ее предмет, аккумулирует все предыдущие уровни опосредования словесной художественной информации в коммуникационном процессе: целевое назначение (социальные функции) словесной художественной деятельности, целевое назначение художественной литературы. Только когда художественное сознание становится в литературно-художественной книге «практическим, действительным» сознанием, когда система словесных художественных образов реализуется в литературно-художественном произведении, а затем - в литературно-художественном книжном издании, тогда и создаются условия для выполнения всеми предыдущими уровнями, начиная со словесной художественной деятельности, своих социальных функций, своего целевого назначения.

Таким образом, от четкого определения целевого назначения литературно-художественной книги, от решения задачи оптимального воплощения литературно-художественного произведения в литературно-художественное книжное издание зависит успех словесного художественного освоения действительности как обществом в целом, так и отдельными его членами.

Читательский адрес литературно-художественной книги так же, как ее предмет и целевое назначение, аккумулирует в себе содержание всех предыдущих аналогичных уровней социальной коммуникации: «адрес» (направленность) словесной художественной деятельности, литературно-художественного общения, художественной литературы. От оптимальной организации литературно-художественного произведения в книжное издание зависит успешное художественное освоение читателем объективной действительности с помощью системы словесных художественных образов, зафиксированных в литературно-художественном произведении, и успешная реализация читательского адреса каждого из предшествующих уровней этого процесса.

Читательский адрес литературно-художественной книги можно определить как направленность этого вида книги на удовлетворение общественной потребности в литературно-художественном общении, в литературно-художественном освоении действительности, как ее направленность на художественно-образный тип читательского восприятия. Подобное определение читательского адреса литературно-художественной книги дает возможность достаточно четко выделить ее среди других видов книги.

Необходимо различать потребность в словесном художественном освоении действительности, в литературно-художественном общении (художественной литературе), в литературно-художественном книжном общении, в литературно-художественной книге.

Литературно-художественная книга - это вид книги, предметом которой является литературно-художественное произведение, целевым назначением - обеспечение средствами книжного общения процесса передачи, обращения в обществе системы литературно-художественных произведений, читательским адресом - направленность на художественно-образный тип литературно-книжного восприятия, на удовлетворение потребности общества в литературно-художественном книжном общении.

Типологические признаки литературно-художественного книжного издания

Систематизация литературно-художественных изданий - наиболее разработанная область книговедческой типологии. Этому способствовало исследование проблемы в русле прикладной филологической дисциплины - текстологии, а также в русле традиционных книговедческих дисциплин - библиотековедения, библиографоведения, теории и практики редактирования. В последнее время предпринимаются попытки систематизации литературно-художественных книжных изданий (чаще их навивают - «литературно-художественные издания») на общекниговедческом уровне.

Однако в этих исследованиях сам объект систематизации (типизации) берется как некоторая данность, без выявления его сущностных характеристик, без определения его специфики. Это связано с пониманием типологии литературно-художественных книжных изданий только как систематизации, классификации этой группы книжных изданий, без учета того, что типология - это не только систематизация по существенным признакам, а и учение о «типе», то есть о сущности, о наиболее общем в систематизируемых явлениях.

Такое же понимание типологии бытует и в современных работах по теории книговедения. Необходимость выявления сущности систематизируемых объектов объясняется еще и тем, что без этого невозможно определить существенные признаки («основание деления»), которые и являются критерием систематизации (типизации).

Наиболее перспективным для типологии литературно-художественных книжных изданий представляется подход, предлагающий рассматривать эту проблему не изолированно и не только на уровне систематизации изданий, а в связи с общими проблемами типологии книги, в связи с типологическим изучением ее сущности и форм движения в обществе. В этом случае издание предстает как один из уровней, один из этапов опосредования социальной информации в коммуникационном процессе «книжное общение», как форма существования книги, как результат организации, опосредования литературного произведения в книжном общении.

Важно также помнить, что нас интересуют не все издания, а только книжные. Обычно понятие «литературно-художественное издание» употребляется как синоним понятия «литературно-художественное книжное издание». Между тем издание как способ существования в обществе литературного произведения неоднородно, и поэтому литературное произведение может в книжном деле опредмечиваться в различные его формы: книжное издание, газетное издание. Эти формы издания отличаются друг от друга не только по периодичности выхода в свет и не только по материально-конструктивной форме, как традиционно принято считать, но и по своей сущности, по своей роли в коммуникационном процессе. Совершенно ясно, что литературное произведение (в том числе и литературно-художественное) по-разному будет организовываться, воплощаться в эти формы издания. В то же время эти формы издания не исключают друг друга, а сосуществуют в каждой из сфер книжного общения. В этом случае различия в материальной конструкции и в периодичности выхода в свет являются следствием сущностной специфичности каждой из форм издания.

Книжное издание по сравнению с газетным, журнальным представляет наиболее сложную форму, позволяющую отразить литературное произведение в издании с наибольшей полнотой, во всем многообразии его текста и контекста (предмет книжного издания), предназначенную для распространения (обмена) в обществе наиболее сложно организованного средствами книжного дела литературного произведения (целевое назначение) и направленную на «книжный» тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности общества в фундаментальном, многократном, длительном пользовании, восприятии литературных произведений (читательский адрес).

Литературно-художественное книжное издание является одним из этапов коммуникационного процесса: словесная художественная деятельность (словесное художественное творчество) - его субъект и результат - словесный художественный образ; литературно-художественное общение (художественная литература) - его субъект и результат - литературно-художественное произведение; литературно-художественное книжное общение (литературно-художественная книга) - его субъект и результат - литературно-художественное книжное издание.

Как явление одного из этапов данной коммуникационной системы, форма существования литературно-художественной книги в книжном деле литературно-художественное книжное издание содержит в себе в снятом виде все предыдущие и характеризуется таким же системным типологическим признаком: предметом, целевым назначением и читательским адресом данного способа социальной коммуникации.

Предметом литературно-художественного книжного издания является литературно-художественное произведение, организованное с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста.

Сложность предмета литературно-художественного книжного издания обусловливается и сложностью самого литературно-художественного произведения как результата коммуникационного процесса «литературно-художественное общение». Этот результат можно представить как единичное конкретное литературно-художественное произведение. Можно представить его и как особенную часть, как результат развития какой-либо части литературно-художественного общения (одного жанра, одной исторической литературно-художественной эпохи и т.д.). Правомерно представить его и как всеобщий результат литературно-художественного общения, не только как сумму конкретных литературно-художественных произведений, но и как целостное, всеобщее литературно-художественное произведение.

Целевое назначение литературно-художественного книжного издания обусловлено его спецификой как определенного этапа опосредования словесной художественной информации, словесной художественной деятельности и ее результата - словесного художественного образа - в коммуникационном процессе, как субъекта и результата литературно-художественного книжного общения, как формы существования в книжном деле литературно-художественной книги. Поэтому оно включает в снятом виде целевое назначение всех предыдущих уровней этого коммуникационного процесса и его реализация в целостности литературно-художественного книжного издания становится действительностью всех предыдущих уровней.

Целевое назначение литературно-художественного книжного издания можно определить как обеспечение обращения в обществе литературно-художественного произведения, организованного с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста, отношения общёства к нему средствами литературно-художественного книжного общения. При этом следует отметить сложность и многоуровневость целевого назначения литературно-художественного книжного издания, связанные со сложностью и многоуровневостью его предмета. Таким образом, помимо общего целевого назначения можно выделить соответственно уровням системы «предмет» и различные уровни целевого назначения.

Такой же сложностью отличается и читательский адрес литературно-художественного книжного издания, определяемый как направленность книжного издания на литературно-художественный «книжный» тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности в литературно-художественном книжном общении, потребности общества в фундаментальном, многократном (длительном) восприятии литературно-художественных произведений. Здесь важно отметить, что мы имеем дело не с потребностью в словесном художественном освоении действительности и не с потребностью в освоении словесного художественного образа в чистом виде, и даже не с потребностью в литературно-художественном общении и в освоении литературно-художественного произведения, а с потребностью в них же, но опосредованных литературно-художественным книжным общением, то есть с потребностью в освоении литературно-художественного книжного издания. И эта специфичность читательского адреса, направленности литературно-художественного книжного издания на определенный тип читательского восприятия объективно отражается в самом книжном издании, в способах организации литературно-художественного произведения в книжное издание.

Сложность читательского адреса тесно связана с тем, что читательские (общественные) интересы могут выражаться как интерес к различным уровням предмета литературно-художественного книжного издания: как интерес к конкретному отдельному литературно-художественному произведению, как интерес к какой-либо части литературно-художественного общения (части творчества одного писателя, группы писателей одного жанра, литературного направления, эпохи и т.д.), как интерес к результату литературно-художественного общения в целом (всей совокупности литературно-художественных произведений одного автора, различных авторов).

Кроме того, и в читательском художественном восприятии можно выделить несколько взаимосвязанных уровней. Так, обобщая опыт советских исследователей этой проблемы, Ю.С. Зубов выделяет следующие уровни целостного читательского художественного восприятия: элементарное (то есть восприятие с позиций обыденного сознания) и направленное, конкретное и системное (собственно целостное художественное восприятие).

Основанная на таком подходе дифференциация читателей литературно-художественных книжных изданий и соответствующая ей дифференциация внутренних уровней читательского адреса охватывают и отражают все многообразие различных типов читательского восприятия литературно-художественного произведения.

Систему уровней читательского художественного восприятия, а следовательно, и его типы можно представить в таком виде. Первый - элементарное читательское художественное восприятие, на котором литературно-художественное произведение осознается как конгломерат отдельных литературно-художественных элементов, мир художественно осваивается читателем в конкретных, разрозненных проявлениях, с преобладанием освоения отдельных элементов произведения, но при неосознанном воздействии всех других (именно в этом заключается возможность художественного развития читателя - в осознании сначала отдельных элементов литературно-художественного произведения, а затем осознания их как системы). Второй -»квалифицированное» (объединенное, «направленное» и «конкретное») читательское художественное восприятие, на котором литературно-художественное' произведение осваивается, осознается как комплекс литературно-художественных элементов, мир художественно осваивается читателем с помощью осознаваемых им словесных художественных образов, с осознанным восприятием всех элементов произведения. На этом уровне для читателя характерно наличие своеобразной модели восприятия литературно-художественного произведения, некоторой «системы ожидания». Третий - системное («концептуальное», «профессиональное», «специальное») читательское художественное восприятие. На этом уровне литературно-художественное произведение осваивается как целостное, системное единство во всем многообразии его исторического и художественного контекста.

Соответственно этим уровням читательского художественного восприятия можно выделить группы читателей, а следовательно, и модификации читательского адреса литературно-художественных книжных изданий.

Литературно-художественное книжное издание является способом существования литературно-художественной книги в книжном деле, формой литературно-художественного издания, предмет которого - диалектическое единство литературно-художественного произведения и выраженного отношения общества к его контексту и тексту; целевое назначение - обеспечение обращения в обществе организованных средствами книжного дела литературно-художественных произведений; читательский адрес - направленность на литературно-художественный «книжный» тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности общества в фундаментальном, многократном длительном восприятии (освоении) литературно-художественных произведений.

Существуя как целостный субъект и результат литературно-художественного книжного общения, литературно-художественное книжное издание на уровне конкретного реализуется как сложная система разнообразных литературно-художественных книжных изданий, обладающих как общими, так и отличительными чертами, признаками. Различные способы организации литературно-художественного произведения в книжное издание в связи с дальнейшей конкретизацией его предмета, целевого назначения и читательского адреса фиксируются в традиционных книговедческих типологических категориях»тип» и «вид» литературно-художественного книжного издания.

Впервые попытка определить эти категории, выявить их сущность сделана С.П. Омилянчуком в диссертации «Собрание сочинений как вид издания» (М., 1971). Ранее «вид» и «тип» литературно-художественного книжного издания как книговедческие типологические категории не определялись и исследовались как некоторая данность, что приводило к известному различию в подходах и сказывалось на строгости самой типологической системы. С.П. Омилянчук определяет вид литературно-художественного издания как книговедческую категорию, «сущность которой отражает опосредованный в издании, во всех его основных признаках и характеристиках, способ организации литературного материала в отдельное издание». Тип издания в его понимании - «это книговедческая категория, отражающая сущность опосредованного в издании способа организации литературного материала в издание, конкретизацию основного признака вида». Эти определения отражают сложившееся в настоящее время понимание соотношения двух основных типологических категорий литературно-художественных книжных изданий: под первым, более общим, уровнем систематизации литературно-художественных изданий понимается категория «вид издания», а под вторым, конкретизирующим первый, - «тип издания». Практически все существующие типологические системы литературно-художественных книжных изданий придерживаются этого двухуровнего принципа систематизации, нарушая общепринятую во всех науках иерархию классификационных уровней «тип - род - вид», где тип выступает как наиболее общий уровень систематизации. Однако для сопоставимости в анализе различных типологических схем литературно-художественных книжных изданий мы в дальнейшем будем использовать традиционную книговедческую иерархию «вид издания - тип издания».


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-05-15; view: 1569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию