Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиск человека по следу и выборка человека со следа





Данный навык является основным в подготовке собак к разыскной службе. К его выработке приступают после того, как у собаки выработаны хорошее послушание, агрессия со стремлением преследовать убегающего помощника, а также способность к выборке вещей по запаху человека.

Приучение собаки к разыскной службе проводится с целью выработки у собаки навыка по командам «Нюхай!» и «След!» самостоятельно находить запаховый след человека, определять его направление, активно идти по следу и задерживать человека, проложившего след.

Условными раздражителями при выработке данного навыка являются команды «След!» и «Нюхай!», а также запах следа, вспомогательными условными раздражителями – похвала, жест рукой в сторону следа, апортировочный предмет, безусловными – помощник дрессировщика, легкие удары прутом или жгутом, лакомство.

Разыскная собака должна обладать развитым обонятельным анализатором.

Выработка навыка работы по следу условно подразделяется на два этапа. На первом этапе собаку приучают к заинтересованному поиску человека по его запаховому следу. На втором этапе собаку приучают прорабатывать след в сложных условиях.

Первые занятия проводят в местах с минимальным количеством посторонних раздражителей на местности с наличием кустов и деревьев. На начальном этапе используются контрольные, т. е. известные дрессировщику следы. Дрессировщик предварительно обговаривает с помощником, на какое расстояние и в каком направлении должен прокладываться след, а также какие вещи должны быть оставлены на следу.

След прокладывается при попутном ветре. После 10—12 занятий по контрольным следам вводят «слепые» следы (в данном случае направление и протяженность следов дрессировщику неизвестны). Контрольные следы теперь используются лишь при вводе новых упражнений.

Выделяют два основных метода приучения собаки к следовой работе.

Метод 1. Дрессировщик привязывает собаку и в стороне от нее дает указания помощнику, находящемуся в укрытии (за кустом или деревом), после чего возвращается к собаке и становится позади нее.

Помощник выходит из укрытия и подходит к собаке. Если собака проявляет агрессию, помощник ее не трогает. Если же она остается спокойной, он имитирует нападение и наносит несколько легких ударов жгутом или прутом. Дрессировщик подает команду «Взять!».

После этого помощник уходит в указанном дрессировщиком направлении, прокладывая след. В начале запахового следа помощник шаркающими движениям обозначает исходную точку следа, а затем убегает на расстояние 100—150 м от собаки таким образом, чтобы исчезнуть из ее поля зрения. Вначале помощник двигается по прямой линии, однако в конце следа закругляет ее и прячется в укрытии.

После непродолжительной выдержки дрессировщик берет собаку на длинный поводок и подводит ее к исходной точке запахового следа. Затем, подав команды «След!» и «Нюхай!» и сделав жест рукой в сторону следа, дрессировщик направляет собаку.

При использовании данного метода немаловажное значение имеет воздействие на собаку поводком. Не делая рывков, дрессировщик должен своевременно сокращать или увеличивать его длину. Если собака сбивается со следа, поводок укорачивают и ее направляют на след.

Если собака идет по следу не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними лапами, чтобы было возможно заставить собаку наклонить голову и принюхаться.

Когда собака находит помощника, дрессировщик дает ей возможность напасть на него и потрепать за одежду (при этом дрессировщик держит собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник вырывается и убегает, прокладывая след, увеличивая его длину на 30—40 см.

Дрессировщик снова пускает собаку по следу. Таким образом упражнение повторяется 2-3 раза. В конце занятия помощника задерживают и конвоируют.

Метод 2. Он применяется при дрессировке собак, заинтересованных в апортировке, а также агрессивных и собак с высоким порогом возбудимости. Суть его заключается в том, что дрессировщик посредством апортировочного предмета приучает собаку работать по своему следу, а затем по следу помощника.

Привязав собаку, дрессировщик берет в руку апортировочный предмет и подает команду «Апорт!», после чего делает движение рукой, в которой находится апортировочный предмет. Затем он отходит от собаки на расстояние 3-5 шагов и шаркающими движениями ног отмечает начало запахового следа. Проложив след на расстояние 70-100 м (сначала по прямой, а затем закруглив), дрессировщик в конце следа кладет апортировочный предмет, после чего возвращается к собаке по своему следу.

Затем дрессировщик берет собаку на длинный поводок, подводит к началу следа и, подав команды «След!» и «Нюхай!», жестом указывает на след. Стремление собаки побежать за апортировочным предметом поощряется похвалой. Затем дрессировщик снова подает команду «След!» и направляет собаку по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством. Затем упражнение повторяется 3-4 раза.

После 3-4 занятий собаку приучают к работе по следу помощника. Для этого в начале занятия дрессировщик привязывает собаку и кладет около нее апортировочный предмет. Помощник подходит к предмету, берет его в руки и показывает собаке. Отметив начало следа, он прокладывает след на расстояние 100—150 м, уходя из поля зрение собаки, затем в конце следа кладет предмет на землю и прячется в укрытие. Дрессировщик пускает собаку на след. За найденный предмет собака поощряется лакомством и похвалой.

Как только собака научится безошибочно прорабатывать след помощника и находить унесенные им предметы, начинают отрабатывать навык задержания. Перед этим проводятся занятия по развитию агрессии.

Задержанный в конце следа помощник убегает от собаки, прокладывая новый след. Собака снова пускается на след. Упражнение повторяется 3-4 раза, после чего задержанный помощник конвоируется.

После того как собака научится хорошо принюхиваться и находить помощника по командам «Нюхай!» и «След!», команду «Нюхай!» используют все реже, применяя ее лишь в случае, если собака сбивается со следа.

Впоследствии работа по следу постепенно усложняется. На каждом занятии протяженность следа увеличивается на 30—50 м, а его давность доводится до 5 мин. После этого у собаки вырабатывают навыки обнаружения и проработки запахового следа, а также обыска местности.

Для этого дрессировщик берет собаку на длинный поводок, приводит в район следа и за 40 м от него пускает ее на обыск местности по команде «Ищи след!», после чего побуждает ее обнаружить и проработать след. Кроме того, вырабатывается навык обнаружения и проработки следа по запаху вещи, принадлежащей помощнику, проложившему след. С этой целью перед тем, как пустить собаку на след, дрессировщик дает ей обнюхать вещь помощника, проложившего след. После того как собака научится безошибочно определять след основного помощника, рядом с ним прокладывает запаховый след другой человек, незнакомый собаке. При попытке собаки пойти по другому следу дрессировщик подает команду «Нельзя!» и с помощью поводка направляет собаку на искомый след.

Усложняя упражнение, при прокладывании следа вводят различные углы (прямые, тупые, острые). В процессе приучения собаки к проработке углов дрессировщик перед поворотом чуть придерживает ее поводком.

Кроме того, собаку приучают находить вещи и подносить их дрессировщику. Если собака находит вещь и подносит ее дрессировщику, он поощряет ее лакомством и похвалой. В случае если она проходит мимо вещи, дрессировщик побуждает взять ее с помощью команды «Апорт!».

В завершение первого этапа дрессировки по следу собака должна прорабатывать «слепые» следы, проложенные на местности с растительным покровом. Протяженность следа должна составлять 600—700 м, давность – не менее 25 мин. На следу должно быть два угла и две брошенные вещи.

На втором этапе дрессировки условия проработки запаховых следов постепенно усложняются. Прежде всего вводится пересечение искомых следов другими следами. С этой целю второй помощник за 10—15 мин до прокладывания основного следа пересекает под прямым углом намеченную для основного следа линию. Впоследствии упражнение усложняется.

Искомый след пересекается другими следами под разными углами, время между прокладыванием основных и дополнительных следов сокращается, искомый след прокладывается через тропы или дороги.

В случае потери искомого следа на дороге или тропе и переключения внимания собаки на следы других помощников дрессировщик командами «Нюхай!», «След!» направляет собаку по основному следу. Правильное направление движения собаки поощряется похвалой.

После этого у собаки вырабатывают навык выборки помощника, проложившего след. Все помощники должны быть одинаково одеты и располагаться таким образом, чтобы собака заметила их в конце запахового следа. На начальном этапе собака должна выбрать основного помощника из группы в составе двух человек, затем трех, четырех и наконец пяти.

С целью выработки навыка выборки человека со следа основной помощник на расстоянии 20—30 м от конца следа оставляет на нем свою вещь. Собака обнюхивает эту вещь и после того, как дрессировщик подведет ее к группе людей, по команде «Нюхай!» производит выборку.

В случае если собака не производит выборку, помощник легкими движениями побуждает ее схватить его за одежду. Следует отметить, что этот прием можно использовать лишь на начальном этапе выработки навыка, поскольку, если применять его постоянно, у собаки может выработаться привычка производить выборку не по запаху, а по движениям.

При выработке навыка выборки человека применяют и другой способ, однако лишь при условии, что собака не слишком агрессивна. После проработки следа и задержания помощника он вырывается от собаки, прокладывает след на расстояние 100—150 м и затем становится в группу с другими помощниками. После этого собака прорабатывает дополнительный след и по команде «Нюхай!» производит выборку основного помощника. Выбранного помощника берут под охрану и передают другому человеку.

Постепенно условия дрессировки усложняют. Занятия проводятся на другой местности, в различное время суток, при любых погодных условиях. След основного помощника пересекается следами 3-4 других помощников под разными углами. Кроме того, вводят угловую и веерную выборку следа. С этой целью второй помощник подходит к одному из углов искомого следа с внешней стороны и делает поворот, после чего уходит в направлении, противоположном следу. При веерной выборке к искомому следу с разных сторон подходят 3 помощника, после чего расходятся в различных направлениях.

Собаку приучают не отвлекаться на посторонних людей. Для этого во время проработки следа появляются 2-3 помощника. Вначале помощники стоят на месте, затем подходят к собаке. Если она проявляет агрессию, дрессировщик подает команду «Нельзя!».

На последующих занятиях вырабатывается навык проработки следа в населенных пунктах. Первые занятия проводятся рано утром или поздно вечером в местах с небольшим количеством посторонних раздражителей.

Помощник прокладывает след до окраины населенного пункта, затем останавливается и спустя 30 мин прокладывает короткий след (200—400 м) по населенному пункту.

Затем у собаки вырабатывают навык проработки следа, прерванного водными преградами (ручьями, небольшими реками). В этом случае дрессировщик вначале помогает собаке обнаружить прерванный след. Затем собаку пускают на самостоятельный поиск следа командами «Ищи!» и «След!».

На заключительном этапе дрессировки работа по следу сочетается с обыском местности и сторожевкой.

При выработке навыка поиска человека по следу и выборке человека со следа возможны следующие ошибки дрессировщика:

– однотипное прокладывание следа на однотипной местности приучает собаку работать по направлению, а не по запаху следа;

– неоднократное прокладывание следа в местах, где отчетливо видны отпечатки обуви помощника приучает собаку к работе по видимому следу;

– частое сдерживание собаки с помощью поводка перед углами или вещами на следу вызывает у собаки ассоциативную связь – делать поворот или поднимать вещь после натяжения поводка;

– маскировка помощника в конце следа за однообразными укрытиями приучает собаку искать его в конце следа по этим зрительным ориентирам;

– частое наведение собаки на выбираемого из группы помощника вызывает у собаки ассоциативную связь – выбирать помощника при помощи дрессировщика.

К концу курса дрессировки второго периода разыскная собака должна прорабатывать следы протяженностью до 2 км давностью до 2 ч с пересечением их другими следами под различными углами и выбирать помощника со следа из группы в составе 5-6 человек.

 

 

Date: 2016-05-14; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию