Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Диагностика воспитанности1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности: внешние - связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, - суждениях, оценках, поступках, действиях личности; внутренние - связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями; содержательные - связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, отражают требования, зафиксированные в формулировке цели; оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, отражают конкретные задачи воспитательного процесса; «жесткие» - в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании среди молодежи и другие показатели; «мягкие» - применяются для характеристики школьного воспитания, помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать в глубь, надежно диагностировать скрытые качества. В табл. 1, 2 определены критерии гражданского воспитания в двух аспектах - воспитание патриота и культуры межнационального общения. Дополните список соответствующих показателей. Таблица 1 Воспитание патриота
Таблица 2 Воспитание культуры межнационального общения
3. Руководствуясь содержательными критериями, сделайте выводы о воспитанности школьников по их характеристикам: «… Мальчик зол, агрессивен в общении со сверстниками, интеллектуально неразвит, ленив и равнодушен к красоте». Незнание нравственных правил и норм поведения и отрицательное к ним отношение; проявление негативных действий; отсутствие коммуникативности, потребности в труде, духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры. «… Девочка, не обладающая интересом к книгам, искусству, эгоистичная, не умеющая ориентироваться на самочувствие других людей и доставляющая близким жестокие неприятности». Преобладание нездоровых эгоистических устремлений, незнание нравственных правил и норм поведения и отрицательное к ним отношение; проявление негативных действий; отсутствие духовно-нравственных ценностей;гуманной позиции во взаимодействии с людьми. 4. В соответствии с оценочными критериями оцените уровень воспитанности подростка в аспекте физической культуры как высокий, средний или низкий: Вова С. последние четыре года серьезно увлекается боксом, занимается в ДЮСШ. Недавно победил на районных соревнованиях и сдал на 1 разряд. Бокс Вове нравится за проявление физической силы, азарт борьбы в поединках, ощущение превосходства над побежденным противником - это ассоциируется у него с мужественностью. А вот шахматы, спортивные танцы на льду, женское синхронное плавание Вова вообще не считает видами спорта. Показатели его физического развития (рост, вес) соответствуют норме, а двигательные умения и навыки сформированы лучше, чем у большинства сверстников. Респираторными и простудными заболеваниями болеет редко. К врачам обращается только в случае крайней необходимости. Особенно избегает зубного врача. Зубы чистить Вова не любит, предпочитает жевательную резинку. Зарядку по утрам не делает, поскольку физические нагрузки и без того велики. Отметки по школьным предметам в основном удовлетворительные, большие трудности испытывает по математике и физике. Поскольку тренер требует успеваемости в школе, то Вова использует любые средства для получения положительных отметок, в том числе списывает, требует подсказок, угрожая одноклассникам. День его четко распланирован. Вова пунктуально соблюдает режим занятий в школе, спортивной секции и дома, так что свободного времени почти не остается. Но если все-таки выдается час - другой, то Вова предпочитает поспать. Он не тратит сил по пустякам и на дела, которые считает для себя не важными. Например, когда младшая сестра просила заступиться, жалуясь на мальчишек во дворе, он лишь ухмыльнулся; отказался помочь родителям в посадке картофеля, в других работах на садово-дачном участке участия не принимает. Ответ: Низкий уровень воспитанности: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизация и саморегуляция ситуативные. 6. Ознакомившись с методиками диагностики, содержащимися в разделе «Дополнительные материалы»: а) разработайте вопросы анкеты для диагностики результатов нравственного воспитания подростков;
б) подготовьте методику недописанных предложений для диагностики уровня сформированности эстетической культуры; 1. Когда в моем присутствии начинают говорить грубо, некорректно, нецензурно, я …. 2. Посещать музеи, выставочные залы для меня …. 3. Слушать классическую музыку мне …. 4. Я посещаю (хочу посещать) кружки …. 5. Я считаю, что книги …. 6. Спектакль, опера, балет - это для меня …. в) продумайте вопросы беседы об актуальных профессиях и специальностях для диагностики воспитанности старшеклассников 1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию? 2. Основной мотив выбора - материальные интересы? 3. В избранной профессии Вас прежде всего привлекает сам процесс труда? 4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться ваши друзья? 5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома? 6. Если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты? 7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией? 8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии? 9. Не важно, кем работать, важно, как работать? 10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат? 11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает? 12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств? 13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии? 14. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии? 15. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии? 16. Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение? 17. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение? 18. Вам известно о возможностях трудоустройства по избранной профессии? 19. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу)? 20. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии? 21. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз? 22. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу»?
|