Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Изменение избирательной системы и его причины





 

Сам факт необходимости изменения избирательной системы был публично признан федеральной властью сразу после акций протеста по итогам выборов в Государственную Думу РФ 4 декабря 2011 года, и, очевидно, был связан с попыткой ликвидации побочных последствий прежней электоральной политики 2000-х годов.

В начале 2000-х годов электоральные реформы стали неотъемлемой частью государственной политики. Тогда политика государства в целом была направлена на резкое усиление контроля федерального центра над регионами, и избирательное и партийное законодательство стали важной частью реализации этого курса. Согласно Федеральному закону от 01 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», только политические партии сохраняли право на участие в выборах. Чтобы получить новый правовой статус, нужно было вместо ранее установленной фактически символической численности (требовалось лишь несколько учредителей) иметь минимальную численность в 10 тысяч членов и региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. В итоге, к концу 2003 года в стране существовали лишь 44 партии; в 2004 году число партий достигло своего максимума – 46 партий. Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регионы стали обязаны избирать не менее половины депутатов своих парламентов по пропорциональной избирательной системе. В сентябре 2004 года было объявлено о предстоящей отмене прямых выборов губернаторов (последние подобные выборы прошли в феврале 2005 года) и переходе с 2007 года от смешанной к полностью пропорциональной избирательной системе. Таким образом, регионы лишались своих прямых непосредственных представителей в Государственной Думе РФ, и сохраняли лишь опосредованное представительство через привязанные к регионам группы партийных списков. Главным бенефициаром этих изменений было федеральное руководство политических партий.

Структура партий предполагала жесткую иерархию, когда все решения даже региональных отделений требуют согласования с ее центральным руководством. Фактически наряду с системой «исполнительной вертикали» и иных вертикалей (вертикали силовых структур, корпоративных вертикали и т.п.) создавалась партийная вертикаль, когда «последнее слово» в любой партии оставалось за ее центральным руководством, а сами партии регистрировались только в Москве и были зависимы от контролирующих органов. Одним из главных аргументов сторонников данной системы было то, что усиление «партийной вертикали» будет способствовать усилению единства страны и ее внутренней интеграции. То есть региональные парламенты должны были оказаться зависимы от федерального центра не в меньшей степени, чем от региональной власти.

По мере накопления опыта выборов по новым правилам федеральный центр стал пытаться все сильнее контролировать процесс выдвижения кандидатов партиями, еще более сокращая число партий-игроков (до 7 партий к 2011 году) и вводя все новые запреты и контрольные механизмы. В 2005 году были запрещены избирательные блоки, началось повсеместное повышение заградительного барьера до 7%, резко ужесточилась регистрация списков и кандидатов (от правил сбора подписей до оформления личных документов кандидатов), что усилило правовые возможности воздействия регистрирующих и контролирующих органов на состав кандидатов. Фактически большинство этих норм неисполнимы и носят запретительный характер, изначально ориентируясь на политику двойных стандартов, когда для одних нормы закона действуют, а для других – нет. В 2006-2007 годах были введены запрет партиям включать в предвыборные списки представителей других партий, запрет депутатам вступать в ходе созыва в иную партию, чем ту, от которой они официально баллотировались. Иными словами, были вообще запрещены межпартийные союзы, когда члены одной партии-союзника входят в избирательный список другой (как, к примеру, члены «СПС» входили в список «Яблока» на выборах Московской городской Думы). Промежутки времени между этапами ужесточения законодательства сокращались. Если между первоначальным введением новых норм до изменения законодательства в 2005 году прошло около 3-ех лет (а в случае Федерального закона «О политических партиях» – почти четыре года), то между поправками 2005 года и новой редакцией правовых норм 2006 года – менее одного года. Одновременно отменили графу «против всех», предельный порог явки для признания выборов состоявшимися, институт общественных наблюдателей на выборах.

Было законодательно закреплено правовое неравенство партий, уже представленных в Государственной Думе РФ, и всех остальных политических партий. В частности, партии, представленные в Государственной Думе РФ, освобожденные от сбора подписей и внесения избирательного залога при выдвижении кандидатов (в 2009 году избирательный залог отменили), получили привилегированное положение при формировании избирательных комиссий.

Смысл системы все более ограниченной конкуренции и управляемой партийности был прост – в условиях, когда растет доля депутатов, избираемых по партийным спискам, а сами партии при этом находятся в прямой зависимости от контролирующих их деятельность органов исполнительной власти, контроль последних над партиями по сути превращается в их косвенный контроль над депутатами.

Постепенно следующим этапом реформы стало все более широкое использование уже не смешанной, а полностью пропорциональной избирательной системы. Именно этим отметилось президентство Д. Медведева (2008-2012 годы). С 2007 года она была внедрена не только на выборах депутатов Государственной Думы РФ – на полностью пропорциональную систему выборов к 2011 году перешло 11 регионов из 83, в 2011 году был принят закон о принудительном введении партийных списков уже и на муниципальных выборах.

При этом администрация Президента Д. Медведева попыталась несколько усилить «системную» (то есть состоящую из зарегистрированных партий) оппозицию. Вероятно, в условиях имеющей конституционное большинство «Единой России», таким образом предпринималась попытка усилить иных игроков и тем самым повысить политический вес президента как медиатора, снизить его зависимость от «Единой России». Были приняты поправки к законам, гарантирующие представителям парламентских партий работу на штатной основе в региональных парламентах, фактически снижающие заградительный барьер до 5% и т.д. Незначительно была снижена минимальная численность членов партий.

Некоторое усиление системной оппозиции при Д. Медведеве наложилось на изменение социально-экономической обстановки после кризиса 2009-2010 годов, революцию социальных сетей, символическое влияние внешних событий («арабская весна» и т.д.) и ряд других факторов. Системная оппозиция начала все чаще фрондировать, началась концентрация протестных голосов вокруг немногих оставшихся, хотя и системных, но альтернативных партий. Один из лидеров незарегистрированной оппозиции А. Навальный объявил публичную кампанию «Голосуй за любую другую партию». «Единая Россия» получила в итоге менее 50% голосов. Подробный кризис вызвал немедленный демонтаж ряда элементов политической системы 2000-х годов, осуществленных уже в условиях фактического возвращения В. Путина на пост Президента РФ.

Чтобы избежать концентрации протеста вокруг немногих оставшихся партий, были предприняты экстренные меры по смягчению партийного и избирательного законодательства, призванные стимулировать размывание протестных голосов между множеством партий. 15 декабря 2011 года премьер-министр В. Путин провел в прямом эфире очередную (десятую) «горячую линию» под названием «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». В данном эфире было заявлено о намерении вернуть выборы губернаторов. В. Путин также заявил, что можно либерализовать регистрацию партий[2].

Через неделю после «горячей линии» В. Путина, 22 декабря 2011 года Президент РФ Д. Медведев выступил со своим последним на посту Президента Посланием Федеральному Собранию РФ. В Послании он продолжил тему комплексной политической реформы.

В частности, было предложено:

· Ввести упрощенный порядок регистрации партий по заявке с численностью членов от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны.;

· Отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу РФ и в региональные законодательные органы;

· Сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия кандидата в выборах Президента РФ, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тыся;.

· Изменить систему выборов в Государственную Думу РФ. Дословно было сказано: «Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональноепредставительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями».

· Изменить порядок формирования Центральной избирательной комиссии РФ и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости.

Уже 23 декабря 2011 года Президент РФ приступил к выполнению обещаний по либерализации избирательного и партийного законодательства. Все основные законы в рамках предложенной реформы были довольно быстро внесены и приняты, однако, с новым федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы РФ возникла задержка, его концепция несколько раз менялась. В январе-марте 2012 года в СМИ обсуждалось, как может быть на практике реализована идея «пропорционального представительства по 225 округам». Ряд экспертов высказывали гипотезу, что речь идет о биноминальной избирательной системе чилийского типа (двухмандатные округа, где конкурируют партийные списки – при такой системе в большинстве округов ожидалось избрание представителей разных партий, и только в округах, где одна партия имеет более двух третей голосов, она могла бы получить оба мандата). Высказывалась также версия смешанной избирательной системы, но только для партийных кандидатов (без самовыдвиженцев). Наконец, в конце февраля 2012 года был внесен законопроект о новых правилах выборов в Государственную Думу РФ, который в итоге предполагал сохранение полностью пропорциональной системы, при этом партийные списки предлагалось делить на 225 территориальных групп и упразднить в списках наличие центральной общероссийской части. Данный законопроект и содержащаяся в нем явно плохо проработанная и во многом абсурдная методика распределения мандатов вызвали резкую критику. В итоге он так и не был принят.

1 марта 2013 года Президент РФ В. Путин внес в Государственную Думу РФ новый проект федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Одновременно на основании пункта «б» части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы РФ глава государства отозвал предыдущий проект федерального закона № 21870–6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Именно данный законопроект в итоге и стал основой принятого закона.

Он предусматривал смешанную избирательную систему, в соответствии с которой половина депутатов Государственной Думы РФ (225) избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ), другая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов с 5% заградительным барьером[3] (в 2007 и 2011 годах барьер составлял 7%). Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой на один округ, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей. В субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства, образуется по одному одномандатному избирательному округу. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет. Предполагалось, что регистрация федерального списка кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей (в итоге право регистрации без сбора подписей сохранено лишь за отдельными партиями – см. далее). Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, предлагалось собирать не менее 0,5% подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а если в округе менее 100 тысяч избирателей – не менее 500 подписей (в итоге принята норма про 3% и не менее 3000 подписей).

Как и ранее, закон содержит как запрет на избирательные блоки, так и на выдвижение партиями членов других партий.

При этом в партийный список могут быть включены беспартийные, но их доля должна составлять не более 50% процентов от числа кандидатов в списке. Всего в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 (в 2011 году – не более 600 кандидатов). В список кандидатов, выдвинутых партией по одномандатным избирательным округам, могут быть включены беспартийные граждане (максимальная доля таких граждан в списке не установлена).

Политическая партия вправе назначить до 1000 доверенных лиц. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до 20 доверенных лиц. Доверенные лица регистрируются в течение пяти дней после дня поступления письменного представления вместе с заявлением самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, но не ранее соответственно принятия решения о заверении списка кандидатов, уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу.

 








Date: 2016-05-14; view: 2479; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.529 sec.) - Пожаловаться на публикацию