Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метатеоретический подход





Есть две интеллектуальные школы, которые подходят к проблемевозникновения систем мышления, в том числе и математического, спротивоположных концов. Несколько упрощая, эти два крайних подхода можноопределить следующим образом. 1. Первый подход основан на метатеоретическом допущении, что любаясистема мышления покоится на несводимых друг к другу постулатах, принимаемыхна веру. Тогда все следствия из манипуляций думающей машины с данными,извлеченными из внешней реальности или из собственной памяти, являются лишьразработкой, комбинированием и вариациями на темы исходных постулатов. Такойподход можно назвать формалистическим. Из такого подхода следует, что прииспользовании достаточно тонких методов, можно добраться до исходныхпостулатов, которые мотивируют, направляют и определяют работу ума. Можноввести еще одно метатеоретическое допущение, состоящее в том, что есливыявлен набор всех базовых постулатов, то это дает возможность объяснитьповедение, порождаемое соответствующим умом. (Уайтхед и Рассел, 1927;Карнап, 1942; Тарский, 1946). 2. Второй подход сводится к предположению, что системы мышлениявозникают из интуитивного, сущностно непознаваемого субстрата ментальныхопераций (Гильберт, 1950). Эта школа заявляет, что новые виды мышленияпроистекают из неизвестных источников, и что ближе мы не способны подойти косновным допущениям, на базе которых работают системы мысли. Такиедопущения, с этой точки зрения, остаются навсегда недоступными тому, ктомыслит. Такое метатеоретическое допущение дает основание предположить, что вбудущем могут появиться системы мышления, которые в настоящее времясовершенно невозможно предсказать. 3. Между этими двумя крайностями имеются промежуточные позиции, вкоторых допускается существование обеих возможностей, где каждая вносит свойвклад. Это позволяет выбрать способ мышления, который будет использоватьсясубъектом формального анализа и синтеза после того, когда выбраны основныедопущения. Но этим, естественно, не исчерпываются все средства мышления.Некоторые из них продолжают опираться на известные методы, источники и сферыприменения. Метатеоретическая позиция обеспечивает выбор каких-тоформализуемых видов мышления из огромной вселенной других возможностей.Такая позиция не утверждает, что происхождение основных допущений может бытьточно установлено. Однако, когда эти допущения удается обнаружить, можнопостроить соответствующее множество правил их комбинирования дляограниченного использования в пределах выбранной системы с тем, чтобыполучались внутренне согласованные результаты. Такое построение ограниченнойинтегральной системы мышления, где указаны основные допущения,соответствующие ей, одновременно является и методом определения границ этойинтеллектуальной территории. Среди разных метатеоретических подходов к рассмотрению нашейсобственной мыслительной машины и ее работы возможен такой, которыйотыскивает и исследует неизвестные источники основных допущений. Далее вобщих чертах как раз и рассматривается проблема их происхождения иконструирования. Если взять достаточно большую выборку образцов мыслительной продукцииобычного ума, то выход на метатеоретический уровень должен бы обеспечиватьвозможность отыскивать базовые допущения и их источники. Однако ясомневаюсь, что во всех случаях взгляд с метатеоретического уровня насобственные способности адекватно наблюдать и анализировать ментальныесобытия и сводить их к логическим основаниям, окажется эффективным. Вкаких-то областях мышления это возможно. Может быть, это доступноопределенному типу умов. Но вряд ли это так по отношению к умам,заблокированным слепой верой в базовый набор допущений, -- которые поэтомудействуют логически прямолинейно. Метатеоретическая позиция может использоваться не только для анализаструктуры человеческого ума как компьютера общего назначения и критериев егосовершенства. Выявлять наборы базовых допущений необходимо в различныхобластях мышления. К таким базовым допущениям можно отнести и разнообразныеправила, используемые в играх, которые люди ведут с природой, социумом имежду собой. Эти игры ведутся на различных уровнях абстракции, с различнойстепенью совершенства, с полной отдачей или безразличием. Отметим, чтоконтакт с внешней реальностью предъявляет собственные требования, которыемогут сильно отличаться от тех, которые может задавать ум в соответствии сосвоими особенностями. В этой работе внешней реальности уделяется маловнимания. Интерес автора в основном сосредоточен на мыслительной машине кактаковой. В те периоды времени, когда эта машина не загружена контактами сдругими биокомпьютерами или внешней реальностью, можно попытаться изучить ееструктуру в чистом виде. Мой ум, рассматриваемый как чистая лабораторнаякультура в условиях физической изоляции и одиночества, является исходнымматериалом для этого исследования (Лилли, 1956). Внимание автора в основном сосредоточено на тех метатеоретическихположениях, которые остаются открытыми настолько, насколько это возможно дляразумного объяснения и построения приемлемых моделей мыслительных процессов,возникновения исходных допущений, своеобразия "я" относительно остальногоума и возможных трансформаций "я", которые сохраняют обратимость, и будучигибкими, дают возможность обнаружить и испытать новые и, возможно, болееэффективные способы мышления. Являемся ли мы суммой и сущностью собственного опыта инаследственности, а также нашего моделирующего воздействия на других людей,животных, растения, или же мы что-то сверх этого? По мере того, как мымучительно пытаемся найти ответ на этот главный вопрос существования "я",подобно тому, как это делали люди в течение тысячелетий, мы обнаруживаем,что такой тип вопросов и попытки ответить на них ведут к новым горизонтампонимания, новым системам мышления, в том числе математического, новойнауке, новым точкам зрения, новой человеческой деятельности. Если попытатьсяосмыслить себя и свою природу как результат другой, не человеческойэволюции, если попытаться представить свое "я" как живущее совсем в другомсоциальном окружении, нежели то, действию которого мы подвергались, иливообразить себя эволюционирующим как организм с таким же или более сложныминтеллектом, но не на суше, а в море или на планете, расположенной ближе илидальше от солнца, тогда можно ясно увидеть относительный характер нашего"я". Давайте осторожно рассмотрим, к примеру, генетические мутации, ведущиек различным человеческим формам, структурам и ментальным комплексам. Одна извозможных метатеоретических позиций состоит в том, что многие из такихмутаций в подходящих комбинациях, поставленные в соответствующие условиявнешней среды, -- а их может быть миллионы вариантов, могут привести кпоявлению жизнеспособных существ, которые начнут эволюционировать. Другимисловами, даже те мутации, которые сейчас летальны, могли бы оказатьсяполезными с точки зрения выживания при особых условиях. Если в этом заявлении есть хоть доля истины, тогда стоит осуществитьпродуманный комплекс экспериментов по приспособлению к различным средам сиспользованием особых диет, подходящего соотношения периодов сна ибодрствования, света и темноты, объема различных видов радиации, уровняшума, количества движения и т.д. с мутантами на различных стадиях ихжизненного цикла. Другими словами, следует поэкспериментировать с широкимспектром параметров, относящихся к нашей эволюции, чтобы отыскать ихоптимальные значения для эмбрионов, плодов и детей, не выживающих в слишкомузком спектре значений воздействий среды. При добросовестном исследовании ипри наличии творческого воображения может оказаться возможным превратитьлетальное в оптимальное. Наш генетический код со всеми его вариациями является конструкторскимнабором общего назначения, подходящим для большого числа разновидностейорганизмов, из которого мы видим лишь небольшое количество экземпляров средизрелой части человеческой популяции, включающей все расы планеты. Этотмолекулярный конструкторский набор для организмов через критическую ситуациюзачатия, первичное развитие и рост эмбриона, условия, связанные с организмомматери, ее диетой, физическим и социальным окружением, дает началоорганизмам, которые, подвергаясь воздействию условий жизни, тем самымпроверяют, насколько хорошо скомбинированы отдельные узлы генетическогокода, чтобы цельный организм был способен противостоять подстерегающим егоопасностям, в том числе таким, как, например, бактерии и вирусы. Можно предположить бесконечное множество других сред, населенныхдругими вирусами, другими бактериями и другими сложными организмами, вкоторых Человек, как таковой, не смог бы выжить в его теперешней форме.Можно также предположить, что наш генетический код способен породитьорганизмы, которые могут и должны выживать и развиваться в предполагаемыхновых условиях. До тех пор, пока мы детально не исследовали генетический код, пока мыне определили, что такое организм и не перечислили условия, при которых онможет достичь зрелости и стать индивидуальностью, у нас не будет данных,необходимых для точного определения характеристик человеческого компьютера. Мы не проверили наши собственные возможности приспособления каквзрослого целого организма ко всем возможным средам. С научной точки зренияу нас мало опыта, относящегося к экстремальным случаям. Мы кое-что знаем отемпературных границах, ограничениях в воде и в воздухе, в которых мы можемвыжить. Мы что-то знаем о концентрации кислорода в воздухе, которым мыдышим, уровнях освещенности и уровнях шума, при которых мы можемфункционировать и т.д. Мы начинаем видеть, как окружающая среда контактируетс нашим биокомпьютером и изменяет его функционирование. Мы начинаемпонимать, как определенные виды жизненного опыта в этих условиях приводятнас к формулированию в наших умах правил, которые мы называем физическойнаукой. Мы начинаем понимать, что при контролируемом изменении внешнихусловий эти правила должны быть соответственно изменены, что может статьосновой моделирования поведения атомов, молекул, энергетических ипространственных изменений в наших умах-компьютерах. Это столетие --свидетель значительных успехов в понимании и моделировании энергетическихпроцессов, материальных частиц, многомерных пространств, звезд, галактик,твердых, жидких и газообразных материалов. Однако, этот век не увиделаналогичных достижений в понимании работы наших собственных умов, впонимании глубинных источников мышления и тех условий, при которых станетпредпочтительным создание новых мыслящих систем в наших умах. В этом столетии мы начали понимать особую ценность наших собственныхорганизмов как особо мощных и специализированных материальных образований.Успехи, достигнутые за последние пятьдесят лет в области биохимии,биофизики, генетики и молекулярной биологии являются началом нового этапа вуправлении этими материальными комплексами внутри нас. Шредингер говорил, что хромосома, содержащая линейный генетический код,для физика является просто линейным двумерным телом, обладающим значительнойпрочностью на разрыв. И в то же время она является гибкой цепью, способнойдвигаться и расщепляться в процессе размножения. Это носительупорядоченности первичной структуры нашего организма, его сущностногобессмертия, порядка, передающегося от одного индивидуума к другому в цепипоколений, и этим никак нельзя пренебречь при разработке любой теории работынашего ума. Может оказаться, что наши базовые верования, основные допущения,исходные аксиомы, уникальность каждого из нас могут быть установлены поналичию корреляционной связи между нашими уникальными генетическими картамии пределами мышления, в которых мы способны функционировать. Может быть,способы и уровни мышления в своей основе определены генами, содержащимися вкаждом из нас. Возможно, что каждый из наших личных языковых кодовгенетически предопределен. Даже если верно то, что существует генетическийдетерминизм в отношении нас как мыслящих машин, все же мы еще не способныточно определить уровни абстракций, объективно существующих познавательных итеоретических структур, которые детерминируются генетически. Если бы мы смогли абстрагироваться от воздействий на нашу мыслительнуюмашину тех следов, которые образовались под влиянием внешней реальности, отдействия имеющихся в нас метапрограмм, направляющих наше мышление, а такжепрограмм, созданных другими и введенных в нас в течение срока обучения, мысмогли бы увидеть очертания и существенные переменные, определяемыегенетически. Это чрезвычайно трудная область исследования. Она требуетусилий многих талантливых людей, способных рассмотреть свои мыслительныепроцессы, опираясь на знания генетики и учитывая информацию о своихгенетических предках. Конечно, различные осложнения, вносимые фенотипическими игенотипическими различиями, должны быть приняты в расчет так же, как и вседругие механизмы, открытые и тщательно проработанные в генетике. Но этизнания не должны быть ограничивающими. Они должны быть усвоеныэкспериментаторами и использоваться на подходящем уровне абстракции дляпоиска паттернов мышления, детерминированных генетически. В дальнейшем эта генетическая детерминированность мышления можетоказаться несущественной. Может быть, в дальнейшем биокомпьютеры смогутвзять под контроль главные цели и генеральные линии собственного развитиятак, что начальный генетический фактор уже не будет иметь решающегозначения. Как только будет сконструирован настолько сложный компьютер накристаллических схемах, вакуумных лампах или биологических составляющих (приэтом не существенно, какова будет его общая величина), что совершенство ивид связей между его элементами дадут возможность получить сеть сгенеральной целью, мы, вероятно, сможем сгладить генетические различия.Вероятно, каждый из нас сможет достичь сходных уровней обученности и создатьв себе мыслительные машины, для которых генетические различия будутнесущественными. Я не стремлюсь занять какую-либо сторону в этих вопросах. Я хочу лишьсказать, что если у вас должна быть беспристрастная и непредвзятая позиция,то вы не можете позволить себе стоять на догматических позициях в отношенииэтих вещей. Я бы хотел видеть талантливых людей с выдающимися умственнымиспособностями в качестве исследователей своих собственных интеллектов,способных идти до самых глубин. Я хочу помочь этим людям связать своирезультаты с результатами других талантливых исследователей, способныхсделать оригинальные открытия. Я верю, что, используя определенные методы исредства, некоторые из которых предлагаются в этой работе, эти талантливыелюди, посвятившие себя исследованию, смогут продвинуться вперед, найти исформировать новые истинно научные, экономичные в интеллектуальном отношениии взаимооплодотворяющие пути исследования наших умов. В качестве примераплодотворного сотрудничества можно привести случай фиктивнойиндивидуальности, созданной группой математиков, скрывающихся под именемдоктора Николая Бурбаки. Эта группа ученых для того, чтобы создать новую математику или целыйряд математик, -- что выходит за пределы способностей одного человека,собираются три раза в год и обмениваются идеями, а затем разъезжаются иработают отдельно. Результаты публикуются под псевдонимом, возможно, потому,что результаты этой работы рассматриваются, как групповой продукт, выходящийза пределы любого индивидуального вклада. Понадобится некоторое время, чтобы оценить, была ли эта группа болееэффективна, чем отдельный человек, работающий в изоляции над аналогичнымматериалом. Возможно, что контакт человеческих компьютеров, достигнутыйсреди этих математиков, породил новую сущность, более мощную, чем любой изних в отношении способа и сложности мышления, а также новых творческих идей.Определенные виды вещей, которые Человек делает предметом своихпотребностей, требуют огромного количества кооперативных связей междумножествами индивидуумов. Такие вещи выходят за пределы возможностей любогоиндивидуума и являются продуктом только группового усилия. Это верно,например, в случае строительства Эмпайр Стейт Билдинга, метрополитена,системы железных дорог, авиалиний, больших заводов и т.д. В каждом из этихслучаев имеет место и преобразование внешней реальности, и установлениекоммуникационной сети между многими индивидуальностями, и преданность каждойиз них целям организации, частью которой они являются. Это, вероятно, --величайшее свершение наших индустриальных, военных, педагогических ирелигиозных усилий в этом столетии. Эффективный контакт между людьми можетобеспечить выполнение ряда действий и создание вещей, недоступных любомуиндивидууму. Однако в определенных областях одаренная, талантливая, интеллектуальнаяиндивидуальность может действовать почти автономно, так же как отдельныекомпьютеры, давая начало новым направлениям в науке. Это хорошо видно вслучаях математических гениев, выросших в изоляции. Даже опасно заниматьсяобразованием таких людей, так как они могут утратить целеустремленность,предназначение и способность внести оригинальный творческий вклад в науку.Им удалось избежать включения во всеохватывающие специальные организациилюдей и тех требований, которые эти организации накладывают на своих членов.Как, например, в случае высокоодаренного физика Мое ли, который был призвани убит в первой мировой войне, такой талант был бы отброшен назаддействиями, продиктованными необходимостью включения в общество. В современном мире имеется много точек зрения, которые разделяютинтеллектуалов, в результате растрачивающих напрасно свой талант и гений.Существуют противостоящие философии, которые побуждают к различнойинтеллектуальной активности. Возможно, такой конфликт необходим дляинтеллектуального продвижения каждого индивидуума, но это может оказаться ичем-то бесполезным. К. П. Сноу указывал в своих работах (особенно в тех изних, где он пишет о двух культурах), на этот вид социальной дихотомии.Система ценностей каждого интеллектуала отражает его предубеждения,пристрастия и его слепые пятна не хуже, чем и сферы его компетентности.Часто из-за предубеждений и пристрастий люди берут то, что они хорошо знаюти в чем достигли мастерства, и пытаются превозносить это в противовес общемуинтеллектуальному уровню, задаваемому всеми другими интеллектуалами. Норазве это разумно? Одна из техник превознесения того, что кто-то и егоближайшие коллеги знают, над прилегающей интеллектуальной территорией,состоит в том, чтобы буквально вырыть интеллектуальный ров вокругсобственного поля деятельности. Чтобы вырыть этот ров, чернят и принижают иобласти знания, и людей, работающих за пределами собственного поля. Неисключено, что этот вид активности встроен в нашу биологическую структуру. Сант Томас, Виргинские острова, 1967. Д.К.Л.

Вступление

"Компьютер общего назначения - это электронная машина, которую операторпри помощи специальных команд может перевести в любое доступное ей состояниепри любых допустимых исходных условиях. Все виды поведения машины находятсяпод контролем оператора. Программа совместно с машиной образует систему,которая может переходить из одного состояния в другое, и это можнорассматривать как ее поведение. Такое обобщение в значительной мереразрешает главную проблему мозга в той части, которая затрагивает егообъективное поведение. Природа его субъективных аспектов может бытьоставлена следующему поколению, если, конечно, заверить его в том, чтопокорение основных научных вершин еще впереди". (У. Росс Эшби. "Что такоемозг?" в книге "Теория интеллекта", Макмиллан, Нью-Йорк, 1962). В течение долгого времени отношения между объективной деятельностьюмозга и субъективной жизнью ума оставались загадкой, вызывавшей споры. Вэтом столетии некоторые успехи во взаимодополняющих областях, изучающихкаждую из сторон этого вопроса, по-видимому, начинают кое-что прояснять.Здесь представлен отчет о теории биокомпьютера и ее приложениях. В немделается попытка операционно связать: а) субъективные аспекты работы ума; б) активность нейронных цепей; в) биохимию; г) наблюдаемые изменения поведения. Автор, в основном, использовал следующие источники: 1) результаты и обобщение собственных экспериментов в областицентральной нервной системы (ЦНС) и поведения животных; 2) результаты опытов, проведенных на себе в условиях глубокойфизической изоляции; 3) собственная психоаналитическая работа над собой и другими; 4) собственные исследования и личный опыт по проектированию,конструированию и программированию электронных вычислительных машин,построенных на кристаллических схемах с сохранением программ в памяти; 5) изучение аналоговых компьютеров, предназначенных для анализа ипреобразования голосового спектра частот человека и дельфина ипоследовательной обработки данных, получаемых от непрерывно действующихисточников информации; 6) теоретические разработки и эксперименты в областинейропсихофармакологии; 7) исследование проблем коммуникации между людьми и дельфинами всистеме человек-дельфин; 8) изучение литературы по биология, логике, нейропсихофармакологии,мозгу и моделям интеллекта, коммуникации, вычислительным машинам,психологии, психиатрии, психоанализу и гипнозу. Необходимо также учесть постоянную работу над открытой, многоуровневой,развивающейся, динамической, структурно-функциональной теорией, способнойобъединить разные области за счет преодоления барьеров между ними.Приложения этой теории охватывают широкий диапазон явлений, начиная с атомови молекул внутри клеток, клеточных мембран и клеточных объединений, допознавательных процессов внутри мозга и внешних проявлений отдельногоорганизма и поведения групп индивидуумов, состоящих из двух или болеечленов.

Основные допущения

1. В этой работе человеческий мозг рассматривается, как гигантскийбиокомпьютер, в несколько тысяч раз более сложный, чем любая вычислительнаямашина, сконструированная человеком к 1965 году из небиологическихэлементов. Число нейронов человеческого мозга оценивается приблизительно в13 миллиардов, причем число глиальных клеток еще раз в пять больше. Всечасти этого компьютера непрерывно работают, совершая миллионы вычисленийпараллельно и последовательно. Он имеет около двух миллионов визуальныхвходов и около ста тысяч акустических. Трудно сравнивать работу стольграндиозного компьютера с любым искусственным, существующим сегодня, в связис его весьма совершенным и сложным устройством. 2. Определенные свойства этого биокомпьютера известны, другие же толькоеще предстоит найти. Одним из известных свойств биокомпьютера являетсяогромная память, другим -- программированное и контролируемое управлениесотнями тысяч входов. Сюда же относится способность заносить в память иизвлекать из нее сложные информационные комплексы, связанные с поведением,речью, слухом, зрением и т. п. Некоторые из менее обычных свойств этогокомпьютера рассматриваются далее в этой работе. 3. Некоторые программы встроены в трудных для доступа местах, например,в микроструктурах мозга. Низшим уровнем таких встроенных программ будутпрограммы поиска пищи, питания, продолжения рода, приближения и избегания,определенные виды страхов, боли и т.д. 4. Программы различаются сроком существования. Одни мимолетны и легкостираемы, другие без видимых изменений работают десятилетиями. Средибыстротечных и стираемых программ можно выделить способность строитьвизуальные конструкции в помощь собственному мышлению. У детей такиепрограммы встречаются значительно чаще, чем у взрослых. Примером программы,работающей десятилетиями, можно назвать программу, связанную с почерком, втечение долгих лет сохраняющим свои уникальные черты. 5. Программы могут приобретаться в течение жизни. В любом возрастечеловек способен приобретать новые привычки. С возрастом это может бытьтруднее, но этот вопрос недостаточно исследован. Проблема здесь может бытьне столько в освоении программ, сколько в мотивации такого освоения. 6. Молодой биокомпьютер приобретает программы по мере роста своейструктуры. Некоторые из этих программ отвечают за возникновение внутреннегопространства. Примером такого приобретения программ в детстве может бытьпрограмма произношения слов. Она связана с родителями и ее весьма трудноизменить позднее. Действительно, у ребенка не существует серьезной мотивациик изменению произношения, если последнее удовлетворяет окружающих. 7. Некоторые из программ записаны в генетическом коде. Как онипроявляются, известно лишь в небольшом числе случаев, связанных сотклонениями от обычных и ожидаемых паттернов развития, и таких, которыебыли подтверждены биохимически и поведенчески. Так называемый монголоидныйфенотип является врожденным и проявляется в онтогенезе в определенное время.Есть также несколько других интересных клинических случаев, генетическаяприрода которых была установлена. Чтобы реализовать все потенциальныевозможности растущего биокомпьютера и избежать нежелательных, направленныхпротив здорового роста программ, ранее включенных в него, требуетсясоблюдение специальных условий в окружающей среде. 8. В каждый момент жизни биокомпьютера врожденные программы накладываютверхние и нижние ограничения на все его проявленные и потенциальныекачества. Здесь мы снова исходим из того, что растущий организм находится воптимальных условиях в каждый момент его жизненного пути, но в реальности,конечно, это может быть совсем не так. И хотя такое исходное допущение,весьма вероятно, соответствует действительности, проверить это было бытрудно. 9. Основными проблемами исследования, представляющими интерес дляавтора, являются возможности стирания, модификации и создания программ.Другими словами, я заинтересован в отыскания метапрограмм, включающих методыи исходные данные, которые контролируют, изменяют и создают исходныепрограммы человеческого биокомпьютера. Пока что неизвестно, можно ли вдействительности построить какую-либо программу. Конфликтующие школы мыслиисходят из крайностей вида "все хранится в биокомпьютере и никогда нестирается" или "только важнейшие данные и функции хранятся в биокомпьютере"и, следовательно, не существует проблемы стирания. Модификации ужесуществующих программ могут быть осуществлены с большим или меньшим успехом.Создание же новых программ -- весьма трудная задача. Как опознать такуюновую программу, когда она создана? Представляется, что эта новая программаможет быть лишь вариацией уже имеющихся. 10. Установление времени включения некоторых метапрограмм являетсязатруднительным. Например, не ясно, когда включается программа обучения умладенцев. Сомнительно, что какая-либо метапрограмма может полностьюудовлетворять исследователя. Некоторые из них можно лишь временно принятькак удовлетворительные с точки зрения эвристики. Нелегко быть открытым поотношению к новой информации и в то же время жестко придерживатьсякаких-либо сущностных метапрограмм. В некотором смысле все мы жертвы раннихметапрограмм, которые были заложены другими людьми. 11. В своих границах человеческий компьютер обладает свойством, котороеможно обозначить как наличие генеральной цели. Определение генеральной целивключает в себя способность браться за проблемы, различающиеся не толькоколичественными градациями по сложности, но и качественно по уровнямабстракции и содержания, а также возможность быстро переключать внимание изодной области человеческой активности в другую с незначительной задержкой вперепрограммировании на новую деятельность. Чем шире спектр такогоперепрограммирования, тем выше ранг по признаку генеральной цели у данногобиокомпьютера. 12. Человеческий компьютер обладает свойством сохранения программ.Хранимые программы представляют собой набор инструкций, которые находятся впамяти биокомпьютера и управляют им, когда приходят соответствующие команды.Источником команды может стать любая другая система внутри того жебиокомпьютера, или что-то, что находится вне его. 13. Человеческий компьютер в пределах, которые еще следует установить,обладает свойствами программировать самого себя и быть запрограммированнымдругими источниками. Это допущение естественно следует из предыдущего, носвязано с системами ума, работающими на уровне абстракций выше уровняпрограммирования. О метапрограммировании следует говорить буквально так же,как и о самопрограммировании. Это не означает, что можно представлятькомпьютер в целом как некое "я". Только малая часть систем, работающих вданный момент, занимается метапрограммированием, направленным на себя. Изэтого следует, что в биокомпьютере должно существовать место для гигантскогохранилища программ встроенных схем процессов, реализующихся в видеинстинктов и т.д. Все это существует в дополнение ко всему другому,составляя лишь часть схемы компьютера, доступной для самометапрограмм. Вследующем пункте делается акцент на этом аспекте. 14. Биокомпьютер обладает свойством самометапрограммирования впределах, которые могут и должны быть уточнены. (Замечание:Самометапрограммирование осуществляется сознательно на языке метакоманд.После этого идет подробное окончательное программирование, котороепродолжается и за порогом осознания). Точно так же каждый биокомпьютеробладает определенной способностью метапрограммирования других -- не себя. 15. Такой взгляд на человеческий мозг и человеческий ум даетвозможность переопределить старые классификации человеческих поисков,отдельные области науки и многие термины. Например, термин внушаемость частоиспользовался в ограниченном контексте самопрограммирования ипрограммирования одного человека или многих людей со стороны кого-нибудьеще. Гипнотический феномен наблюдается, когда данный биокомпьютер позволяетсебе быть более или менее запрограммированным кем-то другим.Метапрограммирование рассматривается в качестве более содержательноготермина, нежели внушаемость. Метапрограммирование предполагает не толькоконечный результат действия, но и принимает во внимание источники, входы,выходы и протекание основных процессов. Внушаемостью можно назвать, скорее,только свойство принятия приказов и их выполнение, а не учет и рассмотрениеисточников, входов, выходов и основных процессов (см. Г.Борнгейм и КлараХалл). 16. Ум определяется, как общая совокупность всех программ иметапрограмм данного человеческого компьютера, вне зависимости от того,можно ли их немедленно вызвать, распознать и наблюдать в действии у себя илиу других. Таким образом, в другой терминологии, ум включает в себянеосознаваемые и инстинктивные программы. Такое определение и основноедопущение обладает различными эвристическими преимуществами в сравнении состарыми концепциями и терминологией. Разделение на ум и тело не являетсяболее необходимым в свете этой новой системы определений. Ум есть суммапрограмм и метапрограмм, т. е. средство программирования человеческогобиокомпьютера. 17. Мозг определяется как видимая, осязаемая живая структура,включенная в человеческий биокомпьютер. Реальные связи биокомпьютера вчеловеческом теле не имеют еще полного описания (например, еще не описаныцепи обратных связей, биохимического или эндокринного типа с основнымиорганами). Границы мозга можно рассматривать и как пределы распространенияцентральной нервной системы на периферии. Наряду с ЦНС сюда можно включить итак называемую "автономную" нервную систему. 18. В некоторых областях человеческого мышления и научного поискавозникает необходимость в третьей сущности, иногда предполагающей, а иногдане нуждающейся в компьютере мозг-ум. В этой сфере термины "дух", "душа" и имподобные относятся к чему-то нематериальному. Такие термины неизбежностановятся предметом дискуссии о конечном смысле существования,происхождении компьютера мозг-ум, исчезновении или сохранении нашего "я"после телесной смерти, о существовании или несуществовании умов, больших чемнаши внутри или вне мозга-компьютера. Тогда и там, где это станетнеобходимым, эта экстракомпьютерная сущность может быть включена в этутеорию. (Я согласен, что такие допущения могут стать необходимыми, чтобыпридать высший смысл Человеку как целому. Религия -- это полеэкспериментальной науки. Работа в этой области начинается с основныхдопущений великого психолога Вильяма Джеймса. В будущем определенияпредлагаемой теории можно будет распространить и на эту область. К томувремени можно ввести некоторый составной термин "мозг-ум-дух"). Пока жеимеется проблема существования этой третьей сущности. Существуют как те, ктодопускает ее существование, так и те, кто заявляет, что она не существует. 19. Определенные химические вещества обладают программирующим иметапрограммирующим действием, т.е. изменяют работу биокомпьютера, одни --на программном, другие -- на метапрограммном уровне. Некоторые вещества,представляющие интерес для уровня метапрограммирования, позволяютперепрограммирование, другие обеспечивают модификации метапрограмм. (Старыеназвания этих веществ перегружены диагностическими, терапевтическими,медицинскими, моральными, этическими и сопутствующими значениями). Принаучном использовании социальные оттенки смысла утрачивают актуальность.Такие термины, как "психофармакологически активные препараты","психотомиметики", "транквилизаторы", "наркотики", "анестезирующие","анальгетики" и т.д. здесь используются вне терапевтического,диагностического, морального, этического и юридического значений. Все этиобласти следует подвергнуть тщательной переоценке с новой точки зрения.Приложение данной теории к социальным процессам может помочь прояснитьмногие вопросы в этой противоречивой области. Например, термин"перепрограммирование" и "перепрограммирующие вещества" может быть применендля компонентов, аналогичных диэтиламиду лизергиновой кислоты (ЛСД). Длядругих веществ, подобных этиловому спирту, может быть использован термин"вещество, подавляющее метапрограмму". Подобным же образом предлагаемаятеория может быть полезной в других областях классических исследований -- впсихофармакологии, нейрофизиологии, биохимии и психологии. Некоторые деталиработы самого мозга можно описать оперативно, показав, как посредствомпаттернов возбуждения-торможения в коре головного мозга, ретикулярнойформации, гипоталамусе и т.д. завершаются программы. 20. Я не собираюсь догматически настаивать на новых определениях иистолковании теории. Я предпочел скорейшую публикацию совершенствованиюконцепций и окончательному оформлению содержания. По мере роста теории можетрасти ее точность и приложимость. Здесь ударение делается на том, чтобытеория оставалась открытой настолько, насколько это возможно, не подменяяспецифику расплывчатой всеобщностью. Язык изложения приближен кобщеанглийскому насколько это возможно. По мере роста теории можетразвиваться соответствующая ей символика, что позволит сжато суммироватьразличные точки зрения, логически манипулировать ими и в подходящих случаяхсделать аргументацию более наглядной. Известно, что общий язык программирования мозга млекопитающих еще неоткрыт. Языком человеческого метапрограммирования является некотораяиндивидуальная вариация общенационального языка. Определенные концепцииработы биокомпьютеров, будучи введенными в конкретный компьютер "мозг-ум",быстро изменяют его метапрограммы. В процессе программирования язык обретаетновую энергию и точность. 21. Определенные виды субъективного опыта проясняют некоторые аспектыработы биокомпьютера самому себе. Изменения в состояниях сознания помогаютвыделять определенные аспекты связей и ограничений этой работы. Специальнаятехника сделала возможным исследования обычно недоступных областей храненияданных. Отдельные стороны хранимых программ могут быть прочувствованы,прослушаны, пережиты, проиграны, извлечены из устройств хранения средствамиспециальной техники или специальных устройств. Вызов программы может бытьограничен одним или несколькими сенсорными каналами с сопутствующей мажорнойреакцией или без нее. 22. После или даже в процессе извлечения программ из памяти вопределенных пределах могут быть осуществлены желаемые подавления, поправки,добавки и новые построения. В течение периода их полураспада(фиксированного, но еще не уточненного) их можно перевести в сознательноесостояние и уже отсюда ослабить, модифицировать, или заменить по желанию. Втечение этого периода полураспада могут быть извлечены из глубиныподсознания некоторые виды программ, подчиненные противоречивымметапрограммам. Это означает, что в отношении уже существующих программ иметапрограмм приказы ослабить, изменить или заместить программу действуюткак программа, которую можно назвать антитезисной. 23. Новые области осознания могут быть освоены за пределамисознательного понимания себя. С помощью мужества, силы духа и настойчивостиможно пересечь прежние границы, доступные для переживаний, и выйти в новыеобласти субъективного осознания и опыта. Внутренние исследования открываютновые знания, новые проблемы, новые загадки. Может оказаться, что некоторыеиз этих областей лежат уже за пределами работы компьютера "мозг-ум". В этихобластях уже может возникнуть потребность составлять карты метакомпьютера,но здесь прежде всего необходимо отыскать искажения, вносимые самимбиокомпьютером, а затем распознать их и перепрограммировать. Новое знаниечасто оказывается не более, чем старым скрытым знанием, обнаруженным врезультате зрелого и глубокого анализа. 24. Оказывается, что некоторые виды материала, извлекаемого из памяти,обладают свойством возвращать сознание во времени назад до начала появленияданного тела к телам, которые, по всей видимости, являются его ближайшимипредшественниками. При этом создается впечатление, что вы имеете дело спередачей специфической информации от прошлых организмов к теперешнему,осуществляемой посредством генетического кода, но, не исключено, что этолишь удобная иллюзия, создаваемая тля того, чтобы избежать самоанализа.Сделать допущение, что хранимое в памяти содержание выходит за пределыгенетических комбинаций спермы-яйца, представляется невозможным, пока неудастся исключить создания биокомпьютером защитных фантазий, цель которыхизбежать безжалостного и объективного самоанализа. 25. Очевидно, не все программы можно подвергнуть пересмотру. Причиныздесь оказываются различными. Некоторые из них, например, сохраняютсяблагодаря обратной связи, установленной с другими биокомпьютерами,осуществляющими в этой жизни многочисленные программы -- воспроизведениепотомства, финансовое выживание, занятие бизнесом, научные исследования и т.п. Другими недоступными пересмотру программами являются те, которые записаныв критические периоды ранних лет роста биокомпьютера. Программы, имеющиеотношение к выживанию растущего "я", по-видимому, были записаны в спешке, вотчаянной попытке выжить, и оказывают наибольшее сопротивлениепреобразованиям. 26. Приоритетные списки программ могут функционировать какметапрограммы. Некоторые программы в сравнении с другими обладают большейценностью. При составлении таких списков появляется возможность пересмотретьпорядок следования метапрограмм в соответствии с изменившейся важностью их внашей жизни. 27. Базовые функции программ тела и ума и их различные формы, связанныес вербальным поведением (слово, речь и т. д.) детально описаны впсихоаналитической литературе. Бегство, страдание и подавление -разновидности метапрограмм, имеющих дело с приоритетным списком программ.Метапрограммы, направленные на то, чтобы спрятать или подавить определенныевиды хранимого материала часто обнаруживаются у различных людей. Такойанализ ограничивается вербальной формой. Многочисленные формы взаимодействияс другими людьми в реальном мире являются источником еще более сильноймодификации программ по сравнению с объектами психоанализа и самоанализа.Например, обучение сексуальному поведению не может быть передано лишь черезвербальную форму. 28. Детальный обзор определенного вида невербальных программ обучения,отдельные методы представления таких программ и их частей представлены вработах И.П.Павлова и Б.Ф.Скиннера. Некоторые из этих результатов состоят вобучении простым кодам с невербальными компонентами. (Гордон Паск, 1966). 29. Дихотомия поощрение-наказание и соответствующие компоненты в работечеловеческого компьютера является особо важной. Необходимо принимать врасчет факт существования различных цепей ЦНС, являющихся системаминаказания и поощрения и осуществляющих свою функцию через стимуляциюестественных и искусственных входов (Лилли, 1957, 1958, 1959). Эти процессыдолжны включать в себя, как мощное подкрепление, эмоции, связанные с"движением к и движением от" с усвоением кодовых символов. Такие символыобладают способностью устанавливать иерархию приоритетов основныхоперационных программ на разных уровнях с использованием вербальных иневербальных средств. Слишком часто оказывается, что "случайное"сопоставление с самого начала открывает путь ложным иерархическимотношениям, в результате чего приоритеты устанавливаются "первым попавшимся"спонтанным сочетанием, незапланированным и неподготовленным. При новомподходе и новой точке зрения с помощью планируемой "спонтанности"упорядоченных по времени событий соответствующие программные приоритеты былибы заложены с самого начала истории жизни биокомпьютера. Сохранение иподдержание свойства генеральной цели с ранних лет до взрослого состоянияявляется полезной программой. Положительные (связанные с получениемудовольствия) и негативные (вызывающие боль и страх) аспекты программ иметапрограмм поражают самые корни источников мотивационной энергиибиокомпьютера. Один из аспектов использования ЛСД заключается в знании, чтооно предоставляет индивидууму всеобъемлющие положительно мотивированныепозиции, когда он находится в ЛСД-состоянии. Это может обеспечить работу надмодификацией программ, хотя может и способствовать поискам удовольствия какцели. 30. То, что человеческий компьютер должен функционировать в социуме,накладывает ограничения на выбор доступных аппаратных средств.Придерживаться принятых установок по отношению к реальности во всем еемногообразии и одновременно программировать новое состояние сознания трудно.Просто в человеческом мозге нет достаточного количества цепей, чтобы сдостаточной степенью полноты выполнять обе работы. Поэтому для обнаружения иисследования новых состояний сознания нужны специальные условия, которыескорее приведут к более полному использованию всего биокомпьютера и позволятэкспериментально показать возможности метода. Физическая изоляция(специально подобранные воздействующие факторы -- Лилли, 1956) обеспечиваетнаиболее полный и законченный опыт внутренних переживаний. Одним из средствсоздания физической изоляции является ограничение сенсорных воздействий --постоянство уровня температуры тела, нулевой уровень светового потока,подпороговый уровень звука, минимальное воздействие веса, минимальнаяинтенсивность внутренней стимуляции, уменьшение влияния дыхательных стимулови т.д. Эти условия могут привести к некоторым новым состояниям сознания,создать необходимый равномерный фон для их возникновения и развития. Этообеспечивает минимизацию энергетических затрат на обработку непрерывныхзапросов со стороны физической реальности и вытекающих из этого следствий.Исходя из принципа конкурентного использования различных отделов мозга,можно понять, почему, например, длительное "галлюцинирование" было бынедопустимым в нашем обществе. Если личность будет активно проецироватьвизуальные образы в трехмерное пространство, пользуясь имеющимися в памятипрограммами, ей может не хватить оставшихся мощностей мозга для того, чтобыв обыденной жизни предупредить опасности, связанные, скажем, с гравитациейили чем-то еще. Она может настолько погрузиться в созерцание проекцийвизуального поля, что информационные входы в биокомпьютер со стороныреальности останутся без внимания и реакция на них качественно ухудшится совсеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, что опасность этого и учитнас подавлять "галлюцинации" у детей с раннего возраста. 31. Принцип конкурентного использования наличной структурыбиокомпьютера в качестве следствия приводит к тому, что чем большебиокомпьютер, тем больше в нем может храниться метапрограмм и программ и тембольше места можно использовать для одной или более одновременно работающихпрограмм. Чем больше количество активных элементов в мозге, тем большевозможностей для того, чтобы одновременно иметь дело с текущей программойвнешней реальности и вызывать из памяти данные о прошлом. При прочих равныхусловиях качество проработки вызванных программ и качество взаимодействия сфизической реальностью есть прямая функция от задействованного объемабиокомпьютера. Возможно есть люди, мозг которых способен одновременно проецироватьвизуальные образы из памяти и адекватно функционировать во внешней среде.Теоретически это возможно. Но, конечно, такое включение программ,рассчитанных на конкурирующие виды работы, должно быть включено вопределение природы генеральной цели конкретного биокомпьютера. 32. "Программа сознания" способна в пределах структуры биокомпьютерарасширяться или сужаться. В состоянии комы эта программа почти не работает.В обычном состоянии сознания нужно, чтобы функционировала значительная частьцепей мозга. В состоянии расширенного сознания часть биокомпьютера,вовлеченная в работу по соответствующей программе, приобретает особуюценность. Если сознание смещено больше в область ощущений, то основаниюмоторики сложного взаимодействия остается лишь небольшая часть структуры, иобратно. Если же расширяется основание моторики, то снижаются сенсорныепроявления. Если не расширяются ни моторная, ни сенсорная области, то большепространства остается для познания и эмоций. 33. Точное определение ценности составляющих частей биокомпьютера вкаждый данный момент принадлежит отдельной программе и является важнымдополнительным свойством биокомпьютера. Ценность и место каждой части можетменяться со временем. 34. В общих чертах можно наметить основные системы метапрограмм ипрограмм, конкурирующих в конкретной ситуации. Методы классификации этихконкурирующих программ зависят от метапрограмм наблюдателя. Одна системаделит программы на визуальные, акустические, проприоцептивные. Эта системаиспользуется в нейрофизиологии и сравнительной физиологии. 35. Другая классификация разделяет конкурирующие программы на оральные,генитальные, анальные, защитные, сознательные, бессознательные, сексуальные,агрессивные, репрессивные, замедляющие, резистивные, тактические,стратегические, успешные, безуспешные, пассивные, активные, женские,мужские, программы удовольствия, страдания, регрессивные, прогрессивные,сублимирования, фиксированные, программы эго, суперэго, и др. Эта системаклассификации разработана в психоанализе. 34. Еще одна классификация, используемая гуманитариями иинтеллектуалами, разделяет программы на животные, гуманистические,моральные, этические, финансовые, материальные, социальные,альтруистические, профессиональные, свободные, программы богатства,бедности, прогрессивные, консервативные, либеральные, религиозные, программысилы, слабости, политические, медицинские, легальные, экономические,национальные, местные, инженерные, научные, математические, программыобразования, детские, подростковые, взрослые, умные, глупые, глубокие,обширные, всеобъемлющие и т.д. 37. Классификация метапрограмм вышеприведенными методами иллюстрируетнекоторые полезные принципы. Вероятно, существует набор лучших схем, чемвышеприведенные. Безусловно, необходимы новые систематизации. Принципыпредлагаемой теории могут быть применены для разработки таких классификацийна любом уровне функционирования биокомпьютера.

I

Применение проективно-демонстрационной техники в глубинном анализе сиспользованием диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД-25) Использование психоделиков (таких, как ЛСД-25) на человекедемонстрирует характерные свойства этих веществ, заключающихся вопределенном изменении работы биокомпьютера. Некоторые из этих измененийупомянуты выше. Ниже приведены данные, полученные эмпирически вЛСД-состояниях. 1. Самометапрограмма может вырабатывать команды для созданияспециальных состояний биокомпьютера. Многие из этих состояний описаны влитературе по гипнозу. 2. Эти команды выполняются с относительно короткими задержками(минуты). Задержка, безусловно, будет варьировать в зависимости от сложностизадачи, которая программируется в биокомпьютере. Имеет значение также ипредыстория такого программирования: чем чаще оно проводилось, тем легче этопроделать снова и тем меньше это отнимает времени. 3. Только табуированные и официально запрещенные программывоспроизводятся неполно: есть особые пропуски, провалы, которые выдаютналичие запрещенных областей. Большинство других программ можновоспроизвести в пределах, доступных осознанию. 4. Когда впервые входишь в системы динамической памяти, способ храненияматериала там оказывается совершенно неожиданным даже для собственногосознания. 5. С помощью команд можно осуществить демонстрацию паттернов любыхпрограмм, содержания памяти и текущих проблем. Демонстрация может бытьвизуальным, акустическим, тактильным и т. д. наброском набора различимыхпеременных в пространстве любого числа измерений с использованием текущегоматериала. Знак и интенсивность мотивации может меняться в любой из этихдемонстраций под воздействием специальных команд. 6. Более или менее полная повторная демонстрация прошлых опытов, важныхдля текущей работы биокомпьютера, может программироваться из памяти.Календарь объективного времени исходных событий оказывается не стольсущественным аспектом накапливающей системы. Уровень зрелости к моментурассматриваемого события значительно важнее. 7. Записанные события, накопленные инструкции, наработанные программыизменяются как по количеству, так и по особенностям позитивных и негативныхаффектов, чувств, эмоций, связанных с каждой из них. Если имеет место крайне отрицательный (злой, вредный, страшный) эмоциональный заряд, повторноепроигрывание может повести к сдвигу в положительную сторону спектра мотивов,чувств, эмоций. В состоянии ЛСД-25 при помощи специальных командотрицательный или положительный заряд может быть нейтрализован или дажесмениться на противоположный. Но поскольку большинство людей хочет избежатьотрицательного и поддержать положительное, то когда приобретается контрольнад программированием, они стремятся положительно зарядить даже программы иметапрограммы и процесс их создания. (Химическое изменение может иметь местов сигнальной памяти, как знак смещения от отрицательной к положительноймотивации). Нижеследующее описание предлагает примеры удачного использования ирезультаты произвольного программирования новых инструкций в ЛСД-состоянии.Для тех, кто не испытывал этот феномен на собственном опыте, подчеркнем, чтоэтот вид манипулирования и контроля над собственными программами идраматическое, яркое, образное представление и переживание их, по-видимому,недостижимо без использования ЛСД. Полнота контроля, по-видимому, сравнима сдругими путями достижения управления и визуализации, но, насколько я знаю,такая, как в этом случае, интенсивность недостижима никаким другим путем.Возможное исключение -- гипноз. В некоторых случаях на протяжении восьми, или около того, часов особыхсостояний, достигнутых с помощью ЛСД, можно использовать визуальныепредставления чтобы увидеть природу собственных механизмов защиты, бегства,уклонения, идеализации. С помощью зеркала, в котором удается тщательнорассмотреть во внешней реальности все тело или лицо, можно вызвать особоесостояние сознания (или специальную программу использования полейвосприятия), при котором появляются забытые или подсознательно хранимыепредставления о себе и о других, идущие поверх отражения тела или жезамещающие его образ. Такие образы могут быть выбраны с определеннымиограничениями и в некоторых пределах ими можно управлять. Они такжедопускаются в контексте свободных ассоциаций, появляясь параллельно стекущим потоком сознания. Приказы себе о проявлении этих феноменов могутнапоминать постгипнотические внушения, даваемые в самогипнозе. В случаеочень большого биокомпьютера для определенного типа программ демонстрации соспециальным содержанием, которое должно быть показано, метапрограммныеинструкции не обязательно детализировать. Это аналогично указаниям большомуколичеству актеров, как организовать игру в пространстве и во времени. Такиеуказания не обязательно давать детально по каждой роли. На протяженииполучаса объективного времени такие проекции можно поддерживать и работать сними в режиме самоанализа. В конце этого периода наблюдается некотораяусталость с последующим прекращением демонстрации. Повторное извлечениепрограммы из биокомпьютера может быть осуществлено после небольшого (около15 минут) отдыха от этой и подобной ей работы. Можно организовать несколькотаких извлечений на протяжении одного сеанса. Области бессознательно работающих табу, ожиданий, запретовобнаруживаются (в отрицательном смысле) по отсутствию возникновения желаемыхсознательно и вызываемых приказом проекций в этих областях. Областиподсознательной проработки оказываются весьма детализированными проекциями,хотя и нет возможности соотнести их с реальными вспоминаемыми событиями.Скрытые воспоминания (Бертрам Левин) всплывают в изобилии. Как толькоснимается покров со скрытого за экраном материала, воспоминание,проецируемое на экран, исчезает. Явный оборонительный маневр заключается в феномене "мерцающих образов".Все новые и новые образы приходят с такой скоростью (2 -- 3 в объективнуюсекунду), что нет возможности тщательно исследовать каждый из них и узнатьего значение. Другое обнаруживаемое уклонение состоит в растворении,мозаичности, в особой манере искажения, при которой образы текут, иногдасохраняя целостность, иногда разбиваясь на части, подобно мозаике, илиобмениваясь между собой частями. Причем это возможно и для образов, хранимыхна различных уровнях. Плавление, мозаика или искажение могутпрограммироваться сознательно, прямым приказом. Как уклонение онирассматриваются лишь тогда, когда не находятся под контролем "я". Текущаяэмоция и ее модуляция при сознательном желании немедленно отражаются напроекции, несмотря на отсутствие изменений в реальном лице, фиксируемом состороны наблюдателем или при помощи фотоаппарата. Проецируемое и реальноелицо приспосабливаются друг к другу в трех измерениях. Это похоже на то, какесли бы системы восприятия использовали реальное лицо и пересчитывали(трансформировали) его так, чтобы придавать ему различные выражения, тоесть, если реальное выражение лица нейтрально, то проецируемое лицо будетуправлять кажущимися чертами действительного лица с точной демонстрациейстраха, радости, сексуальных желаний, ненависти, удовольствия, боли,психического искажения эго, обожания себя и некоторых подобных эмоций.Они-то и изучались с помощью их зеркальных проекций. Конфликты могут проецироваться несколькими путями. Образы могутпереключаться с большой частотой, относясь последовательно к двумконфликтным категориям, эмоциям, приказам, личностям, идеалам и др.Чередуясь, несравнимые части внутренней аргументации проецируются рядом,позволяя рельефно видеть глубинные корни конфликта. Глубокая усталостьпроецируется старческими образами или больными лицами, покрытыми пятнами. Негативные программы, которые блокируют доступ определенному материалук механизму отображения, отображаются, используя альтернативные пути,"приемлемые идеалу эго". Например, материал, который нельзя проецировать насвое зеркальное отражение, иногда удается проецировать на чью-нибудь цветнуюфотографию. В некоторых случаях с целью полного использования отображенияжелаемого материала может быть удобнее и приемлемее фотография личностипротивоположного пола (только лицо, все тело в одежде или без). При некоторых обстоятельствах соответственно выбранная реальнаяличность тоже может служить в качестве трехмерного экрана во внешнейреальности, на который может проецироваться материал. Этот последний экранбывает не только пассивным, но может что-то сказать или сделать от себя. Этолибо меняет проекцию, либо вызывает новую программу (например, такую, какнесущая программа внешней реальности), которая может снять феномен проекцийв целом. Когда вы видите визуальную проекцию на лице другой личности,скажем, свои истинные глубокие чувства, может прийти понимание, что этопроисходит с вами все время ниже уровня сознания, без приложения каких-либоспециальных усилий для создания такой ситуации, т.е. имеет место готовоеподсознательное "отображение", которому специальными условиями обеспечендоступ к механизму визуализации и которое в программе внешней реальностиотносительно других личностей действует обычно бессознательно илипредсознательно. Это впервые сделанное открытие может принести пользу дляпоследующего анализа ваших взаимоотношений с другими.

Телесное лицо

Одним интересным видом проекции на отражение вашего собственного тела(или на реальное тело другого) является феномен создания телесного лица. Вэтом феномене вы видите лицо монстра, чьи спроецированные черты строятсяследующим образом из частей реального тела: действительные плечи становятся"верхом головы", область сосков -- "глазами", пупок -- "ноздрями", областьпаха -- "ртом". Это лицо, бессодержательное само по себе, может быть сделаноочень испуганным, печальным или счастливым методами соответствующегопрограммирования. Увиденное однажды, оно легко программируется даже в случаекрайних изменений положения тела. Анализ показывает, что это лицо хранилосьв памяти с самого раннего детства и явилось результатом фантазийотносительно тел, мужских и женских, угрожающих или обольстительных. Этапроекция полезна, как след страхов определенного вида.

Пустой экран

Экраны внешней реальности для проекции программы отображения вЛСД-состоянии можно организовать, как набор различных величин в ихотношениях друг с другом. Среди них другие реальные личности, движущиесяизображения этих личностей в разных состояниях, их фотографии, сами снимкииз прошлого, подвижные и неподвижные, пространственные и плоские,относящиеся к текущему моменту цветные отражения своего лица и тела взеркале, и, наконец, чистый, освещенный или неосвещенный, наблюдаемый соткрытыми или закрытыми глазами проекционный экран. Чистый проекционный экран, рассматриваемый интроспективно, меняется взависимости от того, закрыты или открыты глаза. В абсолютной темноте можноопределить различие между чистым экраном при закрытых или открытых глазах.Случай открытых глаз дает чувство глубины за пределами глаз, чувствореального визуального пространства. Закрывание глаз немедленно переводитвидение в другое визуальное пространство, которое представляется болеевнутренним, более интроспективным, более субъективным. В условиях глубокойизоляции в ЛСД-состоянии эти различия уменьшаются. Чистый экран труден для работы. Но он менее всего мешает собственнымтворческим усилиям. Он занимает значительно больше места для своейпрограммы, чтобы воссоздавать и те аспекты, которые в случаях других экрановобеспечиваются автоматически благодаря непосредственному участию механизмавосприятия в программе проецирования. Чистый экран демонстрирует"запрещенные переходы", оставаясь пустым, и для визуализации требуетсяповышенная степень релаксации и возможности "свободно ассоциировать", чтобыполучать проекции на чистом экране. Иногда в случае чистого экрана можетпомочь синестетическая проекция. Возбуждение, поступающее в объективныйслуховой механизм, может быть преобразовано, чтобы возбудить визуальнуюпроекцию. Наиболее общим возбудителем, используемым в таком случае, являетсямузыка. Этот хорошо организованный вход имеет тенденцию "управлятьсодержанием по ассоциации". Например, религиозная музыка может пробудитьрелигиозные видения, построенные в детстве из реальных картин, храмов,фантазий и т. д. Другими входами могут служить голоса: свой собственныйголос, реальный или записанный, голос другого человека. Эти источникисвязаны с теми же проблемами, что и картины. Высокий приоритет программы,которую мы называем программа внешней реальности, может привести к перехватусхемы и замещению проекционной программы картинами и голосами известных имнимых личностей. Этот эффект прерывает проекции и их свободные ассоциации. С помощьютщательного самоанализа достаточно длинного отрезка содержания внешнейреальности и его связей можно показать их отношение к делу, используяобычную технику психоанализа. Такие прерывания зависят от индивидуальных особенностей биокомпьютера иналичию у него конфликтов между проекционной программой и программой внешнейреальности. Если присутствуют вина и страх, внешний источник отвлечетэнергию биокомпьютера назад к "внешней реальности". В качестве альтернативы,если уровень стимула со стороны личности во внешней реальности превыситопределенную величину, биокомпьютер обратится к этой личности, ее звуковомувыходу и ее поведению. Чистый белый шум позволяет избежать этих трудностей. Он может оказатьсяхорошим акустически освещенным чистым экраном для синестетическоговозбуждения визуальных проекций. Проведенные эксперименты с подачеймодулированного и немодулированного шума в оба уха продемонстрировалинекоторые программные возможности. Ловушкой, которую следует избежать,является здесь проблема программирования случайными процессами самого шума.Это ведет к хаотическому программированию, т. е. сам случайный процесс всистемах метапрограммирования может вырасти до значительной величины. Этиэффекты могут быть уменьшены, если привести в соответствие акустическуюинтенсивность двух смодулированных источников шума и "освещенный шумом"визуальный экран, который может быть использован для определенияпроекционных целей. Однако в этой области были проведены лишь начальныеэксперименты.

Date: 2016-05-14; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию