Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клиническая психология - междисциплинарная наука





Значение клинической психологии в решении общих проблем психологии. Роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний.

Основными разделами клинической психологии являются:патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина.

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также психокоррекционные формы воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решение различных экспериментальных вопросов и изучение воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии являются механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.е., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи: участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установление степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич. нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.

Клиническая психология - междисциплинарная наука

Она связана с медициной, анатомией, физиологией, генетикой, юриспруденцией, всеми остальными областями психологии.

Клиническая психология как самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.

Ведущий советский психиатр А. В. Снежневский считает, что медицинская (клиническая) психология — это отрасль общей психологии, кото­рая исследует состояние и роль психики в возникновении болез­ней человека, особенностях их проявлений, течения, а также ис­ хода и восстановления. В своем исследовании медицинская психология пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами.

А. В. Снежневский отмечает, что данная наука в свою очередь содержит следующие отрасли:

1) патопсихологию, изучающую психологическими методами расстройства психической деятельности;

2) нейропсихологию, изучающую психологическими метода­ ми очаговые поражения головного мозга;

3) деонтологию;

4) психологические основы общей и специальной психологи­ю гиены;

5) психологические основы эрготерапии;

6) психологические основы организации обслуживания боль­ ных в стационарах, амбулаториях, санаториях. Возможно выделение и других отраслей.

2. Предмет и объект исследования клинической психологии

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного).

В соответствии с этим можно выделить общую и частную клини­ческую психологию. Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психоло­гии медицинского работника, психологические особенности об­щения больного и врача, а также влияние психологической ат­мосферы лечебно­-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эво­люция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально­волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология по­ ловой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больно­го, а именно:

1) особенности психических процессов у психических боль­ ных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно­сосудистыми, инфекционными, он­ кологическими, гинекологическими, кожными и т. д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т. п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию. Б. Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психоло­ гии выделил особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагно­ стики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья. 6Что же является объектом клинической психологии? Б. Д. Кар& васарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые свя­ заны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

3. Цели клинической психологии

Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60­х — 70­х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим об­ разом (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966 г.; М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасарский, 1978 г.):

1) изучение психических факторов, влияющих на развитие бо­лезней, их профилактику и лечение;

2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;

3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;

4) изучение нарушений развития психики; изучение характе­ ра отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;

5) разработка принципов и методов психологического иссле­ дования в клинике;

6) создание и изучение психологических методов воздей­ ствия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Подобное формулирование целей клинической психологии со­ ответствовало усиливающейся тенденции к использованию идей и методов данной науки для повышения качества диагностиче­ ского и лечебного процесса в различных областях медицины со всеми неизбежными на данном этапе трудностями, обусло­ вленными неодинаковой степенью развития того или иного ее раздела.

4. Структура клинической психологии. Основные разделы клинической психологии и области их исследования Можно выделить конкретные разделы медицинской психо­ логии, которые находят практическое применение знаний в соот­ ветствующих клиниках: в психиатрической клинике — патопсихология; в неврологической — нейропсихология; в соматической — психосоматика.

По мнению Б. В. Зейгарник, патопсихология изучает наруше­ния психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и исполь­зует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности рас­пада психики), так и частной (когда исследуются нарушения пси­ хики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Объектом изучения нейропсихологии служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально­-очаго­ вые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний. Патопсихологию следует отличать от психопатологии (о ней речь пойдет позже). Сейчас стоит лишь отметить, что патопсихология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские по­ нятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико&описательный.

Взаимосвязь клинической психологии с другими науками Клиническая психология, как и любая другая наука, развива­лась и продолжает развиваться во взаимодействии с другими нау­ками и под их влиянием. Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психо­логии также оказывают большое влияние неврология и нейрохи­ рургия. Психиатрия — медицинская наука, но она теснейшим образом соприкасается с клинической психологией. Эти науки имеют об­щий предмет научных исследований — психические расстрой­ ства. Но кроме этого, клиническая психология занимается такими нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болез­ни (например, по проблемам супружества), а также психическими 8аспектами соматических расстройств. Однако психиатрия как част­ная область медицины больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств. Клиническая же психология делает ак­цент на психологических аспектах. Клиническая психология связана с психофармакологией: и та, и другая изучают психопатологические расстройства и способы их лечения. Кроме того, употребление лекарственных средств всегда оказывает на пациента положительное или отрицательное психо­логическое действие.

Успешно развивается медицинская педагогика — смежная с медициной, психологией и педагогикой область, в задачи которой входит обучение, воспитание и лечение больных детей. Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией.

Следует также отметить, что достаточно велико влияние на кли­ническую психологию со стороны социальной психологии, в центре исследований которой находится человек в его взаимоотноше­ниях с социальным окружением. Клиническая психология близка и к ряду других психологи­ ческих и педагогических наук — экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др. Также следует отметить связь клинической психологии с такими науками, как социология, антропология, этнография, культурология, история, филология и лингвистика (нейролингвистика, психолингвистика), математика и статисти­ ка и др.

Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническо­ му психологу необходимо применять комплексный подход.

Date: 2016-05-13; view: 1657; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию