Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование педагогического процесса





Продуктивная педагогическая технология нацелена на прочное усвоение базисных знаний, умений.

Хорошо обученный человек имеет базис основных знаний, умений, усвоенных на уровне прочных мыслительных и поведенческих навыков, действующих неосознанно как стереотипы мышления и поведения. Путь к прочным знаниям один – многократное и беспрерывное повторение изученного во все новых ситуациях и связях до тех пор, пока действия не будут доведены до автоматизма, не осядут в долгосрочной памяти и не будут всякий раз требовать участия ума и воли.

Что делать, чтобы знания и умения были прочными, хорошо известно. Вспомним хотя бы главные правила.

Для прочного усвоения знаний, умений будем:

• выделять главные знания, умения, откажемся от малоценных и малозначимых;

• экономить силы обучаемых, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению;

• препятствовать закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что обучаемый не понял. Запоминать только сознательно усвоенное, хорошо осмысленное;

• заключать материал, требующий запоминания, в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно быть слишком объемным;

• исключать из подлежащих запоминанию рядов все, что ученик сам легко может прибавить;

• помнить, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частоту повторений согласуем с закономерностями забывания;

• согласовывать частоту повторений с кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления школьников с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений должно постепенно снижаться, но никогда не прекращаться;

• следить за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения;

• всегда помнить, что главным средством упрочения знаний является их самостоятельное многократное повторение;

• развивать память, используя различные мнемотехнические приемы, облегчающие и направляющие запоминание;

• добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается, а главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения;

• контролировать логику обучения: прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, мало связанных между собой знаний;

• проводить повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников. Работа над осознанием и закреплением знаний постепенно расширяет их объем;

• находить новые схемы повторения изученного, предоставлять возможность школьникам рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения;

• всегда связывать изучение нового с ранее пройденным, повторять старое в новом;

• проводить закрепление и упрочение знаний, умений в логически целостных структурах;

• отказываться от однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирать так, чтобы они имели смысл. Выполнение упражнений, решение задач эффективны, если требуют активного размышления, поиска рационального решения, проверки результатов при сопоставлении с данными условия;

• объяснять, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы;

• выполнять пробные упражнения под руководством учителя;

• постоянно выявлять и измерять достигнутые успехи;

• использовать счет как важнейшее и универсальное средство упрочения и действенности обучения: сначала – на палочках, потом – вслух, в конце – в уме.

Проблемное обучение (ПбО)

Отличительная особенность организации обучения – самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности обучаемых. Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на этапы, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важный этап ПбО – создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения.

Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для обучаемых. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») обучаемый перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. «Озарение» («Я знаю, как сделать») завершает этот этап. Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью обучаемых, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение (ПО)

Название происходит от позаимствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом.

Возникшее в начале 1960-х годов на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания и благодаря этому оказывала бы ему своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

Особенности ПО таковы:

– учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

– учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

– каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

– при правильном выполнении контрольных заданий обучаемый получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

– при неправильном ответе обучаемый получает помощь и дополнительные разъяснения;

– каждый обучаемый работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

– результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим обучаемым (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

– педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

– в учебном процессе широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними обучаемых, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.

Компьютерное обучение (КО)

Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса.

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (по Селевко Г.)

I. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса 4.1. Педагогика сотрудничества 4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) Предтечи, разновидности, последователи VII. Природосообразные технологии 10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир) Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 10.6. Технология Дальтон-план 10.7. Технология свободного труда (С. Френе) 10.8. Школа-парк (М. А. Балабан) 10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
II. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) 5.1. Игровые технологии Игровые технологии в дошкольном периоде Игровые технологии в младшем школьном возрасте Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 5.2. Проблемное обучение 5.3. Технология современного проектного обучения 5.4. Интерактивные технологии Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты» Тренинговые технологии 5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) VIII. Технологии развивающего образования Общие основы технологий развивающего образования 11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова 11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко 11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон
III. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 6.1. Технология программированного обучения 6.2. Технологии уровневой дифференциации Дифференциация по уровню развития способностей Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 6.6. Технологии групповой деятельности Модель: групповая работа в классе Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) Модели коллективного творческого решения проблем 6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении IX. Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств 12.1. Технологии освоения информационной культуры Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ» 12.2. Компьютер как объект и предмет изучения 12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении 12.4. Технологии компьютерного урока 12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения 12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) Технологии телекоммуникаций 12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации 12.8. Технология медиаобразования Модель «Медиаобразование» как учебный курс Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» Модель «Школьный Центр СМК» 12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой
iV. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 7.6. Технологии интеграции в образовании Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева Технология воспитания экологической культуры Концепция глобального образования Концепция холистической педагогики Концепция гражданского образования 7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин» Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем Модель «Интегрированные занятия (уроки)» Модель «Интегрированные дни» Модель межпредметных связей 7.8. Технологии концентрированного обучения Модель суггестивного погружения Модель временнoго погружения М.П. Щетинина Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур Особенности идеографических моделей V. Частнопредметные педагогические технологии 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России? 96» Е.А. Филипповой Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России? 97» А.Е. Глозмана Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова 8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» X. Социально-воспитательные технологии 13.1. Технология семейного воспитания 13.2. Технологии дошкольного воспитания 13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 13.4. Технологии социально-педагогических комплексов Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» Модель «Содружество школы и производства» Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» Модель «СПК как специально спроектированная среда» 13.5. Технологии дополнительного образования 13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения 13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения 13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания 13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами Модель дифференциации и индивидуализации обучения Технологии компенсирующего обучения Технология работы с проблемными детьми в массовой школе Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР 13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) Технология работы с умственно отсталыми детьми Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями 13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» Модель «Социальный приют» Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека 13.14. Технология установления связей с общественностью (PR - технологии)
XI. Воспитательные технологии 14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода 14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко 14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова 14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского 14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) 14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе 14.7. Технологии индивидуализированного воспитания Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман) Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) Технология нейролингвистического программирования 14.8. Воспитание в процессе обучения 14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому
XII. Педагогические технологии авторских школ 15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 15.4. Агрошкола А.А. Католикова 15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) Другие разновидности авторских школ
VI. Альтернативные технологии 9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности 9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) Особенности усвоения языковой культуры Технология «Другая математика» 9.4. Технология мастерских 9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) Предтечи, разновидности, последователи XIII. Технологии внутришкольного управления 16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой Технология управления школой в режиме развития Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) Педагогические советы 16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский) 16.4. Технология педагогического эксперимента 16.5. Технология внутришкольного мониторинга 16.6. Технологии проектирования и освоения технологий

Date: 2016-05-13; view: 786; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию