Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Готическое искусство (вторая половина XII вв. – XV вв.)





В романских церквях массивные стены, узкие окна и таинственная полутьма символизировали непостижимость Бога, одновременно ограждая верующих от грехов внешнего мира. Эту традицию наследуют и православные храмы, делая, однако, акцент на объединяющем объеме подкупольного пространсва. Аббат Сугерий (XII в.) решил прорезать сплошную стену восточной части храма высокими и широкими окнами. В новые большие окна вставили цветные стекла, и солнечные лучи радужным мерцанием наполнили интерьер: «Все святилище залито дивным и немеркнущим светом, проникающим сквозь священные окна!» – восклицает аббат Сугерий, в сочинении о своем новом храме.

Выскажите свое мнение: изменилось ли что-то в мировоззрении верующих с изменением архитектурного стиля готического храма?

В готических соборах повышается конструктивная роль окон, заменяющих собой стены. Данный прием визуализирует прозрачность границы внутреннего и внешнего миров. Конструктивная система контрфорсов и аркбутанов организована так, что демонстрирует исходящие изнутри собора силы, разрушающие пределы. Душевный мир, жаждущий самораскрытия навстречу высшей духовности, трансформирует оболочку, превращая материю из плоти в скелет, каркас, остов, пропускающий душевное устремление ввысь.

Готический собор - качественно новое культовое пространство, по сравнению с романской монастырской церковью. Храм раскрывается окружающему пространству, миру, городу.

Идея стремления к бесконечности пронизывает собой все элементы устройства готического собора. Во-первых, строительный материал - камень

- теряет свое основное свойство каменности и прочности, приобретая вид легкой, пластичной растительной формы, камень плавится и преодолевает силу притяжения. Каждая архитектурная форма уподобляется растительному цветущему природному элементу. Во-вторых, строительный материал - камень, будучи частью земли, обеспечивает собору проявление качества репрезентации земного начала. В таком отношении готическая трансформация камня означает визуализацию процесса поднятия земли к небесам. Готический собор - это та часть земли, та земная форма, которая вздымается над ровной земной поверхностью, противореча всем своим устройством объективным законам всего земного и подчиняясь лишь одному закону - преодоления и выхода за пределы этих объективных земных законов. В-третьих, пористая конструкция башен обеспечивает эффект входа стихии воздуха в здание. Тем самым происходит слияние и взаимное растворение архитектурных-земных и воздушных пространств. Помимо стихийного соприкосновения и взаимопроникновения, важен также аспект цветового взаимодействия. Небесный цвет через пористую структуру ажурных галерей, арок и окон проникает в собор и становится частью цветовой природы готического здания. Слияние небесного и земного начал в соборе обеспечивает эффект взлета соборных форм. В-четвертых, система контрфорсов и аркбутанов дает собору возможность бесконечного роста из центра, организуя собор по законам мощных центробежных сил. Ни одна форма готического здания принципиально не завершена, но подчиняется законам открытости. В-пятых, интерьер готического собора образован сцеплением, объединением многих отдельных вертикалей в единое целое - в «пучки колонн», которые становятся источником порождения нервюр сводов. Нервюры, имея происхождение от понятия «нерв», придают интерьеру характер пронизанности нервными токами. Архитектурные элементы, обладающие подобными значениями, обнаруживают иное измерение соборного пространства, обретающего себя не только и не столько в объективной действительности, сколько в пространстве энергетики душевного мира, душевных сил, объединяющих мир реальный и мир идеальный.

 

Переход от романского к готическому стилю в архитектуре является визуальным свидетельством коренных перемен в мироотношении, потребовавших новых принципов строения модели мироздания - католического храма.

Среди обстоятельств актуально-исторического характера, повлиявших на возникновение памятников готического стиля, можно отметить рост национального самосознания народов Европы, приведший к пестованию человеческого земного качества; урбанизацию Европы, сказавшуюся в укреплении городов как локальных центров воспитания ценности земного строительства, земного существования человеческого. Политическая и экономическая независимость городов определяла ценность качества горожанина, «гражданина» и повышала значимость независимого и достойного земного бытия. Корпоративный цеховой принцип трудовой деятельности установил ценность коллективного строительства города, значение причастности единому делу, дал человеку осознание себя как части целого - Единичного, которая участвует в создании Общего и Всеобщего. А также значение сакрального труда, приобщающего к благу. Городские цеха - аналог монашеских орденов/братств. Города, купечество, ремесленные цеха, королевская власть, а не церковь выступают главными строителями- заказчиками. Интеллектуальным ядром города, начиная с XII в., стал университет, сформировавший основу для познавательной активности человека как субъекта, пребывающего в постоянных самостоятельных поисках истины.

Религиозная ситуация середины XII в. характеризуется кризисом системы бенедиктинского ордена. Центростремительные силы, организующие религиозную практику бенедиктинского братства внутри монастырских стен, обернулись разрушением заповедей святого Бенедикта Нурсийского. Священнослужители декларировали себя и свои обители как средоточие богатств духовных, а в действительности превращались в накопителей богатств материальных, тем самым теряя подобие деяниям Христа в своем удалении от мира. И внутри самой христианской церкви созрела необходимость ее реформирования. Эта реформа воплотилась в деятельности Франциска Ассизского, ставшего основателем ордена францисканцев. Устав францисканского ордена провозглашал принципы нищенства, странничества, обращения к миру, определял ценность расконечивания человеческого начала в стремлении к духовному преображению.

 

Периодизация

  • ранняя готика ( 1223-1314 гг.; упрощенно – XIII в.); архитектура оставалась преобладающим видом искусства. Этот период можно назвать эпохой великих соборов. В первое время готическая скульптура по духу жестко подчинялась архитектуре. Раннеготическое искусство в разных странах было развито не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань. Основным направлением в готическом искусстве является архитектура, но она уже начинает вытесняться такими направлениями как скульптура и живопись. Готический стиль ещё не совсем обосновался в мировой культуре, в нём всё ещё переплетаются отголоски романского стиля.
  • высокая готика (1314-1422 гг.; упрощенно – XIV в.); Наивысшие достижения в области скульптуры относятся к 1220--1420 гг. Итак, что касается строительства соборов, то оно в конце 13 -- начале 14 вв. переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Своё развитие получило также строительство соборов в соответствии с зальной системой, где все нефы имеют одинаковую высоту. В период высокой готики получают своё развитие скульптура и живопись, приобретая более реальные черты, буйность красок и плавность линий, что впоследствии вытекает в самый последний этап развития готического искусства - поздняя или пламенеющая готика.
  • поздняя или "пламенеющая" готика (1422-1453 гг.; упрощенно – середина XV в.). расцвет живописи, пришедшийся на 1300--1350 гг. Ф ранц. "gothique flamboyant", от flamme, лат. flamma — "огонь, пламя") — историко-художественный стиль, характеризующий поздний, заключительный этап развития Готики (Хронологические границы стиля определяются примерно 1350—1550 гг. и относятся к странам Центральной и Северной Европы ("к северу от Альп"). Однако термин "пламенеющая готика" (как и само слово "готика" и многие другие названия, к примеру "барокко") вначале использовали с критическим оттенком. Термин ввел французский историк Шарль-Виктор Ланглуа (Langlois, 1863—1929), считая "пламенеющие формы" вырождением готического стиля. В отличие от стиля интернациональной готики, получившего распространение в те же годы (1390—1430-е) в основном в живописи, "пламенеющая готика" (также интернациональный стиль) развивалась главным образом в архитектуре.

Date: 2016-05-14; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию