Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития экономической теории

Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

(БФ НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине

 

 

«Экономика»

 

Студента отделения

Заочного обучения (ОЗО)

II курса, 21-АУЗ группы

Головочев В.В.

 

Проверила преподаватель: Ходотова М.И.

 

Брянск 2016

Содержание

1. Основные этапы развития экономической теории…………………………3

2. Задание………………………………………………………………………..9

3. Задание………………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………10

Основные этапы развития экономической теории.

 

Меркантилизм.

От итальянского – торговец.

Основатель – Антуан де Монкретьен. Его основная работа «Трактат политической экономии». Цель исследования - поиск источников буржуазного богатства. Объект исследования – торговля. Предмет исследования – движение денежных средств и товаров между странами.

1 этап – ранние меркантилисты – являлись сторонниками денежного баланса. Выступали против вывоза золота и серебра из страны.

2 этап – поздние меркантилисты – являлись сторонниками торгового баланса. Допускали вывоз денежных средств из страны, если в торговле при этом достигалось положительное сальдо. Отражали интересы не только купечества, а и уже промышленного капитала.

Физиократия.

Со временем экономика все усложнялась, и наука перешла от анализа обмена и торговли к анализу производства. В результате возникло учение физиократов (от греческого – власть природы). Основатель – Франсуа Кенэ. Прирост богатства идет только от земледелия, рассматривали его как дар природы. Кенэ впервые заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, которая стала первой макроэкономической моделью. Основа теории – движение совокупного общественного продукта происходит между 3 классами:

1) земельных собственников;

2)производителями (земледельцы);

3) непроизводителями (купцы, мануфактуры-неземледельцы).

Вследствие неразвитости производства физиократы исследовали его состояние лишь в аграрном секторе экономике.

Классическая школа.

Ограниченность подхода школы физиократов преодолела классическая школа. Классической она названа потому, что впервые в истории экономической мысли ее представители рассмотрели всю экономику в целом, разработав при этом основы трудовой теории стоимости, раскрыв понятие рынка и механизм ценнобразования. На базе ее теоретического наследства возникли два противоположных учения – марксизм и маржинализм.

Представители:

Адам Смит в Англии искал источники капиталистического богатства в сфере производства. Вывел одну уникальную концепцию – неуравнительного равенства – каждый человек уникален. Он обладает данными от природы или благоприобретенными способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми только благодаря обмену торговой и производственной деятельности. Их односторонность превращается в достоинство, т.к. узкая специализация повышает производительность труда. Сочинение «Исследование о природе и причинах богатства народов». Основа – разделение труда как основной фактор повышения производительной силы.

Давид Риккардопродолжил учение Адама Смита. Рассматривает не сферу производства, а сферу распределения. Первым формулирует эконом. противоположность классов. Он выводит отдельно буржуазию и пролетариат. Основная заслуга – попытался построить систему экономических категорий на основе трудовой теории стоимости.

Неоклассическая школа.

Основоположник – Альфред Маршалл. Развивая маржинализм, увязала его идеи с классической школой, за что и получила свое название. Используя механизмы спроса-предложения и рыночного ценообразования, Маршалл соединил воедино производство и обмен, не противопоставляя их друг другу. Систематизировал все труды и вывел технику анализа экономических величин. Продолжил разработку теории ценности. Предмет – оптимальное, с позиции отдельного экономического субъекта, распределение ограниченных ресурсов, позволяющее субъекту максимизировать тот объем экономических благ, которым он располагает или как получить наибольшую прибыль при наименьших затратах.

Причины неоклассической формы политической экономии в настоящее время:

1. обращается к фундаментальным вопросам экономического поведения

- проблемы экономического роста и распределения доходов

- анализирует мотивы и условия экономической деятельности человека

2. разрабатывает универсальные законы экономического поведения человека, подходящие для всех экономических систем3. для них характерно единство теории и практики

4. неоклассическая теория служит основой современных рыночных отношений.

Марксизм.

Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий экономист, философ, основатель марксизма – экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. К. Маркс издал в 1867 году первый том "Капитала"... Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества – базис, над которым расположена надстройка. Стоимость товара исходит из величины общественно необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем уровне интенсивности, - закон стоимости, сформулированный К. Марксом. В своем учении К. Маркс различал потребительную и меновую стоимость. Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять потребности. Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар. Прибавочная стоимость, по Марксу, есть стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда. Реальная заработная плата, как считает ученый, никогда не растет пропорционально увеличению производительной силы труда, то есть проявляются признаки эксплуатации. Норма эксплуатации – отношение прибавочной стоимости к размеру переменного капитала, соответствующего оплате рабочей силы. Деньги – это товар, стихийно выделившийся из всех видов товаров и играющий рольвсеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех товаров. Деньги, по К. Марксу, являются всеобщим платежным и покупательным средством, но они не могут существовать при отсутствии товарного обмена. К. Маркс считал деньги первой формой существования капитала. Под капиталом им понимались деньги, приносящие прибавочную стоимость. Капитал в кругообороте проходит три стадии:

– из денежной формы переходит в производительную, представляющую собой средства производства и рабочую силу;

– на второй стадии производственный капитал участвует в процессе производства, переходя в товарную форму;

– путем реализации продукции товарная форма капитала преобразовывается в денежную. Смена стадий осуществляется последовательно.

3емля как фактор производства

Кейнсианство

Кейнсианская школа сложилась в 30-е гг. 20 века на основе идей Джона Мейнарда Кейнса и развивается до сегодняшнего дня. Основные идеи и разработки:

- государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества;

- государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства;

- разработаны теории эффективного спроса, эффективного инвестирования и др.

В общей теории занятости, процентов и денег для рыночной экономики характерно неравновесие; она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования. Во-первых, вызывает сомнения основные взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. Между ними есть несоответствие, так как субъекты сбережений и инвесторы - разные группы, поэтому и решения о сбережениях и инвестициях принимаются различными группами лиц. Кроме того, на денежном рынке кроме сбережений есть еще один источник инвестиций - кредитные учреждения. Во-вторых, экономика развивается не гладко; нет эластичности соотношения цен и зарплаты. Таким образом, Кейнс считает совокупный спрос изменчивым, а цены - неэластичными, поэтому безработица сохраняется в течение длительного периода времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса со стороны государства. Государство помогает приблизиться к уровню равновесия путем проведения экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. В период кризисов рекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиции частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента.

Институционализм.

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Т. Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма Ульман, Даплон. Представители считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внешнеэкономические факторы.

В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами.

Монетаризм

Как ответвление неоклассики, ставящее во главу анализа экономики денежные отношения, считая их решающим фактором в экономике.

Основные представители: Милтон Фридмен, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц.

Монетаризм считается одним из направлений неоклассической экономической мысли. Он возникает в середине 1950-х годов в США. Одним из признанных основателей и лидеров монетаризма является представитель так называемой Чикагской школы М. Фридмен. Первоначально монетаризм зародился как отдельная отрасль эмпирических исследований в области денежного обращения, а именно - как анализ спроса на деньги. В дальнейшем он эволюционировал, охватывая все более широкий круг экономических вопросов. В конце концов, к середине 1970-х годов он превращается в респектабельную доктрину, рецептами которой стали пользоваться правительства многих капиталистических стран. Развитие и распространение монетаризма в 1950 - 1970-е годы было названо Монетаристской контрреволюцией.

В теоретическом плане монетаризм, с одной стороны, опирается на отдельные положения неоклассического синтеза (например, теория имущества, кривая Филлипса), а с другой, является продолжением докейнсианской неоклассической количественной теории денег.

 

 

Задание.

Если экспорт превышает импорт:

А) в страну происходит приток капитала.

 

Задание.

За год номинальный ВВП вырос на 11%, а реальный ВВП увеличился на 4%. Какова будет инфляция?

Ответ: 7 %.

 

Список литературы

 

1. Учебник - «Курс экономической теории» Чепурин М. Н., Киселёва Е. А. г Киров, «АСА», 2002

2. Борисов, Е. Ф.. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996

3. Курс экономической теории: учебник. - 4-е доп. и перераб. изд. / Под редакцией проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. Киров.: АСА, 1999.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-05-14; view: 229; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию