Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
| Ответом к заданиям 1–20 являютсяслово (словосочетание), цифраили последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответа в тексте работы, затем перенесите его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
| | Запишите слово, пропущенное в таблице.
Функции культуры
| Характеристика
| …..
| накопление и сохранение опыта, полученного обществом
| Регулятивная
| регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
|
Ответ: ___________________________.
|
| Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) общество с ограниченной ответственностью, 2) публичное акционерное общество, 3) виды юридических лиц, 4) унитарное предприятие, 5) благотворительный фонд
Ответ:
|
| Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют «производитель».
1) амортизация 2) конвертируемость 3) инвестиции
4) эмиссия 5) конкуренция 6) издержки
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
|
| Выберите верные суждения об эмпирических методах научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени русов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
.
Ответ: ___________________________.
|
| Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации:к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
| ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
| А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами
Б) преимущественно наследственный характер принадлежнсти к элите общества
В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую
Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты
Д) запрет на браки с представителями других групп
| 1) кастовая
2) сословная
3) классовая
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.
Запишите цифры, под которыми она указаны.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
.
Ответ: ___________________________.
|
| Выберите верные суждения о факторах экстенсивного экономического роста и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) освоение целинных и залежных земель
2) повышение квалификации работников
3) внедрение новых технологий
4) увеличение капиталовложений
5) привлечение дополнительно рабочих
6) рациональное распределение ресурсов
Ответ: ___________________________.
|
| Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
| ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
| A) получают доходы в виде дивидендов
Б) отвечают за долги своим имуществом
B) не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество
Г) несут риски в пределах стоимости своих вкладов
Д) имущество предприятия неделимо
| 1) полное товарищество
2) унитарное предприятие
3) акционерное общество
4) общество с ограниченной ответственностью
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| | В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом списке подтверждения того, что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного предприятия.
Запишите цифры, под которыми они указаны
1) использование современных компьютерных технологий производства
| 3) инвестиции в инновационные разработки
| 5) повышение производительности труда
| 2) приобретение партии оборудования прошлого поколения
| 4) повышение квалификации работников
| 6) увеличение масштабов производства за счёт открытия новых цехов
| .
Ответ: ___________________________
|
| На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1
(На графике P – цена товара, Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) ростом доходов производителей табака
2) изменением предпочтений людей
3) совершенствованием технологии производства табачных изделий
4) усилением конкуренции производителей
5) пропагандой здорового образа жизни
|
|
Ответ: ___________________________.
|
| Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) член неформальной молодёжной группы
2) военнослужащий срочной службы
3) губернатор
4) Президент РФ
5) избиратель
6) мировой судья
Ответ: ___________________________.
|
| Ученые опросили группу 45-летних жителей страны 2. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.
2) Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.
3) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.
4) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.
5) При оценке различных факторов влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени чем женщины, придают значение составу семьи.
Ответ: ___________________________.
|
| В стране М. после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путём. Какие статьи обязательно должны быть представлены в новой конституции страны, принятой в ходе всенародного референдума? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В качестве ведущего политического принципа закреплён идеологический плюрализм
| 4) Выборы в законодательный орган государства проводятся на регулярной основе
| 2) Президент страны имеет право без участия парламента назначать состав правительства
| 5) Парламент страны имеет двухпалатную структуру.
| 3) Все, находящиеся на территории государства, обладают неотъемлемыми личными правами
| 6) Регионы страны имеют право принимать местные законы.
| Ответ: ___________________________.
|
| Установите соответствие между характерными чертами и типом политического лидера, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА
| ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
| А) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями
Б) Исполнение строго определённой государственной функции.
В) Получение политической власти по наследству.
Г) Наличие особой эмоциональной связи между лидером и его последователями.
Д) Важнейшей функцией является сохранение сложившихся ритуалов осуществление власти
| 1) традиционный
2) легальный
3) харизматический
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| В стране Ъ проходят очередные парламентские выборы. Какие признаки позволяют говорить о том, что в стране Ъ мажоритарная избирательная система? указаны. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Правом выдвижения кандидатов наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, так и политические партии.
2) Страна делится на избирательные округа
3) Для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
4) Существует общенациональный избирательный округ.
5) Каждый избиратель обладает одним голосом на выборах.
6) Избиратели обладают правом отзыва депутатов парламента.
Ответ: ___________________________.
| | Что из перечисленного ниже относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
Ответ: ___________________________.
| | | Установите соответствие между конкретными примерами и типом правонарушений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
.
ПРИМЕРЫ
| ПРАВОНАРУШЕНИЯ
| A) Гражданка проехала перекрёсток на за-прещающий сигнал светофора.
Б) Гражданин был уличен в подделке доку-ментов.
B) Экологическая организация провела несанкционированный митинг
Г) Работник без уважительной причины не выходил на работу в течение трёх дней.
Д) Организация несвоевремено осуще-ствила поставку партии товара для своих партнёров.
Е) Туристическая компания отказалась ком-пенсировать своему клиенту заселение в номер, не соответствющий оплаченной им категории
| 1) административное
2) уголовное
3) дисциплинарное
4) гражданское
|
.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| | Предприятие находится в коллективной собственности. Некоторые собственники несут ответственность за хозяйственную деятельность предприятия всем своим имуществом, другие - только в размере внесённых вкладов. Первая категория собственников имеет преимущество в управлении предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данная организация? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) полное товарищество
2) производственный кооператив
3) товарищество на вере (коммандитное)
4) государственное унитарное предприятие
Ответ: ___________________________.
| | Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Семья как первичный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека — юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
|
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
|
| Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация — ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) диалог культур
2) разделение труда
3) общество
4) глобализация
5) противоречивый
6) массовая культура
7) сельское хозяйство
8) информационное
9) компьютер
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
| |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
| Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
|
Циркуляция элит
Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История - это кладбище аристократий... Некоторые аристократии приходят в упадок не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабевает энергия и изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым они завоёвывали власть и удерживали её. [...]
Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов.
Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.
В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.
Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой- либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.
(В. Парето)
|