Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту





ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ. СИНТЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ.

Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-хгг.) и ситуационный (80-е гг.) Подход – это методология принятия управленческих решений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

Прежде чем принимать управленческие решения по сложным объемным вопросам, связанными с развитием организации, менеджеры должны четко представлять себе, что любая организация – это система, и, управляя ею, надо знать ее свойства.

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Существует 2 основных типа систем организации: закрытые и открытые системы.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием и зависимостью от внешней среды. Как правило, все действующие организации открытые.

Каждая система распадается на крупные составляющие (части). Эти части называются подсистемами. В организации в качестве подсистем можно рассматривать:

· социальную подсистему,

· техническую (производственную) подсистему,

· управляющую подсистему.

Функциональные подсистемы: отделы и цеха в составе предприятия.

Понимание того, что организации – сложные открытые системы, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Школа научного управления занималась производственной подсистемой, школа административного управления занималась управляющей подсистемой, школа человеческих отношений занималась социальной подсистемой. Они стремились сосредоточить внимание на одной из подсистем, и ни одна из школ серьезно не рассматривала вопросы влияния на организацию внешней среды. Эти вопросы рассматривались позже.

Входы – ресурсы, которые организация получает из внешней среды. К ним относятся: материально-технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

Выходы – готовая продукция (услуги), востребованные на рынке.

Стоимость выходов должна быть больше стоимости входов.

Если система управления эффективна, то в ходе преобразования «входов» образуется добавочная стоимость. В результате появляются дополнительные «выходы»: прибыль, рост организации, увеличение доли на рынке.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением, функционирующие в одной и той же внешней среде, значительно отличаются своими финансовыми результатами.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наибольшее влияние на организацию в данный момент времени.

Суть подхода заключается в умении менеджера увязать конкретные методы и приемы управления с конкретной ситуацией для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно:

· Есть набор факторов (переменных), которые влияют на деятельность организации. Менеджер должен быть знаком с этим набором. Эти переменные делятся на: внутренние (кадры, технология, структура и т.д.), и на внешние (поставщики, конкуренты, государственные законы, и т.д.).

· Надо оценить конкретную ситуацию, в которой нужно принимать конкретное решение, т.е. оценить влияние всех переменных в данный момент времени. Часть переменных требует расчета. Часть переменных принимается как влияющие незначительно т.е. постоянными.

· Есть традиционные методы принятия управленческих решений. Менеджер о них должен знать. Используя их, грамотно интропритировать сложившуюся ситуацию, сделать анализ, принять управленческое решение.

Используя этот подход, менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от принятого решения или выбранного пути. Менеджер должен уметь выбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуации, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем. Важно оценивать и социальные последствия от принятого решения, а не только экономические.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД.

Этот подход был впервые предложен сторонниками административной школы управления. В рамках этой школы была сделана попытка описать деятельность менеджера. Деятельность менеджера, на какой бы ступеньке иерархии он бы не находился, по сути своей одинакова – это процесс управления, потому что работа по достижению целей выполняется с помощью других целей, т.е. имеется серия непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий – тоже процесс, который называется «управленческая функция».

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

· основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

· обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);

· управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Date: 2016-05-14; view: 3193; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию