Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины выбора Греттира и Торира в качестве протагонистов





Саги записывались в период со второй половины XII в. до XIV в.[40], с конца эпохи народовластия, т.е. 1262-1264 гг., остров находился под чужеземным владычеством сначала Норвегии, потом, с 1380 г., Дании. Тем не менее, пока Исландия была под властью Норвегии, на ее территории продолжали действовать исландские законы, собирался альтинг и выполнял свои функции. И на альтинге 1281 года было реформировано законодательство, по которому вводился закон, устанавливающий изъятие излишков сена, что вызвало волнение среди бондов. Подобная ситуация могла спровоцировать и, скорее всего, спровоцировало автора «Саги о Курином Торире» наделить Торира всеми теми качествами, которые мы видим. Очевидно, автор был на стороне нового закона, поэтому Кетиль Соня является прямым антагонистом Ториру, его действия по изъятию сена кажутся справедливыми, поскольку единственной причиной, по которой Торир не желал делиться сеном, была только его жадность, а за спиной Кетиля стояли благородные мотивы – помочь своим наемщикам. Потому то, что Торир добивался его изгнания, ставит Кетиля в положение жертвы несовершенного законодательства. И подобная ситуация, безусловно, могла сыграть в пользу новой реформы. Помимо этого, конфликт Кетиля Сони и Торира необъективен. Сага вступает в противоречие с традиционным правосознанием исландцев, осуждавшим Кетиля в качестве грабителя и агрессора. Непонятна и неправдоподобна жестокость поджигателей, не позволившим выйти никому из домочадцев Кетиля, поскольку, как отмечалось ранее, было принято выпускать из горящего дома детей и женщин в средневековой Исландии. Сага явно на стороне бонда Кетиля, а Торир — человек безродный и неудачливый — воплощает зло, которое проникло в благополучное общество потомственных землевладельцев.[41] Очевидным кажется тот факт, что ситуация с Кетилем и Ториром была использована в угоду прекращения волнений, которые возникли после реформы законодательства. Поскольку Сага уже существовала к 1281 г., и автор этого законопроекта был, скорее всего, знаком с ней, то факт внесения изменений в тот вариант, который мы имеем, выглядит вполне себе правдоподобно. Таким образом, нетипичность Куриного Торира как героя, а именно его отрицательные черты характера, порицавшиеся обществом, оказывается объяснена.

В отношении же Греттира все несколько сложнее.

На первый взгляд он может показаться «антигероем», т.е. типом героя, подчеркнуто лишенного героических черт, но занимающего центральное место в произведении.[42] Греттир жесток и отвергает общество, которое отвергает его в ответ. С другой стороны, подобный взгляд на Греттира как на бандита ограничивает его истинные масштабы как героя. Греттир не антигерой, он всего лишь человек, рожденный слишком поздно, и в христианском цивилизованном мире одной героической добродетели уже не хватает.[43] Разберем для подтверждения этой точки зрения главу XIX «Саги о Греттире». В этой главе Греттир начинает раскрывать себя как герой, достойный эпохи викингов, мы начинаем видеть в нем человека с четким набором ценностей. Как было сказано выше, Греттир появляется перед нами еще ребенком, он полон гордости и отказывается помогать в работе отцу, он дерется с Аудуном и произносит свою первую пословицу. Он во власти своего темперамента. Мы уже видим его веру в месть, когда есть необходимость защищать свою честь и отстаивать свое положение. Следующий акт жестокости происходит, когда он ссорится со слугой по имени Скегги и убивает его, защищаясь, за это его изгоняют на три года. Позже Греттир начинает гостить у Торфинна. Нас интересует эпизод, произошедший после сражения Греттира с духом в кургане. Греттир смог достать короткий меч и пожелал его, а Торфинн отвечал, что он «должен совершить как-нибудь подвиг», прежде чем Торфинн отдаст ему этот меч. В главе XIX мы узнаем, что ярл Эйрик запретил все поединки в Норвегии и объявил вне закона всех грабителей и берсерков. Торфинн ратовал за осуждение двух братьев Торира Брюхо и Эгмунда Злого, за что снискал в их лице врагов. Перед Рождеством Торфинн уезжает в другой свой двор, оставляя дома своих жену, дочь и слуг вместе с Греттиром. В его отсутствие Торир с братом прибывают на двор. Греттир замечает двенадцать высадившихся человек и отмечает, что они настроены не мирно. Однако он приветствует их, и тут следует обратиться к «Речам Высокого» - к поэме древнескандинавского «Королевского кодекса». В строфе 18 мы видим следующее

«Знает лишь тот,
кто много земель
объездил и видел, —
коль сам он умен, —
что на уме
у каждого мужа.»

Греттир – тот, кто много путешествовал не только по Исландии, но и по Норвегии, и строфа дает нам понять, как мудрость приобретается через опыт. По ходу саги Греттир получает новый опыт, он становится мудрее, пусть пока он скорее действует больше безрассудно, чем мудро. Либо же можно интерпретировать так, что Греттир во время своих путешествий встретил много людей и может с легкостью определить их намерения. Поскольку Греттир умен, он способен предсказать намерения новоприбывших, основываясь на собственном опыте. Более того, Греттир узнал, какой силой обладают эти люди, видя, как они спустили лодку на воду, при том, что обычно на это требовалось тридцать человек. Мы не можем знать, о чем думал Греттир, сага не описывает внутреннего переживания героя, но мы видим, как он действует. Он восхваляет берсерков, называя их удачливыми людьми, говорит, что Торфинна нет дома, и ставит себя в их положение. Иными словами, Греттир ведет себя с преступниками, как со своими, вместо того, чтобы защищать честь и собственность человека, который его приютил. И Торир Брюхо верит ему. Автор саги не дает нам никаких пояснений, относительно мотивов Греттира, описывая лишь его действия. Греттир держит втайне от всех свои намерения, не посвящая в них даже жену Торфинна. Он потакает гостям и поит их алкоголем, представая перед ними новым союзником, другом и хорошим принимающим хозяином. Здесь начинают проявляться истинные мотивы Греттира. Он заманивает берсерков в клеть и запирает их там, а сам просит у хозяйки, жены Торфинна, оружие и берет тот короткий меч, копье, шлем и кольчугу. Хозяйка велит работникам идти с Греттиром. Греттир одним ударом убивает братьев и добивает других берсерков, убегающих от него. Работники ничем не помогают Греттиру, но бегут обратно в дом и хвастаются своими подвигами, однако идти за Греттиром отказываются. Греттир добивает двоих берсерков и возвращается обратно на двор, благодаря тому, что хозяйка оставила огонь в окне. Хозяйка приветствует его со словами «Ты заслужил великую славу», Греттир говорит вису:


«Мы в камнях схоронили
Ньердов брани двенадцать
Всех один одолел,
В Хель, не помедлив, спровадил.

Какие, скажи, о Скади
Злата, дела людские
Зваться достойны великими,
Если этого мало?»

Иными словами, Греттир признает в некотором смысле свою безнравственность, преследуя и достигая успеха в свершении подвигов. В строфе 77 «Речей Высокого» говорится «смертен ты сам; но знаю одно, что вечно бессмертно: умершего слава». Благодаря этому мы можем понять мотивы действий Греттира, он должен был сделать какой-то великий подвиг, чтобы заполучить тот меч, иначе говоря, у него были эгоистичные намерения. Однако то, что он защищал собственность Торфинна, также верно, это показало его преданность другу и наличие у него этической системы.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что Греттир был без сомнения жестоким, и его действия могли лишь порицаться обществом. Но в то же время Греттир имел свою систему ценностей. Он следовал по пути, где уважение надо сначала заработать, а первостепенное значение имела слава. Греттир не заинтересован в «вечной душе», он заинтересован в том, чтобы его запомнили. Однако почему же все-таки Греттир, герой вне закона, протагонист саги, которая призвана быть чем-то, что представляет исландское общество? В случае выбора Греттира как главного героя, система законодательства Исландии предстает в выгодном свете. Будучи изгнанным, Греттир множество раз сталкивался с законом, и каждый раз альтинг был представлен в положительном ключе, и законоговоритель также выглядел наиболее уважаемым человеком. Согласно самой саге, решения законоговорителя не оспаривают. Греттир привлекает к себе внимание в том плане, что на его фоне показывается работа и иерархия общества. Поскольку это было свободное государство, эпоха народовластия, альтинг управлял страной. «Сага о Греттире» представила альтинг обществу как великий и уважаемый институт. Без альтинга нельзя говорить о свободном государстве, и без Греттира как главного героя нельзя достичь главную цель саги - акцентировать внимание на самой эпохе народовластия.

Помимо постоянного введения в повествование альтинга и самого свободного государства, использование Греттира как протагониста имело и другие преимущества. Поведение Греттира иллюстрировало, что обществом приветствуется, а что им отрицается. Греттир был ленив, с крутым нравом, порывист, и он делал то, что пожелает. Вместе с этим он был преданный, сильный и имел глубокое чувство чести. Все попытки Греттира увернуться от работы осуждаются в саге и представляются в саге так, чтобы выставить Греттира в плохом свете. Например, отец Греттира говорит после случая с лошадью: «Но это дорого ему обойдется». Эта фраза предрекает, что будут последствия, с которым Греттир столкнется, если будет идти на поводу у своих желаний и проявлять свои отрицательные стороны характера. Желание Греттира делать все, что он захочет, также осуждается в саге и обществом. Например, в эпизоде, когда Греттир был схвачен крестьянами, которых он разорял, и встреча Греттира с Халльмундом. Будучи вне закона, Греттир много воровал у крестьян, он терроризировал долину, пока крестьяне не схватили и не связали его. От виселицы Греттира спасла жена местного законоговорителя. Греттир почти лишился жизни за то, что делал то, что хочет, то есть воровал, вместо того, что должен был делать – зарабатывать. Вторая ситуация заставила Греттира выглядеть глупо, когда он вознамерился ограбить человека, но тогда он встречает Халльмунда, который оказывается гораздо сильнее его. Это вновь иллюстрирует разницу между верным и неверным в обществе (LIV). Другая негативная сторона Греттира – его нетерпеливость, вспыльчивость, которая стала причиной многих его убийств, которые в свою очередь доставили много проблем самому Греттиру. Опыт изгнания Греттира и выплата денежных компенсаций за убийства вытекают из его необдуманных действий. Здесь сага говорит, что действия без осмысления могут привести только к проблемам, и она призывает человека всегда обдумывать свои действия и не позволять эмоциям брать верх.

В исландском обществе не было иерархии, каждый человек считался равным другому. Так как каждый был равен, и все имели равные привилегии и обязанности, каждый человек был привлечен к ответственности по единым стандартам и нормам. Контролируя себя и свои эмоции, люди был способны жить друг с другом без проблем и конфликтов, однако, едва человек терял контроль над эмоциями, он подвергал себя и общество опасности.

Положительные черты характера Греттира также комментируются по ходу повествования и помогают объяснить, почему Греттир является лучшим протагонистом для саги. Сила Греттира является одним из основных моментов, на которые делается акцент в саге. Греттир постоянно испытывает свою силу на протяжении всего повествования, и она прославляет его на всю Исландию, и всякий раз, когда Греттир использует свою силу, это увеличивает его славу, несмотря на его статус изгнанника. Это подтверждается тем, что он смог победить живого мертвеца Глама в главе XXXV и великаншу в главе LXV, и за оба этих подвига его славили.

Другая сторона Греттира – его преданность. Исландское общество было сформировано викингами из Норвегии, которые бежали от произвола конунга Харальда Прекрасноволосого в 860–872. Общество было основано на преданности и принятии судебных решений законоговорителя, и Греттир показан в саге чрезвычайно преданным. Несмотря на то, что Греттир не ладил со своей семьей, а конкретно, с отцом, он очень много времени проводил вместе с ними и Греттир был готов отомстить за любого из своих друзей и родных, кто был убит несправедливо. Преданность Греттира является ответной, как уже неоднократно упоминалось выше, его брат проделал долгий путь ради мести за него. Последняя черта Греттира, о которой хотелось бы упомянуть, это чувство чести и достоинства. Честь – одна из важнейших составляющих исландского общества. Без чести система законодательства не смогла бы работать, и воцарилась бы анархия. Человек руководствовался честью, выступая на альтинге, объявляя об убийстве, как Греттир, который всегда признавал свои убийства и никогда не отрицал их свершения.

Наряду со всеми его качествами, у Греттира было еще одно важное, которое сделало его подходящим к роли главного героя. Греттир носил антихристианский характер. Во время описываемых событий, христианство только входило в жизнь исландцев. Христианство было принято исландцами в 999/1000 году на альтинге, когда споры между христианами и язычниками привели к тому, что законоговоритель Торгейр после суточного размышления произнес со Скалы Закона речь, призывая сделать так, чтобы в стране был один закон и один обычай и закончил ее словами: «Если закон не будет един, то и мира не будет». И все согласились принять закон, который он провозгласит. Христианство по его предложению было принято в качестве официальной религии. При том, что некоторые языческие законы оставались в силе. В противоположность тому, что происходило, например, в Норвегии, где христианство вводилось силой оружия и под угрозой пыток, в Исландии принятие христианства было полюбовной сделкой между христианами и язычниками. Это, конечно, в основном результат того, что в Исландии не было королевской власти, не было государства, т. е. институтов, которые нуждались в поддержке церкви и поэтому преследовали ее противников.[44] Язычество не преследовалось, однако, ритуалы нельзя было проводить открыто. Однако в течение XIII в.-нач. XIVв., когда сага была вероятнее всего записана, христианство было причиной многих проблем в обществе, и оно стало причиной конца эпохи народовластия. С концом народовластия пришел беспорядок, продлившийся с середины XIII столетия до XVIII столетия. Саги были записаны с целью сохранить славу эпохи народовластия, прежде чем христианство исказило ее и повергло Исландию в период застоя. Семь веков, в продолжение которых Исландия принадлежала сначала Норвегии, а потом Дании, были эпохой застоя и упадка.

Греттир обладает определенными чертами, которые были универсальными в исландском обществе, но он также обладал необычными чертами характера, которое общество осуждало и презирало. Статус изгнанника Греттира больше помогал ему, чем вредил, поскольку он позволял Греттиру оказываться в таких ситуациях, которые показывали сильные стороны эпохи народовластия и системы законодательства.


 

Заключение.

 

Итак, мы рассмотрели возможные причины выбора авторами саг Греттира и Куриного Торира как главных героев. Как мы можем видеть, ни Греттир, ни тем более Торир не соответствовали полностью этическому кодексу раннесредневековых исландцев. Как мы выяснили, Торир был нарочно наделен отрицательными чертами в угоду обстановке, в которой эта сага записывалась, поэтому анализировать его ценности не предоставляется нужным. Греттир же невероятно противоречивый персонаж, но, тем не менее, он придерживался все тех же ценностей, что и все общество исландцев. Он никогда не вел себя хоть сколько бы то ни было уничижительно по отношению к собственному достоинству, несмотря на то, что по отношению к обществу его поведение осуждалось, и осуждалось справедливо. Его статус изгнанника позволял саге показывать конфликты Греттира с обществом и законом, выставляя закон в лучшем свете и порицая отрицательные черты характера Греттира.


 

Список литературы.

Источники:


1. Сага о Греттире

2. Сага о Курином Торире

Список использованной литературы:

1. Стеблин-Каменский М.И. «Мир саги», Ленинград: «Наука», 1971

2. Стеблин-Каменский М.И. «Мир саги. Становление литературы», М.: «Либроком», 2013

3. Стеблин-Каменский М.И. «Культура Исландии», Ленинград: «Наука», 1967

4. Гуревич А.Я. «Человеческое достоинство и социальная культура. Опыт прочтения двух исландских саг»// «Одиссей. Человек в истории. Культурная история социального», М.: «Наука», 1998.

5. А. Гуревич «Индивид и социум на средневековом западе», Спб.: «Alexandria», 2009

6. Сванидзе А.А. «Викинги. Люди саги: жизнь и нравы», М.: «Новое литературное обозрение», 2014

7. Ерёменко А.Б. «Этические представления в исландских сагах. Обзор исследований»// «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 26, М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009

8. Циммерлинг А.В. «Исландские саги — Studia philologica»: «Языки русской культуры», 2000

9. Метелинский Е.М. «Исландские саги», 1984

10. Никольский С.Л. «Наследование и кровная месть (по материалам раннесредневековой Скандинавии)//Восточная Европа в исторической ретроспективе, М.: Языки русской культуры, 1999

11. Литературная энциклопедия терминов и понятий/РАН, ИНИОН, [Федер. прогр. Книгоизд. России] - М.,:Интелвак, 2001

12. P. Lafayllve. Understandind Grettir as an Ethnical Hero: Comparing Havamal and Grettir’s Saga

 


[1] Гуревич А.Я. «Человеческое достоинство и социальная культура. Опыт прочтения двух исландских саг»// «Одиссей. Человек в истории. Культурная история социального», М.: «Наука», 1998., стр. 6

[2] Сванидзе А.А. «Викинги. Люди саги: жизнь и нравы», М.: «Новое литературное обозрение», 2014, стр. 51

[3] Стеблин-Каменский М.И. «Мир саги», Ленинград: «Наука», 1971, стр. 71

[4] Стеблин-Каменский М.И. «Мир саги. Становление литературы», М.: «Либроком», 2013

[5] Циммерлинг А.В. «Исландские саги — Studia philologica»: «Языки русской культуры», 2000

[6] Ари Мудрый «Книга об исландцах», гл. 5

[7] Циммерлинг А.В. «Исландские саги — Studia philologica»: «Языки русской культуры», 2000

[8] Сага о Греттире, Новосибирск: «Наука», 1976. Комментарии Стеблин-Каменского М.И.

[9] Там же

[10] Стеблин-Каменский М.И. «Мир саги. Становление литературы», М.: «Либроком», 2013, стр. 31

[11] Там же, стр. 33

[12] Сванидзе А.А. «Викинги. Люди саги: жизнь и нравы», М., - Новое литературное обозрение, 2014, стр. 54

[13] Стеблин-Каменский М.И. «Мир саги. Становление литературы», М.: «Либроком», 2013, стр. 37

[14] Ерёменко А.Б. «Этические представления в исландских сагах. Обзор исследований»// «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 26, М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009., стр. 325

[15] Сага о Греттире, XIV

[16] Сага о Греттире, XV

[17] Сага о Греттире, Новосибирск: «Наука», 1976. Примечания Стеблин-Каменского М.И., стр. 164

[18] Сага о Греттире XXI

[19] Сага о Курином Торире, V

[20] Гуревич А.Я. «Человеческое достоинство и социальная культура. Опыт прочтения двух исландских саг»// «Одиссей. Человек в истории. Культурная история социального», М.: «Наука», 1998, стр. 13

[21] Гуревич А.Я. «Человеческое достоинство и социальная культура. Опыт прочтения двух исландских саг»// «Одиссей. Человек в истории. Культурная история социального», М.:«Наука», 1998, стр. 18

[22] Стеблин-Каменский М.И. «Мир Саги», Ленинград: «Наука», 1971, стр. 78

[23] Там же, стр. 82

[24] Там же, стр. 81

[25] Сага о Греттире, Новосибирск: «Наука», 1976. Примечания Стеблин-Каменского М.И., стр. 166

[26] Метелинский Е.М. «Исландские саги», 1984, стр. 478

[27] А.А. Сванидзе «Викинги. Люли саги: жизнь и нравы», М.: Новое литературное обозрение, 2014, стр. 119

[28] Сага о Греттире, LXXXVI

[29] Сага о Греттире, XXVII

[30] Сага о Греттире, XXIV

[31] Сага о Греттире, Новосибирск: «Наука», 1976. Примечания Стеблин-Каменского М.И., стр. 167

[32] Сага о Греттире, LXXXIV

[33] Никольский С.Л. «Наследование и кровная месть (по материалам раннесредневековой Скандинавии)//Восточная Европа в исторической ретроспективе, М.: Языки русской культуры, 1999, стр. 202

[34] Гуревич А.Я. «Человеческое достоинство и социальная культура. Опыт прочтения двух исландских саг»// «Одиссей. Человек в истории. Культурная история социального», М.:«Наука», 1998, стр. 16

[35] Сага о Курином Торире, XI

[36] Никольский С.Л. «Наследование и кровная месть (по материалам раннесредневековой Скандинавии)//Восточная Европа в исторической ретроспективе, М.: Языки русской культуры, 1999, стр. 204

[37] Сага о Греттире, XLV

[38] Никольский С.Л. «Наследование и кровная месть (по материалам раннесредневековой Скандинавии)//Восточная Европа в исторической ретроспективе, М.: Языки русской культуры, 1999, стр. 203

[39] А.Б. Ерёменко «Этические представления в исландских сагах. Обзор исследований»// «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 26, М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009, стр. 334

[40] Стеблин-Каменский М.И. «Культура Исландии», Ленинград: «Наука», 1967, стр. 121-122

[41] Циммерлинг А.В. «Исландские саги — Studia philologica»: «Языки русской культуры», 2000.

[42] Литературная энциклопедия терминов и понятий/РАН, ИНИОН, [Федер. прогр. Книгоизд. России] - М.,:Интелвак, 2001

[43] P. Lafayllve Understandind Grettir as an Ethnical Hero: Comparing Havamal and Grettir’s Saga

[44] Стеблин-Каменский М.И. «Культура Исландии», Ленинград, 1967, стр. 27-28

Date: 2016-05-14; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию