Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление причин семейного неблагополучия





Одним из важнейших этапов технологии работы с неблагополучной семьей является диагностический. Его цель - выявление причин семейного неблагополучия и возможных путей их коррекции. Причины неблагополучия могут быть связаны с личностными особенностями членов семьи, а также с неконструктивными способами поведения, заученными в родительских семьях и передающихся из поколения в поколение.

С неудовлетворенными в детстве потребностями у людей связаны страх, гнев, фрустрация, агрессивность, импульсивность, эпатирующее поведение, с которыми они не научились справляться. Семьи, которые они создают, отражают все проблемы и противоречия, связанные с их личностными особенностями, неумением понимать других членов семьи и строить внутрисемейные отношения. Такие люди чувствуют себя нелюбимыми, нежеланными, несостоятельными родителями. Это еще более усиливает неуверенность в собственных силах, низкую самооценку, неумение не только защитить своих детей, но и распознать, что ребенок подвергается насилию, вследствие чего насилие может длиться годами.

Социальному работнику, осуществляющему помощь семье необходимо уметь определять, какие эмоционально-психологические потребности членов семьи оказываются неудовлетворенными в сложившихся семейных отношениях.

В структуре личности самыми болезненными и уязвимыми чувствами являются самоуважение, чувство собственного достоинства. Человеку необходимо испытывать положительные чувства и эмоции по отношению к самому себе, но это возможно, только если другие люди подтверждают его собственную самооценку. Человеку необходимо любить и уважать себя, в этом случае он способен с уважением, доброжелательностью, дружелюбием относиться к другим людям. И наоборот, тот, кто не уважает себя, к другим относится презрительно, пренебрежительно, равнодушно. Отношение к другим людям оказывается тесным образом связанным с отношением к самому себе.

Потребность в сохранении и поддержании собственного достоинства как одна из основных потребностей нашего «Я» отражает потребность сформировавшейся личности в получении подтверждающей информации от окружающих, особенно от близких о том, что ее уважают, любят и ценят.

Для выявления особенностей самооценки возможно использование следующих методик:

- Проективные методики – «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.

- Гиссенский личностный опросник – учитывает социальные установки и реакции, это делает его пригодным не только для исследования личности, но также для анализа социальных отношений, особенно межличностных отношений в малых группах; тест дает возможность испытуемому создать «психологический автопортрет», в котором он описывает свой внутренний мир и свои взаимоотношения с окружающими. Наряду с этим опросник может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»). Сопоставление реального и идеального «Я» имеет важное значение, так как позволяет исследовать такую важную личностную характеристику, как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности».

- Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер), являясь методом экспресс диагностики семейных взаимоотношений и особенностей коммуникативной сферы семьи, также может помочь выявить уровень самооценки членов семьи.

- Метод «Незаконченные предложения» существует в большом количестве вариантов, вариант разработанный Л. Саксом и В. Леви помогает выявить систему личностных отношений, отношений испытуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для выявления эмоционально-психологических особенностей семейной системы могут использоваться:

- Тест «Рисунок семьи» - проективный рисуночный тест - в первую очередь предназначенный для выявления внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы специалиста, касающихся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо. Методика удобна в применении, может использоваться в широком возрастном диапазоне: как с детьми, так и со взрослыми, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом.

- Семейная генограмма – изучает эмоциональные проблемы, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт.

- Тест «Дом, дерево, человек».

- «Незаконченные предложения» и др.

Для определения уровня развития коммуникативных навыков можно использовать следующие методики:

- «Семейная социограмма» – рисуночная проективная методика - позволяет выявить положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Методику можно использовать для оценки динамики семейных взаимоотношений в процессе работы специалистов с семьей.

- Семейная генограмма – графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами.

- Для определения уровня социально-психологической адаптации могут использоваться:

- тест социального интеллекта Гилфорда – выявляет способность к межличностному познанию и способность понимать элементы и отношения поведения, а также способность предвидеть последствия поведения, учитывая чувства и намерения людей,что выявляет умение жить в обществе, социальную адаптированность. Тест является хорошим индикатором коммуникативных способностей, проявляющихся в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Он диагностирует преимущественно когнитивный компонент коммуникативных способностей.

- Гиссенский личностный опросник – учитывает социальные установки и реакции, это делает его пригодным не только для исследования личности, но также для анализа социальных отношений, особенно межличностных отношений в малых группах, тест дает возможность испытуемому создать «психологический автопортрет», в котором он описывает свой внутренний мир и свои взаимоотношения с окружающими.

- методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана – фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Для изучения внутрисемейных отношений:

- Методика PARI – касается разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

- Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) – выявляет характер родительского отношения к ребенку – как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов и установок, проявляющихся в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

- «Незаконченные предложения».

- Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) – предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком.

- Методика «Реакция супругов на конфликт» (А. С. Качарян) – исследует причины затяжных конфликтов в семье, выявляет неконструктивные установки супругов на брак.

- Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер) – позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

- Методика «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горькова, Е. Е. Ромицына) – изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания.

- Шкала семейного окружения – измеряет и описывает: отношения между членами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особое значение, основную организационную структуру семьи (показатели, управляющие семейной системой).

- Шкала семейной адаптации и сплоченности – измеряет особенности функционирования семьи по трем важнейшим параметрам семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.

Найти описание, основные характеристики и инструкции по использованию этих методик можно в литературе, указанной в приложении.

Рассмотрим, как можно использовать для выявления причин семейных нарушений графический диагностический метод генограммы.

3.5. Особенности применения техники «Генограмма семьи» при диагностике причин семейного неблагополучия

Автором метода семейной генограммы является американский психотерапевт Мюррей Боуэн.

При работе с семьями специалисты часто сталкиваются с сопротивлением, попытки переместиться в проблемные зоны семьи встречаются яростным отрицанием, так как члены семьи уверены, что только один человек – носитель симптомов нуждается в изменении. Техники, раскрывающие историю семьи, позволяют проникнуть в сердцевину семейного опыта (рождение, смерть, болезни, интенсивность взаимоотношений) относительно безопасным для семьи способом и разблокировать важные темы. Специалист просто интересуется жизнью семьи, никого ни в чем не обвиняя. Такая информация позволяет специалисту переопределить события в семье как естественный ход событий. Одной из таких техник является «Генограмма». С ее помощью удобно исследовать семейную историю. Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях. Генограммы показывают семейную информацию графически, что позволяет быстро увидеть сложные семейные паттерны (повторяющиеся элементы поведения), и являются богатым источником гипотез о том, как проблемы могут быть связаны с семейным контекстом и развитием. Кроме того, генограмма является кратким резюме и позволяет специалисту быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

Несмотря на огромную сложность и разнообразие семейных взаимодействий, которые к тому же меняются со временем, изучение семейной истории позволяет проследить передачу определенных форм взаимоотношений от поколения к поколению. Особенно удобно это делать, используя генограмму.

Таким образом, генограмма – это графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами. Однако главной областью ее применения является изучение семейных историй (тем) – специфических, несущих эмоциональную нагрузку проблем, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Семейная тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение (склонность быть в браке или в безбрачии, иметь или не иметь детей и пр.). Например, в семье существовал определенный конфликтный стереотип в отношениях матери и сына. Если конфликты не изживаются в процессе жизни и взросления человека, в данном случае сына, то это есть признак семьи с низким уровнем дифференциации ее членов друг от друга; и эта особенность семейной жизни тормозит все дальнейшее психическое развитие ребенка, растущего в подобной семье. Если такой конфликт (даже если мать с сыном не живут вместе уже 10 лет и не видятся) остается неотработанным, неотреагированным в психическом содержании сына, то он обязательно воспроизведется в отношениях этого человека с его собственной женой.

Еще одним «плюсом» использования генограммы является то, что в отличие от других форм записей специалиста, она позволяет постоянно вносить в нее изменения при каждой встрече с семьей, она дает возможность специалисту удерживать большой объем информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевых событиях семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Скорее она представляет собой инструмент для анализа семейной истории.

Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семьи в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. Структура родительской семьи оказывает влияние на паттерны взаимоотношений и тип семьи, которую создает следующее поколение. Согласно основной гипотезе, паттерны взаимоотношений предыдущих поколений дают модели для семейного функционирования в следующих поколениях.

Системный подход позволяет объединить текущий и исторический контекст семьи. Генограмма помогает специалисту проследить «течение тревоги» через поколения и ее пересечение с текущим семейным контекстом.

При анализе семейной истории специалист опирается на следующие основные категории:

- Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми.

Модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. Люди, занимающие одинаковое положение в родительской семье по порядку рождения, имеют весьма близкие паттерны поведения в собственной семье. Важной моделью являются также взаимоотношения родителей супругов.

- Совпадение жизненных событий.

Под ключевыми жизненными событиями в генограмме понимают рождение, смерть, брак, развод и временное разделение, переезд, серьезные заболевания, изменения во взаимоотношениях, в карьере, смена места работы и учебных заведений, серьезные неудачи и успехи и т.д.

Выделяют 4 типа совпадений:

1. Совпадение важного жизненного события в семье с началом развития или обострения симптома у какого-либо ее члена. Типичным примером этого вида совпадения является возрастная агрессия ребенка после рождения младшего брата или сестры.

2. Группирование важных жизненных событий в переходный между стадиями жизненного цикла период. В этот период семьи особенно уязвимы.

3. Реакция на годовщину и совпадение событий по типу «возрастного рубежа».

4. Совпадение ряда событий с рождением ребенка может сделать его положение в семье особым. Напротив, ребенок, родившийся «не вовремя», когда семья не была к этому готова, может нести на себе печать скрытого отвержения. Внуки с симптоматическим поведением часто рождены в пределах двух лет от смерти прародителей. Стрессовые жизненные события, особенно потеря близких, увеличивают вероятность несчастных случаев. Потеря старшего ребенка передает его функции следующему, делая его надеждой семьи.

- Повторение паттернов функционирования в следующих поколениях.

Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, склонны воспроизводиться из поколения в поколение. Выявление и исследование таких паттернов может помочь семье лучше понять используемые способы адаптации и найти альтернативы, чтобы избежать повторения неприятных моделей в настоящем и в будущем. Наследие «семейных программ» может оказывать влияние на ожидание и выборы в настоящем. Так, например, женщина, происходящая из семьи, где в нескольких поколениях происходили разводы, может воспринимать развод почти как норму. Выбор жизненного пути также может отталкиваться от жизненного опыта и интересов предыдущих поколений.

- Триангуляция как модель передачи паттернов взаимоотношений.

Анализируя генограмму, можно увидеть повторение динамических взаимоотношений. Существование диады неустойчиво, поэтому пара имеет тенденцию втягивать третьего для стабилизации своих взаимоотношений. Триангуляцию считают основным механизмом передачи паттернов взаимоотношений от поколения к поколению. Одной из терапевтических стратегий при этом является отказ от треугольника, работа над решением проблем диады напрямую друг с другом. Если супруги имеют дистантные или конфликтные отношения, то их дети повторят эти модели дистанцированного брака.

Таким образом, использование метода генограммы дает возможность специалисту изучить семейную историю, проследить передачу определенных форм взаимоотношений от поколения к поколению, выявить существующие конфликтные стереотипы поведения, а также помочь отработать и отреагировать их в психическом содержании клиентов.

Date: 2016-05-14; view: 1156; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию