Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические основы формирования ролевого поведения у детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры





СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

 

Чиркова

Ирина Анатольевна

 

Специальность 44.02.01-

Дошкольное образование

 

Курс В-31

Форма обучения:

Заочная

 

Руководитель:

Деветьярова

Ольга Николаевна

 

 

Допущен к защите в ГАК

Председатель ПЦК:

Зам. директора по учебной работе:

 

 

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………............... 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ………………………………………. 6

 

1.1. Сюжетно-ролевая игра: понятие, виды, роль в развитии ребенка, этапы становления в дошкольном возрасте ……..………….…………..6

1.2. Особенности формирования ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте ………………………12

 

1.3. Опыт работы воспитателей по формированию ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры …………........………………………17

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ……...………………………………………….23

 

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ……………………………. 24

2.1. Определения уровня развития ролевого поведения у детей 3-4 лет…………………………………………………………………………..25

 

2.2. Составление и реализация плана руководства сюжетно-ролевыми играми ……………………………………………………………………..32

 

2.3. Динамика развития ролевого поведения у детей..……………….....43

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ………………………………………………..48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………...............……... 51

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..55

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В процессе этой деятельности дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой.

Значение игры в развитии ребёнка очень велико. Исследователи отмечают, что именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования дошкольного возраста: воображение, образное мышление, самосознание и др. Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, прогнозировать ответное ролевое поведение. Благодаря игре ребёнок учится ориентироваться в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усваивают правила социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Поэтому важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

Ролевое поведение – ведущий компонент сюжетно-ролевой игры. Выполняя роль, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Методологической основой явились труды таких известных психологов и педагогов по теории игры таких, как Л.С. Выготский «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка», А.Н. Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры», Д.Б. Эльконин «Психология игры». В них раскрыты теоретические основы педагогики игры.

Вопросам руководства детскими играми посвящены работы

Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Н.В. Краснощековой.

Современные педагоги должны знать и учитывать в работе теоретические основы организации сюжетно-ролевой игры, владеть диагностическими методиками. Только в процессе целенаправленного формирования игра достигнет того уровня развития, который позволит ей выполнить функции ведущей деятельности, создаст благоприятные условия для психического развития ребёнка.

Актуальность данной темы обусловлена следующими положениями. В последнее время учёными, практиками ставятся вопросы о смещении приоритета игровой деятельности на учебную. В условиях дошкольного образования педагогический процесс должен строиться на игре. В современной педагогической науке игра рассматривается как ведущий и преобладающий вид самостоятельной деятельности ребёнка дошкольного возраста, это самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В детском саду уделяется больше внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности.

Цель работы – изучить особенности формирования ролевого поведения у детей 3-4 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.

Объект изучения – формирование ролевого поведения у детей 3-4 лет.

Предмет исследования – формирование ролевого поведения посредством сюжетно-ролевой игры.

В соответствии с целью, объектом, предметом были поставлены задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы формирования ролевого поведения у детей 3-4 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию ролевого поведения у детей 3-4 лет в сюжетно-ролевых играх.

Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования ролевого поведения у детей 3-4 лет.

Теоретической основой работы являются психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина об игре и её роли в психическом развитии ребенка, а также Н. В. Краснощековой,

Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко и др. об организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении опыта педагогов по данной проблеме.

Практическая значимость работы заключается в составлении и реализации плана занятий, который может быть использован в работе воспитателей дошкольных учреждений.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

1.1. Сюжетно-ролевая игра: понятие, виды, роль в развитии ребенка, этапы становления в дошкольном возрасте

 

В современной педагогической науке сюжетно-ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик [1,18].

Психологический словарь даёт следующее определение: сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [8,176].

В педагогическом словаре сюжетно - ролевыми названы игры, в которых ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок [7,24].

По определению Д.Б. Эльконина, ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят всё, что видят вокруг: ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре [25,304].

Характерными особенностями сюжетно-ролевой игры являются самостоятельность, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность и творчество. Основа сюжетно-ролевой игры - окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Н.В. Краснощёкова выделяет несколько видов сюжетно - ролевой игры. В зависимости от содержания она классифицирует их на игры, на бытовые сюжеты, на производственные и общественные темы и игры на героико-патриотические темы. По организации и количеству участников она подразделяет игры на индивидуальные, групповые, коллективные.

В играх на бытовые сюжеты (в «дом», «семью», «дни рождения») большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы отражают труд людей. Это игры в школу, магазин, больницу, парикмахерскую, аптеку, строительство и др.

Игры на героико-патриотические темы отражают героические подвиги нашего народа. Сюжеты могут быть на военную или на фантастическую тему (это игры в героев войны, спасателей, летчиков, в покорителей космоса, и т. д.) [12,250].

К структурным компонентам сюжетно-ролевой игры относятся: воображаемая ситуация, сюжет, роли, игровые действия, ролевое поведение, правила игры. Эти элементы игры тесно взаимосвязаны.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий [10,71].

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но, прежде всего содержание детских игр. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет ругать своих «детей», другая - краситься перед зеркалом, третья - постоянно стирать и готовить [10,71].

Игровая (воображаемая) ситуация - совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.

Игровые действия - это действия происходящее в игровой реальности, подчинённое логике игры. Игровое действие по форме может быть: предметно-замещающим, изображающим, обозначающим [28,319].

Правила - это порядок, предписание действий в игре. У старших дошкольников сюжетно – ролевая игра смыкается с играми по правилам. В ролевых играх правило скрыто за ролью, оно не проговаривается специально. В играх с правилами наоборот – правило должно быть открытым, то есть осознаваться [9,118].

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни. Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры [17,96].

Ролевое поведение в игре - это осуществление взаимоотношений с партнёром (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребёнок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнёра по игре, координируя с ним свои действия.

Роль появляется в игре на границе раннего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребёнка на основе предметных игр. Игры с отдельными предметами - переходная ступень от простого подражания к ролевой игре. В них нет ещё воображаемой ситуации, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: ребёнок может ещё не считать себя в игре с мамой, которая укладывает малыша, он целиком поглощён самим действием. В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает. В них ещё нет взаимодействия персонажей.

На третьем году жизни у ребёнка возникает стремление действовать как взрослый. Тогда, он, играя, подражает взрослому (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые зачатки роли. Ещё один признак - ребёнок озвучивает игрушку, говоря от её лица. Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли. Две важные предпосылки, необходимые для перехода к сложной ролевой игре, — выделение специфических для определённого взрослого действий и называние себя именем этого взрослого — должны быть сформированы у ребенка ещё на третьем году жизни [12,234].

Постепенно развитие роли в сюжетно-ролевой игре переходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия - варить, купать, мыть, возить и пр. Потом появляются и ролевые обозначения: я - мама, я - строитель, я – врач.

Д.Б. Эльконин отмечал, что, в своём развитии сюжетная игра проходит 4 этапа [8,172]:

На первом этапе основным содержанием игры являются действия с предметами. Дети копируют отдельные действия взрослых. Игровые действия однообразны, повторяются. В этих играх пока нет персонажей, дети чаще всего просто производят различные действия с предметами: бьют молотком, кормят куклу, возят машинку. Такая игра появляется при участии взрослого после года, к полутора годам, а самостоятельно к 2 - 2,5 годам.

Второй этап получил название отобразительной игры, основное содержание которой - действия с предметом. На этом этапе появляются игры с сюжетом. Самые распространённые сюжеты в это время «дочки-матери», «посещение врача», «покупка продуктов в магазине». Это уже простые ролевые игры. В них появляются персонажи, ребёнок воспроизводит поведение взрослого, отождествляет себя с ролью. Появляются и правила игры, которые дети сами могут отстаивать в игре с другими детьми. Теперь ребёнок в игре много говорит, даже если играет один. В игре объединяются 2-3 человека. Этап появляется с 3,5 лет.

Третий этап - сюжетно - отобразительная игра. В ней появляется полноценный сюжет и различные роли. В отличие от игр предыдущего этапа в сюжетно-ролевых играх одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Роли распределяются ещё до начала игры. На этом этапе возникает ролевая речь - обращение к товарищу по игре в соответствии с собственной ролью. Сюжеты игр этого этапа становятся более разнообразными, увеличивается продолжительность игры. Такие игры чаще всего появляются в 4-5 лет.

Основным содержанием игры на четвертом этапе (5-6 лет) становится выполнение действий, связанных с ролями, которые выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены, ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена. Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют [34,140].

Сюжетно-ролевая игра способствует всестороннему развитию дошкольников, в ней моделируются отношения между людьми, отрабатываются навыки, развиваются и обостряются внимание, память и воображение.

К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.

Л.С. Выготский писал, что игра – «пространство внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок. Он называет игру «девятым валом детского развития» [30,45].

С.Л. Рубинштейн, указывая на важную роль игры в развитии ребёнка, писал: «Игра – школа жизни и практика развития детей».

По Д.Б. Эльконину, ролевая игра – это средство связи ребёнка с обществом [34,126].

Сюжетно-ролевая игра имеет немаловажное значение в трудовом воспитании дошкольников. В сюжетно – ролевых играх у детей воспитывается желание и умение трудиться. В работах Е.А. Воронович, Т.А. Марковой, Е.А. Смирновой и др. игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности [2;14;27].

Исследования Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко свидетельствуют о том, что при правильном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образного мышления, воображения, развитию речи.

Г.А. Забудько в своих работах указывает на то, что во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать своё мнение, умению настоять на своём, а также совместно строить и реализовывать планы [7,24].

В игровой деятельности развивается воображение, изобретательность, фантазия и творчество. По мнению, А. К. Харченковой сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для развития речи. В них происходит общение детей, осваиваются новые понятия, расширяется словарный запас [31,49].

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии игры и учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, рассмотрев понятие, виды, этапы становления и развития сюжетно-ролевой игры, её роль в развитии ребенка, мы пришли к следующим выводам:

- сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети моделируют действия взрослых;

- в структуру сюжетно-ролевой игры входит: воображаемая ситуация, сюжет, роль, ролевое поведение, игровые действия, правила игры;

- сюжетная игра в своём развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению.

- сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное и развивающее значение в жизни дошкольника.

 

Date: 2016-05-14; view: 2213; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию