Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военные организации как истцы и ответчики в гражданском процессе





Военные организации создаются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем они имеют существенные особенности организации и деятельности, обусловленные указанными целями их создания. Для выяснения сущности и предназначения военной организации, необходимо в первую очередь рассмотреть правовое положение военной организации, ее роль и место в деле военного строительства, обеспечения вооруженной защиты Отечества, его безопасности.

Под военными организациями принято понимать органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования) предприятия и другие организационно-правовые образования, действующие в войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в совокупности образующих военную организацию государства[73].

Виды военных организаций. Наиболее распространенной и характерной для Вооруженных Сил военной организацией является воинская часть. Воинские части – это состоящие, как правило, на государственном Федеральном бюджете России боевые подразделения, являющиеся в тактическом, административном и хозяйственном отношении самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил Российской Федерации, повседневная деятельность которых регламентируется специфическими военно-административными актами – общевоинскими и специальными уставами, положениями, наставлениями и другими нормативными правовыми документами[74].

Особенности военной организации как юридического лица. Военная организация может иметь статус юридического лица, который оказывает существенное влияние на ее правовое положение (преимущественно в сфере гражданско-правовых отношений), поскольку единственной формой в которой может проявляться гражданская правосубъектность организации, является форма юридического лица, и, не обладая статусом юридического лица, общественное образование не может быть признано субъектом имущественных правоотношений, регулируемых гражданским законодательством. В этом смысле можно говорить о военных организациях (имеющих статус юридического лица) как о разновидности юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и организационно входят в состав Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований и органов) либо в которых предусмотрено прохождение военной службы, хотя они и не входят в состав указанных органов.

Правовое положение военной организации, являющейся юридическим лицом и вынужденной принимать участие в гражданском обороте, определяется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей предусмотренных военным правом. Правовые основания участия военных организаций в гражданском обороте закреплены в различных правовых актах, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»[75], Положение о войсковом (карабельном) хозяйстве[76] и др. Следует также учитывать, что гражданские правоотношения с участием воинских частей играют значительную роль в организации материального обеспечения войск сил флота, поскольку нужды в товарах, работах и услугах настолько многосторонни и разноплановы, что обеспечить их в полном объеме в централизованном порядке не представляется возможным, в связи с чем военные организации вправе в установленном порядке на договорной основе восполнять свои потребности в товарах, работах и услугах, необеспеченных вышестоящими довольствующими органами. Используя выделенные военной организации по смете из федерального бюджета денежные средства, а также находящиеся у нее военное имущество, полученное от приносящей доход деятельности, военная организация может вступать в разрешенные ей гражданские правоотношения. Как обладающие гражданской правосубъектностью воинские части и другие военные организации выступают в гражданском обороте на равных началах с остальными субъектами гражданского права, но в то же время их гражданская правосубъектность имеет и некоторые особенности. Эти особенности определяются общественно-публичным характером военной организации. Главная особенность гражданской правосубъектности военной организации заключается в том, что при определении характера и содержания ее гражданской правоспособости следует иметь в виду, что военные организации в отличие от остальных юридических лиц созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Поэтому гражданская правосубъектность военной организации хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Военная организация как субъект гражданского права может иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям ее деятельности и публичным государственным интересам, которые необходимо закреплять в учредительных документах военной организации.

Гражданско-правовой статус воинских частей и иных военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (других воинских формирований и органов), являющихся субъектами гражданских правоотношений, недостаточно четко определен в современном законодательстве Российской Федерации, что затрудняет их участие в гражданских правоотношениях. Военная организация в соответствии с требованиями гражданского законодательства признается юридическим лицом, если она обладает существенными признаками: имеет в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеет самостоятельный баланс или смету.

Необходимо сразу оговориться относительно правильного понимания и толкования применяемых в законодательстве терминов "организация" и "военная организация". Так, при разработке терминологического аппарата Федерального закона законодатель употребил термин "военная организация" в широком смысле - для характеристики Вооруженных Сил как организационно-властной структуры, т.е. в административно-правовом аспекте, и этим термином обозначается военная организация государства[77]. Употребление в вышеназванном Законе этого термина следует рассматривать с точки зрения того, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются одним из основных государственных институтов, обеспечивающих обороноспособность государства. Поэтому положения ст. 55 ГК РФ, определившие невозможность существования одной организации в рамках другой организации, не препятствуют признанию воинских частей и других военных организаций самостоятельными юридическими лицами по признаку наличия у них организационного единства. Вооруженные Силы Российской Федерации в целом представляют собой поэтому только орган военного управления, исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, но не самостоятельный субъект гражданских правоотношений.

Поскольку основная масса имущества, находящегося у военных организаций, созданных в форме государственного учреждения, не может участвовать в обороте, а имущественная обособленность созданного собственником учреждения традиционно определяется через наличие у него выделенных собственником денежных средств, то для рассмотрения вопроса о наличии имущественной обособленности военных организаций как юридических лиц, созданных в форме государственного учреждения, следует принимать во внимание в первую очередь выделенные им по смете денежные средства.

Гражданская деликтоспособность военной организации заключается в ее возможности самостоятельно отвечать по своим обязательствам имеющимися денежными средствами, имуществом, не изъятым из оборота, а также имуществом, полученным от приносящей доход деятельности, и имуществом, приобретенным по безвозмездным сделкам и юридическим фактам. Реализуя присущую им гражданскую деликтоспособность, военные организации становятся субъектами ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданских обязательств, а также за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам.

Специфика деликтоспособности военных учреждений заключается в ограниченной возможности применения к ним мер принудительного исполнения. Эти меры применимы только к денежным средствам, принадлежащим военным учреждениям или предназначенным для них. При нехватке у них денежных средств субсидиарную ответственность несет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая военная организация. Привлечение к субсидиарной ответственности именно федерального органа исполнительной власти обусловлено тем, что в суде от имени казны Российской Федерации по искам к подведомственным учреждениям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности, должен выступать главный распорядитель средств федерального бюджета (см., например, п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса), которым для военных учреждений как раз и является соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Он выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам к подведомственным военным учреждениям.

Принцип единоначалия и организационного единства является отличительной особенностью устройства и деятельности военных организаций и зачастую создает трудности в выделении из состава военных организаций таких, которые обладают статусом юридического лица. Эти затруднения вызваны тем, что федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, представляют собой разветвленную систему органов военного управления, построенную в строгом иерархическом порядке. Разграничить органы военного управления, обладающие статусом юридического лица, и органы военного управления, являющиеся лишь структурным подразделением вышестоящего органа военного управления - юридического лица, не всегда возможно, поскольку не все документы, определяющие правовой статус органа военного управления, содержат соответствующие данные. Лишь немногие нормативные правовые акты дают исчерпывающую информацию о статусе создаваемых военных организаций. В частности, в п. 4 Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации[78] (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 960) прямо установлено, что подразделения ведомственной охраны не являются юридическими лицами.

Возможность участия военных организаций в договорных отношениях, их выступления в суде от своего имени ввиду отсутствия нормативного оформления статуса юридического лица нередко отрицается в судебной инстанции, хотя фактически закреплена в Положении о войсковом (корабельном) хозяйстве[79], а также в Наставлении по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации[80] и других нормативных правовых актах.

По общему правилу, установленному гражданским законодательством, военная организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации (поскольку иное в отношении военных организаций в законе не установлено) путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, который ведется налоговыми органами по месту нахождения (дислокации) военной организации. При осуществлении такой регистрации необходимо руководствоваться письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 9 декабря 2002 г. N ФС-6-09/1894 "К вопросу об особенностях государственной регистрации воинских частей"[81], в соответствии с которым при приеме налоговыми органами сообщений от организаций, подведомственных органам управления (специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в области обороны), в Единый государственный реестр государственных лиц включаются сведения только о юридических лицах. Запись о том, что данная организация имеет статус юридического лица, может содержаться в распорядительном акте о создании и в обязательном порядке должна содержаться в уставе (положении) юридического лица. В случае если статус организации как юридического лица не определен, запись в Единый государственный реестр юридических лиц не вносится, а заявителю выдается (направляется) соответствующее уведомление. Вместе с тем согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об учете в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами" от 22 сентября 2003 г. N ММ-6-09/986[82] ИНН присваивается воинским частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации независимо от их правового статуса.

Статус юридического лица может быть придан как ранее созданной, так и вновь создаваемой военной организации и реализуется в порядке, установленном гражданским законодательством. Вместе с тем следует учитывать, что военные организации, ведущие свое хозяйство на правах отдельной воинской части, по сути, в полном объеме обладают признаками юридического лица, установленными действующим гражданским законодательством.

Решение о придании военной организации статуса юридического лица принимается, как правило, Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация и который, по сути, осуществляет в определенной ему мере права собственника имущества указанной военной организации.

Учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо в форме федерального казенного предприятия, является Правительство Российской Федерации.

Военная организация действует, как правило, на основании устава или положения о ней, которые могут утверждаться Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, или руководителем иного органа военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им федеральными законами и иными нормативными правовыми актами[83].

Так, в частности, Президент Российской Федерации утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов[84]. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями, в соответствии с которыми оно утверждает положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования[85]. Министр обороны Российской Федерации утверждает положения о главных командованиях видов Вооруженных Сил, о группах войск, флотах, об органах военного управления Вооруженных Сил и подразделениях, входящих в структуру Министерства обороны[86].

В учредительных документах военной организации - юридического лица должны содержаться сведения, предусмотренные ГК РФ и другими федеральными законами[87].

Военная организация как юридическое лицо может создавать свои представительства и филиалы в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации[88].

Органом военной организации - юридического лица является руководитель этой военной организации. Если согласно штатному расписанию военной организации, ее филиалов или представительств должность руководителя является воинской, то назначение руководителя военной организации - юридического лица, руководителей ее представительств или филиалов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе для назначения военнослужащих на воинские должности. Такое же правило действует и в отношении других должностных лиц военных организаций[89].

Следует отметить, что военным законодательством[90] на руководителя военной организации как командира-единоначальника возлагаются широкие полномочия по всестороннему обеспечению жизни и быта личного состава, поддержанию высокого правопорядка и воинской дисциплины, боеготовности вверенной ему военной организации, а в военное время - выполнению боевых задач. Кроме того, следует учитывать, что гражданская правосубъектность воинской части (другой военной организации) реализуется ее органом - командиром (начальником) военной организации, который по своему статусу является распорядителем кредитов[91]. Свои полномочия распорядителя кредитов командир (начальник) военной организации реализует, распоряжаясь средствами военной организации, находящимися на ее лицевом счете, открываемом в соответствующем территориальном органе федерального казначейства[92].

Военные организации согласно действующему гражданскому законодательству могут создаваться и действовать как юридические лица в следующих организационно-правовых формах:

- федеральное государственное учреждение;

- федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие);

- федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения[93].

C 15 сентября 2015 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (КАС РФ), т.е. в судах общей юрисдикции, включая военные суды, теперь функционирует полноценное административное судопроизводство.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.


[1] Гражданский процесс: учебник / под. ред. А.А. Демичева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2014г. С. 44

[2] Гражданский процесс: Учебник. 7-е изд. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г. С. 76

 

[4] Гражданский процесс: Учебник. 7-е изд. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г. С. 79

[5] Мельников А.А. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М., 1969. С. 36.

[6] Статья: Частично дееспособные военнослужащие. Глухов Е.А., Шахбазов Р.А. "Право в Вооруженных Силах", 2013, N 5

[7] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2001 г. N 460 (регистрационный N 3170)

[8]Статья: Частично дееспособные военнослужащие. Глухов Е.А., Шахбазов Р.А. "Право в Вооруженных Силах", 2013, N 5

[9]Статья: Привлечение военнослужащих к юридической ответственности: соотношение уголовно-процессуального и административно-процессуального механизмов. Субанова Н.В."Право в Вооруженных Силах", 2014, N 12

[10] Статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[11] Статья 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

[12] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

[13]Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

[14] Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

[15] Статья 268 ТК РФ

[16]Постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную".

[17] Например, на занятиях по тактической подготовке курсант первого курса может иметь при себе: 1) вооружение (АК-74, или РПК-74, или СВД, или РПГ), штык-нож, сумку с двумя снаряженными магазинами (4,5 - 7,5 кг) 2) в зависимости от модификации стальной шлем (1 - 3 кг), бронежилет (8 - 10 кг); 3) радиостанцию, противогаз, малую пехотную лопатку, сумку полевую командирскую, бинокль и др. (2 - 5 кг).

[18]Статьи 26 и 27 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

[19]Статья 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

[20]Статья 30 УВС ВС РФ.

[21]См. подробнее: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2005 г. N 69-В05-16.

[22]Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. N 629 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования".

[23]Определение Московского гарнизонного военного суда от 9 июня 2014 г. по делу N 160 (л.д. 10).

[24]Пункт 2 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

[25] Статья: Частично дееспособные военнослужащие. Глухов Е.А., Шахбазов Р.А. "Право в Вооруженных Силах", 2013, N 5

[26] Статья: Частично дееспособные военнослужащие. Глухов Е.А., Шахбазов Р.А. "Право в Вооруженных Силах", 2013, N 5

[27] Гражданский процесс: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский Дом ”Городец”, 2011г. С. 114.

[28] Гражданский процесс: учебник / под. ред. А.А. Демичева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2014г. С. 45

[29] Гражданский процесс: учебник / под. ред. А.А. Демичева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2014г. С. 46

[30] Гражданский процесс: Учебник. 7-е изд. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г. С. 82

[31] Гражданский процесс: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский Дом ”Городец”, 2011г. С. 117

[32]Гражданский процесс: учебник под ред. Н.М. Коршунова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 62

[33] Закона Росс Федер от 8 июля 1991г. “О приватизации жилищного фонда Российской Федерации”

[34] Гражданский процесс: учебник под ред. Н.М. Коршунова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 62

[35] Гражданский процесс: Учебник. 7-е изд. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г. С. 89

[36]

[37]

[38]

[39]

[40]

[41]

[42] Гражданский процесс: Учебник. 7-е изд. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г. С. 90

[43] Гражданский процесс: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский Дом ”Городец”, 2011г. С. 115

[44] Гражданский процесс: Учебник. 7-е изд. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г. С. 205

 

[45] Гражданский процесс: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский Дом ”Городец”, 2011г. С. 116

 

[46] Гражданский процесс: учебник под ред. Н.М. Коршунова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 60

[47] Гражданский процесс: учебник под ред. Н.М. Коршунова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 61.

[48]

[49] Согласно ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”

[50]Согласно ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”

[51]

[52]

[53]Воронов А.Ф. Журнал “Право в Вооруженных Силах”, 2012, N 7. Статья: Вид производства в гражданском процессе и гарантии защиты прав военнослужащих.

[54]

[55]

[56]

[57] Хомчик В.В. Судебная защита прав и свобод военнослужащих и законных интересов государства при увольнении военнослужащих с военной службы: теория и практика правового регулирования: Моногр. М., 2012. С. 5.

[58] Артамонова С.Н. Актуальные проблемы деятельности органов военной юстиции // ЭНИ "Военное право". 2014. Вып. 3.

[59]

[60]

[61]Цымбаренко И.Б. Теоретико-правовые основы судебной защиты прав военнослужащих Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. Н.А. Петухова. [Текст]. М.: ВУ, 2004. 208 с.

[62] Корякин В.М. Журнал “Право в Вооруженных Силах”, 2015, N 5. Статья: Административный иск как средство защиты нарушенных прав и законных интересов военнослужащих

[63] Корякин В.М. Журнал “Право в Вооруженных Силах”, 2015, N 5. Статья: Административный иск как средство защиты нарушенных прав и законных интересов военнослужащих

[64]

[65]

[66]

[67]

[68]

[69]

[70]

[71]

[72]

[73]cт. 11 Федерального Закона “Об обороне”

[74]Бараненков В.В. Проблемы недостаточной определенности юридической личности военных организаций в современной военно-правовой науке // Электронное научное издание «Военное право». 2013. Выпуск № 2 / http://www.voennoepravo.ru.

[75]

[76]

[77] Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне”.

[78]

[79]

[80]

[81]

[82]

[83]

[84]

[85]

[86]

[87]

[88]

[89]

[90]

[91]

[92]

[93]

Date: 2016-05-14; view: 2591; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию