Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-художественные особенности повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведения русского дворянского сентиментализма





Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина, – пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям. С именем Карамзина связано рождение русской психологической прозы. Важным и прогрессивным моментом в творческой деятельности писателя было признание права личности независимо от сословной принадлежности на осуществление внутренней свободы. Отсюда идейной основой повести «Бедная Лиза» было утверждение писателя «и крестьянки любить умеют». Эта психологическая повесть пользовалась особенным успехом у читателей. «Бедная Лиза» была напечатана в 1792 году в «Московском журнале»

Сюжет повести не притязателен и весьма распространен в литературе: любовь бедной девушки и молодого дворянина. В основе карамзинской повести – жизненная ситуация. Социальное неравенство крестьянской девушки и дворянина предопределило трагический исход их любви. Однако для Карамзина важно прежде всего передать психологическое состояние героев, создать соответствующее лирическое настроение, способное вызвать ответное эмоциональное чувство читателя. Он не акцентирует внимание на социальных переживаниях, о которых упоминается в повести, переводя их в нравственно-этический план. Карамзин лишь намекает на то, что социальное неравенство затрудняет брак дворянина и крестьянки. Лиза в беседе с Эрастом говорит, что ему «нельзя быть ее мужем», так как она крестьянка. И хотя все симпатии Карамзина на стороне прелестной, кроткой бедной Лизы, о судьбе которой чувствительный автор проливает слезы, тем не мение поступок Эраста он пытается объяснить обстоятельствами, характером героя. Эраст был наделен «добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Он «читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение...» и неиспорченность, наивность и естественная красота крестьянской девушки не могли не пленить его воображение. Однако привычка к праздной и обеспеченной жизни заставила его в силу эгоизма и слабости характера поправить свои дела женитьбой на богатой вдове. Передав сцену прощания Эраста с Лизой, которой он дает сто рублей, Карамзин восклицает: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю в небо, и слеза катится по моему лицу». У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения. Драматические, а подчас и трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации. Жизнь Лизы и ее матери мало чем напоминала реальную жизнь крестьян. Лиза, подобно героиням сентиментальных идиллий, живет в хижине. Ее работа, внешний облик, речь идеализированы Карамзиным и не говорят о социальной принадлежности Лизы. Это, скорее, благовоспитанная барышня.

Большое место в повести занимают авторские лирические отступления, диалог, монолог героев. Лирическая манера повествования создает определенное настроение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж созвучный настроениям героев. Главную роль играет интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующей на душу читателей, который не мог не сопереживать героям. Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия – «пейзажом души». Читатели повести верят в достоверность рассказа и окрестности Симонова монастыря, пруд, в котором погибла Лиза, стали местом паломничества.

51. "История государства Российского "

Н. М. Карамзина – последний и наиболее значительный в его творчестве труд. Этот выдающийся памятник русской культуры представляет собой уникальный сплав исторической и общественно-политической мысли, литературных и языковых исканий конца XVІІІ первой четверти XІX века. "История государства Российского"– крупнейшее для своего времени достижение русской и мировой исторической науки, первое монографическое описание русской истории с древнейших времен по начало XVІІ в., опирающееся на огромный круг исторических источников. Фундаментальный труд Карамзина вызвал бурные и плодотворные для развития историографии дискуссии.История государства Российского" Карамзина и сегодня сохраняет свою общекультурную и историографическую ценность. С нее начиналось приобщение к отечественной старине нескольких поколений русских читателей, из нее черпали сюжеты многие писатели, драматурги, художники и музыканты. Поэтому труд Карамзина входит в корпус тех классических текстов, без знания которых не может быть полноценно понята история русской культуры и исторической науки. Феномен "Истории государства Российского" объясняется тем, что она явилась синтезом творческой деятельности выдающегося писателя и проницательного историка. Карамзин-художник, преодолевая неизбежную ограниченность своей исходной исторической концепции, обеспечил своему труду долгую жизнь и признательное внимание потомков.В наши дни труд Карамзина воспринимается, прежде всего, как выдающееся произведение русской классической литературы, как образец исторической прозы.

52. 1. 2(13) февраля 1769 – дата рождения И.А.Крылова.

2. 1774 – 1781 – жизнь семьи Крыловых в Твери

4. 1782 – переезд в Петербург.

5. 1783 – 1787 – работа в Казенной палате.

6. 1783 – создание первой комической оперы «Кофейница»

7. 1784 – создание трагедии «Клеопатра»

8. 1786 – создание трагедий «Клеопатра», «Филомела»

9. 1786 - 1788 – создание комедий «Сочинитель в прихожей»,

«Проказники», публикация первых басен

10. 1789 – издание журнала «Почта духов».

11. 1792 – издание журнала «Зритель»

12. 1793 – издание журнала «Санкт – Петербургский Меркурий».

13. 1797 – 1800 - Крылов покидает Петербург и работает личным

секретарем в имении у князя С.Ф.Голицына

14. 1800 – создание шуто-трагедии «Трумф, или Подщипа».

20. 9 (21) ноября 1844 – дата смерти И.А.Крылова.

Иван Андреевич Крылов родился в семье бедного армейского офицера. Первоначальное образование Крылов получил дома под руководством своей матери, а также из милости обучался вместе с детьми тверского губернатора. В 1778 году умер отец Крылова, и семья осталась без средств к существованию. Мать упросила местное начальство принять девятилетнего сына на службу в тверской губернский магистрат, где он занимался перепиской скучных бумаг. В 1782 году семья Крыловых переезжает в Петербург, и будущий баснописец устраивается на работу канцеляристом в Казенную палату. С Петербургом связано начало литературной деятельности Крылова, его увлечение театром. Он и сам пробует свои силы в драматургии и с 1783 по 1788 г.г. создает комические оперы «Кофейница», «Бешеная семья»; трагедии «Клеопатра» и «Филомела»; комедию «Сочинитель в прихожей»; сатиру-памфлет «Проказники» и другое. На сцене эти комедии так и не появились, но были изданы в первой половине 1790-х годов. В результате этого драматургия Крылова на долгие годы уступила место сначала журнальной сатире, а затем басням. В1789 году Крылов стал автором и самостоятельным издателем журнала «Почта духов». Задавшись целью, сделать журнал правдивым, острым, оригинальным, Крылов изобретает своеобразную форму подачи критического материала в виде переписки духов с арабским волшебником и философом Маликульмульком. Воздушные, водяные и подземные духи живут среди людей, наблюдают их житейские нравы и обычаи и делятся с волшебником своими впечатлениями. Сказочно-эпистолярная форма позволила Крылову подвергнуть суровой критике деспотизм и произвол самодержавия, развращенность дворянства, казнокрадство чиновничества, воссоздать широкую картину общественно-политической жизни России конца 80-х годов ХVIII века. Издателю «Почты духов» намекнули на то, что резкий тон критики неугоден правительству, и журнал прекратил свое существование в 1789 году. После двухлетнего перерыва, в феврале 1792 года, Крылов начинает издавать новый журнал – «Зритель». В программной статье журнала - «Нечто о врожденном свойстве душ российских» - огонь крыловской сатиры был направлен против дворянского космополитизма. В «Зрителе» были напечатаны такие произведения Крылова, как: незаконченный роман «Ночи», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Мысли философа по моде», «Похвальная речь в память моему дедушке», восточная сказка «Каиб». В мае 1792 года в типографии «Зрителя» был произведен обыск. Журнал закрыли, а за Крыловым был установлен полицейский надзор. Подобная же судьба постигла и следующий журнал Крылова – «Санкт - Петербургский Меркурий», который он начал издавать в 1793 году. В этом журнале так же особое место занимали сатирические произведения самого издателя: «Похвальная речь науке убивать время», «Примечания на комедию «Смех и горе», «Похвальная речь Ермалафиду», «Театр» и другое. Несмотря на то, что сатирическая острота поднимаемых проблем стала более «приглушенной», журнал все равно был закрыт. Троекратное запрещение журналов, обыск в типографиях были предвестниками надвигавшейся бури – царского гнева и преследований. Опасаясь разделить судьбу Радищева и Новикова, двадцатичетырехлетний Крылов был вынужден надолго отойти от литературного мира и покинуть Петербург. Об этом периоде жизни Крылова сохранилось очень мало сведений. Известно, что он жил в провинции и лишь иногда приезжал в Москву. С 1797 по 1800 годы писатель живет в имении князя С.Голицына, в Киевской губернии, исполняя обязанности секретаря и домашнего учителя княжеских детей. Там он создает свою комедию «Трумф» («Подщипа»), которая имела успех, получила известность и была по достоинству оценена А.С.Пушкиным. Пьеса была поставлена на любительской сцене,

"Восточной повести" И.А. Крылова "Каиб"

"Восточная повесть" И.А. Крылова "Каиб" (1792) представляет собой яркий образец предромантической прозы. В ней отчетливо сказался переходный характер литературного периода рубежа XVIII и XIX веков. Тогда все более возрастала роль личности автора в процессе творчества. Активно шел процесс освобождения жанра от строгой тематической и стилистической нормированости и формирование его как развивающейся формально-содержательной категории. Повесть "Каиб" традиционно интерпретировалась в нашем литературоведении как "наиболее политически острое сатирическое произведение русской литературы XVIII века", в ней видели, прежде всего, суровое изобличение отрицательных проявлений самодержавной власти в царствование Екатерины II. Возросшую к этому времени его популярность специалисты связывают с переводом на русский язык цикла арабских сказок "Тысяча и одна ночь", "Персидских писем" Монтескье, философско-сатирических повестей Вольтера. Действие развивается по жанровой модели "путешествия". Пребывающий в неведении об истинном положении дел в государстве монарх испытывает необъяснимую неудовлетворенность всем образом своей жизни. Он отправляется в странствие, узнает о бедственном положении своего народа, прозревает и убеждается, что был плохим правителем. Вернувшись, монарх исправляет допущенные ранее ошибки, становится мудрым и справедливым. Персонажи повести созданы по типу образов-масок. Калиф отделен от народа стенами своего дворца и живет в искусственном мире иллюзии. Его визири-министры и придворные, льстивые, корыстные и ограниченные люди, ведут праздное существование за счет угнетаемого народа. Бедный труженик страдает под бременем забот. Справедливый и честно исполнявший свой долг кадий гоним и несчастен. Повествовательные элементы ставшего традиционным жанра составляют лежащий на поверхности смысловой слой произведения, при этом содержание повести Крылова не ограничивается жанровым, знакомая читателю схема используется автором для выражения собственной литературной и жизненной позиции.

Используя вольтеровские приемы сатирического изображения монархической власти, Крылов дает ироническое описание дворцового быта. Реальное здесь подменяется кажущимся, сам предмет — его копией или изображением. Зло, высмеивая придворных, автор изменяет интонацию, когда речь заходит о самом правителе. Калиф знает истинную цену своим советникам, поэтому все решения принимает единолично, не допуская обсуждения и споров. Он, как и автор-рассказчик, понимает, насколько важны для существования государства равновесие и стабильность, поэтому "обыкновенно одного мудреца сажал между десяти дураков", так как был уверен, что умные люди подобны свечам, которых слишком большое число "может причинить пожар"

53. Сатирическая журналистика Крылова

Сатирическая журналистика Крылова - дальнейший шаг в развитии лучших традиций новиковской сатиры. В январе 1789 г. В Петербурге вышла первая книжка ежемесячного журнала «Почта духов», издателем и единственным автором, которого был Крылов. «Почта духов» скорее не журнал в обычном понимании, а книга очерков или писем – фельетонов, выходящая по частям. На титульном листе было написано: «Ежемесячное издание, или учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Резкость критики крепостнического государства, публицистическая заострённость, отчётливо выраженная антидворянская направленность характеризуют «Почту духов». «Философские письма» пишут арабскому волшебнику Маликульмульку гномы, сильфы, ондины, которые благодаря свое волшебной природе проникают везде и всюду, оставаясь часто невидимыми, что даёт им возможность наблюдать жизнь без всяких прикрас. В письмах «духи» с наивным удивлением рассказывают о явлениях общественной жизни, которые противоречат естественным законам, нормам нравственного и общественного поведения. Их восприятие царящей вокруг несправедливости, беззакония, корыстолюбия и других пороков привилегированных слоёв общества выражается в сатирическом гротеске, в язвительной иронии. Исследователи не раз отмечали, что сатирическое восприятие существующих общественно-политических порядков глазами «постороннего наблюдателя» - приём, который в русской литературе имеет давнюю традицию, начатую Кантемиром. Этот приём даёт возможность с большей прямотой и смелостью подвергнуть критике уродливые стороны самодержавно-крепостнической действительности «Почта духов» - целостное художественно-публицистическое произведение, которое по своему построению было близко «Адской почте» Эммина (1769). Эту преемственность Крылов подчёркивает уже названием журнала. При всём том, что построение «Почты духов» в значительной степени свободно, Крылов стремится объединить письма-фейлетоны сюжетно, фигурами одних и тех же персонажей. Этому способствует «Вступление» к журналу и первое письмо от гнома Зора, которое является экспозицией к последующему повествованию. В 48 письмах «Почты духов» можно обнаружить два плана: 1) резко сатирическое описание нравов и жизни столичного дворянства, строящего своё благополучие на страданиях народа, критика государственного аппарата и социальной несправедливости; 2) рассуждения «сильфов» Световида и Выспрепара, воздушных духов, в которых содержатся наставления, как исправить общественные пороки. Развитие «просвещённости» и соблюдение сословного равенства – залог улучшения государственного устройства. Резко выступая против сословных привилегий дворянства, Крылов требует от писателей служения истине, которая для него неподкупна, требует равенства всех сословий и необходимости для каждого человека честного исполнения гражданского долга. В «Почте духов» Крылов противопоставляет «третье сословие» разлагающейся дворянской аристократии. С большим сочувствием говорит он о людях искусства, чьё положение в крепостнической стране безысходно. В беспощадности критики всей системы власти и культуры крепостническо-бюрократического государства Крылов сближается с Радищевым. Говоря о идейной близости Радищева и Крылова, нельзя вместе с тем забывать, что, в отличие от радищевского, радикализм Крылова носил просветительский характер. В августе 1789 г. «Почта духов» прекратила своё существование не по воле издателя. Хотя подписчиков журнал имел мало, но истинной причиной было недовольство правительства резким обличительным тоном журнала. Не помогла и написанная из тактических соображений хвалебная ода Екатерине II, помещённая в августовской, ставшей последней книжке. В конце 1791 г. И. А. Крылов, А. И. Клушин, знаменитый актёр И. А. Дмитриевский и драматург, и актёр П. А. Плавильщиков основали собственную типографию «Крылов и товарищи» и книжную лавку. В этой типографии печатались книги, афиши, а главное, с февраля 1792 г. под редакцией Крылова и Клушина стал выходить новый журнал «Зритель», который сразу собрал 169 подписчиков, почти в два раза больше, чем «Почта духов». В журнале были представлены разные жанры: очерки, теоретические, публицистические и критические статьи, стихи, повести и т.д. Основная направленность «Зрителя» - сатирическая и антидворянская. Значительная часть журнала заполнялась Крыловым, Клушиным и Плавильщиковым. Печатались в «Зрителе» и другие авторы. Успех «Зрителя» был вызван, прежде всего произведениями Крылова, сатирический талант которого с особой силой сказался в «восточной» повести «Каиб» и «Похвальной речи в память моему дедушке, говоренной его другом в присутствии его приятелей за чашею пуншу». Помимо этих произведений Крылов напечатал в «Зрителе» повесть «Ночи», «Мысли философа по моде», «Речь, говоренная повесой в собрании дураков» и др. Материалы в журнале носили национально-патриотический характер, редакторы обращались к «любезным россиянам» с программной статьёй Плавильщикова «Нечто о врождённом свойстве душ российских». В журнале по-прежнему подвергаются резкому обличению галломанствующее дворянство, «модное воспитание» дворянских детей. Здесь, как и в крыловской «Почте духов», оживают персонажи сатир Кантемира, однако сила обличения становится острее и целенаправленнее, она ведётся с демократических позиций. Смелая сатира «Зрителя» в период усиливавшихся репрессий правительства, антидворянский и антикрепостнический характер журнала очень скоро вызвали недовольство правительства, напуганного Французской революцией и ростом общественного подъёма в стране. «Зритель» просуществовал с февраля по декабрь 1792 г. По приказу самой императрицы в типографии, где издавался журнал, летом был проведён полицией обыск, после которого за Крыловым и Клушиным было установлено наблюдение. И хотя «Похвальная речь» и «Каиб» были напечатаны позже, что лишний раз свидетельствует о смелости издателей, тем не менее, издание «Зрителя» пришлось прекратить.

54. Эмин, Федор Александрович

Литератор; родился, по всем показаниям, около 1735 г. Но в каком городе он родился, какой был нации, религии, где получил первоначальное образование и кто были его родители - обо всем этом разные источники говорят до такой степени различно, что разобраться во всей этой путанице нет никакой возможности. Мировоззренческая позиция Ф.А. Эмина противоречива. Несмотря на твердые идейные убеждения дворянина, в некоторых произведениях он сочувственно изображает крестьян. В том числе и в первом русском эпистолярном романе «Письма Эрнеста и Доравры»(1766). Это роман в письмах, написанный в 4-х томах. «Письма..» - первый психологический сентиментальный роман, стилю которого присуща «чувствительность». «Письма Эрнеста и Доравры» написан под влиянием романа Руссо «Новая Элоиза»(1761Но между этими произведениями есть и серьезные различия. Взгляды Руссо отличаются большей смелостью, радикализмом. В его романе счастью героев мешает их социальное неравенство,). По мнению Г.А. Гуковского, это был вызов классицизму Сумарокова, отрицательно относившегося к бунтарю Руссо. (Кстати, Эмин даже выпускал пасквили на г-на Сумарокова, где упоминал и его творчество, и его личную жизнь. В отместку Сумароков сделал своего оппонента прототипом клеветника и безбожника Герострата в своей комедии «Ядовитый») В отличие от произведения Руссо, Эмин переводит конфликт из социального в моральный план. Эмин часто прибегает к философско-моральным и нравоучительным рассуждениям. Автор стремится не к созданию сюжетной линии, но к анализу чувств главных героев. Социальная острота отсутствует. Эмин не выдерживает единства замысла и заставляет своего героя (особенно во 2-ой части) писать целые диссертации на морально-философские темы, лишая роман тем самым «страстно-психологической окраски». Проблемы воспитания, религии и взаимоотношений помещиков и крестьян трактуются в либерально-умеренном духе. В романе широко представлены рассуждения Эрнеста и его друга Ипполита на социальные и политические темы, носящие в ряде случаев сатирический характер: о положении крепостных крестьян, о неправосудии, о пагубной роли при дворе вельмож.

 

Date: 2016-05-14; view: 4102; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию