Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики четырех видов памяти





Двигательная (или моторная) память - запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков навыков ходьбы, письма и т. д. При воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни и выражаются только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Эмоциональная память - это память на чувства; заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про­шлом отрицательные переживания.

Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств (слабее или сильнее первичного), так и в изменении их содержания и характера (раньше переживалось как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай).

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти - воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Образная память обладает особенностями, которые характерны для представлений - бледность, фрагментарность и неустойчивость. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом, с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям:

· смешение образов - образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями

· дифференциация образов - черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Легкость воспроизведения образа зависит:

· Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия; сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного.

· Во-вторых, от состояния человека в момент воспроизведения; припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

· Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии; то, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Многие исследователи разделяют образную память, в зависимости от преобладания того или иного типа воспроизводимых представлений, на:

· зрительную,

· слуховую,

· осязательную,

· обонятельную,

· вкусовую.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т.е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей, возникающих у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Градиент возрастной изменчивости словесно-логической памяти:

1. в детском возрасте заучивание наизусть протекает иногда с большей легкостью, чем улавливание смысла; взрослых;

2. взрослые в запоминании смысла, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми; при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым (для детей малодоступно);

3. дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе; она становится ведущей по отношению ко всем другим видам памяти и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

 

В зависимости от целей деятельности память делят на:

4. непроизвольную - запоминание и воспроизведение осуществляется автомтически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания; отсутствует специальная мнемическая задача что-то запомнить или припомнить

5. произвольную - специальная мнемическая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Другие деления памяти:

1. Кратковременная - вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации:

  • объем кратковременной памяти индивидуален и характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию;
  • перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужная и остается потенциально полезная;
  • не происходит перегрузки долговременной памяти;
  • память имеет огромное значение для организации мышления;

2. Долговременная - функционирует на основе кратковременной памяти; перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти - достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

3. Оперативная – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Выполнение какое-либо сложного действия, например арифметического, осуществляеется по частям: «в уме» удерживаются некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Date: 2016-05-14; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию