Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на развитие компонентов





личностного самоопределения

1.1 Личностная направленность (Л.Н.)

Упражнение 1

«Ключи» (К.Фопель)

 

Цель: развитие символического мышления, проработка и расставание с ненужными представлениями, иллюзиями, ненужными отношениями, обнаружение и «принятие» новых перспектив.

Ведущий демонстрирует участникам связку ключей, символически выражающую возможности что-то открыть или наоборот, закрыть для себя. Тот из участников, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запирать». После того, как участник расскажет о своих целях, он передает связку следующему.

 

Упражнение 2

«Звездный час» (Н.С.Пряжников)

 

Каждому участнику необходимо за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для профессии психолога радостей (ради чего представители данной профессии вообще живут, чего для них самое главное в жизни, работе…)

Далее по очереди каждый участник рассказывает о тех радостях, которые он выделил.

 

Упражнение 3

«Человек-однодневка» (Г.Н.Абрамова)

 

Цель: расширение временной перспективы.

Всем участникам по очереди нужно представить следующую гипотетическую ситуацию: резко сократились интервалы между некоторыми событиями т.е. вся жизнь человека равна 1 дню. Нужно описать этот день с утра до вечера.

Вопросы для обсуждения: какие чувства вызывает этот день у себя? Какие – у других?

 

Упражнение 4

«Построение жизни» (А.А.Кроник)

 

Цель: тренировка навыков долговременного планирования, формирование навыков биографического мышления, тренинг «чувства реальности».

Участники составляют список самых важных событий своего прошлого, настоящего и будущего, указывают их реальные и возможные даты.

Участники разделяются по парам. Каждый рассказывает другому о своем жизненном расписании. После этого партнеры пересказывают друг другу услышанное и могу посоветовать, как сделать жизнь продуктивнее и интереснее

Далее участники анализируют свои жизненные цели и причины тех или иных событий (записывают в своем жизненном расписании).

Продолжая работу с жизненным пространством, пытаются разобраться в том, насколько важны в их жизни разные события и разные люди. Какие их этих событий и персонажей можно бы вычеркнуть (5-6) и наличие каких обязательно, т.к. отказаться от них невозможно (5-6 событий и значимых людей). После каждого события написать список свойств, реальных или прогнозируемых, которые появились или могут появиться после значимых событий, появление которых связано с именами конкретных значимых людей.

В завершение участникам предлагается включить в пространство жизни значимые события, которые произошли до его рождения (с ним, родителями, страной), и события, которые могут произойти после завершения его физической жизни и, тем не менее, связанные лично с ним, а также наиболее значимых людей, чьи взгляды и сам факт их существования оказал или оказывает огромное влияние на жизненное самоопределение человека.

Вопросы для обсуждения: какие возможности дает это задание?

 

Упражнение 5

Коридор просветления (С.В. Петрушин)

 

Цель: развитие социальной и профессиональной уверенности.

Поочередно каждый из участников должен пройти от одной стены до противоположно, туда и обратно, несколько раз. В пути его должна сопровождать группа. При этом, когда он идет к одной стене, группа должна его за это всячески одобрять и поддерживать а когда обратно, - ругать. Физическое воздействие запрещено, группа должна остановить и вернуть его только словами. Задача участника спокойно, молча и с одинаковой скоростью ходить от стены к стене, не реагируя ни на негативные, ни на позитивные подкрепления.

Другой вариант. Сначала группа, сопровождая участника, должна всячески восхвалять его профессиональную деятельность, прогнозировать радужные перспективы, затем, по ходу обратного движения, группа должна всячески компрометировать профессиональную деятельность участника, ругать ее, пророчить провалы. Задача центрального остается прежней: спокойно и мола продолжать свое движение. Заканчивать движение каждого участника следует на позитивных подкреплениях.

Вопросы для обсуждения:

Чьи высказывания мешали ходить? Какие переживания возникли? Что нового узнали о себе? Что помогло сохранению спокойствия?

 

Упражнение 6

Пять предложений (К.Фопель –К.Мауэ)

 

Цель: развитие новых взглядов друг на друга, формирование лучшего взаимопонимания.

Сначала все участники пишут на карточках пять предложений, которые каким-то образом описывали бы профессиональную сторону их жизни. Каждое предложение пишется на отдельной карточке. При этом сами участники решают, какую информацию о себе они хотели бы сообщить, исходя их соображений собственной психологической безопасности. Карточки не подписываются, и для обеспечения полной анонимности все они должны быть оформлены одинаково, например, переписываются кем0либо, не имеющим отношения к данной группе.

Карточки перемешиваются, и все члены группы вытягивают по 5 штук. Затем каждый по очереди читает вслух предложение, написанное на одной из карточек: кто-то начинает, за ним читает его сосед, и далее по кругу по часовой стрелке. Прочитав первую карточку, участник отдает ее тому члену группы, который, как ему кажется, является ее автором, и ждет, когда очередь по кругу дойдет до него во второй раз. Тот, кто получил карточку, без комментариев оставляет ее у себя. При этом никто из остальных участников не высказывает своих предположений об авторстве и не делает никаких замечаний.

Если при первоначальном распределении карточек кому-нибудь достанется его собственное предложение, он должен в первую очередь прочитать именно его и затем передать карточку любому участнику, несмотря на то, что автором является он сам.

Таким образом проходит определенное количество кругов, в ходе которых каждый читает чужую карточку и передает ее предполагаемому автору. Когда кто-то из участников получает свою карточку от другого члена групп, он оставляет ее у себя и уже не имеет права никому отдавать. В том же случае, когда он получает от кого-то не свою, а чужую карточку, он должен зачитать ее в следующем круге и определить тому члену группы, которого он считает автором высказывания. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут правильно распределены.

В заключение устраивается последний круг, в ходе которого каждый участник команды зачитывает пять своих карточек. После этого члены команды обмениваются своими мнениями и впечатлениями.

 

Упражнение 7

Признание заслуг (К.Фопель)

 

Цель: приобретение навыка в признании своих заслуг в достижении какого-то результата, умения принимать причитающиеся ему признания и приобретение опыта в признании заслуг другого.

Ведущий предлагает каждому подумать о том, каковы его заслуги на сегодняшний день. Что они умеют делать очень хорошо? Какие трудности уже сумели преодолеть? Кому помогли? Чему они при этом научились? Каков их личный вклад в общие результаты? Далее ведущий просит всех участников написать на карточке краткое резюме, в котором каждый участник перечисляет свои собственные жизненные заслуги.

После этого каждый из участников вытягивает по жребию чью-либо карточку. Ему нужно подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку он вытянул. В своей речи участник должен упомянуть все заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно добавить что-то от себя, оценить оказанную автором резюме помощь и поддержку другим членам группы, раскрыть его потенциальные возможности.

Следует помнить о том, чтобы хвалебная речь была не только всеобъемлющей, но и реалистичной, т.е. объективной. Действовать следует тактично, чтобы тот, о ком готовится хвалебная речь, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем. Далее каждый участник рисует плакат, на котором в словах и образах-символах прославлялись бы заслуги героя предстоящей речи.

Затем все участники собираются вместе, предварительно свернув плакаты, и начинается сама церемония. По очереди адресатам вручается авторский плакат, и в честь них звучат хвалебные речи.

Обсуждение: обмен впечатлениями.

 

Упражнение 8

Фантазии о жизненном пути и имени (Т.Бэнет)

 

Цель: дать возможность участникам группы представить в совеем воображении фазы роста и развития, пройденные имя в течение жизни, способствовать упрочению личностной идентичности.

Ведущий просит участников найти себе место, где можно было бы удобно расслабиться и заняться собой. Ведущий говорит о способах сосредоточения: закрыть глаза, регулировать дыхание, почувствовать пульс или сердцебиение, ощутить тепло в той или иной части тела и т.д. Затем ведущий начинает медленно структурировать фантазии участников, предлагая им ключевые слова для припоминания. Он может просить участников вспомнить свои самые ранние впечатления, образы значимых окружающих, матери, отца, братьев… Дает «ключи» первых событий в жизни: первого школьно дня, первой драки, первого полюбившегося животного…. Далее ведущий продвигается хронологически, напоминая о выпуске из школы, переезде в другое место, днях рождения, праздниках, счастливых или смущающих жизненных обстоятельствах, первой работе, времени отпуска, периоде обучения в вузе и т.д…

После «просмотра» жизни ведущий фиксирует внимание участников на одном аспекте личностной идентичности – имени человека. Ведущий предлагает прощупать собственное имя как коврик собственными пальцами. Припомнить ласкательные имена, которыми называли человека. Представить имя визуально: как оно бывает написано на документе, в письме, как может быть написано самолетом на небе, напечатано латинским шрифтом. Далее подключаются аудиальные фантазии: услышать звучание собственного голоса при произнесении имени, затем услышать, как зовет значимое лицо. Далее ведущий может попросить шептать свое имя, затем, постепенно начиная произносить его все громче, усилить до крика.

Постепенно ведущий прекращает процесс. Просит участников медленно открыть глаза, сесть, изменив позу.

Обсуждение: обмен впечатлениями по поводу пережитого.

 

Упражнение 9

Друг для друга (В.Ю. Бабайцева)

 

Цель: подумать над тем, где и чем могут быть полезны каждому участнику другие члены группы.

Каждый участник анализирует всех членов группы, отмечая, где и чем в различных жизненных и профессиональных ситуациях может быть ему полезен каждый участник тренинга.

Обсуждение:

Что нового о себе я узнал, сформулировать ответ на вопросы: «На что я сгожусь?», «Как я выгляжу в глазах других людей?», «В чем кроется моя индивидуальность (для других людей?)». Что нового о других я узнал на занятии: «Как открылись для меня мои коллеги по тренингу?», «Что нового я узнал о людях, которые меня окружают?», «Какие приятные неожиданности меня ожидали?».

 

Упражнение 10

Скрытый мотив и доверие (В.Киблер)

 

Цель: показать влияние недоверия на процесс сотрудничества и в целевых группах, повысить степень осознанности личностной реакции в случае, когда мотивы других людей не ясны.

Оборудование: копия бланка инструкции для каждого участника. Приводит текст инструкции, которую получает каждый участник:

Ведущий рассказывает участникам о задаче, но не акцентирует внимание на элементе недоверия. Затем он делит группу на подгруппы по 3-4 человека. Всем участникам он раздает копию бланка инструкции, объясняя, что следовать специальной инструкции необходимо, только если в нижней части бланка стоит крестик (звездочка). (На самом деле ни один из участников не должен следовать этой инструкции и на каждом листе отмечено «Вы – не этот человек»). Ведущий просит участников не сообщать друг другу о полученной роли.

Далее, ведущий просит каждую группу выбрать себе место в комнате для работы и сообщает, что им дается 20 минут, за которые необходимо выполнить задачу, после которых ведущий как представитель фирмы определит, чей эскиз (проект) выиграет и получит контракт. Ведущий раздает участникам большие листы бумаги и фломастеры. Кроме того, ведущий сообщает, что, если кого-то из участников попросят выйти из рабочей группы, он или она должны покинуть место работы до завершения его группой. Если находятся такие участники, которые выходят из группы, они объединяются ведущим вместе и инструктируются – поразмышлять над поведением, которое вызвало у них подобную реакцию. По истечении 20 минут ведущий объявляет время и собирает всю группу. Выбирается лучший эскиз (проект). Затем ведущий сообщает, что ни один участник не получил роли карьериста. Все члены группы включаются в обсуждение своих впечатлений от процесса работы.

Обсуждение: влияние недоверия на отношение и поведение членов группы. Как недоверие влияет на групповую заинтересованность и беспокойство по поводу выполняемой задачи? Игнорировались ли некоторые идеи, предложения и модификации из-за обеспокоенности членов группы мотивами предлагающего? Каковы чувства тех участников, которые были исключены их группы или были заподозрены в саботаже? Членов группы просят обсудить свои мнения относительно влияния недоверия на их поведение в процессе выполнения задания и их чувства по отношению к группе. Ведущий просит каждую группу сформулировать короткий набор предложений, которые можно высказывать или делать, чтобы предотвратить появление недоверия и других помех процессу группового решения задачи. Предложения-стратегии по «снятию» недоверия зачитываются всей группе.

 

 

1.2 Личностная рефлексия (Л.Р.)

 

 

Упражнение 1

События жизни (А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров)

 

Цель: осознание значимых событий своей жизни.

Ведущий просит каждого написать по одному событию своего прошлого, настоящего и будущего. Затем предлагает остальным участникам отгадать те события, которые написал кто-либо из членов группы (с его согласия!).

Вопросы для обсуждения: какие возможности дает это упражнение?

 

Упражнение 2

Задания на активное слушание (АС)

 

А) Надоело

Информация, которую сообщает (или раздает в письменном виде) участникам ведущий:

«Вчера супруг опять сделал мне замечание в присутствии наших гостей. Как будто я ничего не умею сама и мне надо объяснять, как сделать так, чтобы выглядело хорошо. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Письменно участники формулируют:

- уточнение,

- пересказ,

- дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Обсуждение: выявляются лучшие варианты, обнаруживаются ответы в технике активного слушания и не соответствующие ей.

Обсуждение: выявляются лучшие варианты, обнаруживаются ответы в технике активного слушания и не соответствующие ей.

Б) Удовольствие.

Участники: начальник и его подчиненный.

Информация: сотрудник приходит к начальнику отдела и сообщает, что хочет уволиться.

Говорит, что нашел работу ближе к дому сможет больше времени уделять воспитанию детей.

Инструкции: вы Начальник. К вам приходит подчиненный, который выражает желание уйти с работы. Это является неожиданностью для вас. Попробуйте выяснить настоящую причину ухода.

Вы Подчиненный. Идете к начальнику, чтобы проинформировать его о своем желании уйти с работы. Истинной причины ухода начальник не знает. Объявите причину только тогда, когда почувствуете, что между вами хороший контакт.

Дополнительная инструкция сотруднику: на самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и поэтому решил уволиться. Можно причину придумать самому.

В) Путевка.

Участники: сын и мать.

Информация: сын уговаривает мать поехать в санаторий. Мать живет с семьей сына.

Мать отказывается. Говоря, что семье сына будет сложно самим справиться с хозяйством, с детьми.

Дополнительная инструкция: на самом деле у нее появился знакомый, с которым она не хотела бы сейчас расставаться.

Г) На курсы усовершенствования.

Участники: заместитель директора, заведующей отделом.

Информация: заместитель директора хочет послать на курсы усовершенствования 55-летнего заведующего отделом.

Здание: побеседовать с заведующим отделом, используя техники АС.

Дополнительная инструкция: вы заведующий отделом. Вы отвечаете заместителю директора раздраженно: «Милый мой человек, мне 55 лет, и я уже слишком стар, чтоб садиться за школьную скамью. Меня 30 лет считали порядочным человеком, все остались мною довольны, и я имею полное право без всяких курсов дожить до пенсии».

Д) За и против тренинга.

Участники: ведущий дискуссию, который выбирает из числа участников.

Вся группа – два стоящих на разных позициях лагеря.

Информация: после тренинга студенческая группа, участвовавшая в нем, обращается в деканат уже в качестве реальной группы и дает отчет руководителю – оправдал себя тренинг или нет. Половина группы считает, что тренинг оправдал себя полностью, втора половина – наоборот.

Задание: достигнуть согласия, которое представляло бы мнение всех. Ведущий дискуссию должен при помощи техник АС рефлексировать точки зрения членов группы.

Е) Старосту курса больше не слушают

Участники: староста курса, преподаватель, курирующий курс.

Информация: староста жалуется, что группа ему больше не подчиняется, все вдруг против него, хотя ничего не произошло.

Задание: куратор должен постараться только с помощью техник АС выяснить истинную причину.

Дополнительная инструкция: ты староста курса. Ты с детства был всегда вожаком, и по этой причине тебя выдвигали командовать другими. То, что в детском коллективе воспринимали как должное, в студенческом коллективе стало неприемлемым.

Ж) Письменная жалоба.

Участники: руководитель предприятия, заведующий отделом.

Информация: на заведующего одного из отделов поступила письменная жалоба от его подчиненных. В жалобе говорилось, что он в общении груб и нетактичен, а также старается всячески подчеркнуть свое превосходство.

Руководитель должен как-то отреагировать на жалобу. Он вызывает к себе данного заведующего.

Задание: руководитель должен выяснить факты, используя приемы эмпирического (активного) слушания.

Дополнительные инструкции: вы руководитель предприятия. На заведующего отделом поступила от его подчиненных письменная жалоба о том, что он ведет себя грубо и нетактично и старается всячески подчеркнуть свое превосходство.

Вы вынуждены как-то отреагировать на жалобу. Вы вызываете к себе заведующего отделом.

Заведующий отделом:

- на предприятии еще новый человек;

- долгие годы проработал на данном предприятии рабочим;

- долгие годы проработал на своем месте без особых конфликтов.

З) Ворчливая уборщица.

Участники: уборщица, педагог (классный руководитель).

Информация: руководитель ждет родителей на родительское собрание, которые должны появиться с минуты на минуту. Вдруг входит уборщица и сердито кричит: все снова запачкано! Долго мне за вами убирать?

Задание: педагог старается успокоить уборщицу, пользуясь техниками АС.

И) Субботник.

Участники: начальник, подчиненный.

Информация: вы должны получить обещание от подчиненного, что он придет на субботник. Подчиненный говорит, что он придет на субботник. Подчиненный говорит, что он не хочет делать уборку на работе, когда и дома дел полно.

Задание: ответить, используя техники АС.

К) Кто уберет?

Участники: руководитель, подчиненный.

Информация: руководитель обращается с просьбой к рабочему, чтобы тот убрал свое место работы. Рабочий отвечает с гневом: «Какого черта я должен играть уборщицу. Найдите другого дурака!»

Задание: ответить, используя техники АС.

Л) Молодой специалист.

Участники: заведующий (руководитель), молодой специалист.

Информация: молодой специалист просит у заведующего разрешения уйти с работы раньше на пару часов. Выясняется, что он собирается идти разузнавать насчет нового места работы. Заведующий цехом как раз на днях собирался обсудить с молодым специалистом его дальнейшие перспективы на предприятии и возможное его назначение в резерв руководителей.

Задание: Пользуясь техниками АС, постараться разузнать причины его ухода. Убедить молодого специалиста остаться на предприятии.

Дополнительная инструкция: вы молодой специалист. Вы хотите уйти с данного места работы. Вы просите у заведующего разрешения уйти на несколько часов раньше окончания рабочего дня, т.к. собираетесь идти разузнавать насчет нового места работы. Причину ухода можно выдумать самостоятельно. Следует признаться о ней заведующему, если чувствуете, что между вами налажен хороший контакт.

М) Проблемы в тренинге.

Инструкция: тренинг – это утомительная работа – борьба с недостатками. В данный момент ваша голова заполнена проблемами, которые требуют решения. Выскажите одну из них своему соседу слева. Задача партнера, - пользуясь техниками АС, стимулировать более глубокое раскрытие проблемы со стороны собеседника. Задача выполнена, если партнер ответить своей репликой. Все остальные члены группы слушают и позже корригируют ответ. Если тот не удался. Постарайтесь ответить одним предложением. Продолжить по кругу.

Н) Скрытая зона.

Инструкция: выберите из числа тренируемых партнера, с кем вы меньше всех имели возможность общаться, который вам меньше всех знаком. Выберите тему для беседы и найдите возможность «заставить» партнера беседовать с целью расширить «скрытую зону».

О) Поездной психотерапевт

Участники: две знакомые женщины.

Информация: в поезде встречаются две знакомые женщины. Одна жалуется другой, что на работе к ней стали плохо относиться, и она хочет поменять место работы.

Задание: поездной психотерапевт должен выслушать собеседницу, не называя своих преждевременных советов. Сначала нужно сориентироваться в проблемной ситуации.

Дополнительная информация жалующейся: скрытая причина заключается в том, что вы обидчивы. Отношения на работе на самом деле далеко не такие плохие, как вам в данную минуту кажется. В ухудшении отношений есть и ваша доля вины.

П) Тема дипломной работы.

Участники: преподаватель, студент.

Информация: преподаватель уговаривает студента прийти к нему писать дипломную работу.

Задание: выяснить, почему студент колеблется.

Дополнительная информация студенту: вы хотели бы писать дипломную работу у этого преподавателя, но вы уже 2 года писали курсовые у другого преподавателя, и вам неудобно ему отказать.

Р) Отпуск.

Участники: молодой сотрудник, руководитель отдела.

Информация: молодой сотрудник приходит к своему руководителю с просьбой перенести отпуск с августа на апрель.

Инструкция молодому сотруднику: в апреле у вас свадьба с сотрудницей (сотрудником) этого же учреждения. Вы пока не хотели бы это афишировать. В качестве благовидного предлога можете назвать получение удачной путевки.

 

Упражнение 3

Установление психологического контакта

 

А) Призыв к участвующим в тренинге

Участники: вся группа.

Оборудование: видеокамера, видеомагнитофон, телевизор.

Задание: нам нужно обратиться к собравшимся с эмоциональным призывом.

Содержание послания должно помочь:

- забыть рабочие заботы;

- вжиться в обстановку тренинга;

- сплотить участников.

Каждому дается на это 30 секунд. После соответствующего сигнала нужно закончить предложение или мысль.

Обсуждение с видеопросмотром: какие способы использовались для привлечения внимания? Что обнаружилось как конструктивное, а что мешало реализации эмоционального призыва? Какая реакция на каждое обращение возникала в группе?

Б) Телефон.

Участники: сначала одна пара работает перед всей группой, затем работа в парах всех группы по той же схеме.

Обеденный перерыв. По телефону говорят на какую-то личную тему. Тебе надо позвонить точно в определенное время.

Задание: привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешения на свой разговор.

Дополнительная информация: человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта. Насколько можно притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет позвонить.

Вопросы для обсуждения: какие способы оказались эффективными для привлечения внимания? Что позволило установить контакт? Как вы это заметили? Как удалось закрепить контакт? Что мешало установлению контакта?

В) Кто заместитель министра?

Участники: представитель хозяйства, заместитель министра, участники пленума.

Информация: завтра хозяйство посетит иностранная делегация. По техническим причина завтра хозяйство не может принять иностранную делегацию, визит которой планировался заранее.

Задание: состоится пленум. В перерыве пленума представитель хозяйства должен сказать заместителю министра, что хозяйство не может принять гостей. Заместитель министра сидит в кругу оживленно беседующих людей. Представитель хозяйства не знает, кто из них именно заместитель министра.

Выберите участников и проиграйте ситуацию в виде ролевой игры.

 

Упражнение 4

Метафорический портрет (Е.В. Сидоренко)

 

Цель: развитие метафоричности в мышлении и ее вербального выражения.

Сначала одному участнику предлагается устно ответить на пункты личного профессионального плана. Участнику можно задавать дополнительные личные вопросы:

- Что тебе нравится в человеке больше всего?

- Какое качество человека самое неприятное?

- Три вещи, которые ты взял бы с собой на необитаемый остров?

- Что бы ты сделал с 10000 рублей, если бы ты выиграл их по лотерее?

- Чего ты боишься больше всего в жизни?

- Чего ты желаешь своему врагу?

- Что препятствует высказыванию правды в лицо близкому человеку?

- Какого качества не хватает психологу чаще всего?

Затем все участники составляют метафорический портрет будущего педагога (вожатого-воспитателя), который нужно записать, зачитать и подарить. Через эту процедуру проходят все участники.

Обсуждение: отсутствует.

 

Упражнение 5

Письмо историческому персонажу (К.Фопель)

 

Цель: формулирование своих взглядов на жизнь, выражение своих ценностей и установок.

Ведущий просит участников представить, что у них появилась возможность написать письмо известному психологу или педагогу (на выбор участников), например К.Роджерсу, З.Фрейду, А.С.Макаренко, Я.Коменскому и т.п. Что бы захотелось сообщить в таком письме? Всем участникам предоставляется полчаса на то, чтобы написать такое письмо.

Вопросы для обсуждения: были вы смущены, разговаривая со знаменитой личностью? Были ли откровенны? Случилось ли покритиковать мэтра за что-то? Не забыли ли выразить признательность за его заслуги перед отечеством и вклад в развитие научных знаний?

 

Упражнение 6

Идентификация – какой я? (Дж.Шервуд)

 

Цель: дать возможность участникам узнать что-то о себе, поощрить самораскрытие и обратные связи в группе, усилить удовольствие от групповой активности с помощью перемещений.

Оборудование: пачка карточек по 10-12 штук на каждого члена группы, размером, позволяющим написать на них крупно одно слово, четыре набора признаков, каждый из которых может быть отнесен к человеку. Приводим список.

 

Четыре набора признаков:

       
Активный. Взрослый. Отец или мать. Славянин. Растущий. Осторожный. Агрессивный. Мягкий. Выдающийся. Твердый. Эстет. В группе я признаю власть над людьми. В группе я значимый. Пассивный. Мужчина. Муж или жена. Гражданин. Счастливый. Импульсивный. Творческий. Сдержанный. Тонкий. Суровый. Практичный. В группе я борюсь за власть. В группе я посторонний. Яркий. Женщина. Брат или сестра. Политически нейтральный. Компетентный. Предприимчивый. Сознательный. Замкнутый. Сильный. Уступчивый. Интеллектуал. В группе я избегаю власти. В группе я независимый. Оптимистичный. Зрелый. Сын или дочь. Верующий Уверенный. Настойчивый. Послушный. Романтичный. Стойкий. Нерешительный. Опытный. В группе я пользуюсь властью. В группе я рядовой.

 

Условия проведения: комната должна быть достаточно большой, в центре свободной от мебели, чтобы участники группы могли свободно перемещаться. На четырех стенах комнаты должно быть место для объявлений.

Ведущий объясняет, что целью предстоящего действия будет дать возможность участникам группы увидеть себя с новой стороны в процессе принятия решения.

Решение предстоит принимать достаточно сложное – сравнить себя с другими людьми. Признаки, служащие основанием для сравнения, будут называться ведущим. Они будут предлагаться сериями (по 4 признака), при этом участнику группы необходимо из них набрать один, который в большей степени отражает то, как данный человек себя воспринимает в настоящий момент.

Далее четыре признака, по одному из каждого набора, одновременно предъявляются группе для выбора. Признаки из каждого набора будут выставляться в разных частях комнаты (на разных стенах). В этот момент ведущему может понадобиться помощь кого-либо из участников.

Каждый член группы делает свой выбор из четырех признаков, причем записывает выбранный признак на карточке крупными буквами, так чтобы надпись могли увидеть и понять окружающие. После того, как все выбрали, ведущий предлагает членам группы подойти к тому месту, где выставлен выбранный ими признак.

Таким образом, группа разбивается на подгруппы. Люди в малых группах обсуждают сделанные ими выборы, могут корректировать друг друга. Членам группы предоставляются возможность изменить все решение. Ведущий спрашивает, как все себя чувствуют, находясь в таких компаниях, и предлагает обратить внимание на долгие подгруппы и дать обратную связь, подходят ли другим членам группы те «команды», в которых они оказались.

Участники могут менять свое мнение и выходить из группы, переходя в другую. Далее ведущий предъявляет следующие четыре признака на выбор, и весь процесс повторяется столько раз, сколько это потребуется. Когда серия выборов закончена и каждый участник записал свои варианты выборов на карточках, ведущий просит выбрать из них 5-6 и переписать их на специальную карточку, которую член группы посетить на грудь. В завершение группа разбивается на триады, в которых участники могут обсудить созданный образ себя и других и отреагировать на него.

Упражнение 7

Сливки (Т.Р.Хаври)

 

Цель: осознание процесса межличностного влияния и личностного изменения, «смягчение группы», требующей от ведущего объяснения, каким образом будет происходить обучение.

Оборудование: один чистый стакан, пакте сливок. Нераспечатанный, с введенной дозой пищевого красителя синего цвета.

Ведущий спрашивает, есть ли в группе человек, который любит сливки и который их не любит. Выбираются два человека. Они становятся рядом со стульями в центре круга. Ведущий сообщает, что человеку, который любит сливки, нужно будет уговорить своего партнера выпить некоторое количество сливок. Приносят стакан и пакет сливок. Человека, который заявил, что он не любит сливки, ведущий просит во время выполнения задания вести себя естественно, в соответствии со своими чувствами и желаниями, не играть никакой роли. Любитель сливок получает инструкцию. Он может пользоваться любыми вербальными приемами, но не должен наливать сливки в стакан до тех пор, пока его партнер не даст согласие попробовать, либо наоборот. Любитель почувствует, что он исчерпал свои возможности и не знает, что еще можно сделать. Участникам предлагается выбрать, будут они стоять или сидеть, и приступать к процессу убеждения. Через 10 минут все, как правило, заканчивается тем, что сопротивлявшийся дает согласие выпить сливки. Либо становится очевидным, что он это делать не будет. Тогда ведущий предлагает любителю сливок наполнить стакан и показать его собравшимся.

Вопросы для обсуждения: какова была реакция любителя сливок и всей группы на цвет сливок? Была ли эта реакция обусловлена изменением отношения? Использовал ли любитель сливок различные тактики в процессе убеждения? Какие? Были ли они эффективны? Какими тактиками пользовался отказывающийся, чтобы устоять на совей точке зрения? Есть ли разница между изменением отношения, происходящим в процессе убеждения и защиты своей точки зрения, по сравнению с внезапным внутренним изменением по ходу переживания ситуации? Какие аналогии между этим случаем и пониманием процессов личностного изменения можно провести? В чем специфика убеждения и возможность обучения через этот опыт переживания?

Вариации: физические условия проведения упражнения можно изменить, «играя» с дистанцией, с тем, чтобы затруднить процесс убеждения.

Можно несколько раз поменять пары центральных участников.

Уговаривающий может обратиться не к одному, а к нескольким отказывающимся, пока кто-то не согласится.

 

Упражнение 8

Уровень счастья (Дж.Рейнуотер)

 

Составьте список всего, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент, проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный свет, сбережения в банке (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов вашей семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир и т.п.

Обсуждение не проводится.

 

Упражнение 9

Себе любимому…

 

Ведущий обращается к участникам: «Представьте себе тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Сосчитайте их и задайте себе следующий вопрос: «Включили или вы в этот список себя?»

Далее он просит участников проверить, какие чувства вызывают у них следующие утверждения:

- я имею право на уважительное обращение;

- я имею право быть счастливым;

- я имею право свободно распоряжаться своим временем;

- я имею право на отдых

Вопросы для обсуждения: какие чувства вызывают эти идеи? Не возникает ли чувство вины?

Вернитесь к тому списку, который вы составляли (людей, о которых вы заботитесь и за которых несете ответственность). Если вы не включили в этот список себя, то дополните его.

 

1.3 Когнитивная сфера

(интеллект в сфере личностного самоопределения)

Упражнение 1

Видеомонолог

 

Цель: тренировка в публичных выступлениях, развитие механизма вероятностного прогнозирования.

Необходимо выступить перед камерой в течение пяти минут, отвечая на вопросы:

- как ты описываешь настоящий период в своей личной жизни?

- что будет через 6 месяцев?

- какое будущее ожидает тебя через два года?

Вопросы для обсуждения: что нового вы узнали о себе благодаря видеозаписи? Насколько успешны вы были в этой ситуации?

 

Упражнение 2

Раньше – сейчас – потом (Г.Бардиер, И.Ромазан)

 

Цель: развитие временной перспективы.

Участникам предлагается обычный, достаточно нейтральный для них предмет (каштан, грецкий орех и т.п.) и предлагается придумать историю про этот объект: где он был, как он сюда попал. Что есть сейчас, что с ним будет потом, в чем отличия?

Далее необходимо заменить объект на свой образ и предложить группе рассказ: я до этой встречи – я здесь и сейчас – я после в ближайшем будущем - я в далеком будущем…

Вопросы для обсуждения: какие трудности обнаружились при выполнении этого упражнения?

 

Упражнение 3

Список Роджерса (С.Ю.Смагина)

 

Цель: прояснение смысла того, что психолог должен и хочет, какие из этих установок являются универсальными, а какие выступают как личностные убеждения.

Участники заполняют список, составив 10 фраз, которые начинаются со слов: «Как психолог я хочу и должна…». Далее участникам предлагается проанализировать и отметить значком «0» те положения, которые являются универсальными, т.е. обязательными для всех, а «+» те, которые являются его личностными установками. Затем составляется общий универсальный список. Каждый участник зачитывает только одно универсальное положение. Ведущий ставит перед участниками вопрос: «Является ли оно обязательным для всех?». В круговом обсуждении происходит четкое осознание: являются ли его взгляды истиной в последней инстанции.

Затем группе предлагается список предписаний, составленный по вопросам, касающимся собственной личности психолога, которые К.Роджерс советует задавать самому себе. Если приведенное мнение совпадает с личностной установкой участника, он отмечает его значком «+», если оно является обязательным для всех, то его помечают знаком «0». Итак, психолог должен:

- восприниматься другим человекам как достойный доверия, надежный, последовательный человек в самом глубинном смысле этого слова;

- достаточно выразительно передавать, что он есть в данный момент, чтобы это выглядело недвусмысленно;

- позволить себе испытывать положительные чувства к другому человеку, такие как симпатия, привязанность, интерес, любовь, уважение;

- позволить себе быть отличным от других, непреклонно уважать собственные чувства так же, как чувства и нужды других людей, проявлять твердость в этом отличии от другого человека, чтобы не быть подавленным его зависимостью от себя;

- допускать отдельность другого человека, непохожесть на себя, допустить, чтобы он был тем, кто он есть;

- допустить себя полностью в мир чувств и личностных смыслов своего клиента и видеть их такими, какими их видит он, так глубоко войти в его личную жизнь, чтобы потерять желание ее оценивать или судить о ней, так тонко ощущать ее, чтобы свободно двигаться в ее пространстве, не попирая те ценности, которые так дороги клиенту;

- принимать все качества человека, которые он предъявляет, принять его таким, какой он есть, быть способным выразить это отношение или принять его при определенных условиях, одобряя некоторые из его чувств и молча или открыто не одобряя другие;

- действовать с достаточной чувствительностью в отношениях с клиентом, чтобы поведение психолога не было воспринято как угроза;

- освободить клиента от угрозы внешней оценки;

- воспринимать другого индивида как человека, который находится в процессе становления.

После того как группа поработала со «списком Роджерса», участники обмениваются своими мнениями.

 

 

1.4 Аффективная сфера

(эмоции в сфере личностного самоопределения)

Упражнение 1

«Что я хочу изменить» (К.Фопель)

 

Цель: выражение участниками группы цели своей жизни в стиле театра импровизаций.

Участникам предлагается выяснить, кто какие цели ставит перед собой в жизни в настоящее время. Каждый будет делать это без слов, и каждый сможет показать другим, к чему он стремится.

Участники встают, образуя круг. Каждый по очереди выходит в середину круга и в течение одной-двух минут показывает формы поведения, от которых он хотел бы избавиться. После небольшой паузы он должен будет изобразить заменяющие их варианты поведения.

Тот, кто думает, что понял действия этого человека, присоединяется к нему и демонстрирует такие же способы поведения. По мнению К.Фопеля, стоящему в круге будет не так одинока, а другим станет легче отождествится с ним и понять его.

 

 

Упражнение 2

Магнит (В.Ю.Большаков)

 

Цель: Снятие эмоциональных барьеров, сплочение группы.

Все участники стоят у стены, которая объявляется «кисельно-медовой». Один участник приглашается в центр группы. Он становится биологическим магнитом. Все остальные закрывают глаза магнит напрягается и начинает мысленно вытягивать кого-то из киселя. Тот, кто почувствует, кто подумает, кому покажется, что вытягивают именно его, пусть вытаскивается из клейкой массы со скоростью, пропорциональной действию магнита. Клейкая масса держит, но магнит сильнее, и вот с характерным звуком человек вырывается из киселя и прилипает к магниту. Потом они вдвоем опять закрывают глаза и начинают мысленно тянуть кого-нибудь еще.

Обсуждение: поделитесь своими впечатлениями, ощущениями во время игры. Какие чувства испытывали на разных этапах упражнения. Как почувствовали, что именно Вас магнит решил притягивать в круг?

 

Упражнение 3

Горы и альпинисты

 

Цель: устранение эмоциональных барьеров.

На полу проводится мелом полоса шириной 1 м. Группа делится на две части: «альпинистов» и «горы». «Горы» выстраиваются вдоль полосы, образуя препятствия для «альпинистов». «Альпинисты» должны пробраться через «горы». Нельзя сходить с полосы, держаться за посторонние предметы.

Затем участники меняются ролями.

Задание: как можно быстрее пробраться сквозь «горы».

 

Упражнение 4

Бегущие огни (В.Ю. Большаков)

 

Цель: эмоциональная активизация участников, тренировка внимания.

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!». Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставаний и повторений побежит по кругу, как по трибунам во время первенства мира по футболу. Участников просят выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна пробежит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным и т.д.

 

Упражнение 5

Снятие напряжения в 12 точках

 

Цель: снятие напряжения во всех основных точках тела.

Инструкция: «Начните с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а затем расслабьтесь. После этого займитесь челюстью: зевните несколько раз с закрытым ртом, высоко поднимая небо у гортани. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно отпустите. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вздоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза. Так, сконцентрируйтесь на расслабленности всего вашего тела. Постарайтесь определить какие элементы еще остаются скованы и с помощью очередного (слабого, незаметного) выдоха сбросьте остатки напряжения. Как только почувствуете спокойствие во всем теле, займитесь мыслями. Представьте себе «карусель мыслей». Постарайтесь все свои мысли (проблемы, эмоциональные впечатления) посадить на «карусель» и раскрутить все дальше и дальше отдаляя от себя. Это поможет вам расслабиться и на эмоциональном, и на физическом, и на интеллектуальном уровнях.

Вопросы для обсуждения: что удалось выполнить в упражнении быстрее всего? Что давалось с трудом? Появилось ли желаемое расслабление? Над чем считаете необходимым поработать еще? Что возьмете на вооружение (что может пригодиться в жизни) и почему?

 

 

Date: 2016-05-13; view: 2584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию