Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметная Педагогическая Ситуативная





Методика №29. «Мотивы учебной деятельности студентов»

(А.А.Реан, В.А.Якунин в модификации Е.В.Фалуниной)

Вариант 1

Инструкция:

Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас и отметьте их знаком «+» в соответствующей строке бланка.

Варианты ответов разделяются по мотивам и направленности: Профессиональный мотив (пед.направленность); Познавательный мотив (предметн.напр.); Ситуационный мотив (сит.напр.).

 

«Я учусь в вузе по специальности ______________________, чтобы»:

Список мотивов:   мотив
  Стать высококвалифицированным специалистом.   П
  Успешно продолжить обучение в дальнейшем на курсах или получить поствузовское образование.   З
  Получить высшее образование (диплом), и/или получить отсрочку от армии   С
  Постоянно получать стипендию.   С
  Достичь самореализации и самоактуализации в профессии.   П
  Чтобы не отчислили, не осуждали и не наказывали за плохую учебу.   С
  Успешно учиться на «4» и «5». Мне нравится процесс учения.   З
  Выполнять педагогические требования, изучать технологии обучения и воспитания.   П
  Быть постоянно готовым к занятиям. Это здорово много знать (больше других).   З
  Не отставать от сокурсников. Быть не хуже других.   С
  Познать секреты профессионального мастерства.   П
  Получать удовлетворение в интеллектуальной деятельности.   З
  Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.   П
  Достичь уважения преподавателей, авторитет у сверстников, добиться одобрения у окружающих.   С
  Приобрести глубокие, прочные знания по предмету.   З

Обработка и интерпретация результатов:

Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности (по таблице №1).

По всей выборке (группе) определяется частота выбора того или иного мотива (таблица №2).

 

Таблица 1 Индивидуальный протокол

Ф.И.О.____________________________________________________________ Факультет ______________Курс_________________Группа_______________  
Номер мотива по списку:
                             
*     *     * *           *  

Таблица 2 Групповой протокол

Группа № _____________________ Курс_____________Факультет___________
Ф.И.О. членов группы Номер мотива по списку:
                             
Иванов С.В. *     * *       *     *      
Петров Е.А.   *   *   *     *       *    
и т.д.   *   *   *     *         *  
Сумма выборов                              
Мотив (направленн.) п з с с п с з п з с п з п с з

 

Чем чаще выбирается тот или иной мотив, тем выше его ранг, тем больше доминирует он в системе мотивов в группе. П (ср.арифм) =.......;

З (ср.арифм) =.........;

С (ср.арифм) =.........

Методика № 30. «Мотивы учебой деятельности студентов»

(А.А.Реан, В.А.Якунин)

Вариант 2

Инструкция:

Оцените по 7-ми балльной шкале приведенные в списке мотивов учебной деятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов – максимальной значимости. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.

 

Список мотивов: Оценка в баллах
    Стать высококвалифицированным специалистом. Получить высшее образование (диплом) Успешно продолжить обучение на последующих курсах. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Постоянно получать стипендию. Приобрести глубокие и прочные знания. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. Не запускать изучение предметов учебного цикла. Не отставать от сокурсников. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Выполнять педагогические требования. Достичь уважения преподавателей. Быть примером для сокурсников. Добиться одобрения родителей и окружающих. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. Получить интеллектуальное удовлетворение.    

Обработка и интерпретация результатов:

Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое (Стандартное отклонение) для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива.

 

 

Таблица № 1 Индивидуальный протокол

Ф.И.О.____________________________________________________________ Факультет ______________Курс_________________Группа_______________  
Номер мотива по списку:
                               
                               

 

 

Таблица №2 Групповой протокол

Группа № _____________________ Курс_____________Факультет___________
Ф.И.О. членов группы Номер мотива по списку:
                               
Иванов В.                                
Петров А.                                
и т.д.                                
Сумма выбор-в                                
Среднее арифм 4,3 4,3 5,7 5,7   5,3 4,3   6,3 1,7 1,3   2,3   5,3  
Станд.откл. (G) 2,3                              

 

 

Чем больше сумма баллов, тем предпочтительнее (более значим) данный мотив. С учетом средне групповых значений, стандартного отклонения (G) и количества студентов в сравниваемых группах высчитывается t-критерий Стьюдента и определяется достоверность различий между группами студентов по выраженности у них того или иного мотива учебной деятельности.

 

 
 


G = √∑dd / n-1;

 

G1 = √ (I4,3 -6 I+I4,3-3 I+I4,3-4I)* (I4,3 -6 I+I4,3-3 I+I4,3-4I) / 3-1 =

=√ (1,7+1,3+0,3) * (1,7+1,3+0,3) / 2 = √ 3,3 * 3,3 / 2 = √ 10,89 / 2 = √ 5,445 = 2,3;

 

 

Дисперсия S = (GG) = 5,445; t-кр.Стьюдента = Х1–Х2 / √ М1кв + М2кв; М= G/n

Методика № 31. «Уровень эмоционального выгорания»

(В.В.Бойко)

 

 

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

«Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.

На каждое предложенное суждение дайте ответ «Да» или «Нет».

Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеется в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – Пациенты, Клиенты, Потребители, Заказчики, Учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

Текст опросника:

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляю нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее, без огонька).

5. Теплота взаимодействия с партнерами (учениками) очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (ученика) – свернуть взаимодействие.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявлять к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера даже вне общих дел.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настольно неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После ненапряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала (утомила) меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на роботе обычно мало сказывается (или никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе. Я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных:

Каждый вариант ответа предварительно оценен тем или иным числом баллов – найдите в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов – получил признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12-ти симптомов «выгорания».

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания» (напряжение; резистенция; истощение).

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Бланк и Ключ к тесту

Симптомы, №№суждений (со знаком «+» и «-»), баллы (в ск). итог
«НАПРЯЖЕНИЕ»
  Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), + 49 (10), +61 (5), –73 (5).  
  Неудовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).  
  «Загнанность в клетку»: +3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), 75 (5).  
  Тревога и депрессия: +4 (2), т +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3).  
Сумма баллов по фазе «Напряжение»:  
«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
  Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5 (5), -17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5).  
  Эмоционально-нравственная дезориентация: +6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), -79 (5).  
  Расширение сферы экономии эмоций: +7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5).  
  Редукция профессиональных обязанностей: +8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10).  
Сумма баллов по фазе «Резистенция»:  
«ИСТОЩЕНИЕ».
  Эмоциональный дефицит: +9 (3), +21 (2), +33 (5), -45 (5), +57 (3), -69 (10), +81 (2).  
  Эмоциональная отстраненность: +10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10).  
  Личностная отстраненность (деперсонализация): +11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10).  
  Психосоматические и пиховегетативные нарушения: +12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5).  
Сумма баллов по фазе «Истощение»:  
Общая сумма баллов по12-ти симптомам (всех трех фаз):  

Интерпретация результатов:

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах:

Баллы по субшкалам (симптом):

- от 0 до 30 баллов:

- 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

- 10 – 15 баллов – складывающийся симптом,

- 16 и более – сложившийся симптом.

- 20 и более баллов – доминирующий симптом в данной фазе или вообще во всем синдроме «эмоционального выгорания».

 

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».

Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе и наибольшее число.

 

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы.

 

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

Баллы по шкалам (синдром)

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 36 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

 

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

 

Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

 

 

Методика №32. «Тест на проявление эмпатии»

(В.Юсупов)

Варианты ответов на утверждения - «да»; «нет».

1. Меня огорчает, когда я вижу что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживать свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что от счастья плакать глупо.

7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.

11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По-моему, одинокие люди чаше бывают недоброжелательными.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (а) расстраиваюсь

17. Слушая некоторые песни, я переживаю высокие чувства.

18. Когда я читаю книгу, то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, всегда сержусь.

20. Я могу не волноваться, даже если вокруг все волнуются.

21. Если мой друг или подруга начинают со мной обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

27. Я сильно расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

28. Глупо переживать по поводу того. Что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы у меня вызывают раздражение

31. Я очень переживаю, когда смотрю мелодраму.

32. Я могу оставаться равнодушным(ой) к любому волнению вокруг.

33. Маленькие дети часто плачут без причины.

 

Обработка результатов. Выразив свое согласие или несогласие с приведенными выше утверждениями, сопоставьте свои ответы с «Ключом» и подсчитайте количество совпадений.

«Ключ»

Ответ Номера утверждений
Согласен «+» 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Не согласен «-» 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Полученное общее количество баллов (совпадений) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными ниже:

 

Пол Уровень эмпатических тенденций
Высокий Средний Низкий Очень низк.
Мужчины 33 - 26 25 - 17 16 - 8 7 - 0
Женщины 33 - 30 29 - 23 22 - 17 16 - 0

 

Уровень эмпатических тенденций в среднем выше у женского пола. Это связано с вялением культурных особенностей и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей невозмутимости у мужчин. Для педагогов более благоприятен средний и высокий уровни развития эмфатических тенденций. Низкий уровень развития эмпатии не даст возможности понять чувства своих учеников и их проблем. В целом необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии. Развитие этого свойства делает человека более чувствительным и способным понять уникальность каждой личности. К специально педагогическим способностям относятся и рефлексивные способности. Они заключаются в умении анализировать свою деятельность, оценивать себя, свои поступки и действия. А знание себя, своих физических, психических и нравственных сил дает возможность человеку контролировать и регулировать свое поведение. Самосознание предполагает осознание своего «я» во всем многообразии индивидуальных особенностей и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Человеческое самосознание ярко проявляется в его самооценке – эмоционально0ценностном отношении к себе. Самооценка предполагает оценку своих психологических качеств, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка определяется по методике выбора черт характера для идеала, анти-идеала, и для себя. Через их сопоставление выявляется уровень самооценки: адекватный (нормальный), заниженный и завышенный.

 

 

Методика №33. «СЖО – тест смысложизненных ориентаций»

(В.Юсупов)

Тест является адаптированной версией теста «Смысл в Жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым в 1986-1988 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной школы, меду которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру.

Тест смысложизненных ориентаций включает, на ряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля:

Субшкала 1 – Цели в жизни.

Субшкала 2 – Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность.

Субшкала 3 - Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Субшкала 4 – Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).

Субшкала 5 – Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

 

Опросный лист:

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и выписать в банк одну из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (4 – если оба утверждения на Ваш взгляд верны).

Бланк ответов:

Утверждение баллы Утверждение
  Обычно мне скучно 1 2 3 4 5 6 7 Обычно я полон энергии
  Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 1 2 3 4 5 6 7 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
  В жизни я не имею определенных целей и намерений 1 2 3 4 5 6 7 В жизни я имею очень ясные цели и намерения
  Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной 1 2 3 4 5 6 7 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
  Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие 1 2 3 4 5 6 7 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
  Когда я уйду на пенсию, я займусь вещами, которыми всегда мечтал заниматься 1 2 3 4 5 6 7 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
  Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 1 2 3 4 5 6 7 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
  Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов 1 2 3 4 5 6 7 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
  Моя жизнь пуста и неинтересна 1 2 3 4 5 6 7 Моя жизнь наполнена интересными делами
  Если бы мне пришлось подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была, вполне осмысленной 1 2 3 4 5 6 7 Если бы мне пришлось подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
  Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь, совершенно иначе 1 2 3 4 5 6 7 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз, также, как живу сейчас
  Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство 1 2 3 4 5 6 7 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства, и растерянности
  Я человек очень обязательный 1 2 3 4 5 6 7 Я человек совсем ен обязательный
  Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию 1 2 3 4 5 6 7 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
  Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком 1 2 3 4 5 6 7 Я не могу себя назвать целеустремленным человеком
  В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей 1 2 3 4 5 6 7 В жизни я нашел свое призвание и цели
  Мои жизненные взгляды еще не определились 1 2 3 4 5 6 7 Мои жизненные взгляды вполне определились
  Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни 1 2 3 4 5 6 7 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
  Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею 1 2 3 4 5 6 7 Моя жизнь неподвластна мне и она управляется внешними событиями
  Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение 1 2 3 4 5 6 7 Мои повседневные дела приносят сплошные неприятности и переживания

 

Интерпретация шкал:

1. Цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленности и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие балы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля «Я - хозяин жизни».

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

 

Ключ для обработки результатов:

Субшкала 1. Цели в жизни. - №№ 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность. – №№ 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. – №№ 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4. Локус контроля – «Я – хозяин жизни») – №№ 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. - №№ 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Таблица норм оценок (средние значения)

Шкалы Мужчины, средние значения Женщины, средние значения
  Цели 32,90 29,38
  Процесс 31,09 28,80
  Результат 25,46 23,30
  ЛК – Я 21,13 18,58
  ЛК - жизнь 30,14 28,70

Пояснение:

Если, например, испытуемый по шкале «Цели в жизни» получает оценку значительно выше среднего, следовательно, он имеет цели в жизни, которые придают ей осмысленность и направленность, если же балл ниже среднего, то он живет сегодняшним днем, не задумывается о будущем.

 

Методика №34. «Степень удовлетворенности основных потребностей»

(Д.Я. Райгородский)

Инструкция:

Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их межу собой.

Сначала оцените 1-е утверждение со вторым, затем с третьим, четвертым и т.д., а результат впишите в первую колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. подобным образом оцените все остальные утверждения по сравнению с первым.

Затем, то же самое проделайте со вторым утверждением, вписывая результаты во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк для ответов. Во время работы полезно к каждому утверждению прибавлять фразу: «Я хочу…».

Утверждения:

«Я хочу…»

1. Добиться признания и уважения

2. Иметь теплые отношения с людьми

3. Обеспечить себе будущее

4. Зарабатывать на жизнь

5. Иметь хороших собеседников

6. Упрочить свое положение

7. Развивать свои силы и способности

8. Обеспечить себе материальный комфорт

9. Повышать уровень мастерства и компетентности

10. Избегать неприятностей

11. Стремиться к новому и неизведанному

12. Обеспечить себе положение влияния

13. Покупать хорошие вещи

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи

15. Быть понятым другими

Ключ:

1) Подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество балов, и расположите их по иерархии. Это главные потребности личности.

2) Для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

А) Материальные потребности: №№ 4, 8, 13

Б) Потребности в безопасности: №№ 3, 6, 10

В) Социальные (межличностные) потребности: №№ 2, 5, 15

Г) Потребности в признании: №№ 1, 9, 12

Д) Потребности в самовыражении: №№ 7, 11, 14.

Результат:

Подсчитайте суммы баллов по каждой из пяти секций и отложите по вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям.

Сумма баллов:

42

Зона неудовлетворенности

28

Зона частичной удовлетворенности

14

Зона удовлетворенности

0

1 2 3 4 5 Виды потребностей

Бланк ответов:

                             
                             
                             
                           
                         
                       
                     
                   
                 
               
             
           
         
       
     
   

Методика №35. «Краткий индекс самоактуализации»

(Л.Хьел, Д.Зиглер)

Опросник представляет собой краткую форму «Опросника личностной ориентации» Джоунса и Крендалла.

Инструкция:

Оцените степень согласия с каждым утвержеднием опросника, обводя цифру в правой части таблицы, используя 4-х значную шкалу:

1 – не согласен;

2 – не согласен отчасти;

3 – согласен отчасти;

4 – согласен полностью.

Опросник:

Утверждения Оценка в баллах
  Я не стыжусь ни одной из своих эмоций        
  Я чувствую, что должен делать то, что ждут от меня другие*        
  Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять        
  Я могу сердиться на тех, кого люблю        
  Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю*        
  Я не принимаю свои слабости        
  Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять        
  Я боюсь неудач*        
  Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы*        
  Лучше быть самим собой, чем популярным        
  В моей жизни нет того, чему бы я себя особо посвятил*        
  Я могу выразить свои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям        
  Я ен обязан помогать другим*        
  Я устал от страхов и неадекватности*        
  Меня любят, потому что я люблю        

 

Обработка:

Подсчитайте общее количество баллов. При этом знак «*», следующий за утверждением, обозначает, что оценка по этому пункту будет инверсной (1балл = 4 баллам; 2 балла = 3 баллом; 4 балла = 1 баллу).

Чем больше общее количество баллов, тем выше степень самоактуализации личности.

 

Методика №36. «Социально-психологическая адаптация»

(К.Роджерс, Р.Даймонд)

 

 

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного чилса, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятености, такая форма были использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествлении». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желаемые ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-ми балльная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между такими вариантами ответов, как например, «2» - сомневаюсь, что можно отнести ко мне; и «3» - не решаюсь отнести это к себе.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

1. «Адаптация»;

2. «Принятие других»;

3. «Интернальность»;

4. «Самовосприятие»;

5. «Эмоциональная комфортность»;

6. «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

Обнаружить какие-либо более подробные данные, связанные с различными психодиагностическими аспектами методики (предназначение, авторская концепция адаптации, психометрические параметры и др.) не удалось.

 

Инструкция:

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с вашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6» баллов:

- «0» - это ко мне совершенно не относится;

- «1» - это ко мне не относится;

- «2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

- «3» - не решаюсь отнести это к себе;

- «4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

- «5» - это на меня похоже;

- «6» - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».

 

Стимульный материал:

:№ Оцениваемые категории Баллы
  Испытывает неловкость, когда выступает с кем-нибудь в разговор. 1 2 3 4 5 6
  Нет желания раскрываться перед другими. 1 2 3 4 5 6
  Во всем любит состязание, соревнование, борьбу. 1 2 3 4 5 6
  Предъявляет к себе высокие требования. 1 2 3 4 5 6
  Часто ругает себя за сделанное. 1 2 3 4 5 6
  Часто чувствует себя униженным. 1 2 3 4 5 6
  Сомневается, что моет нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола. 1 2 3 4 5 6
  Свои обещания выполняет всегда 1 2 3 4 5 6
  Теплые, добрые отношения с окружающими 1 2 3 4 5 6
  Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне 1 2 3 4 5 6
  В своих неудачах винит себя. 1 2 3 4 5 6
  Человек ответственный; на него можно положиться. 1 2 3 4 5 6
  Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны 1 2 3 4 5 6
  На многое смотрит глазами сверстников 1 2 3 4 5 6
  Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать 1 2 3 4 5 6
  Собственных убеждений и правил не хватает. 1 2 3 4 5 6
  Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности 1 2 3 4 5 6
  Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения. 1 2 3 4 5 6
  Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема. 1 2 3 4 5 6
  Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра 1 2 3 4 5 6
  Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой. 1 2 3 4 5 6
  Люди, как правило, ему нравятся. 1 2 3 4 5 6
  Не стесняется своих чувств, открыто их выражает. 1 2 3 4 5 6
  Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко. 1 2 3 4 5 6
  Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться. 1 2 3 4 5 6
  С окружающими обычно ладит. 1 2 3 4 5 6
  Всего труднее бороться с самим собой. 1 2 3 4 5 6
  Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих. 1 2 3 4 5 6
  В душе – оптимист, верит в лучшее. 1 2 3 4 5 6
  Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными. 1 2 3 4 5 6
  К людям критичен и судит их, если считает, что Они этого заслуживают. 1 2 3 4 5 6
  Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно. 1 2 3 4 5 6
  Большинство из тех, ко его знает, хорошо к нему относится, любит его. 1 2 3 4 5 6
  Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться 1 2 3 4 5 6
  Человек с привлекательной внешностью 1 2 3 4 5 6
  Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом. 1 2 3 4 5 6
  Приняв решение, следует ему 1 2 3 4 5 6
  Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей. 1 2 3 4 5 6
  Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем. 1 2 3 4 5 6
  Чувствует неприязнь к тому, что его окружает 1 2 3 4 5 6
  Всем доволен 1 2 3 4 5 6
  Выбит из колеи: не может собраться, взять в руки, организовать себя 1 2 3 4 5 6
  Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным. 1 2 3 4 5 6
  Уравновешен, спокоен 1 2 3 4 5 6
  Разозлившись, нередко выходит из себя 1 2 3 4 5 6
  Часто чувствует себя обиженным 1 2 3 4 5 6
  Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности 1 2 3 4 5 6
  Бывает, что сплетничает 1 2 3 4 5 6
  Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его 1 2 3 4 5 6
  Довольно трудно быть самим собой 1 2 3 4 5 6
  На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает 1 2 3 4 5 6
  Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом - не от мира сего. 1 2 3 4 5 6
  Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть 1 2 3 4 5 6
  Старается не думать о своих проблемах 1 2 3 4 5 6
  Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным 1 2 3 4 5 6
  Человек стеснительный, легко тушуется 1 2 3 4 5 6
  Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца 1 2 3 4 5 6
  В душе чувствует превосходство над другими 1 2 3 4 5 6
  Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я. 1 2 3 4 5 6
  Боится того, что подумают о нем другие. 1 2 3 4 5 6
  Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших 1 2 3 4 5 6
  Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения 1 2 3 4 5 6
  Человек деятельный, энергичный, полон инициатив 1 2 3 4 5 6
  Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями 1 2 3 4 5 6
  Себя просто недостаточно ценит 1 2 3 4 5 6
  По натуре вожак и умеет влиять на других 1 2 3 4 5 6
  Относится к себе в целом хорошо 1 2 3 4 5 6
  Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем 1 2 3 4 5 6
  Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными. 1 2 3 4 5 6
  Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности 1 2 3 4 5 6
  Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него 1 2 3 4 5 6
  Доволен собой 1 2 3 4 5 6
  Невезучий 1 2 3 4 5 6
  Человек приятный, располагающий к себе 1 2 3 4 5 6
  Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность 1 2 3 4 5 6
  Презирает лиц противоположного пола, не связывается с ними 1 2 3 4 5 6
  Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг – не справляюсь, а вдруг – не получится 1 2 3 4 5 6
  Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило 1 2 3 4 5 6
  Умеет упорно работать 1 2 3 4 5 6
  Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру 1 2 3 4 5 6
  Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается 1 2 3 4 5 6
  Всегда говорит только правду 1 2 3 4 5 6
  Встревожен, обеспокоен, н

Date: 2016-05-13; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию