Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика №19. «Экспресс-методика по изучению





социально-психологического климата в коллективе»

 

 

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание - не желание работать, учиться вместе». Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная «знание - не знание особенностей членов коллектива».

 

Инструкция:

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

- Внимательно ознакомится с вариантами ответов.

- Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

 

Вопросы теста:

I. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.

2. В нашем коллективе есть всякие люди.

3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

 

II. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

1. Нет, конечно.

2. Скорее нет, чем да.

3. Не знаю, не задумывался об этом.

4. Скорее да, чем нет.

5. Да, конечно.

 

III. Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику

А. Деловых качеств большинства членов коллектива?

1. Да.

2. Пожалуй, да.

3. Не знаю, не задумывался над этим.

4. Пожалуй, нет.

5. Нет.

 

Б. Личных качеств большинства членов коллектива.

1. Да.

2. Пожалуй, да.

3. Не знаю, не задумывался над этим.

4. Пожалуй, нет.

5. Нет.

 

IV. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

V. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то, как бы вы к этому отнеслись?

1. Это меня бы вполне устроило.

2. Не знаю, не задумывался над этим.

3. Это меня бы совершенно не устроило.

 

VI. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.

1. Нет, не мог бы.

2. Не могу сказать, не задумывался над этим.

3. Да, мог бы.

 

VII. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?

Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

VIII. Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

1. Да, конечно.

2. Скорее да, чем нет.

3. Затрудняюсь ответить.

4. Скорее нет, чем да.

5. Нет, конечно.

 

IX. Как вы считаете – каков уровень вашей учебной успеваемости?

1. высокий

2. хороший

3. средний

4. ниже среднего

5. низкий

 

Оценка результатов:

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)

- отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)

- неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, -, 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Где - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, - количество отрицательных ответов; n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;

Положительное - в целом благоприятный;

Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;

Отрицательное - в целом неудовлетворительный;

Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы и неопределенны.

 

Методика №20. «Экспресс диагностика - методика «РУКИ»

(В.Вагнер)

Этот проективный тест содержит девять изображении руки. Десятая карточка - пустая (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции). Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «ЧТО, по Вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые Вы себе можете представить». С целью достижения действительного понимания цели, инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается, и не провоцируется нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но, по желанию, он может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком х4, то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

Первая цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание со стороны администрации, психиатров клиник и т.п., т.е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями; обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т.д.

 

Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость.

 

1. Агрессия (Аг). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, ранящая, приносящая ущерб, агрессивно доминирующая или активно хватающая другое лицо или предмет.

2. Директивность (Дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, разрушающая или иным образом оказывающая влияние на другое лицо. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется общающаяся, однако, это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т.е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний.

3. Страх (С). Ответы этой категории отражают страх перед возмездием. Они уменьшают вероятность явного агрессивного поведения.

4. Аффектация (Аф). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется делающей аффективный жест или аффективно благожелательный жест. Руки представляются предлагающими (не просящими и не получающими) дружбу пли помощь другим.

5. Коммуникация (общение) - (Ком). Это такие ответы, в которых рука общается или делает попытку общаться с лицом, которое представляется равным или превосходящим коммуникатора. Предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория нуждается и нем, или что между коммуникаторами и аудиторией существует взаимная симметричная связь.

6. Зависимость (Зв). Эта категория включает ответы, в которых, рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица.

7. Эксгибиционизм (Экс) (от лат. «Выставление»). Эта категория включает ответы, в которых рука проявляет себя тем или иным способом. Она включает ответы, в которых рука участвует в каком-то эксгибиционистском акте или нарочито проявляет себя.

8. Калечность (Кл). Эта категория включает руки, которые представляются как деформированные, поврежденные, ущербные и т.д.

9. Активный безличный (А-б) - моторная активность. Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.

10. Пассивный безличный (П-б) - пассивность. Эта категория включает ответы, отражающие безличные тенденции к действию, в которых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиняется силе тяжести.

11. Описание (О). Эта категория включает ответы, которые являются скорее физическим описанием руки.

 

 

«РИСУНОК РУКИ»

 

 

 

 

 

 

Методика №21. «Личностная направленность»

(И.Д.Егорычева)

Методические материалы к стандартизированному интервью.

Внимательно слушать высказывания и отмечать свое отношение следующими обозначениями:

Да, это так - 1 балл

Пожалуй, да - 2 балла

Не знаю - 3 балла

Пожалуй, нет - 4 балла

Нет, это не так - 5 баллов

 

Прослушав или прочитав высказывание, испытуемый соответствующим баллом выражает свое отношение к поставленному вопросу - напротив данного высказывания ставит цифру, соответствующую его отношению к высказыванию.

Пользоваться выражением «не знаю» - как можно реже, лучше определиться - либо к «пожалуй, да», либо к «пожалуй, нет».

Утверждения:

1. Когда мне нужно кому-то помочь, я всегда бросаю свои дела, даже очень важные, и помогаю.

2. Мне безразличны проблемы и интересы других ребят, и не все - равно, какие у меня с ними взаимоотношения, да и сам себе я безразличен.

3. Я одинаково радуюсь и своим успехам, и успехам других людей.

4. Я всегда говорю только правду.

5. Я считаю, что человек должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его несмотря ни на что.

6. Мне очень важно, что думают обо мне окружающие, и мне

хочется заслужить их уважение.

7. Меня всегда радуют больше успехи других людей, чем свои собственные.

8. Я не нарушаю свои обещания.

9. Я думаю, что я врун, обманщик, но и в других людях чаще всего я вижу тоже только ложь и обман.

10. Мне нравятся такие коллективы, где каждый может выделиться, показать на что он способен.

11. У меня никогда не возникает раздражения против моих родителей.

12. Я с уважением отношусь не только к своим интересам, мнениям, убеждениям, но и к интересам, мнениям и убеждениям других людей.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы не тратил его на себя, а постарался сделать как можно больше хорошего для других людей.

14. Большинство людей совершает больше гадких поступков, и я - исключение.

15. Когда взрослые научатся уважать меня, когда и я стану к ним с уважением относиться.

16. Я всегда выполняю просьбы родителей о помощи.

17. Больше всего я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить свои дела, чтобы сделать что-то важное для других (для класса).

18. Иногда я плохо веду себя с окружающими, грублю, нарушаю дисциплину не потому, что я плохой человек, а потому, что они не понимают меня, да и не хотят понять.

19. Я чаще всего работаю хорошо только тогда, когда знаю, что мои усилия принесут в первую очередь мне какую-то пользу.

20. Я всегда выполняю домашнее задание.

21. Я люблю заниматься такими делами, где я могу проявить свои способности так, чтобы их отметили окружающие.

22. Я думаю, что я плохой(ая) сын(дочь), но и все мои сверстники такие же.

23. Когда я играю в какую-нибудь игру, я запросто могу поддаться, зная, что мой соперник, если проиграет, очень расстроится.

24. Я избегаю общения со взрослыми, т.к. они относятся ко мне и обращаются со мной как с малышом, а я взрослый, и уверен6 что нужно считаться и с моими взглядами и с моими интересами и мнениями.

25. Я никогда не сплетничаю?

26. Я не буду поднимать руку для ответа, если увижу, что кто-то тоже хочет ответить, потому, что я знаю, что этот человек расстроится, если его нее спросят.

27. Бывает, что я выполняю порученное мне дело, не задумываясь, кому и зачем это нужно. Поручили - и выполняю, чтобы не приставали или чтобы избежать наказаний.

28. Я думаю, что люди должны, прежде всего, думать о других, а уже потом о себе.

29. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом играю, гуляю...

30. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.

31. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой человек, только они должны понимать, что я о них думаю также.

32. Мне многим не нравится наша компания, зато я чувствую там себя на равных со всеми, я чувствую себя взрослым человеком.

33.Для меня хорошим другом является тот, кто ради меня может пожертвовать своими убеждениями, интересами, желаниями.

34. У меня часто возникает мысль, что «ничего хорошего» из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получиться что-то «путное».

35. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, что вы отметили и меня.

36. Мне легче преодолевать препятствия на пути к достижению цели, если я знаю, что-то, что я делаю, важно не столько для меня, сколько для других людей.

37. Когда меня толкают или обругивают в транспорте, мне бывает очень обидно, но я не отвечаю грубостью, т.к. считаю, что уроню свое достоинство, и к тому же, мне жалко людей, и не хочется еще больше портить им настроение.

38. Я никогда не опаздываю.

39. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непорядочно. Но для большинства людей: "ответственность", "порядочность" и "честность" - это только красивые слова. На деле они такие же, как и я.

40. Я думаю, чти люди, которые говорят, что для них важнее интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.

 

Ключ:

В анализе учитываются ответы испытуемых, обозначенные цифрами 1 и 2 («да, это так» и «пожалуй, так»). Дифференциации по этим вопросам не производится. Большое количество вариантов представлено для того, чтобы отвечающему было проще определиться с ответом, особенно, в тех случаях, когда у него возникают сомнения.

1. Я-О+ 9. Я-О- 17. Я-О+ 25. Л 33. Я+О-

2. Я-О- 10. Я+О+ 18. Я+О- 26. Я-О+ 34. Я-О-

3. Я+О+ 11. Л 19. Я+О- 27. Я-О- 35. Я+О+

4. Л 12. Я+О+ 20. Л 28. Я-О+ 36. Я-О+

5. Я+О- 13. Я-О+ 21. Я+О+ 29. Л 37. Я+О+

6. Я+О+ 14. Я-О- 22. Я-О- 30. Я+О+ 38. Л

7. Я-О+ 15. Я+О- 23. Я-О+ 31. Я-О- 39. Я-О-

8. Л 16. Л 24. Я+О- 32. Я+О- 40. Я+О-

Выписать все формулы выбранных ответов. Взаимоуничтожить Я+ с Я-; и О+ с О-

Из оставшихся характеристик Я и О составить формулу с ее направленностью (+ 2Я+4О+).

Интерпретация:

Я+О+ - Гуманистическая направленность (общественная)

Я+ больше О+ = альтруистический гуманизм

Я+ меньше О+ = индивидуалистический гуманизм

Я+О- - Эгоцентрическая направленность (собственническая)

Я+ меньше О- = индивидуалистический эгоцентризм

Я+ больше О- = эгоистическая акцентуация (эгоизм)

Date: 2016-05-13; view: 1215; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию