Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средняя Азия в древности

Урарту

История Закавказья в древности – одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории нашей страны – Урартское царство. Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.

Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI – V тыс. до н.э., когда в долинах Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия.

Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н.э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской. Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе оз. Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н.э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмияи носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр. Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (860 – 843/840 гг. до н.э.). Однако против него предприняла походы армия Салманасара III. Ассирийские политики, видимо, уже почувствовали потенциальную угрозу в зарождающемся молодом государстве. Однако эти военные акции не затронули основных областей Урарту и Муцацира, и вопреки надеждам царей Ассирии усиление нового государства продолжалось. Урартский правитель Сардури I (844 – 828 гг. до н.э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей, это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные стены. Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (828 – 810 гг. до н.э.). Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование – Муцацир – становится одним из зависимых владений.

Для идеологического сплочения нового государства была проведена религиозная реформа – особая роль придавалась трем главным божествам: Халди – богу неба, Тейшебы – богу грома и дождя и Шивини – богу Солнца. Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм урартского пантеона – Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства, о ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах. Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа. Сохранилась часть официальных анналов, год за годом описывающих деятельность этого правителя. Военные походы Менуа шли в двух направлениях – на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти – начальники областей.

Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа – разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства. Большим размахом отличалась и строительная деятельность Менуа. В районе столичного города Тушпы был проведен канал длиной около 70 км, причем в отдельных местах вода перебрасывалась по сложенным из камня акведукам, достигавшим в высоту 10 – 15 м. Помимо этого сооружения, именовавшегося каналом Менуа, каналы проводились и в другие районы царства.

При сыне и преемнике Менуа Аргишти I (786 – 764 гг. до н.э.) Урарту достигло зенита своего могущества. Урартские войска проникают в Северную Сирию, где склоняют на свою сторону местных правителей. На юго-востоке, включив в орбиту своего влияния Маннейское царство, урарты спускаются по горным долинам до бассейна Диалы, практически выходя к границам Вавилонии. В результате Ассирия оказывается охваченной с трех сторон владениями Урарту и его союзников. Важное значение придавал Аргишти и продвижению в Закавказье. Урартские войска доходят до Колхиды в Западной Грузии, форсируют Аракс и овладевают обширной территорией на его левобережье вплоть до оз. Севан. Во вновь присоединившихся областях осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности.

Около Армавира в 776 г. до н.э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. На месте современного Еревана в 782 г. до н.э. возводится другой город – Еребуни. В районе Аргиштихинили проводятся четыре канала, закладываются виноградники и фруктовые сады. В городах-крепостях устраиваются гигантские зернохранилища, где сосредотачиваются государственные запасы зерна. Политика создания второго важного экономического центра Урартской державы в Закавказье, в области, отдаленной от основного театра военных действий, полностью себя оправдала в ходе последующих событий. Дело своего отца продолжал сын Аргишти Сардури II (760 – 730 гг. до н.э.).

Однако в Ассирии происходит известная внутренняя стабилизация – к власти приходит Тиглатпаласар III, усиливший боевую мощь ассирийской армии. В 734 г. до н.э. вооруженные силы Ассирии вступают в сражение с возглавляемой Урарту коалицией в Северной Сирии около города Арпад. Союзники терпят поражение, и Сардури отступает на коренные земли своей державы. В 735 г. до н.э. Тиглатпаласар III наносит удар в самое сердце Урартского государства, в район оз. Ван. Ряд центральных районов были преданы огню и мечу. Но борьба не была окончена. Царь Руса I (730 – 714 гг. до н.э.) стремился возродить могущество Урарту. Во внешней политике от старался избежать открытого противоборства с Ассирией, поддерживая вместе с тем всюду антиассирийские настроения. Проведение активной политики на юге затрудняло и вторжение кочевников-киммерийцев в северные области Урарту. Но урартские владения в Закавказье систематически расширялись, основывались новые города. Большие работы по созданию мощного хозяйственного комплекса осуществлялись Русой I в районе к северу от города Урмия. Не забывал царь и традиционный центр своего государства – район оз. Ван. Там было построено обширное водохранилище, появились виноградники и поля, возник новый город, названный Русахинили.

Видя, с какой энергией Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила с нанесением нового удара. Поход был тщательно подготовлен. В 714 г. до н.э. ассирийские войска, возглавляемые Саргоном II, двинулись в области к востоку от оз. Урмияпротив местных правителей, искусно натравляемых на Ассирию урартским царем. В этих условиях Аргишти II (714 – 685 гг. до н.э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей – побежденные области не разорялись, а подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы – около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685 – 645 гг. до н.э.). Судя по всему, Русе II удалось заключить союз с киммерийцами, совместно с которыми он совершает успешные походы в Малую Азию. В Закавказье им проводятся большие ирригационные работы и строится город Тейшебаини.

Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе – в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н.э. собственное царство. Скифы нанесли поражение союзникам Урарту – киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту. Ведь эти удары были тем более опасными, что они затрагивали глубокие тылы Урартской державы, оставшиеся практически недосягаемыми для ассирийской армии. Урарту заметно слабеет и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене.

Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н.э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока – Мидии, а к 590 г. до н.э. прекращает свое существование как независимое государство.

Урартское государство уделяло большое внимание развитию экономики, особенно заботясь о проведении оросительных каналов и устройстве водохранилищ. Значительную роль в экономике играли царские хозяйства. При постройке Тейшебаини Руса II одновременно проводил канал и создал обширные сельскохозяйственные угодья. По ориентировочным подсчетам, зернохранилища и винные склады Тейшебаини были рассчитаны на продукцию, получаемую на территории в 4 – 5 тыс. га. По клинописным надписям персонал царского хозяйства в Русахинили исчислялся в 5500 человек. В царских хозяйствах велась обработка продукции земледелия, работали ремесленные мастерские. Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства. Замечательными были достижения урартов в области культуры.

История Урарту – это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика – от 200 до 300 га. Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо, прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями. Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще из двух, а иногда и из трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5 – 4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями. Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делится на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части является большой колонный зал. Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту, храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых – башенное. Этот тип близок хурито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен другой тип храма: квадратное, однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием. Еще один тип храма известен только по воспроизведению на рельефе, это знаменитый ассирийский рельеф, изображающий взятие Муцацира, который напоминает античные храмы.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Вторая группа представлена скульптурой традиционно-условного стиля. Наиболее изучена урартская живопись. Живописные панно располагались в виде чередующихся горизонтальных полос – орнаментальных и изобразительных. Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

В послеурартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь к местным и древневосточным традициям добавляется мощный импульс со стороны античной цивилизации. Эта закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатических союзов. Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н.э. здесь существует один центр государственности и классового общества – Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья – древняя Колхида; в эллинистическое время – остальные районы этого региона: Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана). Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя вооруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI – V вв. до н.э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды широко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати – Ервандиды. Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. В Еребуни урартские постройки были перепланированы таким образом, что образовали большой 30-колонный зал – местный отголосок царских парадных залов Персеполя и Суз. Расширяются культурные и торговые связи. Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н.э., когда Антиох III присоединил это государство к так называемой Великой Армении, созданной им в рамках Селевкидского государства. Во II в. до н.э., в период ослабления этого государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр, между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арменией. Ее первым царем стал Арташес I, основатель новой династии – Арташесидов. Сам Арташес I уделял много внимания благоустройству нового государства. Около 95 г. до н.э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий взлет древнеармянского царства. В Сирии Тигран II подчинил своей власти часть былых владений Селевкидов и к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу – Тигранокерт, созданную по типу эллинистических греческих полисов. Титул «царь царей», который вскоре принимает Тигран II, был вполне закономерен – при нем Армения действительно превратилась в крупнейшую державу. Однако общая обстановка в Передней Азии продолжала оставаться напряженной. Тигран II вынужден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н.э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем. Границы Великой Армении были урезаны, царь царей признал себя другом и союзником римского народа. Успехи парфян, и, в частности, решительная победа над Крассом при Каррах в 53 г. до н.э., способствовали некоторому укреплению независимости Армянского государства, но вскоре походы Антония вновь низвели страну до положения римского вассала. Активизация Рима на востоке едва ли не в первую очередь сказывалась на Армении. В 114 г. н.э. при Траяне Армения, правда, на короткий срок, вообще была объявлена римской провинцией. Многочисленные восстания и давления со стороны Парфии вынудили Адриана вывести римские гарнизоны, и со второй половины II в. н.э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано принятие при Тиридате III (287 – 330 гг.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н.э. Армения в последние века до н.э. и первые века н.э. была страной высокой культуры. Яркий показатель этого – процесс урбанизации, древнеармянские города были основаны по всем правилам эллинистического градостроительства. Характерна, в частности, регулярная планировка городских кварталов. Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы и типы построек. Широко известен храм в Гарни, недавно полностью восстановленный. Он представляет собой периптер, 24 колонны ионического ордера, стоящие на высоком подиуме. Крыша была двухскатной, фасад украшен фронтоном. Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием, ярким явлением была армянская коропластика – терракотовые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т.д. Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния. Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Ваханг. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.

Колхида

Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками. Колхида являлась одним из важнейших центров металлургии железа. Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля, особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из золота и железа, на вывоз производились лен и пенька. Торговля была как местной, так и транзитной, с этим обстоятельством связано раннее развитие денежного обращения, на побережье были распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска. Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и греческой традиций. В прибрежных центрах работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и др. центров. Раскопки города Вани говорят о том, что город состоял из двух частей: акрополя, расположенного на треугольном высоком холме, и нижнего города, лежавшего в месте слияния рек Сулори и Риони. Акрополь был прекрасно укреплен, система его укреплений свидетельствует о глубоком знании передовых тогда принципов эллинистической фортификации. Вместе с тем заметны и местные черты – у городских ворот с наружной стороны располагалась статуя богини, хранительницы города. Колхида была центром своеобразной области искусств, здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памятники коропластики, торевтики, глиптики. По мере распространения влияния Рима на восток в орбиту его воздействия попадает и Колхида, включенная в состав владений Митридата VI Понтийского, она после поражения этого ярого врага римлян попадает в зависимость от победителей. В прибрежных городах располагаются римские гарнизоны. В 63 г. до н.э. Помпей утверждает царем колхов некоего Аристарха, чеканившего собственную монету. В I в. н.э. прибрежные области, именуемые Полемоновский Понт, образуют римскую провинцию. Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.

В III – IV вв. н.э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство.

Иберия

Важным и своеобразным государственным образованием Закавказья античной эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточногрузинское царство античной эпохи (III в. до н.э. – III – IV вв. н.э.). Средневековые грузинские источники именуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию. Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. В эллинистическую эпоху происходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II – I вв. до н.э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью около 6 га, обнесенный стеной. В южной части комплекса находился главный храм 46 на 30 м – четырехколонный зал с четырехугольной платформой для алтаря в центре. Зал и ведущий к нему обширный портик с трех сторон окружены системой коридоров. К основному прямоугольнику храма с севера примыкает помещение типа айвана – открытый портик с двумя колоннами. В 90 м к северу от главного храма расположен малый храм. Строго симметрично по отношению к храмам находятся восточные и западные ворота, представляющие собой обширные пропилеи с шестью колоннами, состоящими из двух неравных портиков – наружного и внутреннего. Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня развития, уже в ранних центрах применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма. В строительстве зданий правилом было сочетание камня и сырцового кирпича, с первых веков н.э. использовался обожженный кирпич, широко использовалась черепица, в архитектуре Иберии были популярны колонные конструкции и торовидные базы. Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении – великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, различных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и геометрический орнамент, пояснительные надписи, Дионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие произведения искусства. Так, например, при раскопках Саркине были обнаружены прекрасного качества терракотовые маски, изображающие Диониса и Ариадну, и статуэтки дионисийского круга.

Кавказская Албания

Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура освещены слабо. Проблема времени формирования государственности и классового общества на территории Кавказской Албании все еще остается дискуссионной. Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине XII тыс. до н.э. В I в. н.э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала. В ходе раскопок в Кабале исследовались рядовые жилищные здания и здания общественного назначения; в строительстве использовались дерево, кирпич-сырец, камень; популярными при возведении крупных зданий были колонны, базы которых обычно делались из камня, а стволы из дерева. Богатые жилые дома, а также общественные сооружения покрывались черепицей. В Албании развивались сельское хозяйство, ремесло, торговля. Средством обращения служила местная монета – подражание драхмам Александра Македонского. Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных статуй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно широко распространены мелкие бронзовые фигурки. Необычайно изящна фигурная керамика, гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя и т.д., параллельно развивалась коропластика, наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. Значительную роль в жизни Албании играла религия, верховная триада богов включала Селену, Гелиоса и Зевса. Верховный жрец – второе лицо после царя.

Средняя Азия в древности

В настоящее время периодизацию исторического развития древней Средней Азии можно представить следующим образом:

III тыс. – X в. до н.э. – бронзовый век;

X в. до н.э. – VI в. до н.э. – железный век;

VI в. до н.э.– IV в. до н.э. – вхождение в состав Ахеменидской державы;

IV в. до н.э. – IV в. н.э. – эллинистическая эпоха, время становления местной государственности и расцвета культуры народов Средней Азии в рамках складывавшихся крупных держав, в первую очередь Парфии и Кушанского царства.

Цивилизации Средней Азии возникают в различных историко-географических регионах. Природные условия здесь характеризуются контрастами, пустынно-степные ландшафты соседствуют с плодородными оазисами, в этих условиях в различной экологической ситуации происходило формирование разных способов ведения хозяйства. Взаимодействие разнообразных культур является одной из специфических черт древней истории Средней Азии. Другая особенность зарождения здесь местных цивилизаций – ранние и тесные связи с древними очагами других цивилизаций Востока, прежде всего с Передней Азией. Эти две главные отличительные черты ярко проявились уже на начальных этапах истории племен и народов Средней Азии. В VI тыс. до н.э. на юго-западе Средней Азии, на узкой подгорной равнине между хребтом Копетдаг и пустыней Каракумы, сложилась джейтунская неолитическая культура. Джейтунские племена вели оседлый образ жизни, возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий домашний скот. Земледельческо-скотоводческая экономика обеспечивала подъем благосостояния и развитие культуры. Поселки джейтунских племен состояли из прочных глинобитных домов. Центром поселка был крупный дом – общинное святилище со стенами, украшенными живописью. В V – VI тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие среднеазиатских земледельческо-скотоводческих общин, они осваивают выплавку меди, начинают разводить крупный рогатый скот, а затем и верблюдов, для орошения полей проводят небольшие каналы. Процесс хозяйственного и культурного развития вел к образованию на юго-западе Средней Азии первых городов и формированию протогородской цивилизации. Ее наиболее изученный памятник – Алтын-Депе, датируемый примерно 2300 – 1900 гг. до н.э., его центрами были два поселения городского типа – Алтын-Депе и Намазга-Депе, эти города были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, а ворота обрамляли мощные башни-пилоны. Центром Алтын-Депе был монументальный культовый комплекс с четырехступенчатой башней. В него входили многочисленные хранилища, дом главного жреца и гробница жреческой общины. При раскопках в гробнице была найдена золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. Весь храмовый комплекс был посвящен богу Луны, который в месопотамской мифологии часто представляется в образе быка огненного цвета. Другая линия культурных связей ведет в долину Инда, к городам и поселениям хараппской цивилизации. На Алтын-Депе среди вещей, положенных в богатые могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены хараппские изделия из слоновой кости. По материалам раскопок в составе населения городов алтын-депенской цивилизации можно выделить три различные социальные группы. Рядовые общинники, ремесленники и земледельцы обитали в многокомнатных домах, состоящих из тесных каморок. Дома общинной знати более респектабельны: в гробницах состоятельных общинников обнаружены ожерелья полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые кольца и печати. Более заметны имущественная и социальная дифференциация на примере третьей группы населения – вождей и жрецов, их большие дома имели правильную планировку и занимали площадь 80 – 100 м2. В гробницы, располагавшиеся в квартале знати, помещались разнообразные украшения, в том числе и из чистого золота и серебра, изделия из слоновой кости.

В середине II тыс. до н.э. пригородские поселения этой древнейшей цивилизации приходят в упадок, и происходит перемещение основных центров на восток. В дельте реки Мургаб по среднему течению Амударьи складываются новые оазисы оседлых земледельцев. Поселения укреплены стенами с башнями, широко распространяется оружие, сделанное из бронзы. Имеется и ряд новых культурных явлений, например, плоские каменные печати, на которых с незаурядным мастерством изображены драматические сцены борьбы быков и драконов, змей, атакующих тигра. Одновременно с созданием на юге Средней Азии новых оазисов в северных областях расселяются племена степных скотоводов. В своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и протекал интенсивно процесс развития на территории Средней Азии классовых отношений и становления государства. Технический прогресс в это время был связан в первую очередь с распространением железа. В X – VII вв. до н.э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI – IV вв. до н.э. железо широко применяется для изготовления орудий труда уже на всей ее территории. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба создаются сложные системы ирригации, следствием этого становится постепенное усложнение социальной структуры общества, находящее свое выражение в создании оазисной системы расселения, а также возникновение различных типов поселений. В частности, центрами оазисов были крупные поселения, имеющие цитадели, расположенные на мощных платформах, построенных из сырцового кирпича. В цитаделях находились монументальные дворцы правителей.

Когда Средняя Азия частично вошла в состав Ахеменидской державы, Ахемениды столкнулись с ожесточенным противодействием мощного союза кочевых племен, которые в античных источниках называются массагетами. В конечном счете, основные области обитания кочевников остались независимыми, но главные оседлые оазисы вошли в состав державы Ахеменидов и были объединены в несколько сатрапий. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и поставляли воинские контингенты, местная аристократия становилась посредником в проведении таких мероприятий. Это способствовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий. Так, при восшествии на престол Дария I в 522 г. до н.э. восстания и сепаратистские движения охватили государство, в том числе и Среднюю Азию. Начиная с V в. до н.э. наступил период относительного спокойствия, развиваются города, из которых крупным центром становится Мараканда, столица Согда, располагавшаяся в долине Зеравшана (на месте современного Самарканда). Значительного развития достигают ремесла, налаживается регулярная международная торговля. Усиление связей с другими странами приводит к появлению иноземных традиций.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Судьбы варварских народов | Нововавилонское царство

Date: 2016-05-13; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию