Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная революция 17-18в и становление нового мировоззрения





Периодизация Н: классич(14-20вв), некласс(пер пол 20в), постнекласс(втор пол 20 в –нач 21в). Классич, в свою очередь делится на этап механич естествозн и этап зарожден и формирования эволюцион идей. Механ-ое нстествозн делится на донью-ую и ньютон-ю ступени. Донью-я связана с именем Н.Коперника(1473-1543) – I науч револ - гелеоцентрич учение. II глоб науч револ связ с именами Галилея, Кеплера, Ньютона, кот её и завершил. Следствие кот становление классического естествознания.

Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи. Объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления. В понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики.В соответствии с этими установками строилась и развивалась механическая картина природы, которая выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира.

Через все классическое естествознание начиная с XVII в. проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Субъект трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.

Главное вним уделялось поиску очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

Эта сист эпистемологических идей соед-сь с особыми предст-ми об изучаемых объектах. Они рассм-сь преим-но в кач-ве малых систем (механич устройств) и соотв-но этому применялась "категориальная сетка", определяющая понимание и познание природы. Напомним, что малая система характеризуется относительно небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Для их освоения достаточно полагать, что свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей, вещь представлять как относительно устойчивое тело, а процесс как перемещение тел в пространстве с течением времени, причинность трактовать в лапласовском смысле. Соотв смыслы как раз и определялись в категориях «вещь», «процесс», «часть», «целое», «причинность», «пространство», «время», кот образовали онтологич составл ф-х оснований ест\знания 17-18в.

И.Кеплер – система матем законов движения планет. Галилей – мат-ия физики, закон падения тел " опыт д/б «теоретически нагружен» И.Ньютон- его деят-сть высшее достижение Н рев. 3 закона механики, закон всемирного тяготения. Ньютон завершил револю-ую картину мира – механическую. Осн содержание:

1. весь мир состоит из атомов, перемещ-ся в абсолитном пространстве и t.

2. " события предопределены законом класс-ой механики.

3.гл поняоие при описании мех процессов – тело и карпускула (атом)

4. св-ва пространства и t неизменны и независят от тел

5. природа – простая машина, части кот подчинены жесткой детерминации

6. синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) разного рода процессов и явл-ий к мех-им.

Подрыв мех кар мира с 2х сторон: электродинамика: материя не! вещество, но и электромаг поле; создан клеточ теории (внутр единство всего живого), закон сохран и превращ энергии (энер не возникаеи из ничего и не исчезает, а переходит из одной формы в др), теория Ч.Дравина (все живое создано в процессе эволюции)


23. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт.

Как известно, физ эксперимент предполагает его принц воспроизводимость в разных точках пространства и в разные моменты времени. Если бы такой воспоизв-сти не сущ, то и физика как Н была бы невозможна. Требование воспроизв-сти Э означает, что все временные и пространственные точки д.б одинаковы в физическом смысле, т.е в них законы природы д действовать одинаковым образом. Однако в средн К человек вовсе не мыслил пространство и время как однородные, а полагал, что разл простр места и разл моменты времени обладают разной природой, имеют разные смысл и значение. Также в средн К небесное всегда отождествл со «святым», а земное с «телесным» и «греховным». Считалось, что движение небесных и земных тел имеют принц различие.радик трансформация всех этих представлений – эп Возрождения. Все эти представления утверждали идею однородности пространства и времени и тем самым создавали предпосылки для утверждения метода Э и соединение теор (матем) описания природы с ее Э изучением.

Ф.Бэкон (1561-1626). Ф, литератор, политик. Научная деят-сть – сбор и анализ фактов. Критикует созерцат идеал знания. «Новый органон» - средство, метод. Создать прав метод. Ученый-паук, ученый-пчела.

- обоснование новой Н – в очищении разума ученого от заблуждений (идолов) и установлении индукт методологии.

- учение о разл видах эксперимента. Связь знания с экспериментом. Преувеличение эмпирики и игнорирование матем эксперимента.

- «знание – сила». Идея практ направленности Н знания.

- Н – дело общества, а не одиночек; Н д стать соц институтом.

- Н знание следует за экспериментом, выводится из него.знание не возникает в голове Ч, его нужно получить путем осмысления данных эксперимента.

- метод индукции имеет свои пределы применения

- Ф.Бэкон – олицетворяет Ф перехода от Возрождения к Новому Времени.

РДекарт (1596-1650) - всецело относится к Новому Времени. По мнению Гегеля, именно он явился родоначальником Ф Нового Времени.

- крупнейший математик

- Ф – корневая система древа Н; физика – ствол, прикладные науки – ветви.

- методическое сомнение – эф прием в Н исследованиях.

- искал истину не в эксперименте, а в области Ч интеллекта => «Я мыслю => я существую».

- дедукция. Начало дедукции – интеллект интуиция.

- создание метода, сторонник курпускулярной теории.

- занимался матем, анатомией, оптикой, физиологией.

- создал основы аналит геометрии.

- имя Декарта – символ рационализма.

Правила для руководства ума в поисках нового знания:

1. никогда не принимать за истину поспешно и что сомнительно

2. делить трудность на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

3. располагать свои мысли в порядке, начиная с предметов простейших – до более сложных.

4. делать перечни полные и обзоры всеохватывающие, чтобы ничего не было пропущено.

Г.Галилей (1564-1642). Заложил фундамент совр механики. Продемонстрировал эфф-сть применения в эмпир-х исслед-ях идеализированных О – материальной точки, прямолинейного равномерного движения. Его метод Э позволил добиться математизации изучаемых феноменов и тем самым вообще математизации физики.

- закон падения тел

- закономерности колебания маятника

-первый апологет нового (Э- матем) исследования

- защищал идею автономии Н как осбой интеллект деят-сти.


24. «Новый органон» Ф.Бэкона и «Рассуждение о методе» Р.Декарта – зарождение классической науки.

Ф.Бэкон (1561-1626). Ф, литератор, политик. Научная деят-сть – сбор и анализ фактов. Критикует созерцат идеал знания. "Новый Органон или истинные указания для истолкования природы" (1620) - Б ставит задачу сформ-ть правильный метод исс-я природы. Б. был убежден, что природу можно покорить! подчиняясь ее собственным законам, не искажая ее образа. На этом пути человек сталкивается с многоч-ми препят-ми ("идолами" или "призраками"), мешающими его продвижению к истине. Причем, эти "призраки" являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. выделяет четыре группы таких "идолов": 1) "призраки рода", обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств; 2) "призраки пещеры", связанные с узостью взглядов отдельных людей; 3) "призраки рынка", или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления; 4) "призраки театра", обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, по Б., мудрое сомнение и правильный метод. Б. обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного познания природы.

Ученый-паук, ученый-пчела.

- обоснование новой Н – в очищении разума ученого от заблуждений (идолов) и установлении индукт методологии.

- учение о разл видах эксперимента. Связь знания с экспериментом. Преувеличение эмпирики и игнорирование матем эксперимента.

- «знание – сила». Идея практ направленности Н знания.

- Н – дело общества, а не одиночек; Н д стать соц инст-м.

- Н знание следует за экспериментом, выводится из него знание не возникает в голове Ч, его нужно получить путем осмысления данных эксперимента.

- метод индукции имеет свои пределы применения

РДекарт (1596-1650) - - крупнейший математик

- Ф – корневая система древа Н; физика – ствол, прикладные науки – ветви.

- методическое сомнение – эф прием в Н исследованиях.

- искал истину не в эксперименте, а в области Ч интеллекта => «Я мыслю => я существую».

- дедукция. Начало дедукции – интеллект интуиция.

- создание метода, сторонник курпускулярной теории.

- занимался матем, анатомией, оптикой, физиологией.

- создал основы аналит геометрии.

- имя Декарта – символ рационализма.

Правила для руководства ума в поисках нового знания:

1 — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таким с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

2 — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

3 — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь все охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».


Date: 2016-06-09; view: 787; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию