Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура античного полиса и становление 1-х форм теор науки





Хозяйственную и полит жизнь Ан Пол прониз дух соревнования, конкуренции. Стимул публичн споры по проблемам, не имеющим прямого отнош к обжденной интересам => развит критичности. В отл от Востока, где развив пракьтч Н, в Гр нач формиров Н Доказывающая.

Мышлен Др греч учен было рационально, теорет (от гр рассматриваю, созерцаю), осн его деятельн закл в созерцании и осмыслении созерцаемого. Др Гр Ф-фия – сов-сть учений, развившихся с 7в до н.э до 6в н.э. Обычно начало др гр Ф-фии связывают с именем Фалеса Милетского, конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии Ф-х школ в Афинах.

· Природа – гл абсолют. Ч живет «по природе и по разумному обоснованию».

· Важн открытие Челов разума – закон (normos) – разумные установления, принятые всеми жителями города.=> такой город есть государство (город-гос-во – полис).

· Полисный х-р греч жизни – народные собрания, публичные ораторские состязания. Др Гр обладала соотв К потенциалом, необходимым для появления Н.

· Возникает научно-Ф мировоззрение, ставшее для Н фундаментом.

· Др Гр создает теор фон познават поиска=>античная Н стала развиваться как последоват-ый рацион проект, нацеленный на постижение устройства мира, его х-к и закономерностей.

Условия, способ-щие становлению научно-рац-го проекта – мыслит свобода ← специф-сть Др Гр религиозности (не задавала консервативного уклада)+ деятельный х-р, предприимчивость, миграционная подвижность, демократ устройство ант городов, особый дух состязательности – агонистика.

Античность вырабатывает понятия бытие, идея, сущность. Рационально-созерцательное познание.

Досократический период.

· Милет школа натурфилософов. Фалес(исход в-во–вода).

Анаксимандр – первым изобразил границы тогдашнего мира на карте, изобр солнечные часы, правещество – (апейрон – беспредельное). Из апейрона путем выделения возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконеч во вр. А. приписывают одну из формулировок закона сохр материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению")

Анаксимен – первоначало – воздух; динамика первоначала – к процессам сгущения и разряжения.

· Пифагорейская школа – развитие матем Н, теория чисел. Мир управляется числовыми соотношениями=>мб познан и описан с п матем методов.

· Элейская школа – Ксенофан – космологич исследования, абстрагирование от чувственных качеств материи. Парменид – истинное познание – бытие. Момент устойчивости мира.

Гераклит – сущность мировых процессов - огонь("огонь" у Г. обладает жизнью, сознанием, носитель космического правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен.

Эмпедокл – учение о 4-х стихиях (огонь, воздух, вода, земля). Естественные процессы сводятся к сочетанию этих матер-х носителей.

Анаксагор – "все во всем", Ни одна вещь не возникает и не исчезает, а образуется лишь из трансформации уже $ вещей, высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее загораживает от Солнца Земля;.

Демокрит – уч об атомах. Д. разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множеств-ти и разнообразия вещей, ед-ва и материальности мира, ед-ва телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., есть пустота (небытие), бесконечное простр-во, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движ атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи.

Классический период.

· Софисты – родоначальники гуманит Н. Центр – проблемы Ч и К. Развивали идеи, относящиеся к языкознанию, риторике, этике, педагогике.

Сократ (беседа, диалогический поиск ответа на вопрос). Первооткрыватель понятия.

Платон – ученик Сократа (универс система представлений). Темы: внутр мир Ч, космологич начала, методология познания.

- открытие сферы идеального. Отстраняется от чувственного мира.

- создает школу – академию – 1-ая институионализир Н структура.

Аристотель – ученик Платона. Основоположник ряда дисциплин: логика, ψ, риторика, полит Н, история, география.

- интерес к биологии.

- «Метафизика». Тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация. Огромное кол-во Н понятий.

- эмпирист.

- натурФ система.

Согласно А. исиным бытием обладает не идея, не число, а вещь= материя+форма. Абсол бесфор первич материя над ней стоят 4 элемента (З, В, О, В), кот переход друг в друга образуя нов вещества. Объясняя причины развития, процессы движ А вводит 4 причины: материальные, формальные, действующие и целевые.=> 4 вида движен: в отнош сущности – возник и уничтож, в отнош кол-ва – рост и уменьш, в отнош качества – качествен измен, в отнош места – перемещение. Глав движ – перемещение.

Логика у Аристотеля – одновременно и теория познания. Деления знания на достоверное и вероятное в теории познания соответствует более глубинному делению всех логических выводов на силлогизмы аподиктические (о достоверном) и диалектич (о правдоподобном). Аристотель первым сформулировал 3 осн логич закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. В модальной логике Аристотель неявно различает унилатеральную возможность («возможно S») и билатеральную возможность (возможно S и возможно не-S). Творческое наследие Аристотеля оказало на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.

· Эллинизм (3в до н.э – 3-4в н.э) – необычайный расцвет ант Н и К. Центр Н мысли – город Александрия. Развитие в матем, механике, биологии, медицине, астрономии, географии, филолог Н

Архимед –механика

Евклид – геометрия

Крушение полисных идеалов. Соц нестабильность, крушение полисов =>крушение К и Ф, основанных на рационализме, единстве и гармонии Ч и природы.

Осн течения Эллинизма:

1. Эпикуреизм (предание удовольствию) 2. Стоицизм (следование судьбе и долгу) 3. Кинизм (воздержание от суждений) Обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души.

 

Др Гр математика: вид теоремы- Дано – требуется доказать – док-во. В ДРевнегр и Вавилон матем: «делай так».

Др Гр логика: разработка Л – с поиска критериев прав рассуждения в ораторском искусстве. Затем выработанные нормативы →в Н рассуждении.

Именно античности мы обязаны познавательным рационалистическим проектом. Идеи теор Н, доказательного знания, универс-х логич и общеН понятий, множество эмпир наблюдений.

НО! Отриц моменты: - противопоставление сферы чувственного мира и сферы сверхчувственного мира идей =>раздельное сущ-е эмпир-х Н (биология, география) и дедуктивной Н (матем). Разрыв м\у абстрактно-теор исследованиями и практич формами применения Н знания.


19.Развитие логических норм научного мышления в средневековье.(примерно II в н.э. – XIV-XVвв)

Средн опирается на теологич ценности. Церковь влезает везде. Ф-фия, как и наука, выступает «служанками» богословия. Положения ¹ христиан-м осуждаются. Поэтому Н в Ср века часто оценивается как интел-ное устремление, лишенное свобрды поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. " ученый д/н знать 7 свободных наук (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, асторономия, музыкаФ как вспомогат дисциплина. В Н господствовал схоластич метод, с его необ компон – цитированием авторитетов Патристка (лат отец) - учение отцов церкви – выступила первым этапом развития Ср Ф-фии. С I-VI вв Ав Блаженный, Тертуллиан и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движ истории к опред конечной цели («град божий»), соотнош свободы и спасения души. формул осн догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества: Бог имеет 3 лица: Бог-Отец – безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын – слово-логос этого безмолвного бытия, - Иисус Христос, пришедший на Землю; Святой Дух – животворение, начало всего живого (вост, греч патристика).

Терттуллиан (160-220)показывал несоразмеоность веры и разума, Вера не нуждается в рац-теор-ой аргументации, истины веры открываются в акте откровения.

Аврелий Августин (354-430 нэ) – воспринял и христиански осмыслил платоновскую традицию.

Центр тема – челов душа, обращенная к Богу в целях спасения. Бог – совер-ая личность и абсолютное бытие.

- систематизировал учение христ-ва

- обосновал креационизм (творение Ч и материи Богом)

- фатализм (все по воле Бога)

- все вещи несовершенны – копии божеств-х идей

- углубление в себя – путь к Богу! – понятие уникальности челов Л

- отсутствие полной искренности – гл препятствие к совершенству

- я ошибаюсь => я существую.

Схоластика (лат школьный) (IX-XII)– обоснов религ догм. Логика рассужд – путь постижения Бога. С расцветом сх-ки связ оттачивание логич аппарата, рассудочных способов обоснования знания. Схоластам величает себя ", кто зан преподаванием: Альберт Великий, Фома Аквин, Важно соотнош разума и веры, Н и религии.Опиралась на истины откровения и на логич положения.

Альберт Великий стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестес-го) и Н (как опыт есте-го). Фома Аквинский – универс рационалист синтез католич мировоззрения (вопросов догматики, космология, теория познания, антропологии, этики).

- наиб соверш Ф-фия Среднев-я

- задача Н – объяснение закономерностей мира

- над царством Ф находится царство богословия

- христ истина – выше разума. Истина мб одна, ибо исходит от Бога

- выдвигает 5 доказ-в бытия Бога.

- задача Н – объяснение закономерности мира.

- м\у Н и верой нет противоречия.

В его учении есть указание на метод интел-го, т.е. постигающего созерцания, кот схватывает не образ предмета, дальше кот не могут идти ни физика, ни мат-ка, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «кот есть само бытие и от кот бытие происходит»

Роджер Бэкон $ 3 осн способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную Н он считал владычицей умозрительных наук. Он стремился создать энциклопедию наук, в кот помимо мат-ки присут физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви»

К особенностям Ср Н ученые причисляют её ориенацию на [ть правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификаии знаний.

Значение Средн науки. Отрицат – громоздкие рассуждения, теолог нагруженность, фрагментарность эмпирич поисков, зависимость от авторитетов.

Положит – сберегла многие античные достижения, построила университ систему, разработала логические и некот гуманит дисциплины.


20. Западная и восточная средневековая наука. 5-15в.

Западная Совершенно новое мировозз-ние. Горизонты были открыты с приходом христианства:

- бытие предстало как сотворенное, спланированное по проекту Божеств разума.

- средневеков мировосприятие – созерцательно, символично, аллегорично.

- Ф – служанка богословия.

- большинство ученых – представители духовенства, монастыри – очаги К и Н.

- церковь монополизировала все процессы развития образования и Н.

Средн опирается на теологич ценности. Церковь влезает везде. Ф-фия, как и наука, выступает «служанками» богословия. Положения ¹ христиан-м осуждаются. Поэтому Н в Ср века часто оценивается как интел-ное устремление, лишенное свобрды поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. " ученый д/н знать 7 свободных наук (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, асторономия, музыкаФ как вспомогат дисциплина. В Н господствовал схоластич метод, с его необ компон – цитированием авторитетов

Патристка (лат отец) - учение отцов церкви – выступила первым этапом развития Ср Ф-фии. С I-VI вв Ав Блаженный, Тертуллиан и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движ истории к опред конечной цели («град божий»), соотнош свободы и спасения души. Формулир осн догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества: Бог имеет 3 лица: Бог-Отец – безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын – слово-логос этого безмолвного бытия, - Иисус Христос, пришедший на Землю; Святой Дух – животворение, начало всего живого.

Терттуллиан (160-220)показывал несоразмеоность веры и разума, Вера не нуждается в рац-теор-ой аргументации, истины веры открываются в акте откровения.

2 концепт линии в становлении средневек мышления:

1. наследие Аристотеля 2. идущее через Августина христианское осмысление Платона.

1. Влияние Аристотеля (ставшего известн благодаря трудам по логике) оформилось в программу, позже названной схоластикой (9-15в) – рационалист, интеллект предприятие. Задача схоластики – макс расширение несомненных знаний.- оторванность от опыта, перегруженность умозрит схемами.

2.Аврелий Августин (354-430 нэ) – воспринял и христиански осмыслил платоновскую традицию.

Центр тема – челов душа, обращенная к Богу в целях спасения. Бог – совер-ая личность и абсолютное бытие.

- систематизировал учение христ-ва

- обосновал креационизм (творение Ч и материи Богом)

- фатализм (все по воле Бога)

- все вещи несовершенны – копии божеств-х идей

- углубление в себя – путь к Богу! – понятие уникальности челов Л

- отсутствие полной искренности – гл препятствие к совершенству

- я ошибаюсь => я существую.

Высокое средневековье с 13в – время образования Европ университетов.

- освоение работ Аристотеля => интерес к изучению природы.

Схоластика (лат школьный) (IX-XII)– обоснов религ догм. Логика рассужд – путь постижения Бога. С расцветом сх-ки связ оттачивание логич аппарата, рассудочных способов обоснования знания. Схоластам величает себя ", кто зан преподаванием: Альберт Великий, Фома Аквин, Важно соотнош разума и веры, Н и религии.Опиралась на истины откровения и на логич положения.

Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестес-го) и Н (как опыт есте-го)

Фома Аквинский (1225-1274) – универс рационалист синтез католич мировоззрения (вопросов догматики, космология, теория познания, антропологии, этики).

- наиб соверш Ф-фия Среднев-я

- задача Н – объяснение закономерностей мира

- над царством Ф находится царство богословия

- христ истина – выше разума. Истина мб одна, ибо исходит от Бога

- выдвигает 5 доказ-в бытия Бога.

- задача Н – объяснение закономерности мира.

- м\у Н и верой нет противоречия.

В его учении есть указание на метод интел-го, т.е. постигающего созерцания, кот схватывает не образ предмета, дальше кот не могут идти ни физика, ни мат-ка, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «кот есть само бытие и от кот бытие происходит»

Роджер Бэкон(ок.1217-1294) $ 3 осн способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную Н он считал владычицей умозрительных наук. Он стремился создать энциклопедию наук, в кот помимо мат-ки присут физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви»

Позднее среневековье – 14в под влиянием Уильяма Оккама (1285-1349). – незав научных исин от богословия, их тесная связь с опытом и опорой на разум.

Его учение – номинализм – единств реальность – единичные вещи и отрицает существ-е умопостигаемых субстанций.

- появл номинализма – по сути разрушение Среднев аристот онтологии.

-подрываются основы иерархической космологии, соображения об отсутствии принц различий м\у земными и космическими явлениями.

- проблема движения – одна из центр тем в физике (движение в пустоте, несовмест с трад аристот онтологией).

К особенностям Ср Н ученые причисляют её ориенацию на [ть правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификаии знаний.

Средневековые университеты.

- выработаны базовые ориентиры европейского образования, кот сохр до сих пор

- понятия: лекции, экзамены, диспуты, университ должности, ученые звания, диссертации и даже практика деления текстов на главы и подглавы (§)

- образовалось целое сословие университ-х интеллектуалов со своими традициями и образом жизни

- оплот эмпирич Н – университеты Парижа Оксфорда.

Значение Средн науки

Отрицат – громоздкие рассуждения, теолог нагруженность, фрагментарность эмпирич поисков, зависимость от авторитетов.

Положит – сберегла многие античные достижения, построила университ систему, разработала логические и некот гуманит дисциплины.

- Н столь развита, что некот историки видят в Средн-е начало Н революции 16-17в. Т.о, Средн-е – прямое преддверие НР.

Восточная.нач с VIIв в полит жизни Бл и Ср Востока произ большие измен. Арабы в очень корот срок захват обширные террет, на кот был создан араб халифат. В гор халиф строились обсерватории, созд библиот. Труды ученых разных стран переводились на араб язык. Греч влиян отразилось на стиле соч-ий араб авторов, кот хар-ет {ость излож материала, полнота, стогость формул-ок и док-в по вост традиции множ-во примеров и задач практич сод-я. Начиная с переводов и комм-иев, Н делает дальнейший шаг на востоке. Прежде всего мат-ка и астрономия. Заим-ие и соверш позиционной системы счисления.

Аль-Баттани ввел триг-ие фун-и. Аль-Фараби – вопросы логики. Перевод трудов Аль-Хорезми познак Европ-ев с десятичной систе счислен и правилами (Ал-горитм) выполнения действ над ними. Омар Хайям – решен уравн 3 степ, полож иррац чиасла.

Кроме этого ученые востока: в области оптики, астрономии, алхимии.


21. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам.

С 15в – эп Возрождения. Освобождение Н от влияния религии. Отличит черты Возрождения: - пантеизм (обожеств природы), - открытие челов индивидуальности, - эстетич х-р антропоцентризма, - природа – божеств творение, - ориентация на искусство. Художественно-эстетич эпоха, - гуманизм (с эстетич направленностью), - центр внимания – Ч.

Н божественные → в Н гуманитарные (человеч, воспитывают человеч в Ч: риторика, история, этика, Ф).

- интенсивное становление гуманит Н

- индивид эпохи Возр приписывал все заслуги самому себе

- выдающ индивид-сти

- разносторонность – гл принцип. Природа – тайна, загадка, для решения кот необходим особый опыт.

Новый тип мыслителя: Ф-созерцатель+ремесленник; инженер+художник

- оформление ест-Н мировоззрения

Открытия в обл анатомии, оптики, астрономии.

Гл достижение Возр-я – пытливая исследоват активность. 13в средн Англия – 1-ые попытки опытного и математизир описания природы.

Оксфорд школа – Роберт Гроссетест (1175-1253). Создал метаф теорию света (свет – унив субстанция, кот самостоятельно распространяется из созданной Богом точки. Законы распростр-я света доступны Ч познанию и изучаются в геометр оптике). => свет – божест начало и его необходимо опытно изучать. Занимался оптикой, геом, асторон. В работах высказ мысль о том, что изучение явлений нач с опыта, посредством их анализа устан некот общее положение, рассматриваемое как гипотеза. отправляясь от нее, дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устан их ложность или истин-ть.

Осн достиж Оксф шк связаны с деят-тью Мертонского колледжа при Оксф унив, где формиров такие понятия как переменная величина, логарифм, дробный показатель, ¥ый ряд

Роджер Бэкон (1214-1292) – выходец Оксфорд школы.

- выступал против схоласт школы.

- последователь Аристотеля. 3 способа познания: - рассуждение, - авторитет, - опыт – наиб надежный источник достижения истинного знания. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви»

- эксперимент Н – владычица Н.

- опытное изучение природы

- самост занимался Н исслед.

- изобрел ряд аппаратов и мезанизмов.

- открыл ряд новых химич реакций, изобрел порох.

- настойчиво защищал и обосновывал принцип опытного исслед-я природы и соединял его с рацион мышлением.

Уильям Оккам (1285-1349). незав научных исин от богословия, их тесная связь с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного воспроиз-ия. Он различает интуитивное знание, свзанное с восприятием и переживанием един-ой вещи, и абстрактное знание, кот способно отвлекать от един-го. По Оккаму каждый термин определяет лишь опред-ый предмет.

Учение – номинализм, тк оно признает единств реальностью единич вещи и отрицает сущ-е умопостигаемых субстанций, признавая за ними лишь статус имен. Появление оккамизма означало разрушение средн аристотел онтологии. Акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирич феноменам.


Date: 2016-06-09; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию