Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход к индустриальной цивилизации

Древние и средневековую цивилизации исследователи зачастую объединяют термином "аграрная цивилизация" (иногда их также называют "традиционное общество", но этот термин чаще используется для обозначения цивилизации Востока), следующий этап цивилизационного развития -индустриальная цивилизация, а с середины XX века началось становление новой -постиндустриальной цивилизации.

до н.э. н.э.

 


7-5 тыс. Р.Х. сер. 15 в. кон. 18 – нач. 19 вв. 50-е — 70-е гг. 20 в.

 


Вехами аграрной цивилизации являются:

- VII-V тыс. до н.э. - «неолитическая революция»;

- середина XV в. - изобретение печатного станка, великие географические открытия.

Со второй половины XV века начался переход к индустриальной цивилизации, который завершился на рубеже XVIII-XIX вв. в результате промышленной революции. Индустриальная цивилизация хронологически охватывает период с конца XVIII века до середины XX века, когда началось становление постиндустриального общества. Границу индустриальной и постиндустриальной цивилизаций определяет научно-техническая революция середины XX века. Наиболее развитые страны вступили в новую эпоху развития человечества в последней четверти XX века. Этот процесс продолжается и по сей день.

Итак, как следует из приведенной схемы, за аграрной в истории общества последовала индустриальная цивилизация. Переход от традиционного к индустриальному обществу осуществлялся в XV-XVIII вв. Ключевыми событиями в этом процессе явились: Великие географические открытия, духовные революции – Возрождение, Реформация, Просвещение; Промышленная Революция и буржуазные революции XVII-XVIII вв.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).

Родиной Возрождения была Италия, поэтому эпоху часто называют итальянским словом "Ренессанс". В итальянском Возрождении можно выделить своеобразные этапы:

- Проторенессанс - вторая половина XIII-XIV вв.;

- Раннее Возрождение - XV в.;

- Высокое Возрождение - конец XV-первая треть XVI вв.;

- Позднее Возрождение –XVI в.

Характерные черты этой эпохи:

1. возрождение античных ценностей (отсюда название эпохи);

2. гуманизм (от лат. humanitas – человечность): деятели Возрождения провозгласили культ человека, воспевалась духовная и физическая красота человека, говорилось о самоценности личности;

3. интерес к человеку способствовал развитию наук: желание изучить физическую природу человека привело к развитию естественных наук, а интерес к духовной стороне человека, к культуре стал основой для развития общественных наук. Следовательно, знания становятся одной из основных ценностей;

4. зарождаются рационалистические воззрения, начинает цениться время.

Возрождение заложило основу для развития культуры Нового Времени, выдвинуло на первый план идеи антропоцентризма и индивидуализма.

Эпоха Возрождения оставила плеяду замечательных мыслителей и художников, прославивших свои имена в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре: Данте, Петрарка, Ариосто, Тассо, Лоренцо Валла, Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брунеллески, Альберти и многие другие.

Сдвиги в общественном сознании во многом были связаны с Великими географическими открытиями второй половины XV- начала XVI в. К ним относят открытие Америки Колумбом (1492 г.), первое кругосветное путешествие Магеллана (1519-22 гг.) и др.

В результате Великих географических открытий происходит накопление капиталов и формируется слой предпринимателей, которые вкладывали деньги в производство, для получения прибыли. Таким образом, возникли первые мануфактуры (в Италии в конце XIV в., в Англии, Франции, Германии в XV-XVI вв.), то есть Великие географические открытия повлияли на формирование капиталистического уклада в экономике. Кроме того, Великие географические открытия способствовали освоению мирового пространства, развитию торговли, складыванию национальных и мирового рынков. В отличие от древних "речных", теперь формируется "океаническая цивилизация".

Следующей составляющей процесса модернизации явилась Реформация. Реформация - это борьба за переустройство католической церкви, в результате которой возникла новая конфессия христианства (наряду с православием и католицизмом) – протестантизм. Началась Реформация в Германии (в 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против католической церкви), затем охватила большинство стран Европы. Победила Реформация в Германии, Нидерландах, Шотландии, Англии, Скандинавских странах. В этих странах установились протестантские церкви (лютеранская, кальвинистская, цвинглианская, англиканская и др. церкви). В середине XVI-XVII вв. в противовес Реформации в Европе началась Контрреформация – церковно-политическое движение, направленное на укрепление власти католической церкви. Возглавляло это движение папство. Большую роль в осуществлении Контрреформации сыграли инквизиция и Орден иезуитов. Контрреформация победила в некоторых странах Европы, например, во Франции и в Испании.

Реформация была связана с развитием буржуазных отношений, с изменением менталитета. Католическая церковь закрепляла сословное деление общества, что вызывало недовольство формирующейся буржуазии. Церковь дискредитировала себя продажей индульгенций, инквизицией и т.п. Реформация выступила под лозунгами удешевления церкви, упрощения обрядов, использования национальных языков в богослужении. Сторонники реформации – протестанты – считали, что между человеком и Богом не должно быть посредников, все люди равны перед Богом, спастись человек может только при помощи веры (идея Мартина Лютера). Земные успехи (слава, богатство), по мнению протестантов, – символы богоизбранности человека (идея Жана Кальвина). Поэтому человек должен активно трудиться, стремиться к накопительству, бережливости, профессиональному успеху. Протестантскую этику иногда называют трудовой. Реформация поставила проблему ответственности человека за личное счастье.

Духовный переворот, заложенный Возрождением и Реформацией, завершило Просвещение.

Просвещение – это идейное общественное движение в странах Европы и Америки в XVII-конце XVIII вв. (наиболее активно между Английской и Французской буржуазными революциями). Зародилось Просвещение в Англии, а наибольшего развития достигло во Франции, где появилась целая плеяда мыслителей (французский язык был в те времена международным, поэтому идеи французских философов стали широко известны в других странах). Просветители были людьми разного социального происхождения, выдвигали новые идеи, резко контрастировавшие с духовными установками средневековья. Эти идеи оказали исключительное влияние на формирование миропонимания человека в эпоху индустриальной цивилизации:

- идея разума: человек сам может познать мир посредством своего разума (рационализм, гносеологический оптимизм);

- идея прогресса: человечество движется в направлении к лучшему, к более совершенному состоянию;

- идея естественных прав, согласно которой человек от рождения имеет право на жизнь, свободу и собственность;

- теория общественного договора, смысл которой состоит в том, что государства возникли в результате добровольного соглашения между гражданами, большинство передало власть меньшинству в обмен на гарантии личных прав и безопасности. Следовательно, просветители считали, что источником власти является народ, поэтому власть должна быть выборной, должен быть установлен принцип верховенства закона. По мнению некоторых просветителей (например, Ж.-Ж.Руссо), в случае узурпации власти народ имеет право на сопротивление тирану. Чтобы не происходило узурпации, власть необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную;

- идея разделения властей: впервые предложена Д.Локком, а разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную предложил Ш.Монтескье в работе "О духе законов" в 1748 г.;

- просветительскими многие философы, экономисты и социологи считают также теории А.Смита и Д.Юма, которые выдвинули идею существования рынка, самоуправляющегося на основе закона спроса и предложения. Смит назвал этот закон «невидимой рукой» рынка. Просветители заложили основы экономического либерализма, т.е. они выступали за свободу торговли, свободу предпринимательства;

- в этическом смысле просвещение выдвинуло идею "разумного эгоизма", согласно которой каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества.

В отношении к религии и церкви просветители утверждали, что религия необходима, как моральная опора общества, но при этом активно критиковали церковь (Вольтер говорил: "Раздавите гадину!"), выступали за веротерпимость, за секуляризацию церковных земель.

Просветители ратовали также за развитие образования и внесли конкретный вклад в этот процесс: в 1751-1780 гг. была составлена 35-томная "Энциклопедия" под редакцией Д. Дидро. Деятели Просвещения полагали, что первоочередной задачей является просвещение населения, повышение уровня культуры общества (отсюда и название эпохи).

Таким образом, можно сказать, что просветители заложили основы концепций правового государства и рыночной экономики, которые стали фундаментом для всей индустриальной цивилизации.

Завершающим этапом на пути формирования индустриального общества была промышленная революция, то есть коренное преобразование в экономике, в результате которого возникло крупное машинное производство (в контексте данной темы термины «промышленная революция» и «промышленный переворот» употребляются как синонимы). Родиной промышленной революции была Англия (60-80 гг. XVIII в), затем промышленный переворот произошел во Франции, Германии, Чехии, Бельгии и других странах (в развитых странах Европы он завершился в середине XIX века). Начался промышленный переворот с текстильной промышленности, затем охватил угледобычу, машиностроение и транспорт. Промышленная революция имела две стороны: техническую и социальную:

1) техническая сторона заключалась в переходе от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному;

2) социальная сторона заключалась в том, что изменилось соотношение сил в обществе: основную роль в экономической и политической жизни общества начинают играть буржуазия и пролетариат.

В результате промышленного переворота промышленность стала основой экономики, изменилась социальная структура общества. С развитием крупного капиталистического производства и института частной собственности утвердились либерально-демократические ценности не только в экономической, но и в политической и духовной сферах жизни общества.

Распространение буржуазных свобод, конституционализма, парламентаризма происходило в ходе буржуазных революций XVI-XIX вв., которые также были свидетельствами глубокой общественной трансформации. Первая буржуазная революция произошла в Голландии (1566-1609гг.), затем в Англии (хронологические рамки в истории остаются спорными, примерно 1640-1660гг., отдельно следует сказать о "Славной революции" 1688г.), война за независимость Североамериканских колоний также рассматривается как буржуазно-демократическая революция (1775-1783гг.) и, наконец, Великая французская буржуазная революция (1789-1794гг, дата завершения революции спорна).

 

§5. Современные цивилизации. Глобальные проблемы современности

Термин "индустриальное общество" в научный оборот был введен Анри Сен-Симоном. Формирование индустриального общества завершается в эпоху промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в. в Великобритании. Иногда в развитии индустриального общества выделяют этапы:

-конец XVIII – середина XX вв. – раннее индустриальное общество;

-середина XX в. – по сей день – зрелое индустриальное общество.

Однако второй период в обществознании часто рассматривают как самостоятельную ступень развития - постиндустриальное, информационное общество.

Индустриальное общество сложилось в результате Великих географических открытий, Возрождения, Реформации, Просвещения, Промышленной и буржуазных революций, поэтому для него, в первую очередь, характерно:

1) в экономической сфере: преобладание промышленности над сельским хозяйством, машинного труда на ручным, высокий уровень разделения труда, высокая производительность труда, массовое производство, использование научных технологий в производстве, высокий уровень развития конкуренции, формирование рыночной экономики;

2) в социальной сфере: урбанизация, высокая социальная мобильность, социальная защищенность личности;

3) в политической сфере: приоритетное положение прав и свобод личности, существование гражданского общества и правового государства, с признанием верховенства закона, принципа разделения властей и демократических ценностей;

4) в духовной сфере: ценности гуманизма, индивидуализма, признание самоценности личности (доктрина: "Человек-творец своей судьбы!"), свобода (идеологический плюрализм), терпимость, рационализация жизни, секуляризация культуры, высокий уровень развития образования. Негативная сторона технического прогресса выражается в распространении утилитарных ценностей, в тиражировании культуры.

В результате научно-технической революции (НТР) середины XX в. человечество вступило в фазу постиндустриального, информационного общества. Основная заслуга в этом процессе, по мнению социолога З. Бжезинского, принадлежит США: "Если Рим дал миру право, Англия - парламент, а Франция - культуру и национальную республику, то современные Соединенные Штаты Америки дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру". Жизнь отдельного человека в постиндустриальном обществе находится в тесной зависимости от СМИ (средств массовой информации), информация становится одним из основных ресурсов и ценностей, сфера знаний и науки начинает преобладать в жизни общества, формируется массовая культура. Для производства на этой стадии характерно использование высоконаучных технологий, вытеснение человеческого труда (обезличенный труд, автоматизация производства), постоянное обновление технической базы. Высокий уровень развития техники и средств массовой информации способствует возрастанию интеграции мирового сообщества.

По уровню научно-технического развития современное общество зачастую называется технотронным, но высокий уровень развития техники имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С ним связаны глобальные проблемы современности. Глобальные (от лат. globus terrae – земной шар) проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества или значительной его части, решение этих проблем возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

К важнейшим глобальным проблемам относят:

- экологическую;

- демографическую;

- топливно-сырьевую;

- проблему третьей мировой войны;

- проблему "Севера и Юга", и др.

Многие проблемы порождены, как уже отмечалось выше, уровнем развития техники. Однако, решение этих проблем, как предполагают оптимистические прогнозы, также возможно при помощи техники.

Глобальные проблемы современности прогнозировались еще на рубеже XIX-XX веков. Представители "русского космизма" – философы Н. Федоров, К. Циолковский и В. Вернадский -видели решение демографической и экологических проблем в освоении космического пространства. Преодолеть проблемы, по мнению Н. Федорова, можно только совместными усилиями человечества как целого.

Современные исследователи считают, что этические проблемы на поверку опасней технических и решение последних возможно только с изменением отношения людей к друг к другу и к природе. В частности, говорится о том, что западному обществу необходимо воспринять восточную философию с ее бережным отношением к природе.

 

Цивилизации Востока

Современные цивилизации на основе локального подхода делят на западные и восточные. Восточная цивилизация имеет длительную историю развития, она древнее западной, ведет начало от Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и др.). Различия между западной и восточной цивилизацией и путями их развития были заложены еще в глубокой древности, окончательно сложились в средние века и в новое время, когда страны Азии проводили политику самоизоляции, пытаясь сохранить самобытность и неповторимость. Однако, западная и восточная цивилизация всегда подвергались взаимному влиянию. Западная цивилизация выступала более агрессивной и нетерпимой: достаточно вспомнить о "насильственном открытии" восточных стран, о создании колониальных империй. Тем не менее, Восток сохранил свои особые черты, которые во многом связаны с религией и философией.

По религиозному принципу восточные цивилизации делят на арабо-исламские, китайско-конфуцианские и индо-буддистские. Существует и другая классификация современных восточных цивилизаций, в зависимости от уровня развития и интеграции в мировое сообщество, среди них выделяют: страны в экономическом и политическом развитии сравнявшиеся с индустриальными западными странами (Япония, Южная Корея); страны, которые подвергаясь влиянию Запада, сохраняют восточную самобытность (Индия, Турция, Египет и др.); страны, замкнувшиеся в традиционной модели развития (большинство африканских стран, Камбоджа, Бирма и др.).

Несмотря на общность развития Запада и Востока, выделяют и специфические черты. Они отражены в сравнительной таблице признаков западной и восточной цивилизаций в новое время.

Критерии для сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Отношение к природе Потребительское отношение к природе, которое можно выразить фразой известного героя: «Природа не храм, а мастерская». Человек – господин и покоритель природы. Общество стремится к подчинению природы, окультуриванию. Идея созерцательного, бережного отношения к природе. Понятие «естественной красоты». Принцип единения (слияния) человека с природой. Идея гармонии всего существующего. Мысль о растворенности сверхестественного в природе.
Отношение к человеку Человек – венец природы, мера всех вещей. Основной единицей общества является - самостоятельная личность. Общество для человека, а не наоборот. Культура антропоцентричная. Приоритет общества и общественных ценностей над личными. Понятия автономной личности не существует.
Особенности экономическо го развития Священным и неприкосновенным считается институт частной собственности, который составляет ядро экономической системы. Институт частной собственности относительно слабо развит, основой экономической системы является государственная собственность.
Политический строй Представление о том, что государство должно служить для обеспечения прав и свобод личности. Демократические традиции в управлении. Склонность к реформизму. Всевластие государства. Деспотические традиции в управлении.
Социальная структура Высокая социальная мобильность. Наличие разнообразных социальных статусов, возможность перемещений из одной социальной группы в другую. Низкая социальная мобильность. Четкое деление общества на группы, между которыми существуют жесткие границы.
Особенности духовного развития Доминанта рационалистических воззрений на мир. Прагматизм. Индивидуализм. Историческое изменение ценностных установок общества. Следование вековым, традиционным ценностям, обычаям. Консерватизм. Коллективизм.
Исторический процесс, прогресс Относительно быстрая смена культур. Скачкообразное развитие. Отрицание старых ценностей и замена их новыми в результате войн и революций. Представление о том, что общество развивается от низших форм к высшим. Преемственность, эволюционизм развития. Передача традиционных основ из поколения в поколение. Отрицание линейного характера развития. Цикличность истории.

 

 

Вряд ли возможно оценить какой путь развития (западный или восточный) является лучшим. Каждая из цивилизаций имеет как положительные, так и отрицательные черты. Западная цивилизация всегда считала лучшей и прогрессивной себя, а Восток отсталым, архаичным. До сих пор в западных странах доминирует европоцентристское понимание истории, философии и культуры, однако, нам следует признать, что восточные цивилизации продемонстрировали вековую стабильность, преемственность культуры. С них началось мировое цивилизационное развитие. Многие современные философы говорят о том, что мировоззрение будущего также должно быть основано на восточных ценностях. Недаром на сегодняшний день огромной популярностью в мире пользуются восточные религии, религиозно-философские системы и неориенталистские культы (нетрадиционные религии, основанные на сочетании восточных религий с западным менталитетом). Пути решения глобальных проблем человечества многим также видятся в традициях и образе жизни Востока.

Непохожесть восточной и западной культур создает неповторимый колорит, но к сожалению порождает и серьезные конфликты. До сих пор, как и в эпоху колонизации, Запад пытается насильственно насадить Востоку свой образ жизни, что вызывает самое ожесточенное сопротивление и неприятие. Хочется верить, что никогда не оправдаются прогнозы политологов, которые говорят о том, что в XX веке были войны между странами, а в XXI веке будет война цивилизаций. Несложно догадаться, что в такой войне не будет победителей, она приведет к гибели или вырождению мировой цивилизации в целом. Поэтому будем полагаться на то, что сохраняя уникальность, восточная и западная цивилизации найдут точки соприкосновения и будут существовать в режиме диалога и сотрудничества друг с другом.

 

Рекомендуемая литература

1.Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989.

2. Античная цивилизация. М., 1973.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

4. Глобальные проблемы и будущее человечества. Выпуск 1-4. М., 1991.

5. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества. М., 1992.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 2000.

8. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. Выпуск 1. М., 1994; выпуск 2. М., 1995.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-06-09; view: 6027; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию