Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы подхода к ребенку с общим недоразвитием речи





Из всего сказанного становится понятным, что общее недоразвитие речи не является какой-либо одной фор­мой патологии, а может вызываться различными причи­нами, иметь различный механизм своего возникновения, в связи с этим качественная характеристика и прогноз речевого и психического развития у этих детей будут не одинаковыми.

Важным принципом логопедии, наиболее полно раз­работанным в исследованиях С.С. Ляпидевского, яв­ляется необходимость дифференцированного подхода к Структуре речевого дефекта при различных формах ре­чевых нарушений. Логопеду необходимо знать структу­ру, патогенез или анатомо-физиологические особенности, которые обусловливают дефект развития, а именно ре­чевое расстройство.

Только в этих условиях логопедические мероприятия могут быть дифференцированными, научно обоснован­ными и предельно эффективными. Чрезвычайно важно при комплексном системном под­ходе к ребенку с общим недоразвитием речи всегда пы­таться выделить ведущий первичный дефект, приведший к сложной речевой патологии.

При подходе к ребенку с общим недоразвитием речи необходимо ответить на следующие вопросы: 1) Что является первичным механизмом в общем речевом не­доразвитии? 2) Какова качественная характеристика (наряду с количественной – уровень речевого развития) недоразвития всех сторон речи? 3) Какие симптомы в речевой сфере являются связанными с недоразвитием речи, какие – с компенсаторными приспособлениями ре­бенка к своей речевой недостаточности? 4) Какие сфе­ры в речевой и психической деятельности у ребенка яв­ляются наиболее сохранными, с опорой на которые можно наиболее успешно проводить логопедические ме­роприятия? 5) Каковы дальнейшие пути речевого и психического развития данного ребенка?

Только после такого анализа может быть обоснован диагноз речевого нарушения. Для обоснования диагноза требуется комплексное обследование ребенка врачом-психоневрологом или логопедом, а иногда и некоторое динамическое наблюдение в процессе логопедических занятий и медикаментозного лечения.

Выделение ведущего дефекта и вторично связанных с. ним нарушений, как уже указывалось, является важ­ным прежде всего для построения более дифференциро­ванных логопедических занятий.

Для понимания первичного ведущего дефекта в об­щем речевом недоразвитии требуется тщательное невро­логическое, психологическое обследование ребенка с привлечением объективных данных о состоянииего слу­ха, зрения, артикуляции, общей моторики.

Только при комплексном подходе к ребенку с общим

недоразвитием речи могут быть успешно решены вопро­сы дифференциальной диагностики речевой патологии (например, отграничение моторной алалии от некоторых форм олигофрении, осложненных недоразвитием речи), понят механизм речевых нарушений и определены пути дифференцированных логопедических мероприятий.

При анализе речевой патологии у ребенка с общим недоразвитием речи важным является выделение так •называемых негативных симптомов, связанных с недо­развитием отдельных сторон речи, и «позитивных», свя­занных с попытками ребенка приспособиться к своей речевой недостаточности. У детей младшего возраста преобладают первые, у детей более старшего возра­ста – вторые, которые могут стать их привычным рече­вым стереотипом. К вторичным позитивным симптомам могут быть отнесены привычные звуковые замены, при­вычное использование «лепетной» речи, своеобразное привычное построение некоторых фраз и т. д. Если фор­мирование вторичных компенсаторных симптомов про­исходит без коррекции специалиста, то выработанный привычный стереотип речевого общения может стать патологическим и не способствовать речевой коммуни­кации, а еще больше затруднять ее. Поэтому важной задачей логопедической работы уже на ранних ее эта­пах является формирование у ребенка моделей речевой коммуникации, моделей речевого высказывания, по ко­торым должно продолжаться спонтанное речевое раз­витие.

При подходе к ребенку с речевой патологией всегда необходимо помнить, что, какими бы тяжелыми рече­вые нарушения ни были, они никогда не могут быть стационарными, полностью необратимыми, развитие ре­чи продолжается при самых тяжелых формах ее недо­развития. Это связано с продолжающимся после рож­дения созреванием центральной нервной системы ребен­ка и большими компенсаторными возможностями дет­ского мозга. Однако в условиях выраженной патологии это продолжающееся речевое и психическое развитие может происходить аномально. Одной из важнейших задач логопедических мероприятий является «управле­ние» этим аномальным речевым и психическим разви­тием, возможное «выравнивание» этого развития. Исхо­дя из общих методологических принципов отечественной дефектологии, обучение речи должно вести за собой и управлять патологическим речевым и психическим развитием ребенка. Направленное обучение является источником возникновения нового на каждом этапе речевого развития. Для разработки приемов такого направленно­го обучения необходим системный динамический подход к анализу речевых нарушений.

Такой динамический подход к пониманию речевой патологии у детей, наиболее полно разработанный в логопедии Р. Е. Левиной, позволил выработать рацио­нальные меры по профилактике и преодолению дисграфии, дислексии, дискалькулии у детей с общим недо­развитием речи. Совершенно понятно, что эффектив­ность этого «выравнивающего» речевого обучения будет тем больше, чем раньше начаты систематические лого­педические и педагогические мероприятия.

Комплексный, динамический подход к ребенку с об­щим недоразвитием речи помогает постановке диагно­за, отграничению первичной речевой патологии от обще­го интеллектуального недоразвития (олигофрении), а также намечает некоторые пути прогнозирования даль­нейшего речевого и психического развития. Это являет­ся чрезвычайно важным как для выработки методики работы, так и для определения соответствующего учреж­дения, где должна проводиться эта работа. Ребенок с выраженной умственной отсталостью не должен быть помещен в речевой детский сад, работа с ним должна проводиться на доступном для него уровне в соответст­вующих учреждениях (ясли и сад для детей с органи­ческим поражением мозга, сад для умственно отсталых и т. д.).

При речевой патологии вопрос о месте проведения логопедических мероприятий в каждом случае должен решаться индивидуально с учетом характера и тяжести речевых нарушений, возраста ребенка, его психических особенностей, условий воспитания и окружения.

Первой задачей, которая встает перед врачом и ло­гопедом, является постановка диагноза и отграничение «общего недоразвития речи» от умственной отсталости и недоразвития речи в результате глухоты или глубокой тугоухости.

К отграничению общего недоразвития речи от замедленного темпа речевого развития (от задержек речевого развития)

Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержки речевого развития, неодинаково разреша­ются различными исследователями. Это связано преж­де всего с отсутствием общепринятой точки зрения в отношении определения понятия «общее недоразвитие речи». Некоторые авторы, понимая под общим недораз­витием речи недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более об­ратимые состояния. Однако функционально-динамиче­ский, диалектический подход, основой которого является принцип развития, к проблеме речевых нарушений де­лает необходимым разграничение речевых расстройств прежде всего в зависимости от динамики их преодоле­ния. Наблюдения показывают, что часть детей, имею­щих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, к школьному возрасту при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Дру­гая же часть детей, имевшая в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематиче­ских логопедических занятий в ряде случаев оказывает­ся не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность, и в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройства­ми, продолжает иметь в течение ряда лет выраженные речевые нарушения. Вероятно, механизмы возникнове­ния и структура речевой недостаточности у детей, име­ющих как бы сходный речевой дефект, но различную динамику последующего формирования речи, неодина­ковые. Из этого следует, что как в практическом, так и в теоретическом отношении целесообразно выделение обратимых состояний в особую группу речевых рас­стройств.

При задержке речи обычно не предполагаются вы­раженные морфологические изменения в центральной нервной системе. Нарушения часто имеют обратимый нейродинамический характер. Это может быть резуль­татом различных патологических состояний у детей, пе­ренесших нетяжелую родовую травму или истощение в результате соматических заболеваний в первые месяцы и годы жизни, а также неблагоприятных условий окру­жения и воспитания (глухонемота родителей, наруше­ния речи близких окружающих, двуязычие и т. д.).

Для развития речи ребенка недостаточно, чтобы все отделы центральной нервной системы, принимающие участие в речевой функции, были сохранны, важно, что­бы они активно функционировали. Поэтому неблагопри­ятные воздействия, нарушающие эту активность, будут приводить к задержке речи.

Стремление некоторых авторов рассматривать за­держку речи в рамках общего ее недоразвития объяс­няется в первую очередь большими диагностическими трудностями в разграничении указанных состояний, осо­бенно при однократном обследовании ребенка. В боль­шинстве случаев точный диагноз может быть установ­лен только в процессе логопедической работы.

Весь ход речевого развития (как спонтанного, так и корригируемого логопедическими мероприятиями) у де­тей с задержкой речи качественно отличается от речи;

детей при общем ее недоразвитии. Особенно это касает­ся формирования лексико-грамматической системы языка.

Развитие речи при задержке отличается от нормаль­ного только по своим темпам, переход от одной стадии речевого развития к другой чаще происходит, как и при нормальном речевом развитии, скачкообразно. Поэтому с каждым годом такой ребенок все больше и больше догоняет своих здоровых сверстников и, как уже ука­зывалось, при раннем начале логопедических занятий к началу школьного возраста может полностью преодо­леть свою речевую недостаточность.

Кроме того, исходя из патогенеза задержки речево­го развития понятно, что у этих детей менее выражены признаки так называемого органического поражения их центральной нервной системы. Общие моторные функ­ции, психические реакции, поведение у этих детей более сохранны, в случаях же нарушения эти дети легче под­даются лечебно-коррекционным воздействиям.

Задержка речи обычно сочетается с более замедлен­ным темпом интеллектуального развития ребенка и мо­жет быть обусловлена различными причинами, наиболее частыми из которых являются следующие:

1) психофизический инфантилизм;

2) выраженные астенические и цереброастенические состояния;

3) двигательная патология;

4) неблагоприятные условия воспитания и окруже­ния.

В каждом из указанных вариантов задержка речи имеет свои некоторые особенности, которые в настоя­щее время еще недостаточно изучены.

В практической жизни может встречаться сочетание указанных неблагоприятных факторов, и тогда патоло­гия речевого развития может принимать более сложный характер.


Date: 2016-06-09; view: 436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию