Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые данные относительно причин речевого недоразвития





Речь является наиболее молодой функцией, развива­ющейся интенсивно в первые годы жизни ребенка. Из­вестно, что молодая функция, наиболее бурно развива­ющаяся, обычно оказывается и более ранимой. Поэтому различные неблагоприятные воздействия как во внутри­утробном периоде, так и во время родов (родовая трав­ма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: за­медлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности. В связи с этим при так называемом раннем органическом пораже­нии мозга различные синдромы нарушенного речевого развития встречаются наиболее часто. При этом осо­бенности расстройств речи при органических пораже­ниях головного мозга прежде всего зависят от локали­зации и распространенности мозгового поражения. В осуществлении речевой деятельности принимают уча­стие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы. Однако известно, что повреждение не­которых отделов мозга приводит к наиболее выражен­ным речевым нарушениям, поражение же других отделов может не вызывать никаких речевых расстройств.

Выраженные речевые нарушения наиболее часто воз­никают при поражении корковых отделов мозга, особен­но лобных, височных и теменных долей левого полуша­рия. При недоразвитии всех сторон речи качественная характеристика речевых нарушений при повреждении различных отделов мозга оказывается неодинаковой. При анализе речевых нарушений в зависимости от преи­мущественной локализации мозгового поражения необ­ходимо учитывать большие компенсаторные возможно­сти развивающегося детского мозга. У ребенка в зна­чительно большей степени, чем у взрослых, сохранные и развивающиеся участки мозговой коры могут брать на себя функцию пораженных областей.

Возможности компенсации и развития речевой дея­тельности во многом зависят от времени начала направ­ленных логопедических мероприятий. Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного раз­вития головного мозга, являются эффективными. Наи­более быстрый темп развития мозга имеет место в пер­вые три года жизни ребенка.

По образному выражению некоторых авторов, к трем годам человеческое существо проделало уже пол­пути своего умственного развития. К трем годам мозг человека достигает половины своего окончательного веса.

Развитие наиболее важных для речевой функции мозговых систем, особенно лобной, височной и теменной -коры головного мозга, продолжается после рождения. Мощным фактором, ускоряющим созревание нервной системы, является ее функционирование.

Рано начатые логопедические занятия включают в активную деятельность различные мозговые системы и тем самым ускоряют их созревание и способствуют наи­более полной компенсации тех или иных речевых нару­шений.

Большое влияние на структуру речевой недостаточ­ности ц процессы компенсации оказывает время мозго­вого поражения. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит ха­рактер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тя­желое поражение мозга под влиянием различных вред­ностей (инфекций, интоксикаций) возникает обычно в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры головного мозга возни­кают на 3–4-м месяце эмбриональной жизни в период наибольшей дифференцировки нервных клеток. В зави­симости от того, какие отделы нервной системы наибо­лее интенсивно развиваются в период воздействия той или иной вредности, поражение может преимуществен­но касаться двигательных, речевых или интеллектуаль­ных функций. При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недо­развитие всего мозга в целом в сочетании с двигатель­ными, речевыми и интеллектуальными нарушениями.

Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются: инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы; родовая травма, асфиксия, заболева­ния центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Следствием указанных по­вреждений может быть общее недоразвитие речи. В та­ких случаях, когда вредоносное воздействие на мозг ребенка с поражением речевых зон происходит в пе­риод, когда речь его уже сформирована, может иметь место распад речи – афазия.

Раннее органическое поражение мозга с поврежде­нием корковых речевых зон впервые может проявляться в 2–3 года в виде задержки развития речевой деятель­ности. В дальнейшем у этих детей выявляется недораз­витие всех сторон речи, трудности формирования неко­торых других высших корковых функций (праксиса, гнозиса, пространственного и временного синтеза), нару­шения интеллектуальной деятельности в виде повышен­ной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти и внимания.

В некоторых более легких случаях поражение кор­ковых речевых зон может проявляться более отчетливо только к периоду школьного обучения, когда к речевой функции предъявляются более высокие требования. Та­кой ребенок в дошкольном возрасте с негрубым наруше­нием речи, как бы с задержанным речевым развитием, в школьном возрасте оказывается не в состоянии освоить в обычных условиях навыки чтения, письма и счета, становится неуспевающим учеником. Нераспо­знанные в дошкольном возрасте стертые речевые нару­шения являются частой причиной школьной неуспевае­мости. Ранняя диагностика даже кажущихся легкими речевых нарушений и своевременная логопедическая по­мощь являются важными моментами в предупреждении школьной неуспеваемости.

Date: 2016-06-09; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию