Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма





Печатается по изданию: «Дети с временными за­держками развития» / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер–М.: Педагогика, 1971, с. 25–31. В статье рассматриваются вопросы клинического и пси­хологического изучения детей с психическим инфанти­лизмом, испытывающие трудности в обучении.

Наше сообщение касается той группы детей с задер­жанным темпом психического развития, клиническая картина которой является наиболее очерченной и опре­деляется многими как состояние психического инфан­тилизма, т. е. речь идет о детях с чертами незрелости, с теми особенностями психического и физического раз­вития, которые свойственны детям более младшего воз­раста.

Динамическое изучение детей с психическим инфан­тилизмом показало неоднородность этой группы в кли­ническом отношении, что может быть обусловлено раз­личными этиологией и патогенезом инфантилизма. У одних детей развитие с годами достигает соответст­вующего возрастного уровня, у других–состояние пси­хического инфантилизма остается более стойким, а сле­довательно, лечебные и педагогические мероприятия должны быть различными.

Проведенные исследования позволили нам выделить два варианта психического инфантилизма.

При 1-м варианте задержка темпа развития обусловлена главным образом такими вредностями, ко­торые оказывают токсическое влияние на организм ре­бенка или вызывают тяжелые расстройства питания. К таким вредностям относятся в первую очередь рахит, длительные кишечные расстройства, последовательно Протекающие инфекции, алкоголизм родителей. Именно эти причины большинством авторов считаются наиболее существенными в развитии инфантилизма.

В дошкольном возрасте влияние этих вредностей сказывается главным образом в таких симптомах, как задержка физического развития, повышенная возбуди­мость, плаксивость, нарушение сна и аппетита. Призна­ки незрелости психики выявляются чаще всего в возра­сте 7–8 лет, при начале обучения в школе, когда дети оказываются несостоятельными в учебной деятельности:

не понимают своих обязанностей в классе, не испыты­вают чувства ответственности перед школой и перед пе­дагогом. Из-за отсутствия интереса к занятиям, отсут­ствия способности к целенаправленной деятельности, из-за относительной слабости мыслительных процессов с трудом усваивают школьный материал и часто не мо­гут освоить программу I класса массовой школы. Заня­тиям в школе мешают повышенная двигательная актив­ность, быстрая пресыщаемость, неспособность к напря­жению, что также свойственно детям более младшего возраста.

Интересы этих детей в 7–8 лет соответствуют до­школьному возрасту, основной формой деятельности остается игровая. К классным занятиям, к беседе с вра­чом, к эксперименту обследователя они относятся как к игре. В классе не расстаются с игрушками, занятиям предпочитают шумные подвижные игры с детьми более младшего возраста, высказывают желание остаться в детском саду и не ходить в школу.

Особенности эмоциональной сферы этих детей также говорят о незрелости психики. Отмечается большая жи­вость эмоций (дети приветливы, доверчивы, добродуш­ны, ласковы, всегда оживлены, легко откликаются на все занятия, которые вызывают у них удовольствие), но вместе с тем поверхностность их (нет стойких привязан­ностей к взрослым). Например, будучи в детских учреж­дениях, дети при свидании с родителями легко с ними расстаются, если их зовут играть или предлагают гос­тинцы. Они быстро забывают обиды, легко переключа­ются с одного переживания на другое, проявляют не­самостоятельность в деятельности, легкую внушаемость, в поведении и играх следуют за другими детьми.

Психической незрелости соответствуют и признаки задержки физического развития: пропорции тела, рост детей соответствуют более младшему возрасту, у многих отмечается задержка роста зубов.

Таким образом, при 1-м варианте психического ин­фантилизма клиническая картина почти полностью ис­черпывается лишь признаками незрелости психофизиче­ского развития. Такие синдромы остаточных явлений после перенесенных заболеваний, как астенический, синдром аффективной возбудимости, у этих детей не иг­рают ведущей роли.

Мы проследили динамически тех детей с психиче­ским инфантилизмом, которые в связи с неуспевае­мостью в I классе были направлены на стационарное лечение. При проведении соответствующей терапии– общеукрепляющей и стимулирующей, а главное, при щадящем учебном режиме с учетом индивидуальных особенностей–дети становились целенаправленнее в занятиях и проявляли возможность более продуктивно усваивать учебный материал. В дальнейшем, дублируя I класс, они могли продолжать обучение в массовой школе, исчезала выраженная детскость поведения и свойственная ребенку двигательная расторможенность, хотя некоторая беспечность, несамостоятельность в дей­ствиях, внушаемость, ограниченность интересов остава­лись и при катамнестическом обследовании в возрасте 11–12 лет.

Все же, учитывая заметное уменьшение признаков незрелости психики, выравнивание уровня познаватель­ных процессов, этот вариант психического инфантилиз­ма правомерно было расценить как временную задерж­ку развития с благоприятной динамикой.

Этим детям доступно обучение по программе массо­вой школы, однако надо учитывать, что именно в пер­вые годы обучения созревание ребенка идет особенно медленно, требуется облегченный учебный режим, про­ведение соответствующей терапии, возможность про­хождения программы I класса за более длительный срок. Такие условия обучения могли бы быть осуществлены, по-видимому, в условиях специальных санаторно-лесных школ. Санаторно-лесные школы для детей-психоневротиков имеются в, Москве и некоторых облас­тях РФ, но в целом вопрос об организации таких школ остается еще открытым.

При 2-м варианте психического инфантилизма клиническая картина оказывается более сложной. На­рушение развития таких детей обусловлено рядом вред­ностей, перенесенных ребенком в раннем детстве: наря­ду с длительными истощающими заболеваниями у этих детей отмечаются и более грубые этиологические фак­торы (длительная асфиксия при родах, инфекции, про­текавшие с мозговыми явлениями). Патогенное влияние этих факторов сказывалось уже на раннем этапе раз­вития детей: задерживались сроки развития моторных навыков, становление речи шло медленно, были выра­женными аффективная возбудимость и двигательное беспокойство.

Как и при 1-м варианте, черты незрелости психики выявляются в период начала обучения в школе, т. е. в 7–8 лет, когда из-за невозможности усвоить програм­му I класса дети направляются к психоневрологу. Одна­ко наряду с признаками психофизического инфантилиз­ма здесь отчетливо выступают и симптомы резидуального состояния после перенесенного органического по­ражения центральной нервной системы.

Выражена рассеянная неврологическая симптомати­ка в виде нарушения конвергенции, нистагма, асиммет­рии лицевых нервов, повышения и неравномерности су­хожильных рефлексов.

Отчетливо выявляется цереброастенический синдром. При интеллектуальной нагрузке, при шуме, в душном помещении возникают головные боли. Повышенная утомляемость в классе сказывается либо в повышении суетливости, расторможенности, либо в появлении вя­лости и пассивности, вплоть до засыпания во время за­нятий. Относительно спокойные с утра, дети становятся возбужденными, расторможенными к вечеру, что также объясняется повышенной утомляемостью. У некоторых выявляются элементы назойливости, повышенное, с от­тенком эйфории настроение, сочетающееся с раздражи­тельностью и вспыльчивостью. Некоторым детям свой­ственны склонность к аффективным разрядам, неужив­чивость, драчливость.

Интеллектуальная деятельность детей данной груп­пы нарушена грубее, чем при 1-м варианте психическо­го инфантилизма. С одной стороны, за счет выраженной двигательной расторможенности, отвлекаемости и утом­ляемости; с другой–из-за жалоб на снижение памяти. Особенные затруднения выявляются при целенаправлен­ном запоминании ряда предложенных слов, имен окру­жающих.

Отмечается также относительно низкий уровень про­цессов обобщения и отвлечения. В конкретно-наглядном материале дети разбираются вполне удовлетворительно, но у них мал запас обобщающих терминов, они не мо­гут объяснить значение отдельных отвлеченных поня­тий. Сравнение предметов на основе их сходства и раз­личия вызывает большие затруднения, хотя при наво­дящих вопросах ответы улучшаются. При предъявлении серии последовательных картинок дети находят логи­ческую связь только между теми картинками, которые наиболее близки к привычным для них ситуациям. Мно­гие из этих детей не могут в период первого года обу­чения научиться считать отвлеченно.

В игровой деятельности и в рисунках у них отмеча­ется слабость творческой инициативы, воображения и фантазии; игры и рисунки мало разнообразны и бедны по содержанию.

Как видно из приведенных клинических данных, воз­никает необходимость дифференцировать 2-й вариант психического инфантилизма от олигофрении.

Можно выявить признаки, которые помогают прове­дению дифференциального диагноза: у детей с психиче­ским инфантилизмом значительно более сохранными ос­таются эмоциональные реакции, отмечается известная психическая живость. Дети проявляют любознатель­ность, интересуются окружающим, задают вопросы о незнакомых предметах и явлениях; они умеют быстро ориентироваться в окружающей обстановке. Попадая в новый коллектив, они легко завязывают контакт с детьми и взрослыми, они наблюдательны, замечают все события, могут сделать меткое замечание по поводу по­ступка кого-либо из детей или взрослых. При обследо­вании эти дети охотно, живо и быстро отвечают на воп­росы врача, могут понять ироническое замечание или шутку, сказанные в их адрес. Проявляют интерес к об­следованию, заинтересованы в хорошей оценке их ответа, используют помощь исследователя, чтобы правильно выполнить задание, переносят опыт выполнения одного задания на выполнение другого. Для качества ответов большое значение имеет эмоциональный стимул: при большой заинтересованности результаты выполнения заданий значительно повышаются.

При катамнестическом обследовании выявилось, что динамика развития этой второй группы детей с психиче­ским инфантилизмом оказалась неблагоприятной. Не­смотря на пребывание в лечебном учреждении и прове­денное соответствующее стимулирующее лечение, интел­лектуальная деятельность этих детей не становится бо­лее продуктивной, в условиях массовой школы отсут­ствует продвижение в обучении. К 11–12 годам приз­наки перенесенного органического поражения головного мозга, а именно головные боли, истощаемость, чрезмер­ная двигательная расторможенность, становятся менее выраженными.

Уровень логических процессов далеко не достигает возрастных пределов. Проявления инфантильности пси­хики остаются стойкими. При катамнезе отмечается отсутствие интереса к целенаправленной деятельности, несамостоятельность в действиях, внушаемость. Дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны педа­гога, так как не любят самостоятельно работать, отвле­каются на посторонние занятия, охотнее выполняют лишь то, что не требует напряжения в работе.

Таким образом, при 2-м варианте психического ин­фантилизма, когда психический инфантилизм является лишь одним из проявлений органического поражения мозга, трудно говорить о временной задержке развития. Речь идет о своеобразной и более стойкой форме ин­теллектуальной недостаточности, поэтому значительно труднее решить вопрос и о необходимых лечебно-педа­гогических мерах в отношении этих детей. В условиях массовой школы эти дети практически необучаемы. Воз­можности усвоения нового у них несколько выше, чем у детей-олигофренов, обучающихся во вспомогательной школе. Правомерно поэтому ставить вопрос об организации особых классов или же особых школ с облегчен­ной по сравнению с массовой школой программой. Ре­шение этого вопроса требует проведения специального исследования.

Гарбузов В. И.

Date: 2016-06-09; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию