Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие представления о реакциях дезадаптации





При первой встрече с больным ребенком врачу не­редко приходится устанавливать причину, которая на­рушила его обычную приспособляемость к условиям жизни. Однако еще более важно предупредить или хотя бы остановить дальнейшее утяжеление нарушений и пе­реход их в другие, менее обратимые синдромы. Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности со средой являются реакции дезадаптации (кризисные состояния).

Под реакциями дезадаптации мы понимаем относи­тельно кратковременные психогенные расстройства, возникающие при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами и нарушающие нор­мальное приспособление к условиям существования. Как отмечает Г. Е. Сухарева (1959), «не всякая реакция на психическую травму может быть отнесена к группе психогенных реакций, а лишь патологическая реакция, т. е. такая, которая достигает большой силы, что делает данного субъекта неприспособленным на более или ме нее длительный срок»[3]. В более легких случаях они представлены состояниями, переходящими от здоровья к болезни (предболезнь), а в более тяжелых–болезненными состояниями с преимущественно психическими, психомоторными или психосоматическими расстройства­ми, либо их сочетаниями в структуре неврозов, аномаль­ных развитий личности или психопатий [Ушаков Г. К., 1978].

Важность предупреждения реакций дезадаптации у детей подтверждается их частотой. Так, неврозы и нев­ротические формы реактивных состояний составляют 23,3% от общего числа детей и подростков с разными нервно-психическими заболеваниями, причем 71,8% из них приходится на младший школьный возраст [Колегова В. А., 1973].

Возникновению реакций дезадаптации способствуют или препятствуют особенности темперамента ребенка, характера условий формирования личности и история сознательных отношений с людьми [МясищевВ. Н ., 1960; Chess S., 1969]. В. В. Ковалев (1979) выделяет среди психотравмирующих факторов: 1) шоковые психи­ческие травмы. Они обычно внезапны, отличаются боль­шой силой и угрожают, как правило, жизни или благо­получию. Чем младше ребенок, тем больше неожидан­ных изменений ситуации может стать для него таким психотравмирующим фактором (нападение животного, появление чужого, удар грома); 2) психотравмирующие ситуация относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (утрата или болезнь од­ного из родителей, ссора со сверстниками и т.д.);

3) хронически действующие психотравмирующие ситуа­ции, затрагивающие основные ценностные ориентации ребенка (семейные конфликты, противоречивое или дес­потическое воспитание, неуспеваемость и т. д.); 4) факторы эмоциональной депривации составляют группу воздействий, складывающихся из недостатков ухода, заботы, ласки, т. е. таких факторов, которые препятствуют формированию у ребенка привязанности или нарушают ее развитие (разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосфе­ру и т.д.).

В раннем возрасте наиболее подвержены действию психотравм дети пассивные, замкнутые, инертные, чрез­мерно реактивные или аффективные, незрелые и имею­щие те или иные отклонения со стороны вегетативной нервной системы. Среди более старших наиболее ранимы дети с такими чертами, как тревожная мнительность, тормозимость, наклонность к страхам, истероидность,

психический инфантилизм. Фоном, усиливающим эф­фект психотравмирующих воздействий, является врож­денная и приобретенная церебрально-органическая не­достаточность, невропатия, синдром минимальной мозго­вой дисфункции. Роль органической недостаточности состоит, в частности, в том, что она способствует раз­витию волевой неустойчивости, легкости возникновения, бурному протеканию, застреваемости и неуправляемо­сти аффектов, отсутствию гибкости во взаимоотношени­ях с людьми.

Влияние возрастного фактора сказывается как в из­вестном возрастном своеобразии клинической картины и. динамики нарушений, так и в увеличении риска возник­новения психогенных расстройств в переходные возраст­ные периоды.

Date: 2016-06-09; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию