Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Археологические этапы развития архетипов 3 page





Ностратический праязык иногда датируют мезолитом (9 тыс.до н.э), иногда 15-м, 30-м или 36-м тысячелетием. Во всяком случае, это язык современного человека (homo sapiens sapiens) — и, значит, ему не более 40 тыс.лет. В аналогичный период, очевидно, сложился праязык индейцев, имеющий глубинное генетическое родство с китайским. По последним данным полоска суши в районе Берингова пролива, через которую волны переселенцев прошли из Азии в Америку, была закрыта ледниками, но в ней образовывался проход в 50-40-ом, 28-25-ом и 13-10-ом тысячелетиях до н.э. В эти промежутки и осуществлялось переселение, и на юг американского континента шли народы, уже говорившие на вполне современном языке. В американском штате Аризона есть след от метеорита, упавшего на Землю 25 тысяч лет назад. И местные индейцы сохранили легенду о том, что в этом месте на землю некогда спустилось божество в облаке огня.[33] Значит, в те времена у них уже существовал язык, позволивший передать такую информацию.

Ностратический праязык (" nostra "— по-латыни " наш ") образуют звукоподражательные корни, описывающие природу, которая предположительно могла существовать, например, в районе Южного Урала. Они точно копируют природные явления, используя для этого звуки, более близкие природным звучаниям, на которые ярко реагируют дети. Сегодня мы привыкли связывать звукоподражание с таким "детскими" словами, как "шуршать" или "сюсюкать", однако звукопись праязыка носила гораздо более "взрослый" — и можно сказать, магический характер — напрямую связывая предмет с его звучанием. Недаром долгое время табуировались названия животных-тотемов и мыслились священными имена, даваемые богам. Об этом говорят и мифы (например, в египетском мифе Луна-Изида выведывает "истинное" имя Солнца-Ра, чтобы возыметь над ним власть).

Человеческое сознание отражает природу во всем, и человеческая речь тоже копирует её: в этом точном подражании — суть архетипа Близнецов и Меркурия — планеты интеллекта. Наша душа копирует внешний мир, сознание оказывается близнецом этого мира — и тогда человек становится разумным. Нельзя не почувствовать точность отражения явлений, если произнести слова homsa ("мясо") и kaejwa ("жевать"), kojha ("упитанный") и kirha ("старый"), jara ("сиять") и kupsa ("гаснуть"), mewa ("вода") и `asa ("огонь"), kylA ("мерзнуть"), tcikka ("резать") или mudA ("думать"). Пра-язык человека разумного называет предметы "правильно", и здесь даже можно убрать кавычки: вызывая яркие ассоциации и сильный резонанс с предметами, он делает их доступными нам. Так библейский Адам — образ которого восходит к типичному мифу о первых людях, близнецах-прародителях, заселивших пустынную землю,— по велению Бога даёт имена всему тварному миру, чтобы стать его хозяином.

Слово оформляет мысль человека, фиксирует его представления о мире и создает собственно человеческую реальность сознания. Язык является инструментом творения этой, отличной от остального мира, реальности. Будучи абстракцией из абстракций, язык сам провоцирует развитие мышления и одновременно тормозит его, фиксируя предыдущую стадию его развития. Слово, как материальное звучание, никогда не успевает за мыслью, которая является чистой энергией. Поэтому мифолог Тэйлор пишет:

"Развитие языка со времен дикости до цивилизованного состояния коснулось в основном деталей, и весьма в малой степени — фундаментальных начал. Не будет преувеличением сказать, что половина недостатков языка как способа выражения мысли и половина недостатков мысли, обусловленных состоянием языка, происходит от того, что язык представляет собой систему, возникшую благодаря пользованию грубыми и поверхностными метафорами и несовершенными аналогиями и выступающую в такой форме, которая соответствовала варварскому воспитанию её создателей, а не современных людей. Язык — одна из тех умственных сфер, в которых мы мало поднялись над уровнем дикарей. Здесь мы до сих пор как будто продолжаем рубить каменными топорами и с трудом добывать огонь посредством трения."[34]

Но это и делает язык неоценимым помощником для понимания того, как мыслил древний человек — и как поэтому мыслим сегодня мы.

 

Материнский знак Рака вбирает в себя всё богатство прошлого опыта, чтобы родить нечто новое: человеческий интеллект. Душа становится хранилищем долговременной памяти людей, и тогда от неё отделяется интеллект — как сфера памяти оперативной. Наш рассудок предполагает мышление словами, и в отличие от символического мышления (целостного разума Солнца), интеллект всегда частичен. В этом его суть — служить практическим, быстродействующим разумом людей. Так бог речи Гермес летает на крылатых сандалиях, так планета Меркурий быстрее других планет обегает Солнце. Логика рассудка отбрасывает большую часть знания, слово не доносит до нас всей истины — но это и не важно, на то есть другие планеты.

Пользуясь памятью прежних эпох, мысль людей быстро устремляется вперёд, преодолевая старые традиции. И в следующий архетип имеют шанс попасть лишь образы нарушителей прежде священных законов и запретов. Первый из них — божественные близнецы: боги, породившие людей и сами ставшие смертными. Совершая запретный инцест, они породили человеческий род и познали смерть. Парой такого типа были японские близнецы Идзанаки ("первый мужчина") и Идзанами ("первая женщина") или библейские Адам и Ева. Смерть выделила людей из круговорота вечно возрождающейся природы и указала на их особую роль по отношению к миру бессмертных богов.

Близнецы, брат и сестра, пришли на пустынную землю и основали на ней свой мир — может, с какой-то стороны реальности, это так и было, если вспомнить внезапное появление кроманьонцев на месте прежде несовершенных людей? Почему искра разума вдруг вспыхнула так ярко? Неужели лишь потому, что у человечества возникла душа: осознанная память о прошлом? Или язык: его вторая реальность, в которой, как и во внешнем мире природы, смог отразиться её разум-близнец? Двух близнецов достаточно для диалога — и бесконечного продолжения мышления: когда друг напротив друга поставлены два отражающих зеркала, отражение в каждом из них становится бесконечным.

Мифы о близнецах впервые отводят человеку центральное место. Суть этого архетипа близка идее противоположного знака Стрельца, который, порвав с традициями Рода ради нового, более прогрессивного, социального порядка, выделил человека из мира животных. Разорвав природные связи, архетип Стрельца заменил их основами религии, призванной восстановить связь с изначальным порядком вещей. Традиции торжествуют в знаке Рака, обращенного к природе: и сакральные мифы вновь обретают природную непосредственность бытия, когда становятся детскими сказками. А после того, как традиция укоренилась в жизни, становится возможной ее смена: этот вечный поиск нового порядка бытия и отражает архетип Близнецов.

Культ близнецов восходит к неолиту. Пара одинаковых людей у древних всегда вызывала суеверный страх: они считали, что здесь не обошлось без высшего вмешательства. Поэтому близнецов часто наделяли сверхъестественной силой и даже считали способными вызвать дождь. Потом в них увидели образ основателей жизни и её законов: людей, подобных богам. Как компромисс между обыденным и чудесным, один из близнецов в мифах часто считается рожденным от земного отца, другой — от бога, или: один — смертным, а другой — бессмертным, как Кастор и Поллукс, в честь которых названо созвездие Близнецов.

Небо, творящее мир, несёт людям и свет дня, и тьму ночи. Пара первых людей, населяя Землю, вслед за древним демиургом Небес воплощает дуализм света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. Как индейские Йоскеха и Тавискарон, один из близнецов часто воплощает собой светлую, а другой — тёмную сторону жизни. И подобно архетипу Кузнеца, мифы о творении здесь ставят акцент на достигнутом уровне техники и культуры. Человек создает этот мир со всей массой полезных ему вещей, необходимых для охоты, земледелия и социальных взаимоотношений. Как китайский Фу-си, он устанавливает первые законы, изобретает инструменты и письменность, а потом, вместе со своей сестрой Нюй-вой заселяя мир, передает свое наследие потомкам. В образе культурного героя третий знак стихии воздуха завершает идею творения, ещё более конкретизируя ее.

Нарушение запретов, свойственное Близнецам, для древних было способом самоутверждения, подтверждавшее их силу,— и вот на арену выходит подобный им обманщик, озорник и вор: по мифологической терминологии трикстер — трюкач. Не обремененный уже серьёзной программой порождения рода людей — последней, лунной, функцией прошлого — он исполняет свойственную ему роль культурного героя, будто ставит эксперимент. Он совершает ошибки, которых были лишены прошлые поколения богов, и по многу раз переделывает то, что уже сделал. Он даже навлекает на своих собратьев угрозу гибели (например, съедает запас продовольствия на год вперед) — но сам же ухитряется исправить последствия своих неразумных поступков. Да-да, неразумных! Развитие ментальной сферы, которое описывает в мифах образ трюкача, проявляет и человеческую глупость. И это тоже особое качество людей, которого нет у животных, воспринимающих мир целостно.

Прямым наследником трюкача по образу нередко является бог речи, а точнее красноречия: словам которого тоже отнюдь не всегда можно доверять. Это хорошо иллюстрирует легенда о самом умном из греческих богов — Гермесе. Едва родившись, он украл коров у Аполлона. И тот, несмотря на своё всеведение, не смог добиться чистосердечного признания от хитреца, завернувшегося в свои пеленки. Перед логикой Гермеса, прикинувшегося беспомощным младенцем, спасовал даже Зевс, утонув в потоке его жалобных речей. И парадокс здесь в том, что именно он, бог языка, выступает вестником богов, посредником между царем богов и людьми — которого можно найти в любой развитой мифологии. Слова обманывают нас — но они лучше всего хранят и передают информацию.

Изобретательность бога красноречия, которой славился германский Локи, любивший дурачить богов и великанов и как-то в шутку нарушивший с трудом установленный между ними священный мирный договор, уподобляет его культурным героям. Всё это делает бога-обманщика, наряду с прародителями-близнецами, наиболее древним автопортретом человечества — попутно демонстрируя нам возникшее у древних чувство юмора, которым в астрологии заведует планета Меркурий. Согласно логике архетипов, средний неандерталец, несмотря на свой ум, смеяться не умел, как не умеют этого животные. Лишь человек нашего типа смог взглянуть на себя со стороны.

Как ни странно, интеллект в мифах проявляется прежде всего как хитрость. И вся ментальная сфера деятельности человека попадает в ведение бога-трюкача. Это счёт и письмо, и самые новые отношения между людьми: обмен предметами — торговля, которую мы связываем с именем римского Меркурия и которая существовала уже в ближневосточных "агрогородах". В X тысячелетии в загросский поселок Шанидар с севера доставляли обсидиан, а с юга — битум, используя их для изготовления инструментов. В VII тысячелетии из Сирии в Месопотамию пришла традиция строить вместо круглых более простые прямоугольные дома. А анатолийцы передали своим соседям умение обжигать керамику, прясть и ткать. В VI-м тысячелетии Кипр освоил морские пути. В V-м — Киликия, плавившая медь, оказала влияние на Месопотамию и положила начало халколиту — предшественнику бронзового века. И всё это благодаря торговым связям! В те времена в обмене участвовали также Кавказ, Индия и Средняя Азия.

Как видно из этих примеров, торговля имела колоссальное значение для развития культур задолго до появления письменности. И уже в те времена владение языком и счетом — и свободная манипуляция ментальными представлениями о вещах — были необходимыми условиями обмена. Разнося по миру весть о том, где и как живут люди, культурный обмен способствовал развитию городов-государств и обозначил границу между первобытной и древней культурами. Если первая была прежде всего связана с особенностями территории (растущих на ней злаков, пасущихся животных и ископаемых металлов), то вторая быстро вбирала достижения всего населенного мира. Попутно развивался интеллект с его практической хваткой, смекалкой и восприимчивостью к новой информации. И совершенствовались языковые способности: недаром традиция связала бога торговли Гермеса или вавилонского Меркурия Набу с наделением людей различными языками! Вероятно, тогда же сложился облик человека, каким мы его сегодня знаем: возникла хитрость нашего ума, готовая обойти все преграды предначертания, своей судьбы и самой смерти. Ей уже в совершенстве владеет библейский Исаак, одурачивающий своего брата-близнеца Исава, заставляя его променять священное право первородства на чечевичную похлёбку.

Бог речи, вестник богов, перестает обманывать нас и становится серьёзен, лишь когда он выступает хранителем знаний. Тогда роль создателя и покровителя письменности связывает его с мудростью всего человечества. Таков египетский писец Тот, автор "Книги живых" и "Книги мертвых". Обеспечивая взаимосвязь двух половин реальности: жизни и смерти, внешнего и внутреннего мира,— он сопровождает души в царство мертвых, оберегая их на пути к неведомому, как и другие боги-меркурианцы. Так интеллект служит проводником сознания в потустороннюю реальность души, позволяя человеку постичь самого себя. Неслучайно с Тотом-Гермесом связано парадоксальное утверждение: "что наверху, то и внизу, что внутри, то и снаружи", ставшее основой тайных учений античности и средневековья и отражающее суть астрологического описания реальности. И может быть, чтобы понять такой взгляд на мир, надо, подобно первым близнецам, спуститься из мифического мира богов и высших законов природы на грешную землю — а потом вновь подняться до небес уже в облике говорящего словами Человека.

Появление письменности в наиболее древних цивилизациях относят к VI-IV-му тысячелетию до н.э. — прецессионной эре Близнецов, которую можно считать кульминацией этого архетипа и толчком к созданию мифологических образов вестника богов и первых людей. Шумерское и египетское письмо датируют 4-м, индийское — 3-м, китайское 2-м тысячелетием до н.э. Доказано также, что на Балканах и в соседних областях уже в 5-м тысячелетии существовала письменность, сходная с протошумерской. В древности написанное (а ещё раньше и сказанное) мыслилось священным, что доносит до нас великую роль письма в сохранении прежней — и начале новой истории. Сейчас каждая религия имеет свое священное писание: иудаизм — Тору и Талмуд, христианство — Библию, ислам — Коран, индуизм — Веды. И при попытке осмыслить мир по-новому в человеческой культуре возникает книга: фиксированное знание. Например, недавно была сделана попытка создать "русские веды" для меркурианского доказательства ценности нашей культуры[35], поскольку интеллекту-Меркурию свойственно сомневаться даже в очевидном.

Более новая фиксация знания, на которую хочет положиться современный ум,— это математические формулы. Одновременно это и самый старый способ, потому что развитие интеллекта начиналось со счета, и письменно фиксировался сначала счет дней, а потом уже факты жизни. Число в основе всего — типично близнецовское видение мира, и если оно не является упрощенной подменой действительного понимания, то остается более чистым и непосредственным способом судить о вещах. Цифры и формулы дают больший простор меркурианскому воображению, чем доказательство, изложенное словами.

Возникновение письма способствовало дальнейшему развитию человеческого интеллекта и возвышению роли образования. В Шумере слово "писец" стало почетным званием образованного человека. Запись мифических преданий положила начало ментальному постижению мира, и это привело к созданию особой культурной сферы — науки. Уже в конце III-го тысячелетия до н.э. школа, первоначально готовившая писцов и землемеров (э-дуба), превратилась в Шумере в нечто вроде академического центра, где изучали все существовавшие тогда отрасли знаний: математику, право, грамматику и литературные произведения, пение и музыку, медицину, зоологию и ботанику, составляли списки терминов и словари. Наука стала воистину высшим проявлением архетипа Меркурия. Она неслучайно изначально включала в себя и религиозные, и гуманитарные сферы знания. Одних хозяйственных расчётов было бы недостаточно для создания науки: лишь память о прошлом с его мифами позволила по достоинству оценить ментальное знание.

Ментальному человеку наших дней свойственно и сейчас абсолютизировать интеллект, речь и слова языка. Завороженные творящей функцией Слова, люди науки порой считают, что постичь любой предмет можно лишь через язык некоей узкой традиции, которая уже протоптала к нему ухоженную дорожку (например, Библию можно понять, лишь зная иврит, ламаизм — зная тибетскую речь, или произведения какого-либо философа стоит изучать лишь на его родном языке). Вероятно, современным людям легче постичь высшие проявления Меркурия, чем проникнуть в божественность других архетипов, и они уступают древней магии этой планеты, думая таким образом развенчать суеверия других. Но в результате они нередко творят лишь мертвые термины, разрушающие коммуникацию между людьми. Ведь слово по сути несет весть для всех, и как только оно перестает служить вестником изменчивой и непостоянной жизни, как только овладение какой-либо отраслью сводится лишь к изучению её языка, как сам язык, оторванный от своих непосредственных истоков, становится мертвым языком.

У интеллекта есть тенденция к собственной абсолютизации: здесь можно вспомнить миф о Гермесе, создавшем разные языки, после чего люди перестали понимать друг друга, отчего единый для всех небесный царь-Юпитер покинул их, передав управление земным царям (или аналогичный миф о Вавилонской башне). К счастью, позднее оформившиеся архетипы Венеры (любви) и Марса (воли) восстанавливают природную естественность жизни людей, и не дают им надолго замыкаться в стенах своего языка и построенного ими искусственного мира. В этом смысле власть любви более прогрессивна, чем власть речи (сравни христианское: "благословляйте проклинающих вас", где любовь — все, магия слова — ничто).

Мифы показывают, что меркурианский интеллект — это прежде всего практический разум, ищущий своей выгоды. Он соединяет теорию с практикой — что соответствует экзальтации в знаке Близнецов Цереры: озабоченной повседневной деятельностью, но и пожинающей урожай.

В нашей жизни Меркурий правит контактами и помогает установить практические связи между разными сферами жизни. Эта самая быстрая из планет, покровительствовавшая древним торговцам (её гелиоцентрический цикл — 88 дней), привлекает внимание к тому, что актуально, своевременно и современно. Архетип Меркурия связывает нас с настоящим — с моментом времени, в котором мы сейчас живем, позволяя в совершенстве его постичь. И это немало: например, именно с сильной позицией Меркурия было связано "просветление" Раджниша. Правда, надо помнить, что та истина, которую мы зафиксировали сейчас, в следующий миг окажется ложью: новое мгновение создаст новую актуальность. На таком принципе смены основана работа нашего интеллекта. Он должен хорошо забыть прошлое — и тогда он найдет правильный ответ на поставленные перед ним вопросы.

 


АРХЕТИП ТЕЛЬЦА
(Венера, планета чувств)
Праобраз богини любви и красоты

Практические достижения мысли приводят к расцвету жизни, и следующий архетип описывает её полноту и изобилие, которое служит основой развития сферы чувств. Когда сознание чувствует себя свободным от проблемы выживания и прежних традиций, сковывающих ум и действие, человек обретает возможность созидать то, что ему нравится, полагаясь на критерии чувств: эстетики, комфорта и удовольствия. Говоря об архетипе Тельца, мы сразу вспоминаем прекрасную цивилизацию Египта с её пирамидами — чудом строительного искусства, с её развитыми ремеслами и живописью, распаханными полями и колодцами, и поклонением быку- Апису, ставшему незаменимым помощником людей в земледелии с применением плуга. Выплавка металлов, приводящая к кульминации развития культуры, приходится на прецессионную эру Тельца (IV-III тыс.лет до н.э.), и этому сопутствует расцвет мирной цивилизации Египта.

Но было бы неправильно пытаться понять возможности человеческой цивилизации лишь по одному доминирующему очагу культуры. Хотя, как мы видели, все земледельческие культуры шли по одному пути и пришли к одному результату: государству, хранящему свои традиции осмысления мира и письменно фиксирующему их,— наиболее ценным для нас является именно разнообразие их достижений. И для полноты картины здесь же надо вспомнить шумерскую, китайскую или мексиканскую цивилизации — и добавить к пирамидам Египта пирамиды Солнца и Луны в индейском Теотиуакане, дворцы Крита, мавзолеи Ирана и все чудеса созидания, которые до сих пор нас поражают: и все утраченные секреты искусства и ремесла, которые до сих пор остаются загадками для современного человека.

Как, например, были созданы гигантский каменный календарь Стоунхенджа или огромные рисунки животных на каменистых просторах Америки? Кому потребовалась такая монументальность? Проще, конечно, сослаться на инопланетян. Но если мы вникнем в суть созидающего и миролюбивого архетипа Тельца, мы поймем, что эта творческая мощь и это колоссальное стремление к долговечности своих творений заложены в самих людях. Но не в их интеллекте, который отбрасывает за ненадобностью всё, прямо непригодное к использованию в данный момент,— и потому нередко становится в тупик перед прошлым и будущим. А — в их чувстве.

Чувство — это не такое простое понятие, как может показаться на первый взгляд. Что обусловило яркую самобытность древних культур? Прежде всего природа, в условиях которой они возникли. Климат и рельеф, и природа в глобальном смысле процессов, происходящих в недрах Земли и космических влияний, заставившая человека по-своему чувствовать и воспринимать мир. Человеческие чувства отражают природу и сами являются её частью, они будят в человеке космическое созидающее начало и сами становятся им. Именно чувство включает нас в процесс жизни и творчества и не выпускает из него даже тогда, когда разум не видит перед собой цели. Именно чувство делает размышления плодотворными, заставляет усвоить жизненный опыт и рождает энергию и силы, чтобы воплотить то, что задумал интеллект. Ярче всего мы это видим в искусстве, и в развитой культуре до искусства возвышается любой труд, любое ремесло. Интеллект оглядывается на прошлое — искусство предвосхищает будущее. Вот потому оно являет нам гений созидания и размах мысли, который недоступен разумным людям в быту.

Сферу чувств описывает архетип Венеры, который обычно проецируют на западный изящный облик богини любви Афродиты. Но недаром в астрологии богине любви сопутствует мощный образ быка-Тельца — как и в мифе о вавилонской красавице Иштар, покорявшей сердца богов и людей. Чувство — это внутренняя стихия, доносящая до нас волю к творению древнего демиурга Небес,— так Уран рождает Афродиту из капель своей крови и первозданного Хаоса вод. Чувство возвращает нас к природе, от которой человек отрекался миллионы лет, пока не стал человеком. Сначала эволюция человеческой души шла в направлении отказа от стихии и создания цивилизации, в рамках которой человек стал спокоен за свое будущее. Но поскольку эта цель достигается, эволюция меняет направление. И по мере того, как изобретение письменности учит людей никогда более не терять возвышенность своей мысли и не впадать в дикость своего природного детства, сознание начинает раздвигать свои рамки, возвращаясь к тем стихийным силам, что породили его.

У древнейших людей не было тех человеческих чувств, которыми мы вправе гордиться: хотя эмоции есть у животных, но даже чувства новорожденного сильно отличаются от них. Нам сложно понять чем — но вероятно, какой-то "просветленностью": осмысленностью, разумностью, оформленностью, которую человеку дает мышление символами. Животное проявляет чувства действием, человек их выражает языком: мимики, жеста и, наконец, слов. Недаром в астрологии Венера связана с горлом: энергия чувств дает возможность высказать слова, которые иначе останутся полуосознанными спутниками мысли. Мимика обезьяны может обозначить её желания, но не её эмоции. Лицо человека, на котором написаны его чувства, является зеркалом его отношения к миру. Зеркало богини любви и красоты Афродиты, ставшее астрологическим значком планеты Венеры, выражает нашу чисто человеческую, меркурианскую, рациональную способность судить о вещах.

И остается только удивляться, как в человеческий мир проникли чувства. Ведь даже наша психика — понятие души, поначалу тесно связанное с животным миром и имевшее цель развить природную индивидуальность человека,— в конечном итоге оказалась вне-природной, культурной и далекой от непосредственных инстинктов. Что уж говорить об интеллекте, забывшем о своих корнях!

Понятие чувства у людей изначально тесно связано с образом красоты. Человеческие чувства развивались, отражая красоту природы — и её созерцание породило искусство, существовавшее уже у неандертальцев. Известно также, что поздние палеантропы собирали цветы: их находят в неандертальских захоронениях 60 тыс.лет до н.э. Правда, делали они это больше из практических соображений: из 8 видов растений, цветы которых были положены в одну из могил, шесть обладали целебными свойствами, а два были съедобными. Чувства развивались также в процессе деятельности, если вспомнить, что работа могла идти под музыку, а изделия украшались орнаментом. Но детальнее всего историю развития чувств отражают мифы — поскольку это всё же новый процесс, за которым уже пристально следил разум человека.

Мифология повествует о том, что стихия чувств вошла в наш мир через образ мощи и красоты природы, связывавшийся с представлением о хаотическом плодородии первозданных вод. Потом она трансформировалась в инстинкт страсти, разрушительный и опасный для цивилизации, угрожающий ей бедствиями и войнами. А затем преобразилась в понятие любви и лишь тогда явила суть своего созидания в человеческом мире. Таковы три стадии развития архетипа Венеры: и если человек ощутил и прожил их — тогда его чувства не принесут ему психологических проблем, но сделают его жизнь наполненной и плодотворной.

Мы вряд ли можем говорить о развитости чувств в условиях первобытной общины, где существовал групповой брак и любой член племени мог поесть у любого костра. Вероятно, любовь людей тогда носила кратковременный и не слишком глубокий характер. С развитием земледельческой культуры пища перестала циркулировать между семьями, и людей связала между собой хозяйственная зависимость. Это спроецировало на супруга образ своей собственности и орудия производства — что, конечно, тоже нельзя назвать любовью. Брак был прежде всего культурным установлением Весов: он не предполагал любви. Зависимость породила лишь чувство ревности — в истории людей оно, вероятно, предшествовало любви: отчего мы сегодня считаем ревность атавизмом. Но брак был священен. Во II тысячелетии до н.э. законы первого царя Вавилона предусматривали смерть за супружескую измену или изнасилование замужней женщины. Правда, если муж хотел простить жену, то от ответа освобождалась не только она, но и её соблазнитель.

Законы привели к сдерживанию, а потом развитию и осознанию страсти. Кузнец брака, кующий добрые отношения между людьми, в цивилизованном обществе оказался вынужден узаконить праздничные оргии, где страсти могли получить выход! Тогда же появился образ богини плодородия, плотской любви и войны: через эти главные качества её описывает мифологический словарь. Эта богиня стала главным женским божеством пантеона.

И обращаясь к последним двум мифологическим архетипам, мы рассматриваем природные принципы — женского и мужского начал в человеке, столь актуальные для современной психологии. Они развивают представление о двойственности и единстве человеческой природы, которое мы видим в образе Близнецов. В культуре понятие об идеально-женском и идеально-мужском началах возникает сравнительно поздно: богини Тельца и боги Овна завоевывают себе достойное место в пантеоне не сразу. Чтобы понять историю архетипа Венеры — развития женской, эмоциональной природы в человеке, создавшего красоту и нежность сегодняшних чувств,— нужно вспомнить образ дикой амазонки. А чтобы оценить доминанту мужского, марсианского начала, надо знать, что оно породило образ нравственно совершенного бога, объединившего в себе всех,— и этим завершило развитие мифологии.

 

Образ богини Любви формировало видение красоты природы: прежде всего, самое красочное и никогда не повторяющееся, неподражаемое явление зари. И практически у всех культурных народов с ней связано обожествление планеты Венеры: звезды, сопровождающей светило на восходе и закате, а иногда с обожествлением самой утренней и вечерней зари. Поклонение звезде Венере получило не менее широкое распространение, чем астральные культы Солнца и Луны. Эту планету почитали не только Египет и Шумер, где она играла важнейшую роль в календаре, но и китайцы, индейцы, иранцы, индусы, армяне и многие другие. Само слово " звезда " — aster, которое вошло в большинство европейских языков и от которого образовано слово " астрология ", восходит к имени вавилонской богини любви Иштар.

Date: 2016-06-09; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию