Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История психологического консультирования





Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие. Вначале психотерапия была прерогативой медиков, далее к ним присоединились работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США обо­собляется консультативная психология.

Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает:

- отказ от концепции болезни,

- большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

1951 – Северо-Западная Конференция – США. Рекомендовано название «консультативная психология».

1952 – направление деятельности психолог-консультант.

В СССР новатором был В.В. Столин и в 1978 г. он открыл на базе факультета психологии МГУ Консультационный центр в области семейной и индивидуальной психотерапии.

С 1989 Центры консультативной помощи открыли в С-Петербурге и др. городах.

Основоположниками психоконсультирования являются К. Роджерс и Р. Мэй.

 

3.Определение предмета консультативной психологии. Введение названия консультативная пси­хология (1951 год)

За рубежом консультативная психология выделилась как особый подход к оказанию психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях в 50-е гг. XX в. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. Ю.В. Меновщиков склонен к тому, чтобы указать конкретную дату возникновения психологического консультирования - 1951г., время, когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить консультирование от клинической психологии отрасли - психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это отделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования.

От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к жизненной ситуации клиента и его личностным ресурсам; от обучения – придание значения не столько знаниям, сколько способам взаимодействия между консультантом и клиентом, которое порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей.

В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-х гг. прошлого столетия. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации. Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов.

1. В чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей),оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью {клиентом), и человеком, ее оказывающим {консультантом)?

2.Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций?

3. Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования?

4. Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента?

5. Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?

 

4.Классификация типов консультирования: возрастно-психологическое консультирование; кон­тактное, дистантное консультирование; индивидуальное, групповое консультирование; школьное консультирование; профессиональное консультирование; семейное и супружеское консультирова­ние. Понятие психической нормы в психологическом консультировании. Психическая норма и пси­хопатология.

В Психотерапевтической энциклопедии описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента кадекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Основано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальттерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые?»), настоящее («Что сейчас помогает вам решать проблему, хотя бы временно?») и будущее («Кто или что могло бы вам помочь в разрешении проблемы?»).

Наиболее часто применяемые приемы

1. «Опора на прогресс». Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась? Как вы думаете, почему? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

2. «Фантазии о будущем». Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: если бы мы встретили вас, когда у вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что вам помогло?», то что бы вы ответили? Что еще могло бы вам помочь?

3. «Благодарности авансом». Продумайте, как вы будете благодарить людей, включенных в вашу программу, за помощь. a. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.

4. «Проблема как решение». Чему научила вас эта проблема? Чем она была полезна для вас?

5. «Новое позитивное название». Придумайте какое-нибудь хорошее имя для вашей проблемы, чтобы мы смогли использовать его в беседе. Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.

Общая задача возрастно-психологического консультирования — контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста. В процессе консультирования акцент ставится на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

 

Date: 2016-06-09; view: 5537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию