Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и общая характеристика юридических коллизий





Юридические коллизии - это расхождение или противоречие между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

В практической жизни постоянно возникают такие "замысловатые сюжеты", которые сразу подпадают под действие ряда норм и порождают нежелательные юридические дилеммы н альтернативы, Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, пересекаясь в одной точке правового пространства и “претендуя" на регулирование одних и тех же отношений. Коллизия может выражаться также в виде правового тупика, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств "дела", выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложная аналитическая задача. В огромном, труднообозримом правореализационном процессе такие противоречия встречаются постоянно. До сих пор действует множество устаревших, но формально не отмененных норм.

Когда на один и тот же случай приходится два, три и более противоречащих друг другу актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность (предлог, зацепку) не исполнять ни одного. Принимаются взаимоисключающие акты, которые как бы нейтрализуют друг друга. Многие подзаконные акты зачастую становятся "надзаконными", Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение является важнейшей задачей юридической науки и практики.

Наиболее распространенными способами пяшсшения юридических коллизий являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

10) международные процедуры.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного м того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства); т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), а в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлен определенный срок полномочий судьи Конституционного Суда (ст. 12). Действует Федеральный конституционный закон.

Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Вопрос 62

Пробелы в праве; понятие и способы преодоления.

Ни одно, даже самое совершенное законодательство не может заранее предусмотреть все те нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования, поскольку жизнь неизмеримо богаче, многообразнее, чем любые юридические нормы. Именно поэтому нигде в мире никогда не было и нет беспробельного, идеального права, адекватно отражающего действительность. Пробелы в законодательстве нежелательны, однако объективно они возможны и неизбежны

Под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной кормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

Основные причины пробелов

б) несовершенством законов и юридической техники:

в) бесконечным разнообразием реальной жизни;

г) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

Первый и естественный путь полного устранения пробела - принятие новой нормы. Но это • "долгий путь", ибо законодатель не может непрерывно, в срочном порядке заделывать "дыры" в праве, он это делает постепенно, устраняя наиболее существенные из них. Пробелы же возникают постоянно и их надо оперативно заполнять, преодолевать. Для этой цели и существует институт правовой аналогии.

Термин "аналогия" в переводе с латинского означает сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений. Задача аналогии заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель - восполняет или преодолевает.

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов:

1) аналогию закона; (отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта)

2) аналогию права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. Понятно, что в такой ситуации особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей)

Аналогия в уголовном праве не применяется потому, что оно исходит из основополагающей идеи: нет преступления без указания на то в законе. Преступлением может быть признано только такое деяние, которое прямо предусмотрено УК, и следовательно, уголовная ответственность может наступить только за заранее предусмотренное действие. Эта идея признана всеми демократическими правовыми системами и направлена на защиту свободы личности. Во всех остальных отраслях права аналогия так или иначе используется. Вообще, правовая аналогия возможна всюду, где нет специального запрещения.

Вопрос 63

Понятие, формы и объект толкования права.

Герменевтика - особый метод классической науки, позволяющий осмысленно толковать письменные источники, в том числе и правовые

Юридическая герменевтика - учение и искусство техники толкования норм права. Искусство и теория истолкования юридических текстов; наука, изучающая специфику интерпретации в юриспруденции, процесс интерпретации в области права, а также анализ интерпретации самого права.

Толкование права - сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях его наиболее правильной реализации

Цель толкования права - выяснение действительного смысла нормы права, который правотворческий орган имел в виду при его

создании.

Объектом толкования становятся правовые нормы различного уровня (федерального, местного, локального).

Толкование нормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы правильно со знанием дела использовать правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные нормативные акты.

Толкование же как выраженное вовне разъяснение содержания правовой нормы объективируется как в форме официального акта государственного органа, так и в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.

Научная литература а правоприменительной деятельности выделяет познавательную, квалификационную, мотивировочную и объяснительную функции толкования. Эту точку зрения следует распространить не только на сферу официального, но и неофициального толкования права.

Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, граждане, международные и общественные организации. Ведущая роль в процессе толкования Конституции страны принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации и подобным структурам в других государствах. Интерпретация текста основного закона государства в широком смысле предназначена устанавливать пределы воздействия правоприменителя (в том числе и судов) на его содержание.

Каждое государство в этом процессе должно выработать систему сдержек и противовесов, которые не должны позволять правоприменителям творить правовой произвол.

Формы толкования ппява

1. по внешней форме (письменные, устные)

2. по юридической значимости (акты нормативного толкования, акты казуального толкования)

3. по видам государственных органов (акты законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры)

4. в зависимости от субъекта издания (акты аутентичного толкования, акты легального толкования)

5. по отраслям права (конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, прочие)

Вопрос 64

Способы (приемы) толкования права.

Толкование норм права - уяснение смысла и действительного содержания правовых предписаний, понятий, т.е. воли, заложенной в них нормодателем.

Толкование норм права есть мыслительный процесс, который осуществляется с использованием ряда приемов (способов), обеспечивающих уяснение воли законодателя, заключенной в конкретной статье нормативного акта (или в нормативном акте в целом). Принято различать следующие приемы толкования:

- грамматические (филологический), основанный на использовании познаний лексики и грамматики языка норм акта (казнить нельзя помиловать; снимаю порчу); - уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки.

- систематический, основанный на использовании знаний о системе права; - уяснение содержания правовой нормы путем установление ее системных связей о другими нормами в этом же акте или в другом.

логико-юридический. основанный на логическом анализе текста нормы, акта и использования правил юридической техники; - уяснение смысла нормы права путем логического анализа предложений и связей частей текста.

- историко-политический, основанный на знании исторической и современной политической обстановки в стране, а возможно, и в мире. - уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснения целей и задач, заложенных в них законодателем,

- спеииально-юридический - уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юриспруденции.

Вопрос 65

Виды толкования права и их характеристика.

Виды толкования:

1. Официальное (дается уполномоченным на то государственным органом, закрепляется в специальном акте, носит обязательный характер

и влечет юридические последствия)

Нормативное (не ведет к созданию новых правовых норм и имеет юридическое значение для большого количества субъектов правоотношений, оказавшихся в схожих жизненных ситуациях)

- аутентичное (авторское), выраженное в форме разъяснения смысла применения правовых норм, которое исходит от автора толкуемого правового акта

- легальное (разрешенное, делегированное), при котором разъяснение правовых норм осуществляется не правотворческими органами, а по их поручению иными, специально уполномоченными органами

Казуальное (не имеет общеобязательного значения и применяется к конкретному случаю (казусу) и имеет значение только для персонально определенного субъекта правоотношений

2. Неофициальное (выраженное в форме рекомендаций и советов, которое осуществляется по своей инициативе субъектами, не имеющими по долгу службы полномочия толковать правовые нормы, и не влечет никаких юридических последствий

Обыденное, которое осуществляется любыми гражданами в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов

Профессиональное, которое осуществляется профессионалами и специалистами в области права, т.е. юристами-практиками

Доктринальное (научное), которое дается научно-исследовательскими институтами, отдельными представителями науки, политическими деятелями т.д.

Date: 2016-06-09; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию