Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды прав человека





Соотношение п онятий «права человека» и «права гражданина»

Права человека - это неотчуждаемые, полученные человеком от рождения права, соблюдение которых гарантировано Конституцией и нарушение которых преследуется по закону.

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

Виды прав человека

Ø политические

- Все равны перед законом и судом

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени,

- Каждому гарантируется свобода мысли и слова,

- Гарантируется свобода массовой информации.

- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

- право на благоприятную окружающую среду > социально-экономические

- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической

деятельности.

- Труд свободен.

- Каждый имеет право на отдых.

- Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях, установленных законом.

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

- право на образование (Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего

профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.)

> личные

- право на жизнь.

- право на свободу и личную неприкосновенность.

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

- Жилище неприкосновенно.

- Право частной собственности охраняется законом

- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

> культурные

- право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Конституцией РФ права человека и гражданина отождествляются, закрепляются законодательно и защищаются государством


Вопрос 31.

Теории происхождения права.

Современные исследователи сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать:

> естественно-исторический характер его происхождения;

> его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов;

> обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей;

> наличие реальных гарантий по возможности реализации положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества.

Для более глубокого понимания сущности и особенностей права, его роли в жизни общества необходимо рассмотреть общую характеристику теорий права.

Теории происхождения права

^ Юридический позитивизм

Как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине XIX в. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин, Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей.

Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право - это повеление суверена.

Норма права рассматривалась им "правилом, установленным одним разумным существом, для руководства им". Субъектом суверенных властных отношений рассматривался и бог (божеское право). Устанавливаемые санкции одновременно имели юридический и политический характер.

Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона. Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях.

Джон Остин не относил к разряду позитивного закона распоряжения оккупационных властей, даже если они и имели наименование закона. К этому же разряду им относились: правила, устанавливаемые негосударственными структурами (общественным мнением), в том числе и международными организациями; правила моды и этикета; понятия чести. Эти нормы поведения он называл "позитивной моралью". По его мнению, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.

Джон Остин решительно отвергал естественно-правовые принципы и обоснования о признании прав личности.

В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: "закон есть закон".

Поскольку единственным источником права являются суверенная власть и государственная воля - значит, закон должен занимать верховенствующее положение. В таком подходе фактически принижается, если не отрицается, роль права. Поэтому при вынесении решений судьи должны руководствоваться только законом.

Следует отметить, что представители школы юридического позитивизма довели до совершенства разработку способов толкования законов и особенно таких методов, как логический, грамматический и систематический.

> Нормативистская теория (позитивистский нормативизм )

Ее представителем являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.), последние годы жизни которого прошли в США. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется",

Основной целью теории права он считал снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя н преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При этом наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности. Другиесоображения должны быть предметом политики, имеющей непосредственное отношение к искусству государственного управления.

Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство может их только защитить или обеспечить.

Независимость права от политики должна выражаться в том, что ученые не должны заранее склоняться в пользу обозначенной не ими ценности.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо "целесообразности" если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон". Поэтому данный подход называют формально-юридическим.

Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированной В.И. Лениным: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

> Прагматический позитивизм

Он рассматривается как разновидность современного юридического позитивизма в праве (американская и скандинавская школы "реального права"). В отличие от прежней "юриспруденции понятий", получившей такое название за присущий ей формализм и догматизм (Р. Иеринг), современную реальную школу в правоведении называют "юриспруденцией выработки и принятия решений". Ее представители призывают к радикальному пересмотру сложившихся представлений о праве. Прежде всего это относится к конвенциональным суждениям (юридическим фикциям).

> Социологическая теория

Возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права”. Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

> Психологическая теория

Ее представители (например, Петражицкий) рассматривают право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Представители этой теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы/совершающиеся в психике индивида.

Сущность права ими определялась через психику человека. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового "оформления" преобладающих суждений, но особенно - чувств и переживаний.

> Философская теория

В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права - интересы безопасности человека, а конкретно - его права на жизнь, собственность и свободу.

> Теория естественного права

Согласно естественно-правовому подходу право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.

В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс.

Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

> Интегративная теория

Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости.

Защита нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.

> Классовая (марксистская) теория

Марксистская теория основывается на историко-материалистическом учении об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права. Основные положения этой концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова.

Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми.

В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса.

> Либертарно-юоидическая теория

При либертарно-юридическом подходе выделяют следующие основные характеристики (принципы):

• формальное равенство;

• всеобщность;

• свобода;

• справедливость;

• общеобязательность.

Спецификой правового равенства является то, что основанием соблюдения равенства между субъектами является признание условия свободы индивида в общественных отношениях через такие понятия, как правоспособность, дееспособность и правосубъектность. Свобода. Личная свобода и свобода воли индивида в праве рассматриваются как тождественные понятия.

В Российской Федерации государство на законодательной основе под контролем органов прокуратуры и судебной власти оставляет за собой право ограничивать конституционные права и свободы граждан и организаций в случаях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в процессе борьбы с противоправными или преступными деяниями.

Справедливость. В системе социальных норм справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное. Наличие справедливого закона позволяет людям убедиться в том, что в окружающем их социальном мире существуют правовые (справедливые) ориентиры, позволяющие всегда "найти и защитить правду" от нарушений, допускаемых кем бы то ни было.

Общеобязательность. В отличие от других видов социальных норм общеобязательность в праве всегда носит официально-властный характер. Поэтому закон, а точнее сказать, выполнение изложенных в нем и носящих властно-волевой характер предписаний, наделяются поддержкой и защитой государства. Одновременно предусматривается возможность применения карательных санкций на правонарушителей. Определяется круг субъектов, обладающих правоприменительными полномочиями.



Вопрос 32

Основные черты нормативистского, социологического и философского

подходов к пониманию права.

> Нормативистская теория (позитивистский нормативизм)

Ее представителем являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.), последние годы жизни которого прошли в США. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется".

Основной целью теории права он считал снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При этом наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности. Другие соображения должны быть предметом политики, имеющей непосредственное отношение к искусству государственного управления.

Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство может их только защитить или обеспечить,

Независимость права от политики должна выражаться в том, что ученые не должны заранее склоняться в пользу обозначенной не ими ценности.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо "целесообразности" если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон". Поэтому данный подход называют формально-юридическим.

Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированной В.И. Лениным: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

> Социологическая теория

Возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права". Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

> Философская теория

В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права - интересы безопасности человека, а конкретно - его права на жизнь, собственность и свободу.



Вопрос 33

Понятие и признаки права. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности права.

Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения

Признаки права:

1. Всеобщность - право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества, право - главный

регулятор общественных отношений

2. Общеобязательность - необходимость выполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения к ним

3. Исходит от государства, установлено им, санкционировано им

4. Охраняется от нарушений не только силой общественного мнения, но и мерами государственного принуждения

5. Сформулировано в специальных государственных документах - нормативных актах и других источниках права

6. Выражает волю и интересы определенных слоев населения либо большинства общества

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

общесоциальный в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.


 


 

 


Вопрос 34

Функции права: понятие и классификация

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения.

основные специально-юридические функции права.

1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, а также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.

2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности и общества. Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.

общесоциальные функции права

1. экономическая - направленная на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений

2. политическая - направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти.

3. культурно-историческая - направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей

4. воспитательная - посредством которой формируются убежденность в справедливом и целесообразном порядке правового регулирования

5. социального контроля - заключается в осуществлении воздействия права на поведение субъектов с помощью стимулирования, поощрения, удержания от неправомерных действий и т.д.


Вопрос 35

Понятие и виды социальных норм,

Особенности права как регулятора общественных отношений.

Социальные нормы - нормы, регулирующие общественные отношения, поведение людей, действия коллективов и социальных групп.

Виды социальных норм

1. обычаи - это устойчивые правила поведения людей, которые исторически сложились в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются посредством общественного мнения

2. религиозные нормы - это совокупность правил поведения, которые отражают определенное мировоззрение и мироощущение, основанная на вере в существование Бота и сверхъестественных сил

3. корпоративные нормы - это система правил поведения, устанавливаемые определенной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий

4. политические нормы - это совокупность правил поведения общественного характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти

5. организационные нормы - это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами

6. нормы морали - складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми

7. Другие нормы (этические, семейные, традиции и привычки, делового обычая, правили этикета).

Право призвано внести в жизнь людей упорядоченность, гражданское согласие, соразмерность, справедливость, защиту человека перед стихией общественных сил, утвердить демократию, законность, свободу личности.



Вопрос 36

Объективное и субъективное право: понятия, признаки, соотношение.

Субъективное право - это мера возможного поведения субъекта (активная и пассивная форма).

Признаки субъективного права

• выражение поведения как в юридических, так и фактических действиях

• регулирование вариантов поведения правовыми нормами

«возникновение права вследствие определенного жизненного обстоятельства или юридического факта

• наличие встречной обязанности противоположной стороны

• наличие интереса управомоченной стороны.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правили поведения.

Признаки объективного права

• совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов.

• мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами данного права

• правовые нормы четко сформулированы и определены

• обеспечиваются и охраняются государством

Объективное право неразрывно связано и субъективным, вне и помимо которого оно в принципе не реализуемо.

Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.

Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.



Вопрос 3 7

Понятие и признаки нормы права.

Норма права - это установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе.

Норма права отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости. Типичность относится, как правило, к существующим отношениям. Однако она может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается, если не с достоверностью, то с большой степенью вероятности. Обязательность моделируемых в правовых нормах общественных отношений поддерживается силой государственного воздействия, в том числе и государственным принуждением.

Социальное значение правовых норм, а следовательно, и их ценность определяют их регулирующей ролью. Они должны закреплять необходимые и желательные для общества н государства отношения. Придают стабильность этим отношениям и способствуют их развитию. Охраняют от нарушений и воздействуют на нежелательные для общества и власти отношения в целях их ограничения, вытеснения и ликвидации.

Признаки норм права

1. всеобщность

2. общеобязательность

3. формальная определенность

4. установленносгь или санкционированность компетентными органами государства

5. способность регулировать общественные отношения благодаря заключенной в них правовой информации особой структуре и государственной гарантированности

6. обеспеченность принудительной силой государства и сознательностью членов общества

7. неоднократность действия



 


Вопрос 38 Структура нормы права: понятие, характеристика и классификация элементов.

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Норма права, как и любая социальная норма, конструируется по модели условного предложения: "если..., то..., иначе..,". Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру.

Структура нормы права:

Гипотеза - часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие

• в зависимости от структуры:

- простые (одно условие реализации нормы права)

- сложные (несколько условий реализации права)

• в зависимости от способа изложения:

- абстрактные (указывающие на общие условия действия кормы)

- казуистические (связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями)

Диспозиция - часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия

• в зависимости от структуры

- простые (один вариант поведения)

• сложные (несколько вариантов поведения)

• по степени определенности

- абсолютно определенные

- относительно определенные

- неопределенные

• в зависимости от действия

- управомочивающие (предоставляющие права на совершение на противоречащих закону действий

- обязывающие (налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий

- запрещающие (содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания

Санкция - часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы

• в зависимости от состава:

- простые (одна мера наказания)

• сложные (несколько мер наказания)

• по отраслевому признаку:

• уголовные

- административные

- дисциплинарные

- гражданские и др.

• по характеру последствий:

- правовосстанавливающие

- штрафные

• по степени определенности

- абсолютно определенные (указывающие меру юридической ответственности)

- относительно определенные (устанавливающие низший и высший пределы наказания)

- альтернативные (предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один).

 


 


Вопрос 39

Классификации норм права и их характеристики

1. по функциям, выполняемым в механизме правового регулирования

• исходные

- нормы-начала

- нормы-принципы

- определительно-установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования

- нормы-дефиниции (закрепляют определенные юридические понятия, использование которых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений)

• нормы поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей

2. по функциональной роли

общие нормы права

специальные нормы права

3. в зависимости от предмета правового регулирования:

материальные нормы права (специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.)

процессуальные нормы права (совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права)

4. в зависимости от деления отраслевых норм права

• нормы конституционного права

• нормы гражданского, права и ц,

5. в зависимости от метода правового регулирования:

императивные (содержащие властные предписания)

диспозитивные (допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо, при невозможности соглашения, установление конкретного поведения)

поощрительные (устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения)

рекомендательные (предполагающие вариант правомерного поведения)

6. в зависимости от специфики цели:

коллизионные (устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных а предконфликтных ситуаций)

компенсационные

компетениионные

7. по юридической силе:

• правовые нормы законов

- федеральные

- региональные

• правовые нормы подзаконных актов

- федеральные

- региональные

8. в зависимости от сферы (территории) действия

федеральные

• республиканские.

местные

• локал ьн ые

9. по форме выражения правового предписания (диспозиции)

управомочивающие (предоставляют участникам общественных отношений права не совершение определенных положительных действий)

обязывающие (устанавливают обязанность совершать определенные активные действ га)

• зап рещающие (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий)

10. по форме изложении санкции;

абсолютно определенные

относительно определенные

• альтернативные

11. в зависимости от функциональной направленности

регулятивные (устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права)

охранительные (предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений)

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают общие - устанавлшаются на неопределенный срок действия; временные - устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение, период военного времени, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).



 


Вопрос 40

Способы изложения норм права в статьяхнормативных правовых актов.

Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативных правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основной структурной единицей нормативного правового акта является статья.

Статья - это структурно обособленная часть нормативного правового акта. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативных правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер.

С понятием статьи можно отождествлять понятие "пункта", "параграфа". Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы - как формы н содержания.

Соотношение между статьей и нормой во многом зависит от того, что перед нами - логическая норма или норма-предписание. Если это норма-предписание, то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы-предписания.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг

с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный. когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.


Вопрос 41

Форма (источник) права:

Понятие, виды, общая характеристика

Под формой (источником) права понимается объективное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, общественных и частных организаций, в решениях судов, договорах, обычаях, референдумах.

Различают естественное и позитивное право.

1. Естественное право, т.е, правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.

2. Позитивное право, т.е. правила поведения, определяемые государством и облекаемые в определенную форму.

Виды источников права

1. Правовой обычай (это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения)

2. Правовой прецедепт (это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах)

3. Международное право ( Степень восприятия международных доктрин национальными правовыми системами зависит от их принадлежности к правовой семье определенного вида.)

4. Нормативный правовой акт (установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права))

5. Нормативный договор (соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного айда: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО))

6. Доктрина и религиозные тексты (доктрина - наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализуюшем процессе, религиозные тексты являются источником права особенно в мусульманских странах)

7. Рецепция права (заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например законы СССР).


 


Вопрос 42

Понятие, признаки и общая характеристиканормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт - это официальный государственный документ, содержащий норму права и изданный в особом порядке.

Основные признаки нормы права

• всеобщность

· общеобязательность

• формальная определенность

• установленность или санкционированность компетентными органами государства

• способность регулировать общественные отношения благодаря заключенной в них правовой информации особой структуре и государственной гарантированности

• обеспеченность принудительной силой государства и сознательностью членов общества

• неоднократность действия

Признаки нормативных правовых актов

• создаются в результате нормотворческой деятельности органов государства

• в них сформированы нормы права

• являются основным источником права

• юридически обязательны для персонально не определенного круга лиц

• оформляются в виде законов, указов, положений, актов нормативного характера

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия в результате;

• прямого указания об отмене

• в связи с принятием нового закона

• по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.



Вопрос 43

Действие нормативных правовых актов по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Во времени - Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу. Вступление нормативного акта в силу

1. с момента принятия или опубликования

2. с момента, указанного в нем или в законе, его

утверждающем

3. по истечении установленного срока после его опубликования Прекращение действия нормативного акта

1. в результате прямого указания

2. в связи с принятием нового акта, его заменяющего

3. по истечении срока, установленного в нем

В пространстве – действие акта в пределах территории, на которую распространяется правовое предписание и полномочия соответствующего органа.

1. территория РФ – находящиеся в пределах гос. границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства.

2. территория республик, других субъектов в составе РФ,

3. территория административно-территориальных единиц (город, район, округ и т.п.)

4.территория мест дислокации вооруженных сил РФ, органов и войск МВД, ФПС России (военный округ, региональное управление ФПС России и т.п.)

Действие нормативного акта по кругу лиц - это распространение своего воздействия на всех, проживающих и находящихся на территории государства (или другой территории) и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.

По кругу физических лиц

1. граждане

2. иностранцы

3. лица без гражданства

По кругу юридических лиц

1. государство в целом (неюридич. лицо)

2. гос. органы

3. общественные организации, предприятия, фирмы, фермеры и т.п.


 


Вопрос 44

Закон как Форма (источник) права: понятие, признаки, виды.

Закон - это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направленной на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.

Признаки закона:

1. принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же

непосредственно народом посредством референдума

2. наличие высшей юридической силы, означающее, что содержание иных нормативных актов не должно противоречить законам, и никто

не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон

3. регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений

4. содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера

5. принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке

6. Виды законов:

I. в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:

• конституционные законы - законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства -- Конституция РФ - Основной Закон государства -законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения

- федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью - на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ

2. основы законодательства - кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;

3. текущие (обычные) законы - законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:

- кодексы - законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни

- чрезвычайные законы - законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях

4. в зависимости от сферы действия

- общефедеральные

- законы субьектов Федерации

5. по отраслям права:

- государственно-правовые

- уголовно-правовые

- гражданско-правовые и т.п.



Вопрос 45

Подзаконные нормативные правовые акты как форма (источник ) права: попятив, признаки. виды.

Подзаконные нормативные акты - это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, представляющие собой согласованную и иерархическую систему, в которой каждый элемент соответствуют актам большей юридической силы и являются основой для актов с меньшей юридической силой.

Основные признаки нормы права

• всеобщность

• общеобязательность

• формальная определенность

• установленность или санкционированность компетентными органами государства

• способность регулировать общественные отношения благодаря заключенной а них правовой информации особой структуре и

государственной гарантированности

• обеспеченность принудительной силой государства и сознательностью членов общества

• неоднократность действия Признаки нормативных правовых актов

• создаются в результате нормотворческой деятельности органов государства

• в них сформированы нормы права

• являются основным источником права

• юридически обязательны для персонально не определенного круга лиц

• оформляются в виде законов, указов, положений, актов нормативного характера

Виды подзаконных нормативных правовых актов

1. Общефедеральные акты:

• Указы Президента РФ;

• Распоряжения Президента РФ, которые издаются по вопросам оперативного управления

• Общефсдсральныс акты Правительства РФ, принимаемые акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ н соботосиной исполнительно-распорядительной компетенции;

- постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни;

- распоряжение, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей

• Приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность

1. Акты субьектов Федерации (региональные акты);

• уставы - региональные конституции;

• законы, постановления и распоряжения - акты, принимаемые представительными исполнительно-распорядительными органами местной государственной власти

• приказы и инструкции - акты, которые устанавливаются отраслевыми органами государственного управления

• решения, постановления и распоряжения - акты, принимаемые органами местного самоуправления

• нормативные правовые акты, которые используются на уровне предприятий н учреждений

- уставы и решения, принимаемые коллегиально и имеющие нормативное содержание

- приказы, имеющие как нормативное, так и индивидуальное значение, но в любом случае устанавливаемые руководителем предприятия или учреждения

- распоряжения, принимаемые руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов;

• Нормативные правовые акты общественных, коммерческих, профессиональных и иных организаций;

• Международно-правовые акты, которые принимаются международными организациями:

- директивы, дающие конкретному государству возможность выбора формы и методов реализации международных обязательств

- постановления, содержащие требования, которые подлежат прямому исполнению каждой стороной



Вопрос 46

Приниипы права: понятие и классификация

Принципы права - это основополагающие идеи, руководящие начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости, свободы и равенства.

Свойства принципов права

1. отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни

2. наличие основополагающего характера

3. фиксирование в законодательстве

4. отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения

5. устойчивость

6. системность

7. отражение своеобразия, т.е. природы, сущности, специфики правовой системы

8. наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Вяды принципов права:

1. общие (общеправовые) принципы - исходные начала, имеющие нормативно-руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:

Приннип федерализма. отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации ит.д,

принцип законности. означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип гуманизма, означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т.д.;

принцип равноправия, означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принцип справедливости, закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного

принцип единства прав и обязанностей,

означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав)

2. отраслевые принципы - исходные начала, действующие в рамках какой-либо одной отрасли права и отражающие ее специфику

3. межотраслевые принципы - исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей

действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

• принцип гласности

• принцип состязательности

• принцип неотвратимости юридической ответственности и т.д.


Вопрос 47

Международные нормы как Форма (источник) внутригосударственного (национального) права.

Соотношение норм международного и внутригосударственного права.

Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права. Современное международное право активно «рекомендует» государствам изменять свою политику и законодательство в сторону либерализма, терпимости и жестких мер в отношении опасностей, угрожающих мировому сообществу.

Верно то, что внутригосударственное право и право международное - две различные системы права, действующие в своих соответствующих областях н интересах, н что между ними нет юридического соподчинения. Вместе с тем материальное единство мира, а конечном счете, делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, всевозрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты.

В нынешних условиях примат международного права над национальным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюдения прав и свобод человека.

В Российской Федерации проблема соотношения международного и национального права юридически решена в федеральной Конституции: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ),



Вопрос 48

Правовые обычаи, правовые!юридические) прецеденты и религиозные нормы как ёюпмы (источники ) права: понятие, признаки.

характеристика.

Правовой обычай - это исторически сложившееся в результате многократного повторения правило поведения, которое приспособлено к интересам господствующего класса и охраняется государством. Он возникает путем перерастания обычаев в правовые (Законы 12 таблиц), сохраняет свое значение в международном праве.

Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права.

Характерные черты и особенности правовых обычаев в основном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей, что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. В то же время неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.

Исторически-правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам права. Впервые он возникает на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися государственными структурами. В древних, государственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В Древнем Риме, например, из правовых обычаев складывались важнейшие отрасли и институты права.

Юридический прецедент - это конкретное решение по определенному делу, принятое судебным или административным органом, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел (лежит в основе англосаксонской системы права). В РФ - Эго решения Конституционного Суда РФ, Постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а в связи с вхождением в Совет Европы и в будущем в ЕС - и решения европейских судов.

Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебных органов по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решения, принимаемые по гражданским и уголовным делам) и административный (например, решения, принимаемые административными органами или административными судами). Наиболее распространенным является судебный прецедент.

Религиозные тексты - характерны для мусульманского права (Коран - священная книга; Сунна - сборник жизнеописания Мухаммеда),

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества, В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.


Вопрос 49

Правотворчество: понятие, признаки, виды.

Правотворчество - государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.

Признаки правотворчества:

1. Управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений

2. Государственно-властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;

3. Интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно-ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования

4. Регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий

5. Правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия ужо существующих норм деятельности

Функции правотворчества:

1. Обновление нормативной базы

2. Восполнение пробелов в праве

3. Упорядочение и систематизация нормативных актов

Виды правотвоческой деятельности;

1. Народное правотворчество (непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни)

2. Правотворчество государственных организаций (прямое установление правовых норм органами государства (законы к подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества):

• Высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом

• Региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ

• Локальных органов на уровне предприятий и учреждений

• Судебных органов

3. Cанкционированное правотворчество (осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправ

Date: 2016-06-09; view: 3465; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию