Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка конкурентоспособности товаров





 

Объектами оценки конкурентоспособности товаров может быть продукция (товар, услуга), организация, отрасль, страна.

Субъектами оценки являются: потребители (осведомленные и неосведомленные); поставщики (способны профессионально оценивать конкурентоспособность); эксперты (представляют интересы третьих сторон).

Оценка конкурентоспособности товаров проводится производственными и торговыми предприятиями для обоснования необходимости принимаемых решений. Поэтому первым этапом оценки конкурентоспособности является формирование ее цели. Это может быть:

оценка перспектив продажи конкретных видов товаров, вырабатываемых отечественными предприятиями для внутреннего и внешнего рынка;

установление или оптимизация производственного или торгового ассортимента товара;

оценка перспектив закупки новых видов товаров отечественного и импортного производства, экспортных товаров;

подготовка информации и рекламы товара или позиционирование продукции;

разработка мероприятий по повышению и обеспечению конкурентоспособности товара и др.

Вторым этапом оценки конкурентоспособности является изучение конъюнктуры рынка исследуемого товара. Этот этап включает сбор и анализ данных о конкурентах и производимых ими товарах, емкости рынка, его специализации, остроте конкуренции. Изучаются потребности потенциальных покупателей, побудительные мотивы покупки конкретного товара, факторы, влияющие на формирование потребительских предпочтений, неудовлетворенные потребности конкретными видами товаров. На этом этапе исследуются разновидности однородной группы товаров и выбирается товар-аналог (база) для сравнения.

При выборе базовой модели должны учитываться следующие требования:

базовая модель должна быть идентична по составу конструкции и функциональному назначению с оцениваемым товаром;

исходя из качества и цены, товары-аналоги должны быть сходны по социальному назначению (один сегмент рынка);

необходимая информация о критериях конкурентоспособности базового образца должна быть достоверной;

базовая модель для оценки конкурентоспособности выбирается на основе анализа ассортимента товаров на рынке региона(города) с учетом потребительских предпочтений, положительного имиджа товаропроизводителей, значительной доли товара на рынке, высокого уровня его продаж, что свидетельствует о повышенном спросе на товар;

оценочные показатели конкурентоспособности базового и оцениваемого образца товара должны быть сопоставимы.

В качестве базы сравнения при оценке конкурентоспособности товаров могут быть взяты нормативные показатели качества, технологические показатели конкурентного товара (это показатели, не входящие в нормативную документацию, используются результаты экспертизы качества товаров): показатели качества гипотетического (идеального образца) с наилучшими значениями показателей на определенный период времени; эффективность лучшего образца-конкурента, определяемая отношением полезного эффекта товара к совокупным затратам на его производство, а также степень удовлетворения потребности потребителя.

Оценка конкурентоспособности должна основываться на следующих принципах:

учет позиции субъекта рынка, изготовителя, продавца, потребителя;

соответствие товаров требованиям технических регламентов, государственных стандартов и других нормативных документов; в стране экспорта устанавливается патентная чистота товара;

использование принципа квалиметрии при определении уровня качества товаров;

ориентация на определенный сегмент и тип рынка;

формирование номенклатуры показателей конкурентоспособности с учетом обязательных и превышающих требований. Особенно это важно при оценке конкурентоспособности новых видов товаров. Выбор номенклатуры критериев (показателей качества) при оценке конкурентоспособности производителя с учетом требований международных, национальных стандартов, проспектов фирм-изготовителей и потребительских предпочтений. За основу оценки конкурентоспособности большинство исследователей берет номенклатуру, включающую показатели качества и цену реализации.

После выбора номенклатуры критериев (показателей) конкурентоспособности проводят оценку конкурентоспособности товаров.

Конкурентоспособность товаров может быть оценена различными методами в зависимости от цели исследования. При оценке конкурентоспособности используют два подхода.

Первый — квалиметрический, основанный на расчете показателя конкурентоспособности с учетом потребительских показателей качества и экономических показателей (цены потребления товаров).

Количество показателей оценки качества должно быть порядка 8 — 10.

Второй — маркетинговый, учитывающий показатели рыночной и конкурентной ситуации, а также изменение рыночной ситуации.

Квалиметрический подход оценки конкурентоспособности основан на сравнении качества товаров с качеством базовой модели или качеством товаров конкурентов. При данном подходе основными методами являются дифференцированный и комплексный.

Дифференцированный метод основан на сопоставлении нескольких единичных показателей конкурентоспособности исследуемого товара с аналогичными показателями товаров конкурентов и установление их соотношения. Расчет относительного единичного показателя конкурентоспособности товара производится по формуле:

где qi — относительный единичный показатель конкурентоспособности;

Рi значение i-гo единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара;

значение i-гo единичного показателя конкурентоспособности базового образца товара.

Относительный единичный показатель конкурентоспособности (q'i,) может рассчитываться по формуле:

В случае, если рост единичного показателя ведет к повышению конкурентоспособности исследуемого товара по сравнению с базовым образцом, используют формулу (6.1), если при увеличении значения показателя свойство товара ухудшается, то используется формула (6.2).

При использовании в качестве базы сравнения нормативных показателей качества товара значения единичных показателей исследуемого товара имеют только два параметра — 0 и 1, а знаменатель — только 1. Это объясняется тем, что при оценке конкурентоспособности по нормативным показателям можно констатировать, что если исследуемый товар соответствует требованиям действующих стандартов, то он имеет значение параметра равное 1, если не соответствует требованиям стандартов, то значение данного параметра равно 0. В результате коэффициент конкурентоспособности товара будет равен нулю, такой товар является неконкурентоспособным и не имеет допуска на рынок.

При оценке конкурентоспособности товаров по технологическим или экономическим показателям значение относительного единичного показателя исследуемого продукта может принимать различные значения от 0 до бесконечности. Такие же значения показателей имеет база сравнения. Коэффициент конкурентоспособности может иметь значение от 0 до 1. В этом случае расчет проводится по формуле (6.1).

Если технологические параметры исследуемого товара не имеют количественной оценки (например, развариваемость, цвет мякоти картофеля, потемнение мякоти картофеля до варки и после варки и др.), то используются экспертные методы оценки в баллах исследуемого и опытного образцов.

Оценку конкурентоспособности продовольственных товаров с использованием экспертных методов оценки в баллах можно проводить по органолептическим показателям качества.

Если за базу сравнения для оценки конкурентоспособности товаров принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, то единичный относительный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:

где qi. — значение относительного единичного показателя конкурентоспособности степени удовлетворения потребностей потребителя;

Рi — значение i-гo единичного показателя степени удовлетворения потребности потребителя для исследуемого товара;

значение i-го единичного показателя степени удовлетворения потребности покупателя в тех или других компонентах по данному показателю.

Относительные показатели конкурентоспособности товара при дифференцированном методе оценки можно рассчитывать по формуле:

*100%

Используя для расчета относительных показателей конкурентоспособности товара формулу (6.4), можно установить, насколько исследуемый товар в процентном отношении превосходит или отстает от товара конкурента.

Дифференцированный метод оценки конкурентоспособности обычно применяют в двух случаях: если используются нормативно-технологические требования или степень удовлетворения потребности потребителя.

Более объективно оценить конкурентоспособность товара позволяет комплексный метод, который основан на сравнении товаров со сложной номенклатурой показателей конкурентоспособности. При этом учитывается степень влияния на конкурентоспособность каждого показателя.

Комплексный метод оценки включает исследование рынка и потребностей покупателей; установление факторов конкурентоспособности товаров, составление номенклатуры показателей и расчет их значимости; экспертизу показателей конкурентоспособности товаров; расчет комплексного показателя по нормативным, качественным и экономическим параметрам; расчет комплексного интегрального показателя конкурентоспособности; анализ результатов оценки конкурентоспособности.

При экспертизе показателей конкурентоспособности товаров применяются органолептические, измерительные, расчетные, экспериментальные методы.

При проведении оценки конкурентоспособности товаров комплексным методом целесообразно проводить опросы потребителей методом анкетирования или интервьюирования. Проведение опросов позволяет выявить побудительные мотивы приобретения товара, критерии потребительского выбора, установить специфику требований потребителей к товару.

При анализе результатов опроса критерии потребительского выбора товаров ранжируются по степени их значимости.

Результаты опроса респондентов и экспериментальных данных подвергаются математико-статистической обработке, при которой рассчитывают среднее арифметическое значение (формула 1.1), среднеквадратическое отклонение (формула 1.2), коэффициент вариации, коэффициент корреляции.

Коэффициент вариации характеризует степень колебания экспертных оценок и рассчитывается по формуле:

где среднеквадратическое отклонение значений исследуемого показателя;

— среднее арифметическое значение исследуемого показателя.

Степень согласованности результатов с учетом коэффициентов вариации считается высокой при V 10%; средней — при V = 16-25%; низкой — при V>35%.

Коэффициент корреляции — это количественная характеристика, характеризующая взаимосвязь между исследуемыми показателями (признаками). Значение коэффициента корреляции находится в пределах от +1 (прямая связь) до — 1 (обратная связь).

Коэффициент корреляции рассчитывается по формуле:

где х — значение одного показателя;

у — соответствующее х значение другого показателя;

n — количество значений показателей.

При анализе взаимосвязи сопоставляются воздействия различных факторов на исследуемые показатели и определяются наиболее существенные.

Прежде чем рассчитать комплексный показатель, необходимо определить весомость (значимость) каждого единичного показателя.

Весомость показателей определяется экспертной группой (не менее 10 экспертов) или при опросе потребителей. Экспертный метод основан на усреднении весомости показателей. Применяют следующие методы определения весомости: метод предпочтения и более сложные (метод ранга, метод фиксированной суммы).

После определения значимости показателей рассчитывают комплексный показатель конкурентоспособности.

По нормативным параметрам комплексный нормативный показатель конкурентоспособности рассчитывают по формуле:

где — комплексный нормативный показатель конкурентоспособности;

П произведение значений показателей с номерами 1, 2, 3,...,n;

q — i-й единичный относительный нормативный показатель конкурентоспособности; рассчитывается по формуле (6.1);

n — число нормативных показателей.

Особенность анализа результатов при определении комплексного нормативного показателя конкурентоспособности заключается в том, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, то комплексный показатель также равен 0. Это очевидно, так как товар, не соответствующий нормативной документации, не будет сертифицирован, что свидетельствует о неконкурентоспособности данного товара на рынке.

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам, технологическим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:

где — комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам или технологическим параметрам;

qii -й единичный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитывается по формулам (6.1), (6.2);

n — число показателей;

тi весомость i -го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность.

Комплексный экономический показатель конкурентоспособности рассчитывается по известным экономическим показателям и цене потребления.

Полная цена потребления рассчитывается по формуле:

где Ц — цена потребления товара, руб.;

З — затраты на приобретение товара, руб.;

Сi — средние суммарные затраты на эксплуатацию товара, относящиеся к i -му году службы, руб.;

Т — срок службы, лет;

i — год по порядку.

При этом:

где Сj — эксплуатационные затраты по j -й статье, руб.;

n — количество статей эксплуатационных затрат.

В случае, если продукция продана после эксплуатации или к концу гарантийного срока хранения, полные затраты должны быть уменьшены на величину затрат за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).

Комплексный экономический показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:

где Jэ — экономический комплексный показатель конкурентоспособности;

З, З0, — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и базе сравнения, руб.

При расчете комплексного экономического показателя конкурентоспособности по продовольственным товарам за полные затраты принимается цена реализации. Она фактически соответствует цене потребления, так как после покупки продовольственные товары сразу используют для приготовления пищи.

Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:

Интегральный показатель конкурентоспособности отражает уровень конкурентоспособности оцениваемого товара в потребительском эффекте, приходящемся на единицу цены потребления товара. Если К <1, то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает сравниваемому образцу, если К > 1, то превосходит его, при К = 1 образцы имеют одинаковую конкурентоспособность.

Смешанный метод оценки конкурентоспособности представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов при одинаковой базе сравнения. При этом используют часть показателей, рассчитанных комплексным методом.

В настоящее время производится разработка и модификация методов оценки конкурентоспособности товаров. Так, Н. Е. Свирейко предложена методика оценки конкурентоспособности масложировых продуктов, которая позволяет оценить товары не с точки зрения производителя, а с точки зрения потребителя, так как учитывает лишь имеющие для него значение показатели.

В качестве оцениваемых показателей, характеризующих полезный эффект, берутся следующие: вкус и запах, консистенция, удобство расфасовки, калорийность, состав продукта, привлекательность и надежность упаковки, ее информативность, известность товара, имидж предприятия, срок годности, наличие торговой марки, цена, масса продукта.

Коэффициент полезного эффекта рассчитывается по формуле:

где n — число показателей, по которым товар является наиболее привлекательным для потребителя;

n0 общее число оцениваемых показателей.

Цена потребления масложировых продуктов зависит главным образом от количественных показателей: массы продукта, содержания в нем жира. Поэтому она должна быть приведена в сопоставимый вид (на 100 г продукта) с учетом содержания жира в 100 r продукта. Расчет средней цены потребления 1 г жира в продукте осуществляется по формуле (6.14) на основе средней цены товара на рынке:

)

где — средняя цена товара на рынке, руб.;

т — масса оцениваемого продукта, г;

d — содержание жира в 100 г оцениваемого товара, %

Расчет уровня конкурентоспособности товара (К) осуществляется по формуле:

где — коэффициент полезного эффекта;

Ц — средняя цена потребления 1 г жира в продукте.

Чем больше значение коэффициента К, тем конкурентоспособнее товар. Методика позволяет оценить конкурентоспособность как отдельных видов масложировой продукции, так и продукции отдельного предприятия с использованием формулы:

где КП уровень конкурентоспособности предприятия;

Ki уровень конкурентоспособности i -гo товара, производимого предприятием;

п — общее количество подвергнутых оценке товаров предприятия.

Таким образом, можно рассчитать конкурентоспособность товаров, вырабатываемых различными предприятиями, на основе потребительских свойств и цены потребления с целью определения перспективы их продажи в регионе.

4. Структура и содержание организационно – экономической главы

Одной из важных составных частей выпускной квалификационной работы является глава, посвященная раскрытию содержания и эффективности коммерческой деятельности предприятия, на примере которого она выполняется. В ней необходимо показать, в какой мере студент овладел теоретическими знаниями в области коммерческой деятельности предприятия, технологии торговли и умением эффективно применять их в практической работе.

Студент-выпускник должен хорошо разбираться в сущности и содержании коммерческой деятельности, ее нормативно-правовом обеспечении и особенностях коммерческой работы на данном предприятии с учетом его специфики (производственное предприятие, оптовое или розничное торговое предприятие).

Ниже приведены варианты примерных названий и планов организационно-экономической главы выпускной квалификационной работы.

Вариант 1. Организация коммерческой работы на предприятии

1.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия (оптовой базы, магазина и т. и.)

1.2 Организация коммерческой работы по оптовым закупкам товаров

1.3 Организация коммерческой работы по продаже товаров

1.4 Реклама товаров и услуг и ее эффективность

Вариант 2. Коммерческие и технологические операции на предприятии оптовой торговли и их эффективность

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Организация коммерческой работы на предприятии

2.3 Организация и технология операций по поступлению и хранению товаров

2.4 Организация и технология операций по отпуску товаров оптовым покупателям

Вариант 3. Коммерческие и технологические операции на предприятии розничной торговли и их эффективность

3.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина

3.2 Организация коммерческой работы по закупкам товаров и завоза их в магазин

3.3 Организация и технология приемки и хранения товаров в магазине

3.4 Подготовка товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале

3.5 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей и их эффективность

Вариант 4. Организация и технология оптовой торговли непродовольственными (продовольственными) товарами*

4.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

4.2 Организация и технология закупки продовольственных (непродовольственных) товаров

4.3 Организация и технология операций по оптовой продаже и отпуску товаров покупателям

4.4 Реклама товаров и услуг на предприятии и ее эффективность

Вариант 5. Организация и технология розничной торговли продовольственными (непродовольственными) товарами*

5.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина

5.2 Организация и технология закупки и завоза товаров в магазин

5.3 Организация и технология приемки товаров и их хранения в магазине

5.4 Подготовка товаров к продаже, их размещение и выкладка в торговом зале

5.5 Организация и технология продажи товаров и их эффективность

Вариант 6. Современные методы продажи продовольственных (непродовольственных) товаров и их эффективность

6.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина

6.2 Технологическая планировка торгового зала магазина и ее эффективность

6.3 Характеристика методов продажи, применяемых в магазине, их эффективность

6 4 Совершенствование обслуживания покупателей на основе внедрения современных методов продажи товаров

Вариант 7. Организация рекламной работы в магазине

7.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина

7.2 Средства рекламы, применяемые в магазине, их характеристика

7.3 Рекламно-информационное оформление магазина

7.3.1 Фирменный стиль и интерьер магазина

7.3.2 Оформление мест продаж

7 4 Планирование и организация рекламной работы в магазине, ее эффективность

Рассмотрим примерное содержание отдельных разделов приведенных глав.

Независимо от выбранной темы главы ее первый раздел должен содержать организационно-экономическую характеристику объекта исследования.

Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия). Вначале на основании данных, содержащихся в учредительном документе (уставе, учредительном договоре), следует дать краткое описание предприятия, указав место его расположения и виды деятельности, а также привести организационную структуру с указанием численности работающих и занимаемых ими должностей. Для крупных предприятий приводится состав структурных подразделений и перечисляются выполняемые ими функции.

Обязательным является анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за последние 2 — 3 года, который проводят на основании данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Анализируемые данные должны быть представлены в виде сводной таблицы или нескольких таблиц (при подробном анализе каждого показателя). Примерная форма сводной таблицы приведена в приложении 9. (Определения финансово-экономических показателей торговли приводятся в соответствии с ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения").

К основным финансово-экономическим показателям, характеризующим различные аспекты деятельности торговой организации, относятся:

товарооборот1 — объем продажи товаров и оказания услуг в

денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот подразделяют на оптовый и розничный. Оптовый товарооборот — объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Розничный товарооборот-объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования, а также продажи товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям и т.п.), через которые осуществляется совместное потребление товаров;

товарные запасы — количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения они подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза;

товарные запасы в днях оборота — относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий, на сколько дней торговли хватит товарных запасов;

товарооборачиваемость — время обращения среднего товарного запаса за определенный период;

издержки обращения — денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты;

затраты торгового предприятия — денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе;

валовой доход торговли — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени;

прибыль от реализации товаров — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода, за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени. Обязательным платежом являются, например, налог на добавленную стоимость, акцизы;

валовая прибыль торгового предприятия — показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;

чистая прибыль торгового предприятия — часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных показателей.

Важным показателем деятельности торгового предприятия является товарооборот. К основным показателям, характеризующим его, относятся:

объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

структура товарооборота (товарооборот по отдельным товарным группам в рублях и их доля в общем товарообороте, выраженная в процентах);

однодневный товарооборот;

товарооборот в расчете на одного работника (в розничной торговле — в расчете на одного работника, занятого обслуживанием покупателей);

товарооборот на единицу площади (в оптовой торговле при расчете используют показатель общей складской площади, а в розничной торговле — торговой площади).

При анализе товарооборота необходимо выявить закономерности его развития, а также причины изменения этого показателя. Для этого рассчитывают показатели динамики товарооборота (темпы роста и темпы прироста) в действующих и сопоставимых (с учетом индекса цен) ценах.

Динамику товарооборота по некоторым товарным группам (кондитерские изделия, мороженое, ювелирные изделия, канцелярские товары и др.) целесообразно анализировать поквартально или помесячно, поскольку объемы продаж многих товаров зависят от времени года, праздников и других причин. Кроме того, такой анализ позволяет более точно прогнозировать изменение спроса на те или иные товары в будущем.

Анализ издержек обращения предприятия может проводиться как по общей их величине, так и по отдельным видам расходов (с определением их доли в сумме издержек).

Основными статьями издержек обращения в торговле являются:

транспортные расходы;

расходы на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

амортизация основных средств;

расходы на ремонт основных средств;

износ санитарной и специальной одежды и пр.;

расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

расходы на рекламу;

затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами;

потери товаров и технологические отходы;

расходы на тару; прочие расходы.

При анализе издержек обращения необходимо сделать заключение о путях их уменьшения, уделив особое внимание тем статьям, которые занимают наибольший удельный вес в структуре расходов. Например, если для доставки товаров в магазин используется его собственный транспорт, то доля транспортных расходов будет существенно выше, нежели при централизованной доставке товаров поставщиком.

Кроме абсолютной суммы издержек обращения, которая определяется путем суммирования расходов по всем статьям, рассчитывают уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота) и его отклонение (экономию или перерасход). Уровень издержек обращения зависит от ассортиментного профиля торгового предприятия (расходы, связанные с транспортировкой, хранением, подготовкой к продаже продовольственных товаров выше, чем в торговле непродовольственными товарами).

Валовой доход в торговле, по сути, отражает величину реализованной торговой надбавки. Иными словами, это разница между товарооборотом и покупной стоимостью товаров. Валовой доход характеризуется абсолютным значением (в рублях) и уровнем, т. е. отношением к величине товарооборота (в процентах). Уровень валового дохода во многом зависит от структуры товарооборота и того, насколько обоснована величина торговой надбавки для каждой товарной группы. Кроме того, важным является правильный выбор поставщиков, заключение с ними договоров на выгодных для покупателя условиях, что позволяет снизить стоимость приобретаемых товаров.

Эффект от хозяйственной деятельности торгового предприятия выражается в виде прибыли. На величину прибыли, полученную предприятием, оказывают влияние все рассмотренные выше показатели. В том случае, когда валовой доход предприятия меньше суммы издержек обращения, оно получает убыток.

О том, насколько эффективно используются ресурсы торгового предприятия, судят по таким относительным показателям, как показатели рентабельности. Уровень рентабельности вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации товаров, на товарооборот. Этот показатель определяет, сколько рублей прибыли получено торговым предприятием в результате реализации товаров на один рубль товарооборота. Аналогично могут быть рассчитаны и другие показатели рентабельности, например, отношение прибыли к издержкам обращения.

После проведения анализа каждого из перечисленных показателей следует сделать общий вывод об их взаимосвязи, а также предложить пути повышения эффективности работы предприятия.

Далее необходимо привести краткую характеристику материально-технической базы предприятия (его общую площадь, состав и размеры помещений, их взаимосвязь, оснащенность различными видами оборудования и т. п.).

Особое внимание при этом следует уделить технологической планировке основных помещений, для чего необходимо приложить к работе схемы технологических планировок склада или торгового зала магазина (в зависимости от того, на примере какого предприятия выполняется работа).

Так, при анализе технологической планировки помещений основного производственного назначения на складе оптовых предприятий необходимо учитывать соблюдение таких требований, как:

обеспечение непосредственной связи между всеми помещениями склада с учетом последовательности выполняемых технологических операций;

оптимальное использование складской площади и емкости;

соответствие ширины проходов между технологическим оборудованием характеристикам подъемно-транспортного оборудования;

наличие в зоне хранения одного или нескольких центральных проходов, обеспечивающих свободный поворот напольных подъемно-транспортных средств и их встречное движение;

организация движения грузопотоков таким образом, чтобы исключались встречные перевозки;

соблюдение техники безопасности и правил противопожарной безопасности.

Для того чтобы определить, насколько эффективно используются складские помещения основного производственного назначения, применяют следующие показатели — коэффициент использования складской площади и коэффициент использования складского объема.

Коэффициент использования складской площади рассчитывают по формуле:

где КS коэффициент использования складской площади;

Sгр — грузовая (занятая оборудованием для хранения товаров) площадь склада, м2;

Sскл — складская площадь (грузовая площадь и площадь, занятая проходами и проездами), м2.

С учетом типа складского помещения, его планировки и других факторов этот показатель должен иметь значения от 0,25 до 0,6.

Коэффициент использования складского объема рассчитывается по формуле:

где КV коэффициент использования складского объема;

Vгр — грузовой объем склада (объем стеллажей, поддонов и контейнеров с товарами), зависящий от высоты укладки товаров, м3;

Vскл — складской объем, м3.

Оптимальные значения этого показателя составляют 0,3-0,5.

Если выпускная квалификационная (дипломная) работа выполняется на примере магазина, то особое внимание следует уделить анализу эффективности использования площади его торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

где КУ коэффициент установочной площади;

SУ — установочная площадь магазина, м2,

Sт.з. — площадь торгового зала, м2.

Оптимальными для данного показателя являются значения 0,27 — 0,33. Если значение коэффициента установочной площади низкое, то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено, то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно ее использовать под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади, который рассчитывают по следующей формуле:

где КЭ коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

SЭ — экспозиционная площадь магазина, м2,

Sт.з. — площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, равное примерно 0,7 — 0,75.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т. д.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется ГОСТ Р 51773-2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий", однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

Организация коммерческой работы. Характеризуя коммерческую деятельность предприятия, необходимо дать краткое описание служб (отделов), занимающихся коммерческой работой, перечислить должностные обязанности их работников.

Также следует привести общие данные о поставщиках товаров, количестве заключенных договоров за последний год и т. д. Особое внимание необходимо обратить на структуру и содержание заключенных предприятием договоров поставки. Нужно приложить к работе копии нескольких договоров и проанализировать содержание их условий на соответствие требованиям Гражданского кодекса РФ, предъявляемым к договорам купли-продажи и поставки.

Структура и содержание договора поставки определяются заключающими его сторонами. При этом поставщик и покупатель должны учитывать ряд правил, соблюдение которых при составлении текста договора позволяет сторонам впоследствии избежать недоразумений и споров, связанных с различиями в понимании тех или иных его условий. Поэтому очень важно, чтобы договор содержал все необходимые реквизиты, а его условия не противоречили действующему законодательству. Формулировки условий договора должны быть точными, исключающими возможность их двоякого толкования.

Исходя из вышесказанного, договор поставки может иметь следующую примерную структуру.

реквизиты договора;

преамбула (вводная часть) договора;

предмет договора;

сроки и порядок поставки,

качество и комплектность,

упаковка и маркировка;

цена и порядок расчетов;

ответственность сторон;

срок действия договора;

изменение и расторжение договора;

разрешение споров;

заключительные положения;

реквизиты и подписи сторон.

Рассмотрим содержание каждого из приведенных разделов договора.

Реквизиты договора. К реквизитам договора относятся его название, место и дата заключения.

Название договора говорит о юридической сущности документа, позволяет понять, какие он определяет правоотношения. Поэтому в его заголовке желательно указать не просто слово "Договор", а наименование, предусмотренное законом для данного вида договора, т. е. "Договор поставки".

После заголовка обычно указываются место и дата заключения договора.

Если в договоре не указано место его заключения, то он признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

Дата (число, месяц и год) подписания договора позволяет установить момент его заключения и окончания срока действия.

Преамбула договора. В вводной части договора записывается полное наименование сторон и указание на то, что они заключили настоящий договор. Здесь же приводятся фамилии, имена, отчества и должности лиц, имеющих право подписывать заключаемый договор от имени каждой из сторон. Такие полномочия руководителя предприятия или организации должны быть предусмотрены в их учредительных документах. Другие лица могут действовать на основании надлежаще оформленной доверенности. В договоре должна содержаться ссылка на эти документы, с обязательным указанием их названия, даты выдачи и срока действия (для доверенности).

Чтобы не повторять полные названия сторон в тексте договора, в дальнейшем их именуют так, как это установлено для данного вида договора: "Поставщик" и "Покупатель".

Предмет договора. В этом разделе определяются те отношения, по поводу которых заключается договор. В нем необходимо закрепить обязанность поставщика передать покупателю произведенные или закупленные им товары в количестве, ассортименте и сроки, предусмотренные договором, а также обязанность покупателя эти товары принять и оплатить в установленном договором порядке, форме и размере.

Перечень подлежащих поставке товаров может быть включен в текст договора или приведен в качестве приложения к нему в виде спецификации. В ней, как правило, содержится развернутый ассортимент товаров с указанием их видов, сортов, размеров, моделей и других признаков. Спецификация является неотъемлемой частью договора, о чем обязательно должно быть в нем сказано.

Сроки и порядок поставки. Как уже отмечалось, сроки поставки являются существенным условием договора поставки. В то же время сторонами может быть предусмотрена поставка товаров отдельными партиями в течение срока действия договора, но периоды поставки (сроки поставки отдельных партий) не определены. В этом случае действует требование Гражданского кодекса РФ о поставке товаров равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Наряду с определением периодов поставки в договоре может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). Такой график прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, о чем обязательно делается запись в тексте договора.

Досрочная поставка товаров может производиться только с согласия покупателя. Если поставленные досрочно товары приняты покупателем, то они засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.

Порядок поставки определяется договором в зависимости от того, кому поставляются товары. Они могут быть отгружены (переданы) покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в качестве получателя в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяется договором. Если такой срок договором не определен, то она должна быть направлена не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

В договоре, как правило, предусматривается, каким видом транспорта и на каких условиях осуществляется доставка товаров. В противном случае право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Договором поставки может быть предусмотрена выборка товаров, т. е. их получение покупателем или получателем в месте нахождения поставщика. Если срок выборки не указан в договоре, то она должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товара.

Качество и комплектность. Поставщик обязан передать покупателю товары, качество и комплектность которых соответствуют государственным стандартам, техническим условиям или другим нормативно-техническим документам, устанавливающим обязательные требования к качеству товаров. В договоре обязательно указывают (применительно к каждому товару) наименование этих документов, их номер и дату утверждения. Здесь же делают запись о сертификате соответствия или ином документе в зависимости от вида товара, подтверждающем его соответствие установленным требованиям. Если на товар установлен гарантийный срок, то это также можно записать в данном разделе договора.

Гражданским кодексом РФ установлено, что покупатель обязан осмотреть принятые им товары, а также проверить их количество и качество. В случае выявления несоответствия или недостатков товаров он должен незамедлительно письменно уведомить об этом поставщика. Порядок и сроки проведения такой проверки могут быть определены законом, иными правовыми актами или договором. Например, по соглашению сторон могут применяться правила, установленные инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" (утв. постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6) и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" (утв. постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 № П-7).

Упаковка и маркировка. В договоре может содержаться требование о поставке товаров в таре и упаковке, соответствующих государственным стандартам, техническим условиям, другой нормативно-технической документации.

В Гражданском кодексе РФ имеется правило о том, что если иное не определено договором поставки, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товаров подлежат возврату поставщику лишь в том случае, если это предусмотрено договором.

Упаковка товаров должна содержать необходимую маркировку. Перечень составляющих ее данных зависит от вида товаров, способов упаковки и транспортировки. Требования к маркировке и ее содержание могут определяться либо соответствующими нормативно-техническими документами, либо указываться в самом договоре.

Цена и порядок расчетов. Существуют различные способы указания цены в договоре поставки. Например, конкретная цена для каждого товара может быть записана в самом договоре, в спецификации или в прилагаемом ценовом листе. К договору может прилагаться протокол согласования цены. При этом в тексте договора необходимо сделать отметку о наличии такого приложения, указав дату, номер и срок действия протокола.

Стороны вправе предусмотреть в договоре поставки возможность изменения цены после его заключения. Например, такое изменение может происходить не чаще одного раза в месяц (квартал и т. д.) и оформляться новым протоколом согласования цены, подписанным обеими сторонами.

Отдельно могут быть указаны цена тары и упаковки, а также то, входит ли их стоимость в стоимость товаров.

Порядок расчетов (например, по мере поступления товаров, предварительная оплата и т.д.) и их форма (например, аккредитив, платежное поручение и т.д.) предусматриваются в договоре. Если же они не определены соглашением сторон, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

В зависимости от условий договора товары оплачиваются либо покупателем, либо получателем. В случае неосновательного отказа получателя оплатить товары или если он не оплатил их в установленный договором срок, поставщик вправе требовать оплаты поставленных товаров от покупателя.

Ответственность сторон. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны несут имущественную ответственность, установленную договором в соответствии с общими правилами Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств.

Так, договором может быть установлена имущественная ответственность поставщика за недопоставку или поставку некачественных товаров (например, в виде штрафа), а также за несвоевременную поставку товаров (например, пеня за каждый день просрочки). При этом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства, т. е. до тех пор, пока недопоставленное количество товаров не будет восполнено в последующих периодах поставки. Иной порядок уплаты неустойки может быть предусмотрен законом или договором.

Имущественная ответственность покупателя может быть определена договором в случае несвоевременной оплаты им полученного товара. Так как в данном случае речь идет о неисполнении денежного обязательства, с покупателя взыскиваются проценты на просроченную сумму за каждый день просрочки. Кроме того, в договоре можно также предусмотреть обязанность покупателя уплатить неустойку за невозврат или несвоевременный возврат тары, если ее возврат обязателен по условиям договора.

В договоре могут быть установлены и другие правила, определяющие ответственность сторон, а также оговорены случаи, в которых стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (например, в случае непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных обстоятельств, непредотвратимых при данных условиях).

Срок действия договора. В договоре необходимо указать моменты начала и окончания его действия. При этом договором может быть предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон. Однако следует иметь в виду, что окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Изменение и расторжение договора, Стороны могут предусмотреть в договоре случаи и порядок его изменения и расторжения, в том числе по инициативе одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой стороной.

Разрешение споров. Стороны могут предусмотреть в договоре следующие способы разрешения возникающих споров:

добровольное урегулирование разногласий (претензионный порядок разрешения споров до суда);

в установленном действующим законодательством РФ порядке, т. е. судом, как правило, по месту нахождения ответчика;

рассмотрение разногласий третейским судом.

Заключительные положения. Помимо дополнительных условий (например, о конфиденциальности, об обязанности сторон извещать друг друга при изменении адреса и т. п.) в данном разделе, как правило, определяется порядок применения правовых актов по вопросам, не урегулированным договором.

Реквизиты сторон. В этом разделе указываются следующие данные:

юридические адреса (если сторонами договора являются юридические лица), должности, фамилии, имена, отчества лиц, подписывающих данный договор;

паспортные данные (если стороной договора является гражданин-предприниматель);

банковские реквизиты;

отгрузочные реквизиты;

подписи сторон;

печати сторон (для юридических лиц).

Если в результате урегулирования преддоговорных споров сторонами был составлен и подписан протокол разногласий, он прилагается к договору. В указанном случае в договоре обязательно делается отметка "С протоколом разногласий".

При освещении других вопросов деятельности предприятия необходимо сначала изучить соответствующий теоретический материал, затем на конкретных примерах показать, как осуществляются те или иные коммерческие и технологические операции на данном предприятии, какова их эффективность. Для этого следует использовать соответствующие нормативные и правовые документы, регулирующие торговую деятельность, а также учебную литературу и материалы специализированных периодических изданий.

Организация рекламной работы в магазине. Глава, посвященная вопросам, связанным с рекламной работой на торговом предприятии, должна сопровождаться иллюстративным материалом, представленным в виде приложений. Это могут быть фотографии вывески магазина, оформленных в нем витрин, образцы рекламных печатных изданий, применяемых на предприятии (каталоги, буклеты, памятки и т. п.), фотографии, демонстрирующие применение рекламных материалов, сопровождающих выкладку товаров в магазине, схема их размещения в торговом зале и др.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Методические указания по написанию выпускной квалификационной работы (ВКР) в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В Плеханова». Утверждены Протоколом №6 от 09 февраля 2015 года.

2. Криштафович В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы: Учебное пособие / В.И. Криштафович, И.А. Жебелева, В.И. Заикина, О.В. Памбухчиянц; под ред. проф. В.И. Криштафович. – 2-е изд – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.


Приложение 1

 

Зав. кафедрой «Товароведения и экспертизы товаров»

 

от студента Факультета коммерции,

___________________________ формы обучения,

________ курса группы __________

 

________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

 

Контактный телефон ___________________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить тему выпускной квалификационной работы в следующей редакции: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________» и назначить научного руководителя _____________________________________________

(Ф.И.О. научного руководителя)

 

«_____»________________201_ г. _____________________

(подпись студента)

 

Научный руководитель:

_______________________________

(должность, ученая степень и звание, Ф.И.О.)

 

_____________________________________

 

 

_____________________________________

(подпись научного руководителя)

 

Тема и научный руководитель утверждены на

заседании кафедры ______________________ протокол № _____

(название кафедры)

от «____»_______________20____ г.

 

 


Приложение 2

Date: 2016-06-09; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию