Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор и утверждение темы дипломной работы





Выбор темы - первый этап выполнения дипломной работы. Своевременный и правильный выбор темы определяет успех всей последующей работы дипломника.

Тематика дипломных работ определяется кафедрой и утверждается соответствующим протоколом заседания кафедры. Кафедра обязана обеспечить актуальность тематики дипломных работ, соответствие современными задачами и проблемами, состоянию и перспективам развития управленческой науки. Тематика дипломных работ корректируется каждый учебный год.

Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы из числа утвержденных кафедрой. При этом учитываются пожелания студентов, в особенности, если они ранее работали под руководством определенного преподавателя.

В отдельных случаях студент может выбрать для своей дипломной работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этих случаях тема должна быть всесторонне обоснована с точки зрения практической целесообразности ее разработки, согласована с научным руководителем и утверждена заведующим кафедрой. Кроме того, темы дипломных работ могут быть предложены руководителями организаций, учреждений и предприятий, представляющих места для преддипломной практики студентов. Этим работам уделяется особое внимание ввиду их практической значимости.

При выборе темы дипломной работы следует учесть:

- индивидуальные предпочтения и научные интересы студента к той или иной проблеме, опыт участия студента в НИР (участие в научных кружках, конкурсах, олимпиадах, выступления на конференциях);

- тематику предшествующих курсовых работ и выполненных рефератов;

- место преддипломной практики;

- соответствие темы конкретным задачам, стоящим перед данным предприятием в текущем периоде;

- уровень теоретической и специальной подготовки дипломника;

- научную специализацию кафедры и ее преподавателей.

Студенты, проходящие преддипломную практику на одном предприятии, выполняют дипломные работы на разные темы. Однако при этом необходимо стремиться к комплексности исследования, совместному решению общей проблемы, включающей смежные темы. По одной теме могут выполнять дипломные работы разными студентами, если объекты их изучения или круг рассматриваемых вопросов различны. Это различие отражается в названии (наименование объекта) и содержании дипломной работы.

Тема должна быть посильна для выполнения. Нужно руководствоваться возможностью получения конкретных фактических данных. Разумеется, разработка малоисследованной темы сопровождается трудностями, но такая работа является наиболее обещающей, заканчивается новым результатом и, как правило, высоко оценивается государственной аттестационной комиссией.

Выбор темы неразрывно связан с выбором объекта исследования. Заранее трудно определить, на материалах какого конкретного объекта будет писаться дипломная работа. В качестве объекта, как правило, выступает конкретный хозяйствующий субъект (предприятие). Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, предприятие - основное звено хозяйственной системы. Здесь производятся товары, работы и услуги. Во-вторых, большинство данных предприятия обычно доступны для студента. В-третьих, предприятие может являться местом будущей работы. Поэтому, разрабатывая тему дипломной работы на первичных данных предприятия, студент глубже овладевает своей специальностью, лучше осваивает конкретные особенности будущей работы.

Формулировка темы должна быть краткой, отражать суть работы, содержать название объекта исследования.

Тема не должна быть слишком широкой, так как это обстоятельство препятствует ее полному раскрытию, и в то же время не должна быть слишком узкой, иначе студент может столкнуться с проблемой поиска необходимой литературы, фактического материала и недостаточностью объема выполненной работы.

Особенно следует обратить внимание на то, что тема дипломной работы должна быть абсолютно одинаковой во всех документах, а именно:

- в приказе о темах дипломных работ;

- на титульном листе дипломной работы;

- в задании на дипломную работу;

- в отзыве на дипломную работу;

- в рецензии на дипломную работу.

Порядок закрепления темы дипломной работы

Процесс выбора темы начинается согласно графику подготовки и защиты дипломных работ в последнем учебном году, в сентябре-октябре месяце. В случае если студент в установленные сроки не избрал тему дипломной работы, кафедра вправе определить ее по собственному усмотрению без согласования со студентом.

Выбору темы дипломной работы предшествует консультация с научным руководителем данной темы, где студент уточняет объем и содержание темы, круг вопросов, подлежащих исследованию, инструментарий выполнения работы, содержание, характер и объем материалов, подлежащих изучению, сроки предоставления разделов работы и ее окончательного варианта научному руководителю, на кафедру.

Тема дипломной работы закрепляется за студентом на основании его письменного заявления по установленной форме, представленного на имя заведующего кафедрой. Одновременно с утверждением темы утверждается руководитель дипломной работы. Студентам необходимо помнить, что выбор руководителя зачастую предопределяет и выбор темы работы и наоборот, так как у каждого преподавателя, являющегося научным руководителем существуют свои направления в рамках его компетенций.

Согласие научного руководителя на руководство данной темы и данным студентом оформляется его визой на заявлении студента.

Заявление студента с визой научного руководителя, рассматривается на заседании кафедры и визируется заведующим кафедрой. На этих этапах тема дипломной работы может быть подвергнута коррекции и изменению.

Студент - дипломник получает на кафедре задание на выполнение дипломной работы, которое должно быть согласовано с назначенным научным руководителем и утверждено заведующим кафедрой.

После издания приказа об утверждении тем дипломных работ тема работы в целом или частичная коррекция ее названия и содержания может быть изменена лишь в порядке исключения по веским обстоятельствам, например, отсутствие или невозможность получения материалов для написания работы, болезнь или отсутствие научного руководителя и т.п. Корректировка темы дипломного проекта допускается только в течение преддипломной практики и оформляется в виде заявления студента на имя заведующего кафедрой с обоснованием необходимости изменения темы. Заявление визируется руководителем дипломной работы.

При этом по измененной теме должны выдерживаться сроки подготовки и защиты дипломной работы.

 

 

2.2. Подбор и изучение литературы по избранной теме.
Составление плана

Подбор и изучение литературы по избранной теме

Подготовка дипломной работы, непосредственное ее написание складываются из ряда этапов. Первый из них - это ознакомление с обзорными печатными материалами по теме, и с самой постановкой проблемы. Подбор литературы производится студентом самостоятельно сразу же после выбора темы дипломной работы. Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо не только для того, чтобы выяснить, насколько содержание того или иного источника соответствует избранной теме, без него нельзя получить ясного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить обоснованный первоначальный вариант плана дипломной работы.

Первоначально изучается общее современное состояние проблемы исследования в научной литературе. Это необходимо для того, чтобы определить направление и содержание работы.

Изучение литературы следует начинать с работ общего методологического характера, рассматривая впоследствии более частные работы. Кроме того, рекомендуется начинать с последних работ в данной области.

Труды ученых, специалистов, законодательные и нормативные акты составляют методическую основу работы над темой. Монографии и статьи периодических изданий позволяют глубоко проанализировать сущность и причинно-следственные связи изучаемых явлений. Статистические сборники и справочники дают возможность найти необходимые факты и цифры, подтверждающие те или иные теоретические положения и выводы. Чем шире и разнообразнее будет круг источников, которыми студент пользовался, тем более существенной будет теоретическая и практическая значимость его исследования.

Следует подчеркнуть, что советоваться с научным руководителем по отбору литературных источников для написания дипломной работы необходимо. Однако консультации не должны превращаться в мелочную опеку — дипломник подби­рает нужную литературу самостоятельно. Роль научного руково­дителя на данной стадии подготовки дипломной работы заключа­ется в санкционировании списка отобранных источников и инфор­мации о новейших изданиях, которые по каким-либо причинам не попали в библиотечные каталоги. Большую помощь в отборе ли­тературы может оказать руководитель практики от предприятия (организации), обычно знающий публикации, касающиеся рабо­ты отрасли и функционального подразделения.

При подборе литературы необходимо обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам библиотеки. При работе с предметно-тематическим каталогом нужно просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой дипломной работы, но и разделы по темам, близким к избранной; следует подбирать литературу, освещающую как общетеоретическую сторону проблемы, так и действующую практику. Одним из источников информации являются последние номера журналов за предшествующий год. В них содержится полный перечень опуб­ликованных в журнале в течение года статей, заметок, писем, кон­сультаций и других материалов. Еще одним источником сведений об имеющихся публикациях по теме работы являются перечни использованной или дополни­тельной литературы, которые многие авторы дают в конце своих книг или статей, а также употребляемые ими в тексте сноски (ссылки) на то или иное произведение.

Целесообразно прочитать и законспектировать необходимые данные того или иного источника. Следует продумать вопрос о том, где (исходя из плана работы) могут быть использованы полученные данные. Подобная систематизация позволяет на основе критического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы.

При работе с литературой необходимо четко подразделять выписки на дословные и конспективные. Это позволит избежать не оговоренного (без ссылки на автора) включения в работу чужого текста. На­личие подобных ссылок не только не умаляет заслуг самого дипломника, но и подчеркивает его научную добросовестность, прида­ет его работе более убедительный характер. Неогово­ренное же заимствование чужих мыслей снижает качество дип­ломного проекта, превращает его из формы творчества в продукт компиляции.

Составление первоначального плана

На основе предварительного ознакомления с литературой должен быть тщательно продуман и составлен первоначальный вариант плана дипломной работы. При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах и определить последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Эти вопросы не будут указываться в основном (официальном) плане. Они предназначены для «внутреннего», рабочего плана по которому и пишется дипломная работа.

При составлении плана необходимо учитывать пропорциональность разделов работы: нельзя допускать, чтобы одни главы или параграфы были слишком большими, а другие слишком маленькими. Главы должны быть логически связаны между собой. Название глав должно быть четким, немногословным, грамотно сформулированным, недвусмысленным по содержанию.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план необходимо согласовать с руководителем дипломной работы.

Изучение выбранной литературы

После того, как составлен и согласован рабочий план, составляются конспекты изученного материала. Характер последних определяется возможностью и формой использования изучаемого материала в будущей работе.

Обзор литературы начинается с ознакомления с первоисточниками: законодательные и нормативные акты, статистические сборники. После этого можно приступить к изучению учебников, учебных пособий, монографий, научно – исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы и сопоставлены.

Поиск литературы необходимо производить, используя реферативные журналы, которые выходят периодически. Это могут быть выписки (цитаты) или краткое изложение мыслей, фактов или характеристика прочитанного материала и т.д. Во всех случаях необходимо записывать название источника.

При выборе литературы важно обеспечить актуальность теоре­тических и практических вопросов избранной темы дипломной работы. В связи с этим, на публикации последних лет нужно обращать особое внимание. В них отражается действующая практика, нерешенные вопросы и проблемы, а также высказываются сужде­ния о возможных путях и методах совершенствования действующе­го порядка. Критическое осмысление и использование этого ма­териала при исследовании избранной темы — важный элемент при написании дипломной работы и в связи с этим, в списке использованной литературы публикации последних лет должны быть отра­жены наиболее полно. Как уже отмечалось, монографии, учебники и другая специальная литература не теряют своей актуальности в течение 5 лет после издания, а материалы периодической печати – 3 года. Нормативные акты устаревают по мере принятия новых.

Кроме того, необходимо использовать такие источники как: первичная финансовая документация предприятия, официальные web-сайты, словари, справочники.

Значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане. Подобная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы.

Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме дипломной работы. Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния. Работа с литературой включает несколько методов.

1. Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании дипломной работы.

2. Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

3. Конспектирование – детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.

4. Аннотирование – краткое, предельное сжатое изложение основного содержания литературных источников.

5. Цитирование – дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте дипломной работы фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источников. Включенную в текст цитату следует оформить обязательным указанием автора и источник, из которого производится цитирование. В дипломной работе можно использовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор фактического практического материала, обобщаемого как в статистических сборниках, так и на примере предприятий и организаций.

Составление окончательного варианта плана

После того как тщательно изучена и систематизирована собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы.

Изменение в плане могут быть связанны с некоторой корректировкой самого направления работы, в необходимости которой автор убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточного материала, а по другим, наоборот имеются свежие, представляющие теоретический и практический интерес данные.

В случае, если после ознакомления с литературными источниками составлен новый вариант плана, последний также должен быть согласован с руководителем дипломной работы. Окончательный вариант плана обязательно дополняется графиком выполнения работы.

Хорошо составленный план значительно облегчает работу студента, обеспечивает логическую последовательность размещения материала. Структура плана, по сути, это содержание дипломной работы.

 

Date: 2016-06-09; view: 1738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию