Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории управленческих решений





В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками, для чего собирается максимальный объем надежной и адекватной информации, а затем делается выбор из альтернатив, другими словами, происходит разрешение проблемы. Что же такое управленческое решение? В управленческой литературе встречается целый ряд определений "управленческому решению":

· это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

· это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направляемых на достижение целей.

· это процесс целенаправленного преобразования исходной информации о состоянии и условиях функционирования объекта управления в информацию о наиболее рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем.

· это один из центральных процессов управления организацией, может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управленческого воздействия на управляемую систему.

· Возьмем за основное определение управленческого решения, что управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании.

управленческое решение менеджмент задача

Чтобы повысить качество решений рекомендуется осуществить их анализ на основе классификации. Несмотря на бесконечное множество самых разнообразных принимаемых управленческих решений у всех них существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество классифицировать. Существует следующая классификация управленческих решений.

1 Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно разделить на традиционные (стандартные), неоднократно встречающиеся ранее в практике управления, когда необходимо сделать выбор из уже имеющихся альтернатив; и нетипичные (нестандартные), когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив. Стандартные решения с одной стороны принимать легко, быстро и не требуется дополнительных затрат времени и ресурсов; с другой стороны принимать такое решение нельзя в совершенно новых ситуациях, так как смещение в сторону опыта может привести к потере эффективного решения, то есть в этом случае используются нетипичные решения.

2 Значимость целей. Принятие решение может преследовать собственную, самостоятельную цель или даже быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, то есть решения направлены на долгосрочное, качественное развитее организации; или тактическими, то есть решения направлены на более короткий отрезок времени.

3 Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае решение будет глобальным. На основе этого же признака предлагается следующая классификация:

· производственные;

· сбытовые и снабженческие;

· финансовые;

· плановые;

· кадровые и другое.

4 Длительность реализации. Реализация решения может потребовать несколько часов, дней, месяцев, лет. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты, осуществления, которых могут быть удалены на несколько лет. "Во имя пользы решения следует принимать быстро, но, не опережая время".

5 Прогнозируемые последствия. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких - либо отклонений или учета новых факторов, то есть является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

6 Характер используемой информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) и вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределенности).Д. Карнеги сказал: "Когда перед вами возникает проблема, решайте ее немедленно, если располагаете факторами, необходимыми для принятия решения". Объем и достоверность играют чрезвычайно важную роль при принятии решений.

Детерминированные решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Примером детерминированного решения может быть выбор в качестве инструмента инвестирования свободной наличности 20% -ных ОФЗ-ПД. Финансовый менеджер в этом случае точно знает, что за исключением крайне маловероятных чрезвычайных ситуаций, из-за которых правительство РФ не сможет выполнить свои обязательства, организация получит ровно 20% годовых на вложенные средства. Подобным образом, принимая решение о запуске в производство определенного изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.

Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определенности. Большинство управленческих решений являются вероятностными. Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности.

Большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, ведь среда, в которой организация функционирует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено в будущее, а будущее содержит элементы неопределенности, поэтому нет возможности точно определить результат принятого решения. В связи с этим принятие и реализация решения сопряжены риском. Риск - это действие на удачу; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа. Однако, риск - нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна 1. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных.

В ряде случаев организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который подсказывает, что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В таких случаях оценка вероятности является субъективной.

В рыночной экономике менеджер обязан учитывать уровень риска, как важнейший фактор принятия решений. "Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках" (General Motors).

Решение принимается в условиях неопределенности, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что них невозможно получить достаточно информации. Неопределенность характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях. И в итоге вероятность определенной альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности. В этих условиях руководитель может:

1. Попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценивать субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;

2. Когда не хватает времени или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на интуицию и прошлый опыт.

Многоаспектность управленческой деятельности вызвала к жизни самые разнообразные виды решений, ряд которых были приведены и раскрыты выше.

Date: 2016-06-09; view: 907; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию