Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные факторы, влияющие на формирование менеджмента в России





В настоящее время в России функционируют предприятия различных форм собственности:

- государственные, которые не подлежат приватизации;

- приватизированные (с участием или без участия государства);

- частные.

В управлении вышеперечисленными видами предприятий есть некоторые специфические особенности.

На государственных предприятиях специфика менеджмента, схожа с системой организации и управления на предприятиях бывшего СССР. Она заключается, в первую очередь, в полной ответственности перед «большим собственником» - государством. Кроме этого, наличествует ограниченность широты прав менеджмента таких предприятий, поскольку стратегия и тактика развития последних определяется всегда «сверху».

Менеджеры таких предприятий несут всю полноту ответственности за управление. В перечень их прав входит:

- определение организационной структуры производства;

- ценообразование; определение количества и номенклатуры выпускаемой продукции; наём, выплата вознаграждения и право увольнения работников; управление финансами.

Однако, следует брать во внимание то, что у менеджеров очень больших коллективов чувство собственника выражено достаточно-таки слабо. Также можно отметить, что «синтез» собственника средств производства и наемного работника в одном лице, преимущественно является характерным для периода первоначального накопления капитала

Главным фактором дальнейшего развития рыночных отношений в России в наши дни - увеличение предложения (а, следовательно, и производства) различных товаров и изделий.

Огромные объемы необеспеченного платежеспособного спроса населения, а также действующих производств служат стимулом для развития экономической деятельности небольших фирм.

К преимуществам малых фирм можно с уверенностью отнести: быструю адаптацию к непрерывно меняющимся условиям реализации продукции на рынке, высокий коэффициент оборачиваемости капитала, значительное уменьшение расходов за счет максимально рациональной организации, а также эффективного производственного менеджмента, относительно низкие административные затраты.

менеджмент управление рыночный

.Проблемы и задачи развития теории и практики Российского менеджмента

Основные проблемы развития российского менеджмента

Уровень развития фирм в современных условиях, характеризующихся непрерывным усилением конкуренции и глобализации определяется главным образом тремя важными показателями:

· производительностью труда;

· конкурентоспособностью товара;

· качеством развития и роста, определяемыми степенью инновационности технологической базы, а также адекватностью систем управления и организационного развития.

Совершенствование, основанное на данных показателях сегодня составляют ключевую задачу менеджеров фирм, поскольку именно совокупность данных ключевых показателей определяет текущую позицию фирмы на рынке, а также возможности и перспективы её успешного и стабильного развития. Низкое значение хотя бы одного из этих показателей делает положение фирмы в лучшем случае неустойчивым, а перспективы развития размытыми и неопределенными.

В странах с развитой рыночной экономикой в условиях весьма жесткой конкуренции, с эффективной законодательной и правовой системами, у большинства предпринимателей и менеджеров есть возможность постоянно ставить и решать задачи по значительному улучшению этих показателей.

На промышленных предприятиях России ситуация является несколько иной, поскольку уровень конкуренции тут является на порядок ниже, чем в экономически высокоразвитых странах, почти неразвита самая сильная черта конкуренции -- инновационное развитие, совсем небольшой опыт работы многих менеджеров в существующих российских условиях часто приводят к доминированию в управлении сиюминутных, краткосрочных интересов и соответственно простых, рассчитанных на один, максимум два года управленческих решений.

5. Закономерности и принципы управления.

При рассмотрении законов и принципов управления следует, выделять, по крайней мере, два аспекта:

1) законы и принципы управления как процесса реализации управленческих функций;

2) законы и принципы построения и функционирования системы управления.

К закономерностям процесса управления относятся:

- непрерывность — непрерывная последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов работ (управленческий цикл);

- стадийность — формирование целей, определение альтернатив реализации целей и отбор наиболее эффективной организации исполнения решения, контроль за исполнением и оценка результатов;

- общность — независимо от разнообразия объектов управления существует общность функций, приемов и методов управления, содержания управленческого цикла, процесса (технологии) выработки и принятия решений и т.д.;

- согласованность — установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами управленческого труда, последовательности его осуществления в пространстве и времени, взаимосвязи между целями и средствами их достижения. Принцип (лат. — начало, основа) — исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.п. Применительно к науке управления это требования к построению органов управления, методам осуществления управленческих функций и т.д. В принципах обобщены законы и закономерности развития организационных систем, оправдавший себя опыт управления. Все принципы управления условно можно разделить на следующие группы:

- общие для всех видов управления, которые относятся ко всем компонентам системы управления;

- специфические, которые относятся к управлению организационными системами;

- принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления. Общие (кибернетические) принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы. К ним относятся принципы:

- системности;

- иерархичности;

- обратной связи;

- адаптивности;

- необходимого разнообразия;

- внешнего дополнения;

- пропорциональности;

- устойчивости;

- развития.

Принцип системности означает, что функции управления выполняются не как отдельные самостоятельные виды деятельности, а с учетом функционирования системы в целом. Все элементы системы управления взаимосвязаны и рассматриваются как средство достижения ее конечных целей (системная организация элементов).

Принцип иерархичности предполагает рассмотрение сложных и больших систем как многоуровневых пирамид, в которых выделяются элементы уровней управления. Каждая ступень уровней осуществляет управленческие воздействия на нижестоящие ступени, но одновременно и сама управляется элементами вышестоящего уровня. Высший уровень органов управления формулирует наиболее общие и глобальные цели и задачи, вырабатывает стратегию. Средний уровень отвечает за частичные задачи в рамках крупных целей, служит связующим звеном во взаимодействии органов управления с исполнителями. Низший уровень — исполнители — обеспечивает исполнение конкретных задач.

Принцип обратной связи базируется на выводах о замкнутости систем управления, т.е. получении информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую, путем сравнения достигнутого состояния управляемого объекта с заданным. Смысл принципа заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управления системами. Обратная связь представляет собой регулирующее и вместе с тем защитное средство. Поступающая по каналам обратной связи информация позволяет обнаружить расхождение и отрегулировать поведение системы в соответствии с заданной целью.

Принцип адаптивности — способность системы предпринимать адекватные действия на многообразные воздействия внешних и внутренних факторов. Для организации важно, чтобы она могла приспособиться к постоянным изменениям социальных, политических, экономических, нормативно-правовых и других факторов, а также к конъюнктуре рынка. Для практической реализации этого принципа должно существовать соответствующее подразделение органа управления (отдел, бюро, группа, специалисты), в функции которого входят мониторинг и выявление проблем. Принцип необходимого разнообразия. Для управления нужна информация, как о задачах управления, так и о его результатах. В процессе развития на систему воздействуют различные силы — возмущения, которые можно назвать силами дезорганизации (аварии, поломки оборудования, ошибки планирования, непредполагаемое поведение исполнителей и т.д.). Полная дезорганизация (хаос) возникает в случае, если система находится в состоянии полной неопределенности, равновероятно принимая различные состояния. Кибернетика рассматривает информацию как объект, устраняющий неопределенность и измеряющий информацию количеством данной неопределенности. Одна из важнейших численных характеристик системы — разнообразие, определяемое множеством состояний, которые она может принимать. Задача управления состоит в уменьшении разнообразия управляемой системы по сравнению с абстрактно возможным (в идеальном случае — в сведении множества всех ее состояний, возможных как результат влияния среды или действия внутренних причин, к подмножеству, включающему лишь состояние, оптимальное по отношению к цели управления). Закон необходимого разнообразия утверждает, что необходимая для решения этой задачи избирательная способность управляющей системы обусловливается величиной уменьшения разнообразия объектов управления, которого необходимо достигнуть. Понятие избирательной способности в конкретных случаях имеет смысл собственного разнообразия управляющей системы и его способности обрабатывать необходимое количество информации, и т.д. Количественную оценку разнообразия больших систем удается практически получить крайне редко. На качественном уровне закон необходимого разнообразия в практических разработках может рассматриваться как следующие требования:

- система управления должна представлять собой модель управляемой системы;

- эффективное управление сложными системами неосуществимо с помощью простых средств, т.е. сложность управляющей системы должна соответствовать сложности объекта управления (в данном случае не просто сложность структуры органа управления, а его способность решать разнообразные проблемы и реагировать на разнообразные ситуации). Принцип внешнего дополнения сформулировал Ст. Бир. Поводом для этого явилась ситуация, когда в 1950-е гг. теоретики и практики управления усиленно разрабатывали теории количественных изменений (кибернетика, математическое моделирование). Оказалось, что безупречные теоретические модели функционирования систем, процессов и организаций в целом не всегда дают ожидаемые результаты на практике. Возникают сбои, требующие корректирующих воздействий на систему извне. Ст. Бир пришел к выводу, что действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, не входящих в саму модель, но влияющих на результаты деятельности системы. Эти операции назвали внешним дополнением, приводящим к коррекции математической модели. В качестве практических приемов внешнего дополнения может выступить организация маркетинговых обследований, рекламные мероприятия, создание резервов сырья и материалов и т.п.

Принцип пропорциональности базируется на том, что существует рациональная соотносительность органов управления по объему выполняемых функций, решаемых задач, полномочий и технической оснащенности («пропускная способность» органов управления).

Принцип устойчивости — система управления сохраняет свою качественную определенность, несмотря на внешние и внутренние возмущения.

Принцип развития — система управления стремится достичь наибольшего суммарного потенциала своей деятельности на каждом этапе жизненного цикла объекта управления.

Специфические принципы организации и управления производством:

- оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, находящееся в тесной связи с общим принципом (иерархичности). Его сущность заключается в распределении полномочий на принятие решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается подход, когда политика фирмы, т.е. цели и стратегия, разрабатывается на верхнем уровне, а оперативные решения принимаются на низовом;

- принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность предполагает выработку решений с учетом коллективного мнения, с учетом мнений руководителей низшего звена. При коллективности принятия решений (разновидности коллегиальности) решение принимается большинством голосов, например, акционеров;

- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Всякое делегирование прав работнику накладывает на него ответственность. Более того, принимая делегированные права, работник принимает на себя признание акта соподчиненности, т.е. права вышестоящего руководителя давать указания и контролировать их исполнение;

- принцип демократизации управления основан на корпоративной собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.

Существует ряд используемых в плановой экономике принципов, актуальных и в настоящий период, но требующих нового наполнения:

- эффективности и оптимальности;

- правильного подбора, расстановки и воспитания кадров; хозрасчетных отношений (коммерческий расчет);

- сочетания отраслевого и территориального управления;

- обоснованной мотивации: материальной заинтересованности в сочетании с другими мотивами и т.д.

Названные принципы действуют в сочетании друг с другом, комплексно, более того, в системном единстве. Например, оптимальность функционирования системы управления невозможно обеспечить без осуществления принципа информационных связей (главным образом обратных), которые способны оптимизировать систему (принцип относительности) в соответствии с поставленными целями ее функционирования (принцип целеполагания). Принципы находятся в тесной логической взаимосвязи с основными категориями теории управления. Так, мотивация (т.е. активизация и стимулирование людей) здесь представлена как принцип, но в то же время это и функция управления. Иногда стимулирование (экономическое, моральное) относится и к методам управления. Но методы управления представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения поставленной цели. Цель же в качестве ориентира регулирует действия. В этом смысле она выступает и как принцип управления (руководящей идеи, правила поведения — по определению). Вообще говоря, категория «метод» логически следует из категории «принцип управления», поэтому некоторые принципы и методы зачастую трудно разделить и их следует рассматривать в причинно-следственных связях и единстве.

6. Научные подходы к менеджменту: системный подход, ситуационный подход.

Школа науки управления в своих исследованиях опирается на три методологических подхода- системный, процессный и ситуационный, которые сформировались на основе эмпирического подхода.

Системный Подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов.

Первоначально теория систем применялась в точных науках и в технике.

Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи (1901-1971).

Значительный вклад в развитие системного подхода внес советский ученый-медик Л.К. Анохин (1898-1974). На основе проведения серии экспериментов он выдвинул концепцию систем, впоследствии получившую название теория функциональных систем, согласно которой основным стимулом доведения является полезный для организма результат. Достоинством теории функциональных систем является то, что она вместо физиологии отдельных органов рассматривает деятельность всего организма в целом. Теория Анохина оказала большое воздействие на развитие кибернетики, биологии, медицины, психологии и других наук

Применение теории систем в управлении в конце 30-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход является не набором каких-либо правил к руководству, а это скорее способ анализа организационных систем управления.

Системный подход основывается на следующих принципах:

1. Единства, т.е. совместного, комплексного рассмотрения системы как целого и как особого составления его частей.

2. Развития. Это принцип необходимости изменения системы по отношению к внешней и внутренней среде. т.е. система - это постоянно адаптирующийся целостный механизм.

3. Единства общей цели, где предполагается выбор глобальной цели длявсех подсистем организации. Оптимум подсистем не является оптимумом длявсей системы.

4. Функциональность, т.е. совместное рассмотрение структуры системы и функций. Приоритет всегда отдается функции над структурой, где функция- цель, назначение, а структура - состав, элементы. При анализе организационных систем необходимо выделять пересечения функциональных и структурных взаимосвязей.

5. Децентрализация. Сочетание централизации и децентрализации в структуре и функциях организационной системы может эффективно действовать (адаптироваться к внешним и внутренним условиям) только при оптимальном соотношении распределения решений в управленческих воздействиях.

6. Принцип иерархии. Анализ и учет соподчинения и соотношения составляю­щих частей системы, их ранжирование.

7. Принцип неопределенности, множественности. Детерминированный характер связей предполагает жесткую взаимосвязь между причинами и следствиями. При вероятностном подходе нет явной связи между причиной и следствием, где: одна причина может приводить к разным следствиям и наоборот - различные причины (факторы) могут приводить к одинаковым следствиям.

8. Принцип организованности, упорядоченности, т.е. выявление процессов последовательности и степени выполнения управленческих решений.

Можно выделить ряд научных аспектов, которые составляют сущность системного подхода:

1. Системно-элементный, отвечающий на вопрос из чего, каких элементов образована система;

2. Системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее элементов;

3. Системно-функциональный, показывающий какие функции выполняет сис­тема и образующие ее компоненты;

4. Системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы как по горизонтали, так и по вертикали;

5. Системно-интегративный, показывающий механизм. Факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

6. Системно-исторический, отвечающий на вопрос как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии она проходила, каковы ее исторические перспективы

Системы делятся на два вида: открытые и закрытые. Закрытые системы отно­сительно независимы от окружающей среды, в то время как на открытую систему оказывают воздействие факторы внешней среды. Теория социальных систем рассматривает организацию как открытую систему, как многофакторное и многоцелевое образование.

Между всеми элементами системы существуют двусторонние и многосторонние связи, вызывающие изменение поведения людей в организации. Все это вместе определяется как организационная система, направленная на достижение поставленных целей. Связи в системе осуществляются через главные связующие процессы, такие как коммуникации, равновесие и принятие управленческих решений. Коммуникации обеспечивают обмен информацией в организации. Равновесие обеспечивает приспособление организации к постоянно изменяющимся условиям и достижение соответствия между потребностями и установками человека с требованиями организации. Процесс принятия решений регулирует и управляет системой.

Важное значение, в управлении имеет понятие подсистемы. Организации состоят из нескольких взаимозависимых подсистем. Так, производственная организация имеет социальную и техническую подсистемы. Под системы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Так как все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой под системы (отдельного отдела или работника) может повлиять на систему в целом.

 

Процессный Подход Процессный подход с позиций школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Мескон дает следующее определение процессного подхода. «Процессный подход к управлению - подход, основывающийся на концепции, согласно которой управ­ление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций».

Впоследствии различными авторами предлагались разные классификации управленческих функций. Так, Мескон считает, что «процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля». Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, направленная на достижение целей организации.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях.

Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации, соответствующие этой ситуации.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более десяти.

К основным внутренним переменным организации относятся ситуационные факторы, действующие внутри организации. Это - цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Внутренние переменные являются результатом управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию.

В настоящее время организации испытывают значительное влияние факторов внешней среды, которые, в свою очередь, оказывают большое воздействие на внутренние переменные организации.

Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию - как внутренних, так и внешних факторов. Необходимость учитывания изменений во внешней среде особенно актуальна в настоящее время. Выживание организации и сохранение эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев зависит от того, сумеет ли организация приспособиться к изменениям окружающей ее среды.

Ситуационный подход определил внешние переменные: факторы, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. Впоследствии все факторы внешней cpeды были разделены на две группы: переменные прямого воздействия - поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные органы и переменные косвенного воздействия - состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), политические факторы, международные события. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. Факторы косвенного воздействия не оказывают немедленного воздействия на операции, но тем не менее их следует учитывать. Степень их влияния определяется сферой деятельности и внутренними возможностями организации.

Школа науки управления установила, что все переменные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения во всех других.

Date: 2016-06-09; view: 2041; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию