Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические действия, способствующие формированию мотивации достижения успеха





Очень важно, чтоб педагог предпринимал педагогические действия, которые будут способствовать формированию мотивации достижения успеха.

Так как чем выше сам человек и другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям. Отсюда большое значение имеет то, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверх усилий.

2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В заданиях должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.

Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения,- это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.

Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

1. Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.

2. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.

3. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.

4. Сделать деятельность учащихся определенной интересной и понятной.

5. Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

Таким образом, учитывая все перечисленные психолого-педагогические условия, учитель может решить в своем классе проблему развития мотивации к достижению успеха.

 


Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок занимается лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи материала.

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя

сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Обучающиеся с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированнее подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

Оценивая результат, педагог обычно сравнивает достижения одних детей с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправдано сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если любая деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Эффективность мотивации обучающего и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у детей развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что они испытывают страх перед трудной работой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность (по различным причинам) принимать участие в общении, а так­же определять свои цели приводит к возникновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллектуальные возможности. Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т. п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях — и к ее деградации. В случае

долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию.

Научное понятие «тревожность» в по­вседневном языке раскрывают такие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Ребенок, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее.

Любая деятельность всегдаполимотивирована. К внутренним мотивам ее можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного, понимание необходимости занятий для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как деятельность ради лидерства, престижа, материального вознаграждения или избегания неудач. Поэтому одной из основных задач педагога должно быть повышение в структуре мотивации «удельного веса» положительных мотивов. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель обучения как саморазвития. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы ребенок по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они стали значимыми для него.

Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к деятельности:

1. Содержание материала.

 

2. Организация раэвивающей деятельности.

 

3. Стиль педагогической деятельности педагога.

 

4. Коллективные, групповые формы деятельности.

Личностные качества, необходимые педагогу для эффективной работы:

стремление к максимальной гибкости;

способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям обучающихся;

умение придать личностную окраску обучения;

владение стилем доверительного (неформального) общения с обучающимся;

эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Теперь отметим условия, способствующие формированию позитивных мотивов детей.

 

1. Осознание ближайших и конечных целей.

 

2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.

 

3. Наличие любознательности у детей.

 

4. Положительный психологический климат в объединении.

 

5. Профессиональная направленность в деятельности.

 

Date: 2016-06-08; view: 2563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию