Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование мотивации достижения посредствам создания ситуации успеха в работе педагога дополнительного образования





В настоящее время проблема мотивации занимает особое место в нашем современном мире.

В период, когда ребенок обучается в начальной школе, ведущая деятельность у него является учебной, следовательно, именно в этот период необходимо формировать учебно-познавательную мотивацию и развивать её, чтоб к концу обучения в начальной школе сделать устойчивую положительную мотивацию у учеников.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для переключение в положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих силах, формирует у учащихся мотив достижения.

Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело очень хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реально оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности.

Общее значение формирования мотивации достижения состоит в том, чтоб педагог переключал учащихся с отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному отношению к учению - к эффективному понятному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; совместная деятельность учителя и учащегося, помощь учителя не в виде не прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов. Кроме того к положительному формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, умелое применение учителем поощрения и наказание. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых комфортных условиях, которые создает педагог дополнительного образования, это такие условия, которые ребенку помогают достичь хороших результатов и избежать неудач. Многих интересовал вопрос о формировании мотивации достижения, первыми, кто начал изучать и исследовать этот вопрос были

зарубежные психологи именно они начали заниматься изучением мотивацией достижения ещё в первой половине XX ст. и впервые назвали её "мотивом достижения". Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе, или "мотив достижения" по Д. Макклелланду (40-е годы), - это устойчиво проявляемая потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности.[ 12] Впервые эта точка зрения была выделена в классификации Г. Мюррея. Согласно Д.Аткинсону и Д.Макклелланду «мотив достижения» состоит из двух противоположных мотивационных установок - из стремления к успеху и избегания неудач.

Высокий уровень мотивации достижения означает, что у человека преобладает стремление к успеху. А Д.Маклеланд мотив стремления к успеху понимает как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата.[11]
Низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что преобладает стремление избегать неудачи.

Проблема изучения и формирования мотивации достижения нашла своё отражение и в работах отечественных педагогов и психологов И.М.Вереникиной М.В.Матюхиной. Т.А.Саблиной, и др., которые обосновывают необходимость изучения этих вопросов уже в младшем школьном возрасте. Так как младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, в этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к знаниям.

Но спустя какое –то время ребёнку все равно приходится решать всё более сложные задачи, соответствовать более жёстким требованиям, в связи с чем, исчезает этот светлый оптимизм и возникает самая серьезная проблема обучения школьников - проблема учебной мотивации.

Проблема мотивации обучения — одна из наиболее актуальных для любой школы, так как отрицательное или безразличное отношение школьника к учению может быть причиной низкой успеваемости

может снизиться активность на занятиях, снизится уровень мотивации или оно будет положительная, но бессодержательная. Поэтому

педагогу важно создавать ситуации успеха, с использованием на занятиях различных стимулов: это оценка, словестное поощрение и.т.д. Чтоб ученик не потерял интерес к учебе, чтоб чувствовал поддержку и внимание со стороны педагога, тем самым он будет чувствовать свою значимость, у него появится стимул к выполнению различных заданий. Ребенок будет уверенный в себе и в своих силах. Так как важный фактор в достижении успеха в младшем школьном возрасте – это оценка со стороны взрослого человека. Таким образом, если мы педагоги хотим видеть нормальных и благополучных детей, в смысле учебы, счастливых детей на своих занятиях – надо постараться обучать их в соответствии с настоящими потребностями самих учащихся и новыми событиями нашего общества. В этом случае дети не будут оказывать такого протеста учебе, которое мы часто встречаем в обычной школе. Педагогу очень важно ориентироваться на документ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако педагоги продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителя. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители делают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А педагоги согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения разных видов деятельности.

В чем же причины нежелания учиться?

Таких причин не мало. Обозначим лишь некоторые из них:

- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;

однообразие школьной жизни и учебного процесса;

- бедность и непродуманность организации учебного процесса и школьной жизни;

- однообразно упрямая и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение;

- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную, творческую деятельность?

Надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

Эффективная мотивация учения.

Трудности овладения знаниями или каким –либо видом деятельности требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на активное бучение.

человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной, самостоятельной деятельности.

Именно это требование является центром нового стандарта: универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «обще учебные умения», «общие способы деятельности», Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования всесторонних учебных действий (УУД). Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Еще очень важно для того, чтобы сформировать положительную мотивацию у ребенка нужно опираться на общечеловеческие потребности.

Новое, скрытое, неизвестное всегда притягивает воображение и стимулирует познание. Очень важен для детей стимул: новизна учебного материала, необычность подачи,

всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

Нечеткость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием (столкновением), у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Такой стимул как оценка давно используется учителями. Любой человек, занятый делом, заинтересован узнать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. Не утихают споры о том, нужна ли оценка, должна ли она отражать успехи ученика. Что же касается отметки, то ее роль чисто техническая: она проявляет, обнаруживает, фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого - либо другого знака.

Оценки усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его авторитет среди сверстников. Расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает ученика. Но влияние на ученика этого фактора может быть двояким. Либо полученная оценка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями, либо, если она невысока, отбивает желание учиться.

Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия, также способствуют повышению уровня мотивации достижения у учеников.

Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Почему игра так притягательна для школьников в учебном процессе? При правильной организации игра дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Может быть, то, что предлагает детям учитель на занятии, вовсе не игра, а вариант серьезной учебной деятельности. Игра - это деятельность с воображаемыми объектами. Ребенок не может вести настоящий самолет, строить настоящий дом, ловить и наказывать преступников, но вот играть в такие дела он может. Для такой замещающей «деятельности» нужно только воображение. Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Также педагогу на занятиях нужно опираться на возрастные потребности

Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых. Интересы старших школьников отличаются от интересов подростков и младших школьников. Младшие школьники весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Мир представляется им простым. Животные, моря, горы. Любые рассказы, фильмы, знакомство с фотографиями на эти темы вызывают их интерес и желание узнать больше. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, положительно влияет на их стремление учиться. Младшие школьники любят мечтать и играть, раскрывать тайны и разгадывать загадки. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с младшими школьниками игры игровые элементы, давать нагрузку их воображению, использовать экскурсии и выходы за пределы класса, менять характер их деятельности.

Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов. Педагогу дополнительного образования нужно обращать внимание и опираться различные потребности мальчиков и девочек.

Стимулирование познавательной активности школьников может учитывать половые особенности их интересов. Мальчики проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике. Девочек больше интересуют взаимоотношения людей, всевозможные моды, проблемы искусства. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.

Тем самым у детей появится интерес к учению, ребята будут с удовольствием приходить на занятия и получать знания. Также педагогу нужно обращать внимание на индивидуальные потребности ребенка и опираться на них, только сложность заключается в том, чтобы знать и помнить об интересах и увлечениях детей. Кто-то любит музыкальную классику, кто-то любит громкую музыку, кто-то увлекается дрессировкой собаки.

Таких интересов у младших школьников очень много. В своей работе учитель использует разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты. Внимательный педагог заметит и обратит внимание на индивидуальные интересы детей.

Стимулирующая роль организации учебного процесса,

продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала. Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые используют творчески работающие учителя для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними: научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов. Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков или занятий. Одним из важных факторов является создание благоприятных условий для учебной и внеурочной деятельности так как, от окружающих условий также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый материал, либо затрудняют учебную деятельность.

Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы - все это нужно школе и учреждениям дополнительного образования не меньше, чем театру или дому культуры.

Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, которым пользуются многие учителя, юмористические вкрапления в познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Вся школьная жизнь и внеклассная работа, все общение педагогов с детьми должно быть пронизано уважительным отношением к школьникам. Расширение свободы и самостоятельности положительно влияет на самочувствие школьников. Их притягивает школа, они воспринимают ее как свой родной дом, как дом радости.

Разнообразие деятельности и жизнерадостная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразного школьного следования созданным шаблонам - все это положительно сказывается на учебном процессе. Различная вне учебная деятельность должна быть подчинена общим задачам учебно-воспитательного процесса. Стимулирование учения является ключевой проблемой образования в современных условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт подчёркивает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности ученика.

С введением ФГОС второго поколения в НОО очень остро встал вопрос об систематизации применения ИКТ технологии, а конкретно интерактивного цифрового оборудования.

В чем же новизна современного урока внеклассного занятия в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке и внеклассном занятии. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

К внеклассному занятию предъявляются следующие требования:

хорошо организованное, внеклассное занятие в хорошо оборудованном кабинете должно иметь хорошее начало и хорошее окончание;

Педагог должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока или внеклассного занятия;

Внеклассное занятие должно быть развивающим, учитель сам должен быть нацелен на сотрудничество с учениками и уметь управлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Педагог активизирует деятельность учащихся;

Педагоги смогут реализовать новый стандарт, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Компьютер дает много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и, в том числе, к наличию свободного доступа к интернету. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии.

Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.

 

 

 


 

Date: 2016-06-08; view: 1133; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию